Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:04, реферат
Экологическая социология типично определяется как исследование социально-экологических взаимодействий, хотя это определение немедленно представляет возможно неразрешимую проблему отделения человеческих культур от остальной части экологии. Хотя центр области - отношения между обществом и окружающей средой вообще, экологические социологи типично придают особое значение изучению социальных факторов, которые вызывают проблемы охраны окружающей среды, социальные воздействия тех проблем, и усилия решить проблемы.
Кроме того, значительное внимание обращено на социальные процессы, которыми определенные условия окружающей среды становятся социально определенными как проблемы.
Введение 3
Экологическая социология как основа конструирования экологической культуры 4
Экологическая перспектива в социологии 7
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Гетеропойэсис социальности выражается, по крайней мере, в трех базовых инвайронментальных принципах:
Эпистемологическое значение для социологии "новой инвайронментальной парадигмы", как было заявлено ее авторами, состоит в том, "чтобы переосмыслить традиционную для социологии дюркгеймианскую норму "социологичности" — объяснять социальные факты социальными фактами"14. В этом смысле в инвайронментапизме речь идет не только о том, чтобы снять противоречие между обществом и природой, социальным и несоциальным, что во многом было достигнуто в традиционной социальной экологии. В гораздо большей степени важна ориентация на то, чтобы снять противоречие между субъектом и субстанцией, т.е. между индивидом и обществом, а также индивидом и природой. Это означает, что в социологии следует отличать две концептуальные позиции — методологический натурализм и методологический инвайронментапизм.
В области эпистемологии
историю социологии можно описать
как последовательное движение от методологического
натурализма к
Методологический натурализм выражается в характере научной епистемы, сложившейся в античности и сформировавшей на тысячелетия логос европейской рациональности. Он берет свое начало в досократической философии милетской школы и связан с развитием субстанциалистского мышления, направленного на выявление "природы" (physis) видимых явлений. В результате у Аристотеля, складывается окончательное понимание physis "как субстанции вещей, имеющих начало движения в самих себе, и притом такой субстанции, которая тождественна со своим собственным эйдосом"15. Таким образом, выделение природы из космоса, т.е. идеально-общего из чувственно-материального разнообразия, вело к утверждению таких принципов познания, как объективизм и эссенциализм. Именно эти принципы определили критерии рациональности и на века разделили область "episteme" от "doxa". Образовались две важнейшие категориальные оппозиции, воплотившие логоцентристский дух европейской науки: субъект—объект, сущность—явление. Дальнейшее развитие натуралистской логики в науке последовательно вело к пониманию познания как деятельности, направленной на выявление предельных общностей, к универсализации категориальной диалектики. Это означало, что натурализм, воплотивший господство объекта над субъектом и сущности над явлением, приобретает третий важнейший признак — гносеологизм, предполагающий сведение онтологии к гносеологии, бытия к понятию. В наиболее законченном виде этот принцип воплотился в гегелевском синтезе философии.
В социологии методологический натурализм стал естественным продолжением натурфилософской рациональности и более чем на столетие сделался основопологающим принципом познания. Центральной фигурой в обосновании натуралистской методологии является Э. Дюркгейм, который первым провозгласил постулат "объяснять социальное социальным". В этой формуле видится попытка решить проблему психологического и биологического редукционизма за счет онтологизации нового типа явлений (наряду с природными и психическими). Однако легитимация новой независимой реальности не вела к решению более глубокой проблемы — не что, а как познавать. Сказать, что природа социального лежит в самом социальном, означало лишь приравнять сущность к явлению, т. е. природу социальных фактов (в виде понятий) к природе физических вещей. На смену биологизму и психологизму в социологии приходит социологизм, который в наиболее развитой форме выражается в системном подходе. Система в этом смысле и есть та самодвижущаяся субстанция, соединенная со своим эйдосом, как у Аристотеля. Э. Дюркгейм первым провозгласил, что общество есть система, т. е. реальность sui generis16. С еще большей категоричностью это повторили Т. Парсонс и Н. Луман. В результате методологический натурализм породил в социологии привычку рассматривать социальные явления как готовые к научному познанию предметы, делая прозрачным и однородным их содержание по образу и подобию вещей в природе. Сама категория "общество" появляется как всеобъемлющий заместитель или метафора "природы", предполагающая существование независимого, объективного и целостного в своих проявлениях мира по ту сторону субъекта, что методологически обеспечивало унификацию позиции познавателя относительно объекта вне зависимости от его содержания. То же можно сказать и о применении категории "индивид" в рамках так называемого методологического индивидуализма, где единственной реальностью признается "поведение субъекта в его собственной ситуации" (Р. Будон), правильность понимания которых обеспечивается, с одной стороны, признанием неизменности человеческой "природы", а с другой — благодаря "объективному" рассмотрению фактов или "структуры ситуации". Вариативность факторов (явлений) и инвариантность человеческого поведения (сущность), максимизирующего адаптивную (утилитарную) функцию, дают основания рассматривать актора в бихевиористском ключе (в пределе как homo oeconomicus), а социальную реальность как механическую "агрегацию индивидуальных поведенческих актов"17.
Несмотря на активное размежевание со всеми социологическими направлениями американских авторов инвайронментализма, можно с уверенностью сказать, что социология знания и кибернетика второго порядка были непосредственными эпистемологическими предшественниками постнеклассической инвайронментапьной парадигмы. Оба направления выводят на первый план наблюдателя и его собственный онтологический, гносеологический и праксеологический статус в познавательной деятельности; человек здесь учится видеть себя частью того мира, который он познает, поэтому объективность трактуется как "неверное представление о том, что наблюдение могло бы осуществляться без наблюдателя" (X. фон Ферстер). В этом смысле отличительной чертой инвайронментализма является направленность к образованию нового типа знания — экспертного. Оно отличается от специализированного научного познания тем, что характеризуется содержательной инклюзивностью в организации логико-методологического аппарата. Прежде всего это означает, что демаркация научного и философского знания теряет свое прежнее методологическое значение (в рамках "научного позитивизма"), ибо научная картина мира оказывается тесно связанной с философским мировоззрением. Общепринятым становится взгляд, что в современной рациональности "синтезируются не только знания об Универсуме, но происходит слияние этих знаний с ценностными, мировоззренческими установками, отражающими явное или неявное присутствие конкретно-исторического субъекта в знании"18. Второй аспект инклюзивной логики построения науки — это комплексность и междисциплинарность. Предметная дифференциация наук остается позади, на первый план выходят потребность и необходимость формулирования единого языка в описании и моделировании единых "человеко- размерных" процессов. В этом смысле инвайронментализм является альтернативным научным дискурсом, вовлекающим в свою орбиту такие направления, как синергетика, виртуапистика, after-постмодернизм, конструктивизм, неопрагматизм и концептуально направленным на смену парадигмы системы на парадигму среды. Крах в построении общей теории систем открывает перспективу разработке общей теории среды, которая может предоставить ученым универсальный и эвристически развитый инструментарий познания всех живых процессов с участием человека. Третьей важнейшей чертой экспертного знания становится установка на снятие барьеров между теорией и практикой, между познавательным и преобразовательным интересом. Речь идет о роли ученого как таком социальном эксперте, "который несет ответственность не только за адекватное отражение социальной ситуации и социальные последствия полученного и практически используемого знания, но и за само функционирование объекта"19. Фактически такой эксперт претендует на общественную роль жреца в древних обществах, т. е. человека, обладающего широкими знаниями, признанным моральным авторитетом и способностью к социально значимой инициативе не столько как частное лицо, но как гражданский индивид, а в иных ситуациях как представитель рода. Другими словами, эксперты несут ответственность за экологическую работу, т. е. за то, чтобы делать мир более приемлемым и обитаемым для человека, ибо для них не существует действительности по-ту-сторонней, весь мир находится по сю сторону их бытия, является предметом их практических интересов.
Характерной чертой инвайронменталистского знания является не поиск и обоснование нового предмета познания, но выработка новых познавательных средств для решения вечной проблемы — заботы о преходящем бытии, т. е. выживании человека.
В XX веке окружающий мир лишил человека привычного образа жизни и мышления, превратив среду его существования в "травматическое бытие": область "Чужого", несущего угрозу жизни, здоровью и счастью, покрыла огромные онтологические пространства, в то время как область "Родного" свернулась до небывалого. Социальное превратилось в массовое (Ж. Бодрийяр), общество — в "зону общественного невнимания" (3. Бауман). Цель экологической работы в нынешнем столетии заключается в расширении среды человеческого существования. Высшая, родовая практика человека делает весь мир "родным". В этом и состоит решение экологической проблемы.
Опыт становления и
реализации природоохранных программ
в самых разных странах мира свидетельствует
о том, что, несмотря на общепризнанную
приоритетность и жизненную важность
проблемы экологической безопасности,
решающая роль в выборе пути хозяйственного
развития и формирования модели природопользования
принадлежит экономическим
1 Лихачев Д. С. Экология культуры. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.google.ru, 2007
2 Парсонс Т. Системы действия и социальные системы. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.google.ru, 2007/
3 Мид Д. Сознание, самость и общество. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://info@vusnet.ru, 2006
4 Butler F.H. Environmental Sociology: a New Paradigm? // American Sociologist. 1978. Vol. 13. №4. P. 255.
5 Генис А. Раз: Культурология. М., 2002. С. 108.
6
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Психолого-педагогический
потенциал взаимодействия личности с
миром природы. URL: http://www.mrezha.ru/ehopsy/
7 Introna Lucas D. Social Systems, Autopoiesis, and Language. Рaper submitted to XIV ISA World Congress. 1998. Р. 4.
8 Kimura, B. Interpersonality and Mind Body Correlation: Subjective Behaviour of Organism. Malaga. 1991. Р. 16.
9 Баньковская С.П. Общетеоретические и методологические основания социально-экологических концепций.
10
URL:http://rc.msses.ru/rc/
11 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. С-Пб., 1999, 452-453.
12 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. С-Пб., 1999. С. 465.
13 Цит. по: Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. С-Пб., 2002. С. 433.
14 Носов Н.А. Виртуальный конфликт: виртуальная социология медицины. М., 2002. С. 94.
15 Catton, W.R., Jr.; Dunlap, R.E. Environmental Sociology: a New Paradigm // American Sociologist. 1978. Vol. 13. № 1. P. 44; См. также: Catton, W.R., Jr.; Dunlap, R.E. A New Ecological Paradigm for Post- exubertant Sociology // American Behavioral Scientist. 1980. Vol.24. №1. P. 25.
16 Лосев А.Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. В 2-х кн. Кн. 2. М., 1994. С. 248—249.
17 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод предназначение. Пер. с фр. М., 1995. С. 101—102.
18 Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998. С. 65.
19 Михайловский В.Н., Светов Ю.Н. Научная картина мира: архитектоника, модели, информатизация. С-Пб., 1993. С. 21.
Информация о работе Предмет экологической социологии и современные тенденции ее развития