Право граждан на экологическую информацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития общественных отношений наблюдается планомерный рост технического оснащения, постепенный подъем промышленности. Эти факторы говорят о том, что наше общество стоит на пороге нового поколения. В науке оно определяется, как информационное общество, т.е. то, в котором (в том числе) большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

Содержание работы

Введение 3
Законодательное закрепление права граждан на экологическую информацию 5
Реализация права граждан на экологическую информацию 10
Способы и виды обеспечения граждан экологической информацией 12
Ограничение доступа к информации 15
Защита прав граждан на экологическую информацию 17
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экологическому праву.docx

— 70.69 Кб (Скачать файл)

В целях обеспечения доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 583 были утверждены «Правила отнесения информации к общедоступной размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», «Правила определения периодичности размещения общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков её обновления, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных».

В соответствии с положениями этих законов можно сделать следующие выводы:

 • общественность  может получать необходимую информацию  от органов власти, органов местного  самоуправления, судов, юридических  лиц, как путём направления запросов, на личных приёмах, так и путём  ознакомления с общедоступной информацией, размещенной в СМИ, сети «Интернет», стендах, библиотеках, архивах и др.;

 • государственные  органы, органы местного самоуправления, суды обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности;

• граждане и организации, желающие получить экологическую информацию, не обязаны обосновывать необходимость её получения, то есть объяснять, для чего она необходима;

 • решения и действия (бездействие) государственных органов  и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных  лиц, нарушающие право на доступ  к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд;

 • граждане имеют  право на возмещение убытков, если такие убытки были, причинены в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного её предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации.

 

 

Ограничение доступа к информации

 
Ограничение доступа к информации может быть установлено только федеральными законами и только для целей защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства3. Действующим законодательством урегулированы в том числе вопросы государственной, служебной, коммерческой, врачебной, банковской тайны. Получение экологической информации, может частично носить ограниченный доступ, но только, как уже говорилось выше, на основании закона. Однако, согласно настоящему законодательству, законы прямо запрещают относить такую информацию к информации с ограниченным доступом. Так, ст.8п.4 п.п.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», прямо запрещено ограничивать доступ к информации о состоянии окружающей среды. Ст. 7 Закона «О государственной тайне» установлено, что «не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, <…> о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина». Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причинённого обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд. Также Федеральным законом «О коммерческой тайне» (ст.5) установлено, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении ряда сведений, в том числе сведений: о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом.

Таким образом, практически любая экологическая информация, заращиваемая общественностью, должна быть предоставлена в предусмотренный законом срок.

 

Защита прав граждан на экологическую информацию

 

Как мы выяснили ранее, Конституцией РФ (ч.2. ст.24) предусмотрена обязанность органов государственной власти и органом местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В случае сокрытия, искажения, несвоевременного сообщения полной и достоверной экологической информации Законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (статья 17) для лиц, совершивших правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации предусмотрено привлечение к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Статья 5.59) предусмотрена ответственность за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций. За это правонарушение на виновное лицо может быть наложен штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Статья 8.5. Кодекса об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации. К ответственности по данной статье могут быть привлечены граждане, должностные лица, юридические лица, которые были обязаны сообщать вышеперечисленную информацию. Ответственность налагается в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Уголовным кодексом РФ (статья 237) предусмотрена ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей, либо для окружающей среды. К уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которое были обязаны обеспечить указанной информацией население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности. В качестве уголовного наказания могут быть назначены: штраф; принудительные работы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение свободы.

Однако, несмотря на наличие соразмерных содеянному санкций за указанные правонарушения\преступления, судебная практика по подобному роду дел крайне невелика. Что, к сожалению, «свидетельствует о латентности некоторых составов»4, незаинтересованности (при всей абсурдности данной формулировки) уполномоченных лиц в выявлении и пресечении рассматриваемых противоправных деяний, преступлений, а также о правовом нигилизме граждан, ведь зачастую именно они при столкновении с нарушением их прав предпочитают промолчать, нежели быть вовлеченными в судебную волокиту.

 

Заключение

 

Таким образом, действующее законодательство России достаточно широко регламентирует процессы, связанные со сбором, накоплением, распространением и доступом к экологической информации. Но, необходимо отметить, что возникают серьёзные вопросы, касающиеся непосредственной реализации правовых норм в обозначенном направлении. Красноречивым свидетельством этого является отсутствие чёткого механизма функционирования системы государственных органов, распоряжающихся экологической информацией, а также относительно небольшая судебная практика по данного рода делам. В качестве причин возникновения сложившейся ситуации называются экологическое невежество, эколого-правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к правам граждан со стороны чиновников. Да и суды, в силу своей загруженности, вполне могут оставлять без рассмотрения дела такого рода, принимая во внимание, также, их сложность и определённую политическую окраску.

Как видим, нормативный материал, касающийся затронутой проблемы, достаточно объемен. И если в зарубежном и международном законодательстве вопрос доступа граждан к информации о состоянии окружающей среды более или менее урегулирован, то в Российской Федерации законодательство устанавливает лишь общие рамки, оставляя неурегулированными вопросы практической реализации провозглашенного права. Однако нельзя не отметить, что законодательное закрепление получили критерии достоверности, полноты и своевременности экологической информации, в силу чего они приобрели статус обязательных для исполнения требований.

Таким образом, необходимость принятия в России законодательного акта об экологической информации очевидна. Закон должен не только закрепить четкое определение экологической информации, порядок ее предоставления, но и предусмотреть ряд исключений и ограничений права граждан на подобную информацию, вызванных необходимостью защитить интересы национальной безопасности, обороны, международной политики, конфиденциальности личных данных и иных установленных законом отношений. Представляется, что перечень ограничительных оснований должен быть исчерпывающим.

В заключение, важно отметить, пожалуй, самый важный аспект, который достаточно далек от права. Речь идет о человеческом факторе. Несмотря на достаточно широкие правовые рамки, в которых могут действовать граждане в сфере надлежащего обеспечения экологической информацией, зачастую на практике они пренебрегают данным правом. К сожалению, к XXI веку люди так и не научились ценить то, что их окружает, а ведь незаинтересованность в вопросах экологии в будущем может сыграть злую шутку с каждым из нас. Следовательно, подводя итоги, важно помнить о том, что Конституцией нам даровано по сути еще одно право на жизнь – жизнь природы. Поэтому важно, чтобы каждый из нас помнил о том, что реализовать «право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» можно лишь тогда, когда каждый из нас осознает ценность природы и будет стремиться к ее сохранению.

 

Список использованной литературы

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  4. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне"
  5. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О коммерческой тайне"
  6. Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О гидрометеорологической службе"
  7. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 01.12.2014) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
  8. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015)
  9. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.03.2015)
  10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 21.02.2015) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"
  11. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212)
  12. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ,; 2010.
  13. Экологическое право. Учебный минимум / С.В. Суперека. Москва: Юриспруденция, 2009
  14. Ю.Я. Якель, Е.Н. Хмелева, И.В. Савельева // Наше право на информацию. 2004. Москва.
  15. В.И. Кутузов, А.А. Попов ДОСТУП К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (правовые аспекты), Москва 2004

1 Экологическое право, учебник для бакалавров, ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова, «Проспект», Москва, 2014 год

2 Ю.Я. Якель, Е.Н. Хмелева, И.В. Савельева // Наше право на информацию. 2004. Москва.

 

3 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ,; 2010.

 

4 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) – 2-е издание., испр., доп. и перераб./Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И.Чучаева

 

 


Информация о работе Право граждан на экологическую информацию