Проблемы реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 13:01, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия реализации права, в определении и характеристике форм реализации права.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие реализации права.
Изучить понятие форм реализации права и рассмотреть основные формы их реализации.
Выявить основные стадии применения норм права.

Содержание работы

Введение. 2
1. Понятие и формы реализации права. 4
Понятие реализации права. 4
Формы реализации права. 6
2. Основные стадии применения норм права. 8
3. Понятие правоприменительного акта и его отличие от нормативно-правовых
актов. 11
Понятие правоприменительного акта. 11
Классификация правоприменительных актов. 12
Требования к правоприменительным актам. 13
Структура правоприменительного акта. 13
4. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. 15
Действие закона во времени. 15
Действие закона в пространстве. 19
Действие закона по кругу лиц. 20 Заключение. 23 Список используемых источников. 24

Файлы: 1 файл

Problemy_realizatsii_prava.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической

деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент  действительности,   осуществления   реконструкции   обстоятельств,

необходимая    в   соответствии    с   требованием   объективной   истины   для

применения права.

2. Установление юридической основы дела.

Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:

а) выбор нормы, подлежащей применению;

б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором 
содержится выбранная норма;

в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени 
пространстве и кругу лиц;

г) смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела 
осуществляется, после того как установлен юридический характер 
рассматриваемых обстоятельств.

3. Решение дела и документальное оформление принятого решения.

Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права.     С     формально-логической     стороны     оно     представляет     собой

 

10


умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на жизненные своеобразные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово". Результат решения юридического дела индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию:

1.Его юридическое значение  может состоять в ЮРИДИЧЕСКОЙ  КОНСТАТАЦИИ, т.е. признание существования  определенных фактов, их правомерности  или неправомерности, в том числе  в признании того или иного права за данным лицом или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.

2.После вынесения решения  необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения приговора суда, решения органа арбитражного правосудия, которыми наложены взыскания, иная обязанность. Решений юридического дела фиксируется в правоприменительных актах.

Вывод: существует три стадии применения правовых норм:

  1. установление фактических обстоятельств,
  2. установление юридической основы,
  3. решение дела и документальное оформление этого решения.
  4.  

3. Понятие правоприменительного  акта и его отличие от


нормативно-правовых актов

3.1      Понятие  правоприменительного акта.

Правоприменительный акт - это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Особенности правоприменительных актов:

    1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Однако нередко государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями. Так в соответствие с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Для реализации этих полномочий они должны издавать правоприменительные акты.
    2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.
    3. Правоприменительные акты направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам. Официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функции индивидуального регулирования.
    4. Реализация правоприменительных актов обеспечивается государственным принуждением. При этом акт применения права — это документ, который является непосредственным основанием для использования государственных мер принуждения.
    5.  

12

3.2     Классификация  правоприменительных актов.

Разнообразные правоприменительные акты можно классифицировать по различным основаниям:

1) По субъектам принятия:

а) акты   органов   государственной   власти   (постановления   Совета 
Федерации),

б) акты органов государственного управления (приказ об увольнении 
конкретного лица),

в) акты судебных органов (постановление суда),

г) акты контрольно-надзорных органов (постановление санитарной 
инспекции о наложении штрафа),

д) акты   органов   местного   самоуправления   (распоряжения   мэра 
города).

2) По характеру правового воздействия:

а) регулятивные (решение суда по гражданскому делу),

б) охранительные (приговор суда).

3) По значению:

а) основные (приговор суда),

б) вспомогательные (определение о предании обвиняемого суду).

4) по форме:

а) отдельный документ (приговор суда),

б) резолюция    на    материалах    дела    (утверждение    прокурором 
обвинительного заключения),

в) устная   форма   (наложение   штрафа  за   безбилетный   проезд   в 
общественном транспорте).

5) По способу принятия:

а)     акты,  принятые  коллегиально (решения  Государственной  Думы

РФ),

6) акты, принятые единолично (указ президента РФ).

 

13


3.3     Требования  к правоприменительным актам.

Правоприменительные акты должны соответствовать требованиям: 1)       Требование   обоснованности   -   относится    к    фактической    стороне

юридического    дела,    к    логическим    выводам    о    доказательствах,

подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. 2)       Требование   законности.    Это   требование   охватывает   юридические

аспекты дела и включает: а)       соблюдение     компетентным     органом     или     должностным     лицом,

рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и

т.д.;

b)  строгое соблюдение всех процессуальных  норм,  регулирующих сбор

доказательств, процедуру рассмотрения и т. д.;

c) правильную юридическую квалификацию и применение действующей в конкретном случае нормы;

d)       вынесение решения в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3)       Требование целесообразности. Это означает, что предписание  санкции допускает некоторую свободу правоприменителя в выборе решения.                    3.4     Структура правоприменительного акта

. Правоприменительные акты - документы юристдикционного характера, имеющие четкую структуру и состоящие из 4-х частей.

    1. Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
    2. Описательная часть - здесь описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
    3. Мотивировочная часть включает в себя анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, ее обоснование,
    4.  

14

указание на официальные разъяснения применяемого закона и 
процессуальные нормы, которыми руководствовался

            правоприменитель.

4)     Резолютивная часть - здесь формулируется решение  по делу. Вывод: главным отличием  правоприменительного акта от  нормативно-правового    акта    является    то,    что    нормативно-правовые    акты    имеют общеобязательный     характер,     а     правоприменительный     акт    -    строго индивидуален.

 

4. Действие закона во  времени, пространстве и по кругу  лиц.

4.1 Действие закона во  времени.

Определяя границы действия закона во времени, Г.Ф. Шершеневич писал, что "закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении".

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы. В одних случаях вступление закона в силу связывается с датой его принятия или утверждения. Таковыми были в СССР и союзных республиках - субъектах Федерации - постановления Правительства. В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).

В Российской Федерации, порядок вступления законов в силу регулируется Федеральным законом о порядке опубликования и вступления в силу законов РФ (принят ГД РФ 25 мая 1994г.). В соответствии с ним, в течение 7 дней с момента принятия закона он должен быть опубликован в официальном источнике, каковыми являются - Российская Газета и Собрание Законодательства Российской Федерации. Закон цитируется по тому, как он публикован в этих официальных источниках. 23 мая 1996 года был подписан Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с ним эти акты должны быть опубликованы в Российской Газете и СЗРФ в течение 10 дней с момента принятия.

Федеральные законы вступают в действие на всей территории Российской Федерации в течение 10 дней, а указы Президента РФ - в течение 7 дней, таким образом, и в том и в другом случае, между принятием акта и вступлением его в силу проходит 17 дней.

 

16 В    некоторых   случаях   срок   вступления   в   силу   законов   либо

определяется самими такими актами, или же указывается в других, специально

изданных актах для введения их в действие.

В    специально    изданных    актах    (постановлениях    Правительства,

распоряжениях Президента и т.д.), указываются сроки вступления в силу таких

правовых документов, как Основы законодательства Российской Федерации о

нотариате (введены в действие постановлением Верховного Совета РФ от 11

февраля 1993 г.), Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации

утверждено   постановлением   Правительства   РФ   от   4   ноября    1993   г.),Таможенный кодекс     Российской Федерации      (введен      в     действие

постановлением Верховного Совета РФ от 18 июня 1993 г.).

Для сложных и важных законов срок вступления в силу должен быть

более  длительным,  чем  для   всех  других.   Это  обусловлено  тем,   что  для

ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных,

подготовительных   мер,   связанных   с   реализацией   содержащихся   в   них

правовых положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это

необходимо в отношении других.

Немалое значение имеют не только сроки, но и способы "вступления в

силу,   или   "введения   в  действие",   законов.   В   подавляющем   большинстве

случаев в настоящее время закон начинает действовать одновременно на всей территории   (страны,   субъекта  федерации,   округа  и   т.п.),   на   которую   он рассчитан.   Но   не   исключается   возможность   в   случае   необходимости   и постепенного введения какого-либо закона в действие. В России, Франции, Германии  и ряде других стран раньше это была  весьма распространенная практика, обусловленная невозможностью (технически, организационно, ввиду отсутствия современных средств связи) обнародования одновременно на всей территории страны принимаемого закона.

Во   Франции,  например,  длительное  время  действовал  специальный

декрет  (от  5   ноября   1870  г.),  в  соответствии  с   которым  каждый  вновь

изданный закон вступал в силу не одновременно на всей территории страны, а

 

17

постепенно, по округам. Причем в каждом округе он начинал действовать лишь через день после поступления по почте в его главный город очередного номера журнала Journal Officiel, в котором излагалось содержание данного акта.

Несмотря на то, что во многих странах в силу объективных причин широко была распространена практика постепенного введения в действие закона, преимущество все же признавалось за вступлением в силу закона одновременно на всей территории государства. Отмечалось лишь одно “неудобство”, а именно: при установлении "слишком краткого срока" возникало опасение, что закон или иной нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет ознакомлено население. В то же время при слишком длительном сроке введения в действие закона могут появиться негативные последствия такого положения.

Информация о работе Проблемы реализации права