Правовой режим курортных и других лечебно-оздоровительных зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Курортными и лечебно-оздоровительными зонами согласно «Об охране окружающей природной среды» признаются особо охраняемые территории и участки водного пространства, обладающие природными лечебными свойствами, минеральными источниками, климатическими и иными условиями, благоприятными для лечения и профилактики заболеваний.
Статья «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и общая характеристика курортов, лечебно-оздоровительных объектов и рекреационных территорий
Правовой режим курортов, курортных местностей и их территорий
Особенности правового режима лечебно-оздоровительных объектов и их территорий
. Правовой режим охраны и использования рекреационных зон и территорий
Глава 2. Обзор значимых природных и культурно-исторических объектов на проектной территории
2.1. Рекреационный туризм Казахстана
2.2. Туристская сеть Казахстана: Всемирная туристская организация системы Организации Объединенных Наций
2.3. Рекреационные зоны на проектной территории
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.docx

— 63.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА.

 

    ФАКУЛЬТЕТ ЭКОЛОГИИ  И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК 

                           КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

Дисциплина: Основы экологического права, менеджмента и маркетинга

 

 

                                КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Правовой режим курортных и других лечебно-оздоровительных зон».

 

 

                                                   Выполнила: Байбосынова Р.Е.

                                                                     Студентка 4 курса гр. ЭК-10-А

                                                                              Специальность: Экология

                                             Приняла: Камбарова Ж. Д ст. преподаватель, магистр географии.

                                           

 

                                      

                                         2013 г.

                                                  Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и общая характеристика курортов, лечебно-оздоровительных объектов и рекреационных территорий

    1. Правовой режим курортов, курортных местностей и их территорий
    2. Особенности правового режима лечебно-оздоровительных объектов и их территорий
    3. . Правовой режим охраны и использования рекреационных зон и территорий

Глава 2. Обзор значимых природных и культурно-исторических объектов на проектной территории

2.1. Рекреационный туризм Казахстана

2.2. Туристская сеть Казахстана: Всемирная туристская организация системы Организации Объединенных Наций

2.3. Рекреационные зоны на проектной территории

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения. Земли оздоровительного назначения подлежат особой охране (ст. 91 ЗК). 
   Курортными и лечебно-оздоровительными зонами согласно «Об охране окружающей природной среды» признаются особо охраняемые территории и участки водного пространства, обладающие природными лечебными свойствами, минеральными источниками, климатическими и иными условиями, благоприятными для лечения и профилактики заболеваний. 
   Статья «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

   Курортные территории, лечебно-оздоровительные объекты и рекреационные зоны используются в строго определенных целях, и для них устанавливается особый режим охраны. Эти природные территории и объекты выделяются в целях их рационального использования и сохранения природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Правовой режим охраны и использования курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных территорий и объектов регулируется Законами «Об охране окружающей природной среды», «О курортах», «О туризме», «Основами законодательства об охране здоровья», «О природно-заповедном фонде», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» другими законодательными актами. 
    В программе «Об основных направлениях государственной политики в области охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности», утвержденной постановлением, содержатся меры по реабилитации и рациональному использования природных лечебных ресурсов. К ним относятся меры по разработке документации, регламентирующей качество природных лечебных ресурсов; по разработке и изданию карт и кадастров всех природных лечебных ресурсов; осуществлению государственной программы мониторинга качества современного состояния и использования природных лечебных ресурсов; обеспечению предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, которые эксплуатируют лечебные ресурсы, разработки и утверждения проектов округов и зон санитарной охраны курортов, ресурсов, технологических схем рациональной эксплуатации, организации режимного наблюдения и контроля; по разработке методики определения пограничных и оптимальных курортных и рекреационных нагрузок на территории с учетом перспектив развития курортно-рекреационного строительства; осуществлению научных разработок оценки перспективных рекреационных территорий государственного значения и утверждения их как зон или территорий, которые не подлежат приватизации; проведению работ по медицинскому зонированию курортно-рекреационных территорий, а также составлению территориальных комплексных схем охраны природы основных курортно-рекреационных регионов страны. 
   Курортные территории должны обладать явно выраженными природно-лечебными факторами - минеральными источниками, климатическими свойствами и иными условиями, благоприятными для лечения и оздоровления людей. Объявление природной территории курортной возможно только при наличии на ней природных лечебных ресурсов, необходимой инфраструктуры для их эксплуатации и организации лечения людей. Таким образом, курорты представляют собой освоенные естественные территории, расположенные на землях оздоровительного назначения, которые имеют природные лечебные ресурсы и необходимые для их эксплуатации строения и сооружения с объектами инфраструктуры, используемые в целях лечения, медицинской реабилитации, профилактики заболеваний и рекреации, подлежащие особой охране. 
    Подготовку и представление ходатайств об объявлении природных территорий курортными могут осуществлять центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также заинтересованные предприятия, учреждения, организации и граждане. Ходатайство об объявлении природных территорий курортными рассматриваются органами исполнительной власти и специально уполномоченным центральным органом по вопросам деятельности курортов – в отношении природных территорий государственного значения. Относительно природных территорий местного значения ходатайства рассматриваются соответствующими местными органами исполнительной власти по вопросам деятельности курортов. 
   В случае одобрения ходатайства специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам деятельности курортов или его местный орган согласовывает это ходатайство с собственниками или пользователями земельных участков. На основании результатов согласования ходатайства специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам деятельности курортов или его местные органы обеспечивают разработку проектов объявления природных территорий курортными. Проекты объявления природных территорий курортными подлежат государственной экологической и санитарно-гигиенической экспертизе, которые проводятся в соответствии с требованиями Законов "Об экологической экспертизе" и "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения". 
    Лечебно-оздоровительные объекты довольно часто упоминаются в действующем законодательстве, и особенно, в экологическом и здравоохранительном. Закон «Об охране окружающей природной среды» в ст. 62 объединяет лечебно-оздоровительные зоны с курортами. Тем не менее, самостоятельное определение понятия лечебно-оздоровительных зон в нормативно-правовых актах не приводится. В место этого Закон «О курортах» содержит понятие лечебно-оздоровительной местности. Лечебно-оздоровительной местностью является природная территория, имеющая минеральные и термальные воды, лечебные грязи, озокерит, рапу лиманов и озёр, климатические и другие природные условия, благоприятные для лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний.       Рекреационные территории наряду с общеоздоровительными функциями предназначены для обеспечения отдыха населения и проведения туризма на соответствующем пространстве. Следовательно, рекреационные территории представляют собой участки суши и водного пространства, предназначенные для организованного массового отдыха населения и проведения туризма.   
    В соответствии со ст. 60 Закона «Об охране окружающей природной среды», курортные, лечебно-оздоровительные и рекреационные объекты и территории подлежат особой охране. В целях охраны природных качеств и лечебных факторов курортных территорий, предотвращения их загрязнения и истощения, устанавливаются округа санитарной охраны. В пределах курортных территорий и лечебно-оздоровительных объектов запрещается деятельность, которая противоречит их целевому назначению или может отрицательно влиять на лечебные качества и санитарное состояние территории. 
      Лечебно-оздоровительные местности – территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами. К природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика курортов, лечебно-оздоровительных объектов и рекреационных территорий.

1.1. Правовой режим курортов, курортных местностей и их территорий 
     Курортами являются территории, которые пригодны для организации лечения и профилактики заболеваний и обладают природными лечебными ресурсами. По характеру природных лечебных ресурсов курорты в нашей стране подразделяют на курорты государственного и местного значения. К курортам государственного значения принадлежат природные территории, имеющие особо ценные и уникальные природные лечебные ресурсы, используемые с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. К курортам местного значения относятся природные территории, имеющие общераспространенные природные лечебные ресурсы и используемые в целях лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. 
     Признание местности курортом производится в порядке, предусмотренном ст. 62 Закона «Об охране окружающей природной среды» и Закона «О курортах». Курорт, как комплексное понятие, включает: курортную зону, в которой расположены природные лечебные ресурсы и сооружения для их использования, санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха и культуры, предприятия общественного питания, торговли и бытового обслуживания, предназначенные для обслуживания лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха; зону, в которой находятся жилые дома и общественные сооружения для населения, постоянно проживающего на территории курорта; зона, в которой размещены централизованные хозяйственные и технические службы; зона внутренних природных ландшафтов и зеленых насаждений. 
    В соответствии со ст. 35 Закона «О курортах», осуществляется мониторинг природных территорий курортов. Его целью является осуществление сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии окружающей среды и природных лечебных ресурсов, прогнозирования их изменений под влиянием хозяйственной деятельности, а также разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений. Мониторинг природных территорий курортов является составной частью государственной системы мониторинга окружающей природной среды. 
   Для учета количественных, качественных и иных характеристик природных территорий курортов и лечебных ресурсов, объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных территорий курортов и государственный кадастр их природных лечебных ресурсов.     Государственный кадастр природных территорий курортов является системой сведений о правовом статусе, юридической принадлежности, правовом режиме, географическом положении, площади природных лечебных ресурсов, качественных характеристиках этих территорий, их лечебной, профилактической, реабилитационной, природоохранной, научной, рекреационной и иной ценности.  
    Государственный кадастр природных лечебных ресурсов курортов является системой сведений о количестве, качестве и других важных с точки зрения лечения и профилактики заболеваний человека, характеристик их природных лечебных ресурсов, которые выявлены и подсчитаны на соответствующей территории, а также возможные объемы, способы и режимы их использования.       При объявлении территории курортом, на ней устанавливается особый режим хозяйствования, природопользования и проживания, обеспечивающий защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.  
    Специфической мерой сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов служит организация округов санитарной охраны. С этой целью в границах курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, в пределах которых запрещаются любые виды работ, загрязняющие почвы, воды и воздух, наносящие ущерб лесам и иным зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и экологическое состояние природных территорий курортов. 
   Округа санитарной охраны устанавливаются для курортов, которые используют месторождения полезных ископаемых, принадлежащие к природным лечебным ресурсам (подземные минеральные воды, лечебные грязи). При использовании несколькими курортами связанных между собой месторождений минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебных ресурсов для них может быть установлен единый округ санитарной охраны. 
    В округах санитарной охраны курортов проводятся санитарно-оздоровительные мероприятия, обеспечивающие их должное состояние, исследования их природных лечебных ресурсов, а также создаются благоприятные условия для лечения и отдыха населения. Согласно ст. 29 Закона «О курортах» границы округов и зон санитарной охраны курортов государственного значения утверждаются постановлением с одновременным принятием решения об объявлении их курортными территориями государственного значения. Границы округов и зон санитарной охраны курортов местного значения утверждаются соответственно областными и городскими Советами народных депутатов одновременно с принятием решения об объявлении их курортными территориями местного значения. 
    В составе округа санитарной охраны курорта выделяется три зоны, каждая из которых имеет свой режим. Установление границ зон санитарной охраны курортов осуществляется в порядке разработки проектов землеустройства. 
   Первая зона - зона строгого режима, охватывает места выхода на поверхность минеральных вод, территории, на которых расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера и лиманы, воды которых используется для лечебных целей, пляжи, а также прибрежные полосы моря и территории, прилегающие к пляжам шириной не менее 100 м. В соответствии со ст. 31 Закона «О курортах», на территории первой зоны запрещается пользование недрами, не связанное с использованием природных лечебных ресурсов, проведение какой-либо хозяйственной деятельности, которое влияют или может повлиять на развитие опасных геологических процессов, на природные лечебные факторы курорта и на его экологический баланс. 
     В пределах территории первой зоны курорта не допускается: прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, сооружение каких-либо зданий и других объектов, не связанных с эксплуатационным режимом и охраной природных и лечебных факторов курорта; сброс дренажных и сточных вод, устройство стоянок автомобилей и пунктов их обслуживания; сооружение накопителей сточных вод, полигонов редких и твердых отходов, полей фильтрации и иных сооружений для приемки и обезвреживания сточных вод и редких отходов, а также кладбищ и скотомогильников; проезд автотранспорта, не связанный с обслуживанием этой территории и использованием месторождений лечебных ресурсов или природоохранной деятельностью; постоянное и временное проживание граждан, кроме лиц, которые непосредственно обеспечивают использование лечебных факторов. 
      На территории этой зоны разрешается проводить деятельность, связанную с использованием природных лечебных факторов, на основании научно обоснованных выводов и результатов государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертиз, выполнять берегоукрепительные, противооползневые, противообвальные, противокарстовые и противоэрозионные роботы, строить волнорезы, боны и другие гидротехнические сооружения, а также устраивать причалы. Застройка этой территории осуществляется в соответствии требованиями законодательства, государственных стандартов и технических норм, утвержденной градостроительной документации. 
    Вторая зона - зона ограничений, охватывает территорию: мест происхождения поверхностных и грунтовых вод и мест выхода на поверхность минеральных вод или месторождений лечебных грязей и выхода к минеральным озерам и лиманам; мест неглубокой циркуляции минеральных и пресных вод, формирующие минеральные источники; естественные и искусственные хранилища минеральных вод и лечебной грязи; мест расположения санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха, которые предназначены для строительства таких учреждений; парки, леса и другие зеленые насаждения, использование которых без соблюдения требований природоохранного законодательства и правил, предусмотренных для округа санитарной охраны курорта, может привести к ухудшению природных и лечебных факторов курорта. 
     На территории второй зоны ограничений запрещается: строительство объектов и сооружений, не связанных с непосредственным удовлетворением потребностей местного населения и граждан, которые прибывают на курорт; проведение горных и иных видов работ, не связанных с непосредственным упорядочением территории; загрязнение поверхностных водоемов во время осуществления любых видов работ; устройство свалок, кладбищ, скотомогильников, а также накопителей редких и твердых отходов производства и иных отходов, которые приводят к загрязнению водоемов, грунта, грунтовых вод и воздуха; размещение складов пестицидов и минеральных удобрений; осуществление промышленной вырубки зеленых насаждений, а также любое иное использование земельных участков и водоемов, которое может привести к ухудшению их природных и лечебных факторов; сброс в водные объекты мусора, сточных, подсланцевых и балластных вод, сток таких вод и иных веществ с транспортных и плавучих средств и трубопроводов. 
    Третья зона - зона наблюдения, внешние границы которой совпадают с границами округа санитарной охраны курорта, охватывает всю сферу формирования и потребления гидроминеральных ресурсов, лесных насаждений вокруг курорта, а также территории, хозяйственного использования, на которых не соблюдение правил, установленных для округа санитарной охраны курорта, может отрицательно влиять на гидрогеологический режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей, ландшафтно-климатические условия курорта, на его природные и лечебные факторы. На территории третьей зоны запрещается строительство предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых может отрицательно влиять на ландшафтно-климатические условия, состояние воздуха, грунтов и вод курорта и проведение рубок зеленых насаждений, кроме санитарных рубок.

1.2. Особенности правового режима лечебно-оздоровительных объектов и их территорий 
 
   Правовой режим лечебно-оздоровительных объектов и территорий имеет ряд особенностей. Так, например, в целях охраны лечебно-оздоровительных территорий и объектов, в действующем земельном законодательстве выделяются земли оздоровительного назначения, и для них устанавливается особый правовой режим. 
    К природным лечебно-оздоровительным объектам и территориям относятся места нахождения минеральных и термальных вод, лечебных грязей и озокерита, рапы лиманов и озер, морских вод, а также природные объекты и комплексы с благоприятными для лечения климатическими условиями и пригодными для лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. В этой связи в законодательстве различаются особо ценные и уникальные природные лечебные ресурсы и общераспространенные природные лечебные компоненты. К особо ценным и уникальным природным лечебным ресурсам относятся редко встречающиеся на территории страны ресурсы, которые имеют ограниченное распространение или небольшие запасы месторождений и являются особенно благоприятными и эффективными для использования в целях лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. Общераспространенные природные лечебные ресурсы охватывают ресурсы, которые встречаются в различных регионах страны, имеют значительные запасы и пригодны для использования с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. 
    Выявление природных лечебных ресурсов осуществляется путем проведения комплексных медико-биологических, климатологических, геолого-гидрологических, курортологических и иных исследовательских работ. Определенные по результатам геологоразведочных работ эксплуатационные запасы месторождений лечебных подземных минеральных вод, лечебных грязей и иных полезных ископаемых, которые относятся к природным лечебным ресурсам, утверждаются и вносятся в Государственный фонд месторождений, полезных ископаемых и передаются для использования по назначению в соответствии с действующим законодательством. 
     Месторождения полезных ископаемых, которые относятся к природным лечебным ресурсам, предоставляются в пользование юридическим и физическим лицам для использования в целях лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. Подземные лечебные минеральные воды могут использоваться для промышленного разлива. Порядок предоставления в пользование таких месторождений определяется Кодексом о недрах и иными законодательными актами. 
     Государственный надзор и контроль за соблюдением правил и норм использования природных лечебных ресурсов осуществляют центральные органы исполнительной власти по надзору за охраной труда, геологии и использованию недр, здравоохранения, охраны окружающей природной среды и другие специально уполномоченные органы исполнительной власти. Специальное использование природных лечебных ресурсов осуществляется за плату. Разработка месторождений подземных лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, которые относятся к природным лечебным ресурсам, осуществляется по специальным разрешениям (лицензии) на пользование недрами в порядке, определенном законодательством. 
     Минеральные воды и лечебные грязи добываются в объемах, лимит которых утверждается Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими (бальнеологическими) заключениями, в которых определяется кондиционный состав полезных и вредных для человека компонентов. Добыча, подготовка, переработка и использование подземных лечебных минеральных вод, лечебных грязей и иных полезных ископаемых, которые относятся к природным лечебным ресурсам, осуществляются согласно утвержденным проектам и квотам, установленным центральным органам исполнительной власти по геологии и использованию недр. 
     К землям оздоровительного назначения, согласно ст. 73 Земельного кодекса, относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами благоприятными для организации профилактики и лечения. На землях оздоровительного назначения запрещается деятельность, которая противоречит их целевому назначению или может отрицательно влиять на природные лечебные факторы этих земель. 
   В целях охраны природных лечебных факторов земель оздоровительного назначения устанавливаются округа санитарной охраны. В пределах этих округов запрещается передавать земельные участки в собственность и предоставлять их в пользование, в том числе в аренду, тем предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, деятельность которых несовместима с охраной природных лечебных свойств и обеспечением благоприятных условий для отдыха населения. Порядок использования земель оздоровительного назначения определяется земельным законодательством. 
     Пользование водными объектами для лечебных и оздоровительных целей регламентировано в водном законодательстве. В соответствии со ст. 62 Водного кодекса, водные объекты, имеющие природные лечебные свойства, относятся к категории лечебных и используются исключительно в лечебных и оздоровительных целях. В целях охраны водных объектов в районах использования для лечебных и оздоровительных нужд устанавливаются зоны санитарной охраны, которые делятся на пояса особого режима. Границы зон санитарной охраны водных объектов устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с органами земельных ресурсов, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей природной среды, водного хозяйств и геологии. Зоны санитарной охраны поверхностных и подземных водных объектов входят в состав водоохранных зон и подразделяются на три пояса особого режима: строгого, ограниченного и наблюдения. 
   Строительство новых и размещение действующих предприятий, сооружений и иных объектов на территории округов и зон санитарной охраны лечебных объектов может быть ограниченно или запрещено. Правовой режим зон санитарной охраны водных объектов лечебных акваторий установлен постановлением .Охрана водных объектов, отнесенных к категории лечебных, осуществляется в порядке, установленном для санитарной охраны курортов. Согласно требованиям указанного постановления сброс любых возвратных вод в водные объекты, отнесенные к категории лечебных, запрещается. 
    Особые требования предъявляются законодательством при размещении, обустройстве и эксплуатации оздоровительных учреждений. Размещение и расширение оздоровительных учреждений должно проводиться только на основе утвержденных в установленном порядке генеральных планов и проектов детального планирования и застройки оздоровительных комплексов. Планирование строительства и застройка оздоровительных объектов должно обеспечивать комфортные условия для отдыхающих, а также безопасные условия для работы, быта и отдыха местного населения. 
     Границы оздоровительных объектов и благоустроительная организация их территорий должны соответствовать действующим строительным и гигиеничным нормам и требованиям планировки и застройки зон отдыха. В проектах планировки и застройки оздоровительных объектов и зон отдыха должны быть предусмотрены меры по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов. Выбор территории для оздоровительных комплексов необходимо осуществлять на основе разработки технико-экономического обоснования или технико-экономических расчетов, комплексной оценки природных ресурсов с учетом социально-гигиенических и эпидемиологических требований к чистоте грунта, уровня грунтовых вод, отвода стоков атмосферных осадков и наличия доброкачественных источников водоснабжения. 
    На территории оздоровительных объектов и зон отдыха запрещается строительство новых, расширение и реконструкция действующих производственных и других объектов, не связанных с непосредственным обслуживанием отдыхающих и населения, постоянно проживающего в этой местности. Существующие в пределах территорий оздоровительных объектов промышленные предприятия и другие объекты, являющиеся источниками вредного влияния на окружающую природную среду и препятствующие их развитию, подлежат выносу за пределы их границ либо смене профиля производства. 
      На оздоровительных территориях должны создаваться комплексы курортно-лечебных учреждений, которые формируются на основе объединения близких по профилю учреждений, совместного архитектурно-пространственного решения и централизации медицинского, культурно-бытового, хозяйственного, инженерного и энергетического обслуживания. Выбор земельного участка для размещения учреждений оздоровления и их проектная документация подлежат согласованию органами государственной санитарно-эпидемиологической службой. 
    Пляжи для оздоровительных учреждений оборудуются в соответствии с установленными требованиями. Нормативные требования по охране от загрязнения районов морского водопользования, обеспечение безопасности их использования лечебно-оздоровительных целей установлены Санитарными правилами и нормами охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения. 
    Правила регламентируют порядок организации районов морского водопользования населения и установление зон их санитарной охраны, требования к составу и свойствам морской воды в охраняемых районах, а также мероприятия по созданию безопасных для населения и условий лечебно-оздоровительного морского водопользования. В соответствии с этими Правилами устанавливаются охраняемые районы морского водопользования и зоны санитарной охраны оздоровительных объектов. Так, граница прибрежного района морского водопользования устанавливается в сторону моря глубиной не менее двух миль от линии среза воды, а граница зоны санитарной охраны района водопользования населения определяется в сторону территориальных вод по обе стороны района водопользования по линии уреза воды на 10 км. 
     При проектировании новых и эксплуатации существующих оздоровительных объектов в прибрежных водах морей и на прилегающей двухкилометровой полосе суши должны предусматриваться мероприятия по предотвращению загрязнения района водопользования. Все виды работ, проводимые в прибрежных водах, не должны приводить к ухудшению качества морской воды районов водопользования населения. В районах морского водопользования оздоровительных объектов запрещается сброс всех видов отходов и сточных вод, включая очищенные и обеззараженные хозяйственно-бытовые, производственные, ливневые, коллекторно-дренажные и другие. 
    В зоне санитарной охраны оздоровительных объектов запрещается сброс всех видов неочищенных и необеззараженных сточных вод, захоронение химических веществ и загрязненных донных отложений и грунтов, сброс пульп, кубовых остатков и осадков, образующихся в результате обеззараживания сточных вод, а также эксплуатации судов. В двухкилометровой полосе суши охраняемого района, отсчитываемой от линии максимального уровня моря, установленного в данной местности для охраны оздоровительного объекта, запрещается применение ядохимикатов, строительство складов для хранения химических веществ и других объектов и сооружений, оказывающих влияние на качество прибрежных вод, устройство полигонов бытовых и не утилизированных отходов промышленных предприятий и накопителей сточных вод, строительство животноводческих и птицеводческих ферм и комплексов, устройство полей ассенизации или других сооружений и объектов для приема и обеззараживания жидких отходов, устройство полей фильтрации и орошения, строительство предприятий с выбросами в атмосферу, способствующих загрязнению моря. 
1.3. Правовой режим охраны и использования рекреационных зон и территорий 
     Под рекреацией подразумевается система мероприятий, обеспечивающих оздоровительные, познавательные, спортивные и культурно-развлекательные потребности рекреантов (отдыхающих). Рекреационная деятельность осуществляется на специально отведенных территориях, находящихся как правило, вне населенных пунктов и являющихся местом постоянного жительства рекреантов. Длительный отдых с организацией ночлегов вне места постоянного проживания рекреантов по своему содержанию совпадает с содержанием понятия “туризм”. 
    Рекреационными зонами принято считать естественные или окультуренные участки земельного или водного пространства, предназначенные для организованного отдыха и туризма. В состав таких зон могут входить участки городской территории, пригородные и зеленые зоны, лесопарки, национальные природные парки, ботанические сады, зоологические и дендрологические парки, туристические маршруты, территории домов и баз отдыха, определенные участки заповедников и заказников, специально отведенные для посещения населением. Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных посёлков, в которых запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. 
    На территориях населенных пунктов зачастую выделяются ландшафтно-рекреационные территории, которые включают пригородные леса, лесопарки, лесозащитные полосы, водоемы, зоны отдыха, земли сельскохозяйственного использования и другие участки, образующие вместе с парками, садами, скверами и бульварами зелёные, оздоровительные и рекреационные зоны. На территории рекреационных зон запрещается хозяйственная деятельность, которая отрицательно влияет на окружающую природную среду или может препятствовать использованию их по целевому назначению и изменения природного ландшафта, противоречащих использованию этих зон по прямому назначению. 
     Правовой режим земель рекреационного назначения определен ст. 74 Земельного кодекса. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные для организованного массового отдыха и туризма населения. Это земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристских станций, парков, зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов, учебно-туристских троп, маркированных трасс, детских и спортивных лагерей, и расположенные за пределами земель оздоровительного назначения. 
    За пределами городов и других населенных пунктов земли, занятые лесопарками и иными зелеными насаждениями, которые выполняют защитные и санитарно-гигиенические функции и являются местом отдыха населения, включаются в состав зеленой зоны. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по целевому назначению. Порядок использования земель рекреационного назначения определяется земельным законодательством. 
      Предусматривается проведение инвентаризации рекреационного фонда, которая подлежит сертификации в соответствии с международными требованиями; определение территорий земель историко-культурного назначения, ценных источников минеральных вод, рапы озер и залежей лечебных грязей, ценных ландшафтов, рекреационных ресурсов в пределах территорий населенных пунктов и на прилегающих к ним территориях ценных оздоровительных и рекреационных объектов, а также установление и обеспечение соответствующего режима их использования; создание округов санитарной охраны в пределах границ курортов для обеспечения сохранения курортологических ресурсов, их охраны от загрязнения, повреждения и преждевременного истощения; расширение системы пригородных природоохранных территорий, в качестве зон кратковременного отдыха. 
    В соответствии с Государственными санитарными правилами планировки и застройки населенных пунктов, при проектировании новых и расширении существующих населенных пунктов необходимо предусматривать равномерное и непрерывное озеленение территории с максимальным сохранением и использованием существующих зеленных насаждений. Пригородная зона населенного пункта должна быть максимально озеленена с учетом ее использования для отдыха населения. 
   Выбор территории для организации внегородского отдыха населения необходимо производить на основе оценки природно-климатических условий, состояния окружающей природной среды и инженерно-геологических показателей. Зона рекреации должна быть размещена за пределами санитарно-защитных зон промышленных предприятий, на максимальном удалении от портов и портовых сооружений, шлюзов, гидроэлектростанций, мест сброса сточных вод и других источников загрязнения. 
    Размещение и организация мест отдыха на воде осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями к зонам рекреации водных объектов. Качество воды водоемов и рек, которые используются в зонах рекреации, должны соответствовать Санитарным правилам и нормам охраны поверхностных вод от загрязнения и Санитарным правилам и нормам охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения.  
    Одной из форм стимулирования рекреационной деятельности является создание специальных (свободных) экономических зон. В соответствии с Программой развития в специальных (свободных) экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности в нашей стране на период до 2015 года, утвержденной постановлением, предусмотрено создание туристско-рекреационных зон, включающих уникальный природоресурсовой потенциал для развития туризма и оздоровления, развернутую сеть коммуникаций, материально-техническую базу туризма и рекреации и объекты социальной инфраструктуры. 
    В соответствии с Законом “О специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа создана туристско-рекреационных зона, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, направленной на сохранение и эффективное использование природных лечебных ресурсов, ускорения реформирования лечебно-оздоровительной отрасли, развития туризма и отдыха на данной территории.

 

Глава 2. Обзор значимых природных и культурно-исторических объектов на проектной территории

2.1. Рекреационный туризм Казахстана

   1. Высокогорное озеро Маркаколь. Маркакольский заповедник.

Высокогорное озеро Маркаколь - красивейшее озеро Восточного Казахстана и одно из самых красивых на Алтае. Прилегающие к нему заповедные земли столь же прекрасны, как и само озеро. Гордость Маркакольского заповедника не только озеро, но и таежные леса, прозрачные горные реки, светлые ключи. Разнообразен и богат животный и растительный мир этого уголка нашей Республики.

Осенью и ранней весной на озере прекрасная рыбалка на ускуча - сибирского ленка и хариуса.

  2. "Австрийская дорога" проходит через 6 мостов и известна своей красотой.

  Свое название, – "Австрийская", которое является не официальным, дорога получила от того, что была построена в период с 1914 по 1916 гг. австрийскими (чешскими) военнопленными Первой Мировой (Империалистической) войны.

    3. Катон-Карагайский государственный национальный природный парк - самый большой национальный парк в Казахстане и Алтай-Саянском эко-регионе. Его территория славится красивыми кедровыми и лиственными лесами. Здесь они незначительно изменены хозяйственной деятельностью и имеют малые потери от лесных пожаров. Это одно из немногих мест на Земле, где так широко распространены горные кедровые (сибирская сосна) леса.

   Здесь находится западная часть ареала распространения снежного барса - ирбиса, который является самым ярким представителем и своеобразным символом Алтая и нашего государства - Казахстана.

   4. Высокогорный курорт термальных вод «Рахмановские Ключи» образован на радоновых источниках в долине реки Арасан на берегу большого Рахмановского озера. Температура воды родников от 31 до 40°С. Место известно своей красотой.

   5. Система туристических объектов: гора Белуха, Водопад Кокколь, брошенный вольфрамовый рудник Кокколь.

Водопад Кокколь - изумительное, волшебной красоты творение природы, самый большой из водопадов казахстанского Алтая. Высота его около 60 м.

Старый вольфрамовый рудник Кокколь.

    Брошенный рудник Кокколь – уникальный памятник горнорудного дела. Он основан в 1938 году на перевале Кокколь (3000 м над ур. моря). Сюда входят: рудник Кокколь (Верхний Лагерь), Нижний Лагерь, дорога между поселками и мост через Белую Берель

    Гора Белуха - высочайшая вершина Алтая и Сибири. Её высота составляет 4506 м. Склоны ее двуглавой вершины покрыты вечными снегами и ледниками на площади около 70 кв. км. Белуха представляет собой интересный объект для альпинизма и горного туризма. В то же время это, по многим легендам, - священная гора. Белуха является символом Алтая. Она расположена в отдаленной, труднодоступной местности, не имеющей населения.

Информация о работе Правовой режим курортных и других лечебно-оздоровительных зон