Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 01:17, курсовая работа
На современном этапе развития общественных отношений наблюдается планомерный рост технического оснащения, постепенный подъем промышленности. Эти факторы говорят о том, что наше общество стоит на пороге нового поколения. В науке оно определяется, как информационное общество, т.е. то, в котором (в том числе) большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
Введение 3
Законодательное закрепление права граждан на экологическую информацию 5
Реализация права граждан на экологическую информацию 10
Способы и виды обеспечения граждан экологической информацией 12
Ограничение доступа к информации 15
Защита прав граждан на экологическую информацию 17
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
ПРАВО ГРАЖДАН НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ
Дата сдачи: __________________
Дата рецензирования: _________
Дата защиты: ________________
Оценка: _____________________
Москва
2015
Оглавление
Введение
На современном этапе развития общественных отношений наблюдается планомерный рост технического оснащения, постепенный подъем промышленности. Эти факторы говорят о том, что наше общество стоит на пороге нового поколения. В науке оно определяется, как информационное общество, т.е. то, в котором (в том числе) большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерны следующие черты:
Немаловажно, что законодатель не обошел стороной данное явление. Как следствие, разработана "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212), принято Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 21.02.2015) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", что свидетельствует о том, что Российская Федерация всячески стремится к созданию современного, развитого общества, которое характеризовалось бы высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
Однако нельзя забывать, что в любой ситуации есть обратная сторона медали, и данный вопрос не является исключением. В частности, наряду с изменениями в укладе экономики, наличествует изнашивание и истощение (практически без тенденций к обновлению и возобновлению) многолетне используемых технологических и природных ресурсов, что неизбежно приводит к обострению техногенной и экологической обстановки в стране. Очевидно, что при этом нарушаются экологические права и законные интересы практически всего населения Российской Федерации. Как следствие, в ситуации, когда те или иные гражданские права и свободы нарушаются, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия, сокрытия, искажения или отказа в предоставлении информации. При этом важно понимать, что центральной осью, основой процесса защиты любых гражданских прав и свобод является именно получение необходимой информации. Отсюда следует, что проблема реализации права граждан на экологическую информацию является актуальной особенно в условиях глобальных экологических и технических изменений.
Основной закон – Конституция Российской Федерации в ст.42 закрепляет право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Немаловажно, что среди нескольких десятков основных конституционных прав и свобод человека и гражданина, а они согласно ст.2 Конституции России являются высшей ценностью, названо право на экологическую информацию. Однако прежде, чем рассматривать данный вопрос более детально, необходимо понять, что представляет собой информация. Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В соответствии с положениями этого же закона (Статья 5), информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Она может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку её предоставления или распространения.
Более того, право на экологическую информацию, в том числе и на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, основывается на общих конституционных нормах, имеющих отношение к информации. Так Конституция РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова (ч.1 ст.29), а также свободу массовой информации (ч.5 ст29). Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Как уже говорилось выше, Статьей 42 Конституции РФ гражданам гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Зачастую понятие «экологическая информация» рассматривается как «информация об окружающей среде». Такой подход представляется неверным, так как понятие «экологическая информация» намного шире. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (Статья 1) «окружающая среда» определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Понятие «информация о состоянии окружающей среды, её загрязнении» раскрывается в Федеральном законе «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ (Статья 1), это – сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Этим же законом детально регулируются вопросы использования информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении и информационной продукции (обобщённой информации полученной в результате обработки сведений (данных) и предназначенной для распространения или реализации).
Проанализировав
Важно, что данные сведения, хоть и разрозненно, но содержатся в некоторых источниках экологической информации, к которым относятся: кадастры природных ресурсов и природных объектов, документы статистического экологического учета и отчетности, экологические реестры и регистры, материалы экологической паспортизации и экологического мониторинга, ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей среды в РФ, аналогичные доклады в субъектах и т.д.
Насколько мы видим, список видов экологической информации, которая может быть доступна гражданам, представляет собой открытый перечень. Это обуславливается тем, что общественные отношения в настоящее время развиваются крайне динамично и мобильно. Отсюда следует, что сегодня, когда заинтересованная общественность стала более активна в вопросах защиты своих прав, понимания обязанности государства охранять и обеспечивать благоприятную окружающую среду для жизни человека, возможностей участия в принятии экологически значимых решений, необходимо, для общего понимания владельцев и пользователей экологической информации иметь в законодательстве более четкие формулировки или закрепить открытый перечень общественных отношений, которые будут регулироваться в области обеспечения граждан экологической информацией. А на сегодняшний день отсутствие такого понятия как «экологическая информация» и различие формулировок в различных законодательных актах вносят неопределённость и приводят к тому, что на практике граждане и некоммерческие организации часто не могут получить информацию, связанную с окружающей средой (например, информацию о выбросах и сбросах предприятий, о воздействии окружающей среды на здоровье населения), но не являющуюся информацией о её состоянии.
Для реализации права на благоприятную окружающую среду, гражданам необходимо своевременно получить полную и достоверную информацию, как о состоянии окружающей среды, так и о мерах по её охране, об обстоятельствах и фактах хозяйственной и иной деятельности, создающей угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан2. Такую информацию, в соответствии с положениями статей 11, 12 Закона «Об охране окружающей среды», можно получить от органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, иных организаций и должностных лиц. Получение своевременной, полной и достоверной экологической информации, может являться гарантией эффективной реализации права на благоприятную окружающую среду. Поэтому нам необходимо знать, что собой представляет такая информация. Под своевременной информацией понимается «информация, переданная обратившемуся лицу, в самые короткие сроки». Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Статья 12), установлено, что ответ на письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения. А в исключительных случаях, этот срок может быть продлён ещё на 30 дней. Полная информация — информация, которая передается обратившимся в том объёме, в котором ею обладает государственный орган, орган местного самоуправления, должностные лица иные объединения, в рамках их компетенции. Достоверной является неискажённая (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции. Хотя здесь нужно сделать оговорку о том, что принцип достоверности является субъективным и уровень соответствия информации данному критерию во многом зависит от уровня развития науки и техники. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Также выделяется критерий легкодоступности. Таковой можно считать информацию, если есть возможность получить ее в удобное время, в удобном месте, в удобном виде и т.п. Однако данный критерий не является обязательный и может быть ограничен на законодательном уровне по соображению обеспечения безопасности или установленного порядка.
Итак, достоверность информации, её полнота, своевременность предоставления и доступность являются важнейшими принципами, на которых основано правовое регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации в России. Предоставление экологической информации соответствующей вышеназванным критериям, является гарантией не только экологической безопасности, но и гарантией предупреждения и предотвращения нарушений в области охраны окружающей среды, жизни и здоровья граждан.
Сегодня, в условиях стремительно развивающегося информационного пространства и телекоммуникационных технологий, информацию можно получить из различных источников и, соответственно, разных видов. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (статья 7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Общая информация, попадёт к нам при помощи СМИ, ТВ, интернета, специализированных рассылок, газет, журналов, книг, электронных баз данных, участия в социальных сетях, и других источников. Разобраться в этом потоке информации порой бывает не просто. Поэтому нам необходимо знать, каким образом органы государственной власти, органы местного самоуправления официально предоставляют информацию заинтересованной общественности и в каком виде.
Способы предоставления информации, установлены статьёй 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 N 8-ФЗ. К ним относятся:
Информация о работе Право граждан на экологическую информацию