Правовой режим использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:17, реферат

Описание работы

Правовая охрана земель - это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.
Законодательство устанавливает обязанности сельскохозяйственных землепользователей по рациональному использованию земель; применению эффективных систем земледелия; борьбе с эрозией и другими вредными процессами, приводящими к разрушению почв; по проведению обязательных мероприятий, связанных с сохранением и улучшением земель, повышением почвенного плодородия.

Содержание работы

1. Основные понятия и функции земли
2. Нормативно-правовая база
3. Классификация земель
4. Правовая охрана земель
5. Заключение
6. Источники

Файлы: 1 файл

Правовой режим использования и охраны земель.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Эта категория земель обеспечивает  86%  поступлений  в консолидированный бюджет от всех  платежей  за землепользование и  может использоваться только в соответствии  с генпланами  и  проектами.

 

3. Земли промышленности, транспорта, связи, телевидения,  информатики  и космического обеспечения, энергетики, обороны и  иного назначения. Имеют особый  режим  использования.

 

4. Земли особо охраняемых территорий включают в себя заповедники; зеленые зоны городов, домов отдыха, турбаз; памятники природы,  истории  и культуры; минеральные воды и лечебные грязи, ботанические сады и др. Данная категория земель предназначена для оздоровления людей,  массового отдыха и туризма, а также для  историко-культурного воспитания и эстетического наслаждения. Такие земли охраняются особым  законодательством, и вести хозяйственную деятельность на них  запрещается.

 

5. Земли лесного фонда полностью определяются правовым режимом  лесов, произрастающих на них. К этой категории земель относятся земли, покрытые лесами и предоставленные для нужд лесного хозяйства и местной промышленности.

 

6. Земли  водного фонда. Это земли, занятые водоемами, ледниками, болотами (кроме  тундры и  лесотундры),  гидротехническими сооружениями и полосами отвода при  них.

 

7. Земли запаса служат резервом и выделяются для различных целей. Продажа земельных участков, а также выделение их для  предпринимательской деятельности и  перевода из одной категории в другую осуществляется в соответствии с законами  РФ и субъектов Федерации.

Для оценки и учета земельных  участков можно также выделить два основныхклассификационных признака:

1. Текущее использование земельного  участка -  земельный   участок не предназначен для передачи  другому  лицу с целью получения дополнительного дохода (т.е. не для продажи);

2. Земельный участок в обороте  используется для получения  дохода, в том числе и  путем  передачи  в аренду, внесения в складочный  капитал, в обеспечение залога и  пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовая охрана земель

 

Правовая охрана земель - это система  закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования  земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и  разрушения.

Законодательство устанавливает  обязанности сельскохозяйственных землепользователей по рациональному  использованию земель; применению эффективных  систем земледелия; борьбе с эрозией  и другими вредными процессами, приводящими  к разрушению почв; по проведению обязательных мероприятий, связанных с сохранением и улучшением земель, повышением почвенного плодородия.           

 Основные направления деятельности  государственных органов, а также  права и обязанности землепользователей  в сфере сохранения, воспроизводства и повышения плодородия сельскохозяйственных земель регламентируются Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии со ст. 8 данного закона собственники, владельцы, пользователи и арендаторы сельскохозяйственных земель обязаны: 

- осуществлять сельскохозяйственное  производство способами, обеспечивающими  воспроизводство плодородия земель;  

- соблюдать правила и нормативы  проведения агротехнических, мелиоративных, противоэрозионных и агрохимических мероприятий;  

- представлять сведения в компетентные  органы об использовании агрохимикатов  и о фактах загрязнения почв  и деградации земель и др.           

 Правовая охрана земель обеспечивается  также мерами юридической ответственности, которая применяется в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель.           

 Основаниями ответственности  являются земельные правонарушения. Их перечень приводится в актах  земельного законодательства, а конкретные санкции за них содержатся как в земельном, так и других отраслях законодательства - уголовном, административном, гражданском, трудовом.           

 Среди земельных правонарушений  следует прежде всего выделить  экологические, то есть нарушения, которые причиняют вред земле как охраняемому природному объекту. К их числу относятся: загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами; порча и уничтожение плодородного слоя почвы; нерациональное использование сельскохозяйственных земель; бесхозяйственное использование земель и невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; и др.

Указанные виды земельных правонарушений, как правило, влекут административную ответственность в виде штрафов, налагаемых на граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:

- Статья 8.6. Порча земель:

ч. 1. Самовольное снятие или перемещение  плодородного слоя почвы;

ч. 2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в  результате нарушения правил обращения  с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- Статья 8.7. Невыполнение обязанностей  по рекультивации земель, обязательных  мероприятий по улучшению земель  и охране почв:

ч. 2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель и др.

В случае причинения земельным правонарушением  значительного вреда земле, окружающей природной среде или здоровью человека, а также при наличии других признаков, указанных в законе, может наступать уголовная ответственность по ст. 254 (Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде) Уголовного кодекса РФ.

Независимо от привлечения виновных лиц к административной и уголовной  ответственности применяется гражданско-правовая ответственность.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Размер убытков причиненных  противоправными действиями (бездействиями), подлежащих возмещению, определяется в полном объеме исходя из фактически причиненного ущерба и упущенной выгоды - стоимости поврежденных насаждений, незавершенного сельскохозяйственного производства, работ по очистке от загрязнения или рекультивации земель и т. д.

За нарушение экологических  требований по рациональному использованию и охране земель, неосвоение земель, их нецелевое использование и другие нарушения могут применяться санкции, установленные земельным законодательством, в виде изъятия земельных участков.

Принудительное изъятие земельных  участков является в соответствии с действующим российским законодательством одним из оснований прекращения права собственности лица на земельный участок.

Принудительное изъятие земельного участка у собственника допускается  только в случаях, прямо предусмотренных  законом, одним из которых является изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования.     В данном случае речь идет о принудительном изъятии земельного участка у собственника в случае, если он не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением действующего законодательства (ст.ст. 284, 285 ГК РФ).           

 Так, земельный участок может  быть изъят у собственника  в случаях:

- когда участок предназначен  для сельскохозяйственного производства  либо строительства и не используется для этих целей в течении более чем трех лет;

- когда использование участка  осуществляется с грубым нарушением  правил рационального использования  земли, установленных земельным  законодательством, например, если  участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, ухудшению экологической обстановки.            

 В случаях, когда собственник  земельного участка согласен  с решением об изъятии у него участка, то участок подлежит продаже с публичных торгов. В противном случае – изъятие участка возможно только по решению суда.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в основе сельскохозяйственного  производства, прежде всего, лежат эколого-экономические отношения, обусловленные целостностью свойств земли, других элементов природного комплекса и, конечно же, человека, являющегося неразрывной его частью. Многогранность функций земли в аграрном производстве определяет потенциальную возможность выбора наиболее оптимальных и научно обоснованных мероприятий, позволяющих сельскохозяйственному товаропроизводителю эффективно использовать имеющиеся земельные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

 

  1. http://www.teoria-practica.ru/-8-2013/economics/zherdeva.pdf
  2. http://www.to33.rosreestr.ru/kadastr/monit/monit_norm/
  3. http://www.zkvadrat.ru/articles/land-classification.html
  4. http://dom-khv.ucoz.ru/index/klassifikacija_zemelnykh_uchastkov/0-197
  5. http://rsn-saratov.ru/poleznaya_informaciya/94.html



Информация о работе Правовой режим использования и охраны земель