Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:53, реферат
Цель работы – раскрыть понятие, сущность природных ресурсов и проанализировать их роль в экономике. В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, дать теоретическую характеристику природным ресурсам; во-вторых, дать оценку природным ресурсам; в-третьих, охарактеризовать роль природных ресурсов в экономике России, наконец, в-четвертых, наметить основные пути повышения эффективности использования природных ресурсов.
Объект исследования – мировая экономика и экономика России
Предмет исследования – природные ресурсы и их роль в экономике.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретическая сущность природных ресурсов и их роли в экономике.
Понятие, сущность, классификация природных ресурсов…………………………………………………………………….....7
1.2 Методологические подходы по экономической оценке природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот……………………………………………………,……………..……….10
ГЛАВА 2. Методические основы оценки природных ресурсов
2.1 Оценка природных ресурсов……………………………………………………….………………11
2.2 Подходы к экономической оценки природных ресурсов………………………………………………………………..……….18
2.3 Характеристика и использование природных ресурсов в России……..25
Заключение
Список используемой литературы
Затратно-ресурсный подход. В этом подходе при определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования. Данная концепция имеет то достоинство, что социально-экономическая оценка природного ресурса, полученная таким способом, будет выше, чем в предыдущих случаях, что стимулирует рациональное природопользование. Однако, ему присущи недостатки первых двух подходов.
Воспроизводственный подход. Данный подход является сравнительно новым, поскольку связан с обострением экологической обстановки в стране. Суть его состоит в следующем. Совокупность возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на определенной территории и состояние окружающей среды, приближенное к естественному (заданному) уровню, рассматривается как некий стандарт, отправной уровень. Использование какого-либо природного ресурса должно подразумевать его восстановление в прежнем качестве (для возобновляемых ресурсов) и количестве, либо (для невозобновляемых) компенсации с учетом не ухудшения качества окружающей среды в данном месте. Стоимость природного ресурса будет в данном случае определяться как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории. Однако подобный подход предполагает потенциальную дефицитность природных ресурсов и во многих случаях может привести к завышенным оценкам природных ресурсов. Принимая во внимание тот факт, что в ряде регионов резервы экстенсивного использования природных ресурсов практически исчерпаны, а состояние окружающей среды близко к критическому, именно подобный подход представляется наиболее актуальным и целесообразным.
Следует отметить, что с точки зрения обеспечения экологически устойчивого развития воспроизводственный подход представляется наиболее приемлемым, однако из-за высоких компенсационных затрат сфера его применения ограничивается (применительно к задачам сохранения биоразнообразия — в основном редкими и исчезающими видами и особо охраняемыми территориями). Оценки, проводимые методом восстановительной стоимости, наиболее приемлемы в условиях отсутствия данных о рыночных ценах на биологические объекты. По оценкам, стоимость охотничьих ресурсов Московской области составляет порядка 31 млн. долл. США или 7,4 долл./га. Аналогично по условным затратам на воспроизводство определяется стоимость органических веществ определенной экосистемы, фаунистических ресурсов. Так, к примеру, по экспертным оценкам стоимость фаунистических ресурсов Московской области составляет 131 долл./га, а восстановительная стоимость животного мира — 375 долл./га. Таким образом, общая эколого-экономическая оценка ресурсов животного мира в данном регионе составляет 1572 млн. долл. США. Данные расчеты выполнялись в 1995—1996 гг. в рамках проекта Глобального экологического фонда «Сохранение биологического разнообразия России».
Подход на основе такс возмещения ущерба. Данный подход является разновидностью перечисленных выше подходов и предполагает экономическую оценку природных ресурсов (преимущественно биологических) и отдельных их видов на основе такс (нормативов) возмещения ущерба, убытков и потерь, связанных с нарушением режимов природопользования, незаконного изъятия ресурсов из экосистемы, нарушением природоохранных норм и правил, законодательства в области охраны окружающей среды и т. д.
Достаточно достоверные данные о стоимостных оценках биологических природных ресурсов могут быть получены на основе такс для исчисления взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира, т. е. на основе прямого ущерба ресурсам.
Подход по оценке биопродукции на основе метода анкетного опроса населения. По оценкам, стоимость ежегодно извлекаемой биопродукции (рыболовство, сбор грибов, дикорастущих плодов и ягод) составляет в Московской области 234 млн. долл. США.
Кроме того, при экономической оценке природных ресурсов могут использоваться и другие подходы, например, по оценке ресурса на основе его рыночной стоимости, которая определяется по результатам аукционов, торгов; на основе готовности населения платить за пользование (рекреационные цели, повышение образования и экологической культуры и т. п.) определенными природными ресурсами и территорией и др. Последний подход получил достаточно широкое развитие в последнее время за рубежом в связи с рекреационным использованием территорий природных национальных парков.
Кадастровый подход. Данный подход к оценке природных ресурсов базируется на совокупности информации о конкретном виде природного ресурса, включая характеристики его количества (запасов), возраста, качественного состава и структуры, местоположения и множества иных показателей (индикаторов). Кадастровые группы, на которые разбиваются те или иные природные ресурсы, например, земельные, приводятся, как правило, в баллах (например, от 1 до 100). По данным имеющихся кадастров должны определяться условия получения самого высокого чистого дохода и самых низких затрат по освоению, использованию, воспроизводству и охране данного вида естественных активов. Кадастровый метод обеспечивает более детализированную оценку природных ресурсов по сравнению с упрощенными затратным и рентным методами и может быть использован в совокупности с каждым из них.
Рентный подход. Трактовки теории ренты очень разнообразны, а предлагаемые способы ее исчисления достаточно сложны и для многих ресурсов не разработаны. Эта неопределенность затрудняет внедрение в практику рентных оценок и платежей. Дифференциальная рента является основой экономических отношений в сфере природопользования. Это обусловлено тем обстоятельством, что переход к рыночным условиям хозяйствования, происходящий в нашей стране в настоящее время, требует создания системы природопользования, основанной на налогообложении недвижимости. В основе современных концепций налогообложения недвижимости лежит принцип изъятия в пользу общества дифференциальной ренты. Она должна явиться важнейшим источником доходов бюджетов различных уровней, а также регулятором распределения различных видов деятельности в территориальном разрезе. Это обуславливает необходимость более подробного рассмотрения теории дифференциальной ренты.
В последнее время получили развитие оценки природных ресурсов через «косвенную стоимость использования» или через определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова (углеродный кредит). Последний подход может найти реальное применение при регулировании глобального использования природных ресурсов и управлении выбросами парниковых газов на основе торговли правами на загрязнение. В данном случае как раз и используется экономическая интерпретация понятия «ассимиляционный потенциал окружающей среды».
Торговля квотами на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду относится к числу перспективных экономических инструментов экологической политики. Первоначально введенный на уровне фирм и предприятий, данный механизм управления природопользования в настоящее время получает новое развитие в сфере международных отношений. Особую актуальность данное положение получило после Конференции ООН по изменению климата в г. Киото (декабрь 1997), где мировому сообществу впервые удалось договориться о взаимоприемлемых количественных обязательствах по ограничению и сокращению объема техногенных выбросов парниковых газов (основу которых составляют углекислый газ, метан, азотные соединения).
Суть данного подхода состоит в следующем: развитые страны, как и страны с переходной экономикой, приняли обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, а в качестве точки отсчета (базового уровня) взят 1990 г. Присоединившиеся к Конвенции страны к 2000 г. должны сократить свои выбросы до базового уровня. К примеру, к 2008 г. США обязаны снизить загрязнение атмосферы на 3%, страны ЕС — на 8%, Япония — на 6%. По прогнозам, Россия в обозримом будущем не будет выбирать свои квоты, и в 2010 г. выбросы страны составят лишь 92—96% от уровня 1990 г. В этих условиях возникает реальная возможность торговли неиспользованными квотами на выбросы парниковых газов в размере 250 млн. т ежегодно при рыночной цене одной тонны 10 долл. США. Продавая квоты на выбросы парниковых газов, которые связаны с потеплением климата, странам-загрязнителям, Россия только за период до 2005 г. может получить не менее 18 млрд. долл. Объем таких сделок до уровня 2008 г., согласно расчетам Бюро экономического анализа при Минэкономразвития России, возрос до 14,7—22,9 млрд. долл. Таким образом, ежегодно Россия может получать на мировом рынке по продаже квот на выбросы в атмосферу парниковых газов до 3 млрд. долл. Однако выигрыш на рынке квот прямо связан с необходимостью технологического перевооружения производства, следования мировым стандартам энергоэффективности, принципам устойчивого ведения лесного хозяйства.
2.3 Характеристика и использование природных ресурсов в России.
Обретение Россией
В народном хозяйстве
Российской Федерации доминируют ресурсоэксплуатирующие
отрасли, сырьевые продукты составляют
основную часть экспорта, доходная часть государственного
бюджета в решающей мере формируется за
счет добывающих, а не перерабатывающих
производств. Такое положение крайне нежелательно,
поскольку экономика с подобной структурой
чрезмерно зависит от внешних факторов,
обречена на технологическое отставание,
присущее ей распределение дохода неизбежно
вызывает неудовлетворенность в обществе,
грозящую перерасти в социальный протест.
В специфических российских обстоятельствах
сырьевая ориентация хозяйства грозит
стагнацией регионам с относительно развитой
инфраструктурой и благоприятными климатическими
условиями, где сосредоточена основная
часть населения, но отсутствуют эффективные
запасы природных ресурсов. Однако в силу
инерционности экономических процессов
структурные диспропорции сохранятся
в предвидимом будущем (10–15 лет) при любых
возможных сценариях. Тенденцию усугубления
этих диспропорций необходимо переломить
и в течение пяти–семи лет сформировать
условия и структуры, которые в дальнейшем
обеспечат переориентацию российского
народного хозяйства, его поворот к постиндустриальному
развитию. Парадокс, однако, состоит
в том, что источником средств для реализации
мер, которые способны обеспечить поворот
от сырьевой специализации к развитию
технологичных, информационноемких отраслей
могут быть прежде всего сырьевые отрасли.
Поэтому неудивительно, что проблема распределения
природной (природно-ресурсной, горной)
ренты стала в последние годы наиболее
остро дискутируемой среди всех экономических
проблем. Для сырьевой страны вопросы
государственного управления использованием
природных ресурсов должны быть первоприоритетными.
Эти вопросы особенно обостряются, если
возникает общественное стремление осуществить
структурный народнохозяйственный маневр,
переход к постиндустриальному развитию.
Реализация такой цели неизбежно связана
с проблемой природной ренты, хотя ошибочно
полагать (а такая точка зрения встречается
нередко), что стоит лишь “разобраться”
с рентой, и все прочее сразу станет на
свои места. “Правильное”, “справедливое”,
“оптимальное” распределение природной
ренты, даже если предположить, что оно
достижимо, отнюдь не решает всех вопросов
управления природопользованием. Более
того, как и во всякой иной области государственной
деятельности, здесь возникает задача
согласования различных интересов (в том
числе и разнонаправленных составляющих
государственного интереса), и попытки
справиться с этой задачей исключительно
через перераспределение природной ренты
только вредят делу. Чем более остро дискутируется
проблема, чем больше количество участников
в дискуссии, тем выше уровень информационного
шума, тем сильнее мифологизируются обсуждаемые
понятия, тем дальше уходит дискуссия
от исходного предмета, подменяя его иными,
нередко не имеющими прямого отношения
к теме. Эти процессы наблюдаются и в словесных
баталиях о природопользовании и природной
ренте. Ниже предпринята попытка разобраться
в проблеме, структурировать ее, определить
либо уточнить используемые понятия и
на этой основе рассмотреть некоторые
из имеющихся предложений по совершенствованию
государственного управления использованием
природных ресурсов. Проблема анализируется,
по преимуществу, применительно к минеральным
ресурсам, в меньшей степени – водным.
Обращения к земельным, лесным и иным биологическим
ресурсам, для которых проблема ренты
относительно ясна, имеют целью, главным
образом, сопоставление с минеральными
и водными ресурсами или противопоставление
им. ( О стратегии российского развития
(аналитический доклад). И. Горбачевский
– фонд, 2002.).
Земельные
ресурсы всегда были главным достоянием
любой страны.
Земельный фонд России самый большой в
мире - 1707,5 млн.га. В структуре земельного
фонда земли сельскохозяйственных предприятий
и граждан, занимающихся сельскохозяйственной
деятельностью, составляют 38,1%, под населенными
пунктами занято 0,4% территории страны,
земли несельскохозяйственного назначения
(промышленность, транспорт, связь, военные
объекты) составляют 1,2%, природно-заповедного
фонда- 1,2, лесного фонда - 51,4, водного фонда
-1, государственного запаса -6,9%.
Площадь обрабатываемых земель в России
сокращается, но обеспеченность пашней
из расчета на душу населения остается
очень высокий по сравнению с другими
странами. Так, в России она составляет
0,8 га, в то время как США - 0,6 га, а в Китае
и Египте - 0,09 и 0,05 га соответственно.
Лесные ресурсы. Леса в РФ занимают около
800 млн. га, или почти 2/3 всей площади страны,
а общий запас лесонасаждений превышает
81,6 млрд. куб/м. На долю России приходится
значительная часть мировых запасов древесины,
по которым она занимает первое место
в мире.
Лесные богатства РФ в основном сосредоточены
в восточных районах страны. Важным показателем
оценки лесных ресурсов является лесистость
территории. Леса являются источником
твердой и мягкой (строительной и поделочной)
древесины, сырья для целлюлозно-бумажной,
гидролизной, лесохимической и других
отраслей промышленности и служат местом
обитания многих промысловых животных.
На территории России произрастает свыше
300 видов лекарственных растений. Некоторые
растения продуцируют смолы, красящие
пигменты, эфирные масла и многие другие
вещества, используемые в различных отраслях
промышленности и техники.
В связи с большим разнообразием условий,
как на суше, так и в морях и со значительной
протяженностью территории с севера на
юг и с запада на восток разнообразен и
животный мир. Вместе с тем из-за северного
положения большей части территории страны
и омывающих ее морей фауна России в сравнении
с фауной тропических и экваториальных
стран по числу видов относительно небогата.
Важная общая черта размещения фауны в
России, как и во всем Северном полушарии,
заключается в том, что число видов в целом,
как и число видов почти во всех отдельных
группах, возрастает по направлению с
севера на юг. Другая особенность состоит
в так называемой зональности, т.е. в ясно
выраженной связи распространения животных
с природными зонами на суше и в море. Эта
зональность в известной степени нарушается,
с одной стороны, присутствием некоторого
количества широко распространенных видов,
встречающихся в нескольких зонах или
на всей территории страны, а с другой
- некоторыми историческими особенностями
развития и формирования фауны России
или отдельных ее частей. Россия занимает
одно из первых мест в мире по запасам
охотничьих животных и промысловых рыб.
На основе их использования строится деятельность
таких важных отраслей хозяйства, как
охотничье, рыбное, промысел морского
зверя. Россия - один из главных поставщиков
пушнины на мировой рынок.
Водные ресурсы в сравнении
с другими видами природных ресурсов обладают рядом существенных
отличий. Вода ничем не заменима, не знает
административных границ, находится в
постоянном движении в атмосфере, литосфере,
биосфере. Ее количество и качество непрерывно
меняется от сезона к сезону и от года
к году. По скорости возобновления природные
воды принято подразделять на медленно
возобновляемые - вековые или статистические
запасы - и ежегодно возобновляемые, или
водные ресурсы. Потребность народного
хозяйства в пресной воде в основном удовлетворяется
за счет ежегодно возобновляемых водных
ресурсов, количественно оцениваемых
размером речного стока. Единовременный
объем речных вод суши невелик он оценивается
всего в 1200 куб./км, но благодаря круговороту
воды в природе ежегодно реки сбрасывают
в Мировой океан около 40-41 тыс. куб./км.
Суммарный объем ежегодно возобновляемых
водных ресурсов России оценивается в
4270 куб./км/год, который принимается в качестве
исходного для оценки водообеспечения
страны. В Росси около 120 000 рек, и почти
все они зимой замерзают. Большая часть
рек отличается спокойным равнинным характером
течения. Именно такой рекой является
Волга, наиболее типичная для России. Среди
2000 пресных и соленых озер особенно известны
Байкал - самое глубокое озеро в мире, живописное
Ладожское, суровое Онежское и заполярное
озеро Таймыр.
Территория
России в целом очень богата ресурсами
пресных подземных вод. Почти половина
эксплуатационных ресурсов подземных
вод относится к практически невозобновляемым
запасам, и их прогнозная оценка выполняется,
исходя из возможной сработки условно
за 50-летний период эксплуатации. Наиболее
значительные эксплуатационные ресурсы
подземных вод сосредоточены в крупных
артезианских бассейнах европейской части
- Московском, Северо-Западном, Сурско-Хоперском
и др.
Минерально-сырьевые
ресурсы. Россия имеет богатую и разнообразную
минерально-сырьевую базу. Наиболее распространенный
показатель оценки минерально-сырьевых
ресурсов - запасы полезных ископаемых,
т.е. количество минерального сырья в недрах
Земли, на ее поверхности, на дне водоемов
и в объеме поверхностных и подземных
вод, определяемое по данным геологической
разведки. Для некоторых месторождений
полезных ископаемых подсчитывается количество
содержащихся в них запасов ценных компонентов,
например запасы металла в рудах. Величины
запасов полезных ископаемых обладают
различной достоверностью их подсчета,
зависящей от сложности геологического
строения месторождений и детальности
их геологической разведки. Современное
хозяйство использует около 200 видов минерального
сырья. Единой общепринятой системы их
классификации нет. В зависимости от физических
или химических свойств добываемого сырья,
от отрасли экономики, где оно находит
применение, от особенностей возникновения
в земной коре известные полезные ископаемые
подразделяются на группы. Широко распространена
классификация полезных ископаемых на
основе технологии их использования: топливно-энергетическое
сырье (нефть, уголь, газ, уран), черные,
легирующие и тугоплавкие металлы. На
Россию приходится почти 1/2 угольных ресурсов
мира, примерно 1/7 часть мировых запасов
нефти и 1/3 природного газа.
Информация о работе Природные ресурсы и их экономическая оценка