Правовые основы рационального природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 15:25, реферат

Описание работы

Человечество на протяжении своей истории имело весьма непостоянные взгляды на отношения «человек – природа». В античные времена древнегреческий философ Эпикур пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...». Однако в конце XIX-начале XX века существовала другая концепция отношения к природе. Фридрих Энгельс считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «...человек... заставляет ее служить своим целям, господству над ней».

Файлы: 1 файл

Реферат Экология.docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

Лесное законодательство

1 января 2007 года был введен  Лесной кодекс Российской Федерации. Лесным кодексом предусмотрены нормы, направленные на эффективное использование лесов, совершенствование арендных отношений в сфере лесопользования, решение задач по развитию инфраструктуры, реализацию природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, создание благоприятных условий для инвестиций.

На лесных участках разрешено создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов, объектов лесопиления, деревообработки, биоэнергетики). Допускается строительство объектов, не связанных с лесопользованием, но необходимых для развития территорий, в том числе для разработки месторождений полезных ископаемых, прокладки трубопроводного транспорта, линий электропередачи, сооружений энергетики и рекреации. В целях улучшения инвестиционного климата впервые предоставлена возможность залога прав аренды лесного участка для привлечения внешних инвестиций и заимствований, а также внесения арендных прав в качестве вклада в уставный капитал обществ. Для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и создания деревообрабатывающей инфраструктуры предусмотрена возможность предоставления в аренду лесных участков без проведения аукциона.

Полномочия по использованию, охране и воспроизводству лесов переданы субъектам Российской Федерации. За федеральным центром сохранены функции нормативного правового регулирования лесных отношений, государственного контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

В целях реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации в 2007 г. принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации:

– “О размере платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра и порядке ее взимания” (от 3 марта 2007 г. № 138);

– “Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается” (от 15 марта 2007 г. № 162);

– “Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации” (от 24 апреля 2007 г. № 246);

– “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства” (от 8 мая 2007 г. № 273); 

– “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности” (от 22 мая 2007 г. № 31О);

– “О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений” (от 24 мая 2007 г. № 314);

– “О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений” (от 24 мая 2007 г. № 315);

– “О государственном лесном реестре” (от 24 мая 2007 г. № 318);

– “О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности” (от 28 мая 2007 г. № 324);

– “О Правилах проведения лесоустройства” (от 18 июня 2007 г. № 377);

– “Об утверждении Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов” (от 19 июня 2007 г. № 385);

– “Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора” (от 22 июня 2007 г. № 394);

– “Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц” (от 22 июня 2007 г. № 395);

– “О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности” (от 26 июня 2007 г. № 406);

– “О проведении государственной инвентаризации лесов” (от 26 июня 2007 г. № 407);

– “Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах” (от 29 июня 2007 г. № 414);

– “Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах” (от 30 июня 2007 г. № 417);

– “Об утверждении Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров” (от 3О июня 2007 г. № 418);

– “О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов” (от 30 июня 2007 г. № 419);

– “О внесении изменений в пункт 3 методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации” (от 24 октября 2007 г. № 703);

– “О внесении изменений в Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений” (от 17 декабря 2007 г. № 890);

– “О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства и постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. № 314” (от 20 декабря 2007 г. № 900);

– “О полномочиях Министерства природных ресурсов Российской Федерации в области лесных отношений” (от 20 декабря 2007 г. № 901).

Правовая охрана морской среды, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ

Охрана этих объектов, входящих в экосистему Мирового океана, их неживых и живых ресурсов, а также правомерных видов пользования ими и экологической безопасности регулируется многочисленными актами международного, регионального и национального права в области морского, экологического, торгового, уголовного и иных отраслей законодательства. Постоянное внимание к практике реализации имеющихся норм и их совершенствованию объясняется значением ресурсов моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны как средообразующих элементов, производителей кислорода и иным вкладом в процессы жизни на Земле, ролью, которую они играют в экономике многих стран, опасностью катастроф и другими факторами. Российское законодательство последних лет детально регламентирует понятия, статусы, режимы охраны, дозволения, ограничения и запреты в использовании морской среды, открытого, внутреннего и территориального моря, прилегающей зоны, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, взятых в целом как компонент окружающей среды, их живые и неживые ресурсы и порядок предметно выраженных видов деятельности, например, по добыче нефти на шельфе, прокладке подводных трубопроводов.

Правовое регулирование использования и охраны недр

Российское законодательство детально регулирует правовую охрану недр, в том числе вопросы права собственности на недра и права недропользования, т.е. разную по содержанию деятельность, связанную с использованием недр и содержащихся в них минеральных ресурсов, а именно: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне); строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых; использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т.д. для захоронения или временного хранения отходов и др.

Правовая охрана атмосферного воздуха

Правовая охрана атмосферного воздуха осуществляется в глобальном, региональном и национальном масштабах для борьбы с его загрязнением, изменениями климата, трансграничными переносами вредных веществ и другими негативными явлениями и процессами, которые сказываются не только на состоянии окружающей среды, но и непосредственно на здоровье людей, качестве жизни.

Законодательство РФ последних лет развивается в соответствии с международно-правовыми требованиями и нормами. В Российской Федерации используется ряд современных правовых инструментов, например установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий; государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ; получение разрешений на выброс и оказание вредного физического воздействия; государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов, вредных физических воздействий и их источников; взимание платы за загрязнение атмосферного воздуха. Указанные правовые инструменты приспособлены ко всем стадиям хозяйственной деятельности (проектированию и размещению предприятий, их строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации), к этапам обращения опасных веществ (производству, хранению, транспортировке и использованию пестицидов и агрохимикатов, озоноразрушающих веществ, отходов и др.), к функционированию отдельных групп экологически опасных объектов (автомобильного и иного транспорта, опасных производственных объектов, объектов атомной энергетики, ТЭЦ и т.п.). Кроме того, законодатель устанавливает достаточно жесткую систему ограничений и запретов. Например, запрещаются: производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов; проектирование, размещение и строительство объектов, не имеющих установок для очистки газов и средств контроля за выбросами, которые могут привести к изменениям климата или озонового слоя Земли, и т.п. Правительством РФ принято решение прекратить с 1 июля 2000 г. создание новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ, а их ввоз и вывоз из страны осуществляется по квотам на основе расчетных ставок, сроков и других требований Монреальского протокола. Производство же озоноразрушающих веществ в нашей стране начиная с указанной даты возможно только в тех случаях, когда они используются исключительно в качестве сырья для получения других химических веществ и в особых случаях, предусмотренных Монреальским протоколом. Транзитные перевозки их через территорию РФ возможны лишь из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола. Установлен запрет на такие воздействия на погоду, которые могут вызвать неблагоприятные изменения климата. Органы государственной власти субъектов РФ могут вводить ограничения въезда транспортных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма.

 

 

 

Заключение

В процессе выполненной работы я изучила международное экологическое сотрудничество, принятые на нескольких международных форумах соглашения об охране окружающей среды и рациональном природопользовании, а также природоохранное законодательство Российской Федерации. Можно сделать вывод, что правовые основы рационального природопользования водными, лесными, атмосферными, эндогенными ресурсами в законодательстве РФ закреплены. Хотя и носят зачастую лишь декларативный характер. Необходимо улучшение законодательной базы, перепрофилирование её на экономический ракурс с административного.

Также я считаю, что важное место в рациональном природопользовании помимо нормативно-правовых актов занимает формирование экологического сознания населения, возрастание которого возможно лишь при экологической культуре и экологическом образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.  http://www.ecotoc.ru/law/prirodoohrannoe_zakonodatelstvo/d278

2.  Федеральный портал http://www.protown.ru/information/hide/2662.html

3. http://inforeklog.ru/shpory-po-ekologii-pravovye-osnovy-racionalnogo-prirodopolzovaniya.html

4. lms-2.kantiana.ru

 

 


Информация о работе Правовые основы рационального природопользования