Правовые основы рационального природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 15:25, реферат

Описание работы

Человечество на протяжении своей истории имело весьма непостоянные взгляды на отношения «человек – природа». В античные времена древнегреческий философ Эпикур пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...». Однако в конце XIX-начале XX века существовала другая концепция отношения к природе. Фридрих Энгельс считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «...человек... заставляет ее служить своим целям, господству над ней».

Файлы: 1 файл

Реферат Экология.docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА»

ИНСТИТУТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА ГЕОГРАФИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Экология»

 

на тему: «Правовые основы рационального природопользования»

 

 

 

                                   Выполнила студентка 3 курса

                                   Очной формы обучения

                                   спец. «География» А.Ю.Ермакова

                                 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград 2014

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человечество на протяжении своей истории имело весьма непостоянные взгляды на отношения «человек – природа». В античные времена древнегреческий философ Эпикур пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...». Однако в конце XIX-начале XX века существовала другая концепция отношения к природе. Фридрих Энгельс считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «...человек... заставляет ее служить своим целям, господству над ней». Возможно, в результате этого, в СССР сложился известный по тем временам тезис, оправдывающий неразумное, а порой и насильственное использование природных ресурсов: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Вместе с тем мысль о господстве над природой Энгельсом разъясняется так: «...все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». И все же нынешнее время и состояние окружающей среды, вынуждает нас вернуться к тому, что говорили ещё древнегреческие ученые, а именно к рациональному природопользованию.

В условиях современности природные ресурсы — вода, полезные ископаемые, земля, атмосфера, воздух, флора и фауна — являются объектами специальных законоположений и постановлений, регламентирующих их использование и охрану.

Совокупность природоохранных норм и правовых актов образует природоохранное законодательство.

В своей работе я хочу рассмотреть:

  • общепринятые международные принципы рационального природопользования;
  • природоохранное законодательство РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международное экологическое право

Международное экологическое право составляют общепризнанные принципы и нормы. Источниками его являются несколько международных соглашений, таких как:

  • Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.);
  • Всемирная хартия природы, одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.);
  • Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.);
  • Международная конференция в Торонто (1993);
  • Конвенция в Киото (1997);
  • Саммит в Йоханнесбурге (2002).

Каждый из этих форумов оказал большое влияние на охрану окружающей среды.

Отдельное внимание мне хотелось бы уделить Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. На конференции были одобрены пять основных документов:

  • Декларация РИО об окружающей среде и развитии;
  • Повестка дня - XXI в.;
  • Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов;
  • Рамочная конвенция по проблеме изменений климата;
  • Конвенция по биологическому разнообразию.

Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4), «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). В основу разработки экологической стратегии государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития. В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся крупнейший Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио + 10», на котором были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути устойчивого развития.

ООН юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы.

1) Государствам следует  ввести эффективное законодательство  в области охраны окружающей  среды. Нормы, связанные с охраной  окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

2) Государство должно  разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за  загрязнение окружающей среды  и нанесение другого экологического ущерба и компенсаций тем, кто пострадал от этого.

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство, однако до сих пор у многих членов ООН такого законодательства нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природоохранное законодательство РФ

В настоящее время систему российского экологического законодательства можно представить, выделив в ней международноправовые акты (одной из сторон которых является Российская Федерация), содержащие нормы, имеющие либо прямое действие на территории России, либо в той или иной форме и степени инкорпорированные в российское законодательство, и национальное законодательство РФ.

В России осуществляется переход от административных к преимущественно экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Однако в условиях гипертрофированного развития рынка наметилась реальная опасность для сохранения и воспроизводства природных ресурсов. В России в целях совершенствования системы управления и регулирования использования природных ресурсов образован Государственный комитет по охране природы (Госкомприрода). Комитет должен осуществлять:

  • комплексное управление природоохранной деятельностью;
  • координацию деятельности ведомств в этой области;
  • государственный контроль над использованием и охраной природных ресурсов.

Рассматривать систему законодательства удобнее с помощью классификаций составляющих сто актов. Для этого обычно используются разные критерии. Например, выделяют следующие акты:

1) по юридической силе  и форме - Конституцию, конституционные  законы, законы и подзаконные  акты, т.е. указы Президента и акты  губернаторов, мэров, акты Правительства, а также ведомственные акты;

2) по территориальному  действию - распространяющиеся на  все страны, группу стран, территорию  Российской Федерации в целом  и действующие на территории  отдельного субъекта РФ или  нескольких субъектов РФ, локальные;

3) по предмету регулирования - общие экологические, специальные  экологические и содержащие отдельные экологические нормы или обеспечивающие реализацию, защиту экологических предписаний, но относящиеся к другим отраслям законодательства нормы;

4) по объекту регулирования - устанавливающие правила:

а) охраны и использования средообразующих элементов (земель, лесов, недр, вод, воздуха, животного мира);

б) осуществления отдельных видов деятельности (например, биотехнологий и генной инженерии, мелиорации, рекультивации земель, ветеринарии и т.п.);

в) функционирования отдельных групп объектов или отраслей народного хозяйства (например, регулирующие промышленную безопасность опасных производственных объектов, безопасность гидротехнических сооружений);

г) обращения с отдельными видами материалов, веществ, отходов производства и потребления, пестицидов и агрохимикатов; к этой группе относятся и акты, в которых содержатся обеспечивающие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства (УК РФ, КоАП РФ) и т.д.;

5) по субъекту принятия - принятые парламентом, главой исполнительной  власти, правительством, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т.п.

Источникам права в массиве экологических норм выделяются предписания, содержащиеся в:

 а) законодательных актах;

б) нормативных актах органов управления (исполнительной власти);

в) правовых обычаях;

г) судебной практике и судебном прецеденте;

д) правовой доктрине (юридической науке);

е) нормативных актах частных организаций;

ж) договорах;

з) актах общественных организаций, в том числе программах партий, уставах и т.п.

Для того чтобы получить самое общее представление о системе российского природоохранного законодательства, обратимся к перечню федеральных (и приравненных к ним) законов. Как указывалось выше, в их числе можно выделять общие и специальные экологические законы, а также обеспечивающие их реализацию акты. В качестве общих выступает Федеральный закон "Об охране окружающей среды".

Специальные законы с определенными оговорками можно сгруппировать в зависимости от основного объекта регулирования, выделяют, в частности, законы, регламентирующие следующее:

- охрану атмосферного  воздуха, климата - Федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха" и "О гидрометеорологической службе";

- охрану животного мира  и заповедных территорий - Федеральные  законы "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране озера Байкал", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

- охрану морской среды - Федеральные законы "О континентальном  шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

- охрану земель (почв) - Федеральные  законы "О мелиорации земель", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О государственном земельном кадастре";

Особое место в системе природоохранного законодательства занимают кодифицированные акты: Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также, хотя и носящий название закона, но аналогичный Водному или Лесному кодексу РФ по кругу регулируемых вопросов и использованных приемов юридической техники Закон РФ "О недрах" (в ред. от 3 марта 1995 г.).

Водное законодательство

Вода, водные объекты, являются важнейшими компонентами окружающей среды, необходимым условием жизнедеятельности человека. Поэтому российское законодательство уделяет значительное внимание правовому регулированию использования и охраны вод, водных ресурсов (подземных и поверхностных вод, водосборов, источников питьевого водоснабжения). В многочисленных законодательных и подзаконных актах регламентируются вопросы водопользования и охраны вод от загрязнения, истощения, неправомерного использования и т.д. путем создания разрешительной системы (лицензирования), введения ряда ограничений и запретов, мер юридической ответственности, установления платежей и т.д.

В настоящее время нормативное правовое регулирование водных отношений в целом обеспечено: во исполнение положений Водного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято 29 постановлений и распоряжений, направленных на его практическую реализацию; издано 35 приказов МПР России, регулирующих различные аспекты водных отношений.

В целях реализации Водного кодекса Российской Федерации в 2007 г. приняты следующие постановления Правительства Российской Федерации:

– “Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов” (от 10 апреля 2007 г. № 219);

 – “О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона” (от 14 апреля 2007 г. № 230);

 – “О порядке ведения  государственного водного реестра” (от 28 апреля 2007 г. № 253);

 – “О порядке утверждения  нормативов допустимых сбросов  веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей” (от 23 июля 2007 г. № 469);

 – “О внесении изменений  в некоторые постановления Правительства  Российской Федерации по вопросам, связанным с регулированием водных  отношений, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404” (от 21 ноября 2007 г. № 800);

 – “О внесении изменений  в постановление Правительства  Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 876”(от 1 декабря 2007 г. № 832).

Информация о работе Правовые основы рационального природопользования