Лесное
законодательство
1 января 2007 года был введен
Лесной кодекс Российской Федерации.
Лесным кодексом предусмотрены нормы,
направленные на эффективное использование
лесов, совершенствование арендных отношений
в сфере лесопользования, решение задач
по развитию инфраструктуры, реализацию
природоохранных и ресурсосберегающих
мероприятий, создание благоприятных
условий для инвестиций.
На лесных участках разрешено
создание объектов лесной и лесоперерабатывающей
инфраструктуры (лесных дорог, лесных
складов, объектов лесопиления, деревообработки,
биоэнергетики). Допускается строительство
объектов, не связанных с лесопользованием,
но необходимых для развития территорий,
в том числе для разработки месторождений
полезных ископаемых, прокладки трубопроводного
транспорта, линий электропередачи, сооружений
энергетики и рекреации. В целях улучшения
инвестиционного климата впервые предоставлена
возможность залога прав аренды лесного
участка для привлечения внешних инвестиций
и заимствований, а также внесения арендных
прав в качестве вклада в уставный капитал
обществ. Для реализации приоритетных
инвестиционных проектов в области освоения
лесов и создания деревообрабатывающей
инфраструктуры предусмотрена возможность
предоставления в аренду лесных участков
без проведения аукциона.
Полномочия по использованию,
охране и воспроизводству лесов переданы
субъектам Российской Федерации. За федеральным
центром сохранены функции нормативного
правового регулирования лесных отношений,
государственного контроля и надзора
за исполнением органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
переданных полномочий.
В целях реализации положений
Лесного кодекса Российской Федерации
в 2007 г. принят ряд постановлений Правительства
Российской Федерации:
– “О размере платы за предоставление
выписок из государственного лесного
реестра и порядке ее взимания” (от 3 марта
2007 г. № 138);
– “Об утверждении Перечня
видов (пород) деревьев и кустарников,
заготовка древесины которых не допускается”
(от 15 марта 2007 г. № 162);
– “Об утверждении Положения
о подготовке лесного плана субъекта Российской
Федерации” (от 24 апреля 2007 г. № 246);
– “Об исчислении размера вреда,
причиненного лесам вследствие нарушения
лесного законодательства” (от 8 мая 2007
г. № 273);
– “О ставках платы за единицу
объема лесных ресурсов и ставках платы
за единицу площади лесного участка, находящегося
в федеральной собственности” (от 22 мая
2007 г. № 31О);
– “О полномочиях Федерального
агентства лесного хозяйства в области
лесных отношений” (от 24 мая 2007 г. № 314);
– “О полномочиях Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования
в области лесных отношений” (от 24 мая
2007 г. № 315);
– “О государственном лесном
реестре” (от 24 мая 2007 г. № 318);
– “О договоре аренды лесного
участка, находящегося в государственной
или муниципальной собственности” (от
28 мая 2007 г. № 324);
– “О Правилах проведения лесоустройства”
(от 18 июня 2007 г. № 377);
– “Об утверждении Правил организации
и осуществления авиационных работ по
охране и защите лесов” (от 19 июня 2007 г.
№ 385);
– “Об утверждении Положения
об осуществлении государственного лесного
контроля и надзора” (от 22 июня 2007 г. №
394);
– “Об установлении максимального
объема древесины, подлежащей заготовке
лицом, группой лиц” (от 22 июня 2007 г. №
395);
– “О договоре купли-продажи
лесных насаждений, расположенных на землях,
находящихся в государственной или муниципальной
собственности” (от 26 июня 2007 г. № 406);
– “О проведении государственной
инвентаризации лесов” (от 26 июня 2007 г.
№ 407);
– “Об утверждении Правил санитарной
безопасности в лесах” (от 29 июня 2007 г.
№ 414);
– “Об утверждении Правил пожарной
безопасности в лесах” (от 30 июня 2007 г.
№ 417);
– “Об утверждении Положения
об особенностях размещения заказа на
выполнение работ по охране, защите, воспроизводству
лесов и заключения договоров” (от 3О июня
2007 г. № 418);
– “О приоритетных инвестиционных
проектах в области освоения лесов” (от
30 июня 2007 г. № 419);
– “О внесении изменений в
пункт 3 методики распределения между
субъектами Российской Федерации субвенций
из Федерального фонда компенсаций для
осуществления отдельных полномочий Российской
Федерации в области лесных отношений,
реализация которых передана органам
государственной власти субъектов Российской
Федерации” (от 24 октября 2007 г. № 703);
– “О внесении изменений в
Правила расходования и учета средств,
предоставляемых в виде субвенций из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на осуществление отдельных
полномочий Российской Федерации в области
лесных отношений” (от 17 декабря 2007 г.
№ 890);
– “О внесении изменений в
Положение о Федеральном агентстве лесного
хозяйства и постановление Правительства
Российской Федерации от 24 мая 2007 г. №
314” (от 20 декабря 2007 г. № 900);
– “О полномочиях Министерства
природных ресурсов Российской Федерации
в области лесных отношений” (от 20 декабря
2007 г. № 901).
Правовая
охрана морской среды, континентального
шельфа, исключительной экономической
зоны РФ
Охрана этих объектов, входящих
в экосистему Мирового океана, их неживых
и живых ресурсов, а также правомерных
видов пользования ими и экологической
безопасности регулируется многочисленными
актами международного, регионального
и национального права в области морского,
экологического, торгового, уголовного
и иных отраслей законодательства. Постоянное
внимание к практике реализации имеющихся
норм и их совершенствованию объясняется
значением ресурсов моря, континентального
шельфа и исключительной экономической
зоны как средообразующих элементов, производителей
кислорода и иным вкладом в процессы жизни
на Земле, ролью, которую они играют в экономике
многих стран, опасностью катастроф и
другими факторами. Российское законодательство
последних лет детально регламентирует
понятия, статусы, режимы охраны, дозволения,
ограничения и запреты в использовании
морской среды, открытого, внутреннего
и территориального моря, прилегающей
зоны, континентального шельфа и исключительной
экономической зоны, взятых в целом как
компонент окружающей среды, их живые
и неживые ресурсы и порядок предметно
выраженных видов деятельности, например,
по добыче нефти на шельфе, прокладке подводных
трубопроводов.
Правовое
регулирование использования и охраны
недр
Российское законодательство
детально регулирует правовую охрану
недр, в том числе вопросы права собственности
на недра и права недропользования, т.е.
разную по содержанию деятельность, связанную
с использованием недр и содержащихся
в них минеральных ресурсов, а именно:
геологическое изучение недр; добыча полезных
ископаемых (на суше, континентальном
шельфе, в исключительной экономической
зоне); строительство подземных сооружений,
связанных и не связанных с добычей полезных
ископаемых; использование недр, выработанных
шахт, естественных пустот и т.д. для захоронения
или временного хранения отходов и др.
Правовая
охрана атмосферного воздуха
Правовая охрана атмосферного воздуха
осуществляется в глобальном, региональном
и национальном масштабах для борьбы с
его загрязнением, изменениями климата,
трансграничными переносами вредных веществ
и другими негативными явлениями и процессами,
которые сказываются не только на состоянии
окружающей среды, но и непосредственно
на здоровье людей, качестве жизни.
Законодательство РФ последних лет развивается
в соответствии с международно-правовыми
требованиями и нормами. В Российской
Федерации используется ряд современных
правовых инструментов, например установление
нормативов качества атмосферного воздуха
и нормативов выбросов и вредных физических
воздействий; государственная регистрация
загрязняющих и потенциально опасных
веществ; получение разрешений на выброс
и оказание вредного физического воздействия;
государственный учет вредных воздействий,
ведение мониторинга атмосферного воздуха,
инвентаризация выбросов, вредных физических
воздействий и их источников; взимание
платы за загрязнение атмосферного воздуха.
Указанные правовые инструменты приспособлены
ко всем стадиям хозяйственной деятельности
(проектированию и размещению предприятий,
их строительству, реконструкции, вводу
в эксплуатацию и эксплуатации), к этапам
обращения опасных веществ (производству,
хранению, транспортировке и использованию
пестицидов и агрохимикатов, озоноразрушающих
веществ, отходов и др.), к функционированию
отдельных групп экологически опасных
объектов (автомобильного и иного транспорта,
опасных производственных объектов, объектов
атомной энергетики, ТЭЦ и т.п.). Кроме того,
законодатель устанавливает достаточно
жесткую систему ограничений и запретов.
Например, запрещаются: производство и
эксплуатация транспортных и иных передвижных
средств, содержание вредных веществ в
выбросах которых превышает установленные
технические нормативы выбросов; проектирование,
размещение и строительство объектов,
не имеющих установок для очистки газов
и средств контроля за выбросами, которые
могут привести к изменениям климата или
озонового слоя Земли, и т.п. Правительством
РФ принято решение прекратить с 1 июля
2000 г. создание новых мощностей по производству
озоноразрушающих веществ, а их ввоз и
вывоз из страны осуществляется по квотам
на основе расчетных ставок, сроков и других
требований Монреальского протокола.
Производство же озоноразрушающих веществ
в нашей стране начиная с указанной даты
возможно только в тех случаях, когда они
используются исключительно в качестве
сырья для получения других химических
веществ и в особых случаях, предусмотренных
Монреальским протоколом. Транзитные
перевозки их через территорию РФ возможны
лишь из государств и в государства, являющиеся
сторонами Монреальского протокола. Установлен
запрет на такие воздействия на погоду,
которые могут вызвать неблагоприятные
изменения климата. Органы государственной
власти субъектов РФ могут вводить ограничения
въезда транспортных средств в населенные
пункты, места отдыха и туризма.
Заключение
В процессе выполненной работы
я изучила международное экологическое
сотрудничество, принятые на нескольких
международных форумах соглашения об
охране окружающей среды и рациональном
природопользовании, а также природоохранное
законодательство Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что правовые основы
рационального природопользования водными,
лесными, атмосферными, эндогенными ресурсами
в законодательстве РФ закреплены. Хотя
и носят зачастую лишь декларативный характер.
Необходимо улучшение законодательной
базы, перепрофилирование её на экономический
ракурс с административного.
Также я считаю, что важное место
в рациональном природопользовании помимо
нормативно-правовых актов занимает формирование
экологического сознания населения, возрастание
которого возможно лишь при экологической
культуре и экологическом образовании.
Список использованных источников
1. http://www.ecotoc.ru/law/prirodoohrannoe_zakonodatelstvo/d278
2. Федеральный портал http://www.protown.ru/information/hide/2662.html
3. http://inforeklog.ru/shpory-po-ekologii-pravovye-osnovy-racionalnogo-prirodopolzovaniya.html
4. lms-2.kantiana.ru