Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа
Цель данного исследования – изучение проблемы утилизации отходов рыбопромышленной отрасли в Сахалинской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Развитие рыбной промышленности в Сахалинской
Области……………………………………………………………………….5
1.1 Значение рыбопромышленного комплекса и проблемы его
развития..……………………………………………………………………..5
1.2 Цели и задачи развития рыбной промышленности……………………9
1.3 Анализ развития рыбопромышленного комплекса……………………12
ГЛАВА 2. Проблемы утилизации отходов рыбной промышленности
и мероприятия по их устранению………………………..............................15
2.1 Экологические проблемы, связанные с образованием
рыбных отходов……………………………………………………………...15
2.2 Предполагаемые пути решения проблемы утилизации отходов
рыбной промышленности……………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………………………..23
6) участие Сахалинской области в федеральных целевых программах повышения эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса;
7) проведение активной региональной маркетинговой политики;
8) осуществление социального партнерства, в том числе увеличение заработной платы работникам предприятий рыбохозяйственного комплекса;
9) развитие малого и среднего бизнеса в рыбохозяйственном комплексе, в том числе посредством поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, образующихся при реорганизации градообразующих предприятий, работающих в рыбной отрасли;
10) проведение оценки эффективного использования мощностей на рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятиях области;
11) проведение научных исследований и разработок в сфере рыбного хозяйства, в том числе по исследованию не используемых в полном объеме гидробионтов и открытию новых гидробионтов;
12) обновление и модернизация производственной инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса (рыбопромыслового флота, рыбоперерабатывающих мощностей);
13) увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области;
14) создание условий для осуществления предприятиями рыбохозяйственной отрасли круглогодичной переработки водных биологических ресурсов;
15) увеличение среднедушевого потребления рыбных товаров в регионе;
16) создание условий для равномерного развития всех прибрежных муниципальных образований Сахалинской области;
17) содействие формированию региональных брэндов и развитию новых форм торговли, новых институтов развития, включая создание особых экономических зон;
18) создание условий для развития системы территориального планирования и пространственного развития рыбохозяйственного комплекса области;
19) развитие искусственного разведения рыб;
20) создание базы ремонта рыболовецкого флота;
21) улучшение экологической обстановки в акватории Сахалинской области, используемой для рыболовства;
22) развитие кадрового потенциала рыбохозяйственной отрасли.
А так же необходимо обеспечить реализацию мер, направленных на восстановление водных биологических ресурсов (охрана естественных популяций водных биологических ресурсов, модернизация действующих и строительство новых заводов по воспроизводству водных биологических ресурсов), активизировать поддержку развития аквакультуры и марикультуры (формирование одомашненных племенных стад новых перспективных объектов ихтиофауны для расширения видового состава выращиваемых водных биологических ресурсов, расширение производства племенного материала водных биологических ресурсов, ввод в эксплуатацию новых объектов, совершенствование технологий профилактики и лечения заболеваний на основе новых данных о биологии возбудителя с использованием перспективных средств борьбы и внедрение их в практику).
1.3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Анализ развития рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области показал его как сильные, так и слабые стороны.
К сильным сторонам относится:
1) выгодное географическое положение для осуществления рыбохозяйственной деятельности;
2) высокий потенциал ресурсной базы рыболовства;
3) наличие рынков сбыта на большинство добываемых в Сахалинской области водных биологических ресурсов, в том числе межрегиональных и зарубежных;
4) большой удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в рыбохозяйственном комплексе;
5) оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приобретение оборудования в лизинг (компенсация процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на приобретение такого оборудования).
К слабым сторонам относится:
1) неиспользование программно-целевого метода планирования развития отрасли;
2) отсутствие научных исследований, низкая инновационная составляющая;
3) неравномерное использование водных биологических ресурсов;
4) отсутствие мероприятий, направленных на сохранение и развитие лесов, защищающих нерестилища промысловых рыб;
5) высокий износ рыбопромыслового флота;
6) высокий износ рыбоперерабатывающих мощностей;
7) низкий удельный вес мощностей по глубокой переработке водных биологических ресурсов;
8) высокий объем поставки на экспорт рыбной продукции с низкой степенью переработки;
9) низкий удельный вес предприятий, осуществляющих круглогодичную переработку водных биологических ресурсов;
10) низкая степень доступности кредитов на пополнение оборотных средств;
11) неполное освоение квот, выделенных на добычу водных биологических ресурсов;
12) отсутствие механизмов государственно-частного партнерства;
13) высокий удельный вес "теневой" заработной платы;
14) отсутствие квалифицированных кадров;
15) сильные инфраструктурные ограничения портового хозяйства.
Кроме названного, к внешним факторам, сдерживающим развитие рыболовства, следует отнести:
1) нестабильность федерального законодательства в сфере рыболовства, охраны водных биологических ресурсов;
2) отсутствие нормативного правового регулирования в сфере аквакультуры и марикультуры;
3) рост цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы, дизтопливо и прочие ресурсы производственного потребления.
Приведение объемов выделяемых ресурсов в соответствие с производственными характеристиками имеющегося флота может обеспечить рост рентабельности рыбопромысловой деятельности за счет более полной загрузки. Принятие нормативных правовых актов по развитию аквакультуры и марикультуры способно создать предпосылки для более полного использования имеющихся водных биологических ресурсов и развития аквакультуры и марикультуры.
Однако без внедрения новых для островного региона принципов экономической деятельности, механизмов поддержки рыбохозяйственного комплекса, включая партнерство коммерческих организаций и органов государственной власти Сахалинской области, без государственной поддержки и стимулирования инновационной и инвестиционной активности и без целенаправленных усилий по формированию эффективных каналов сбыта рыбной продукции отмеченных прогрессивных изменений будет недостаточно для перелома негативных тенденций.
Без поддержки отрасли не удастся обеспечить вовлечение в экономический оборот водных биологических ресурсов массового спроса с низкими ценовыми параметрами.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ УСТРАНЕНИЮ
2.1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЗОВАНИЕМ РЫБНЫХ ОТХОДОВ
Экологическая обстановка на территории области в течение 2008 года существенно не изменилась. Практически все действующие объекты природопользования продолжают представлять или при определенных условиях могут представлять экологическую опасность окружающей природной среде и здоровью населения.
Из особенностей, формирующих экологическую ситуацию, наибольшее влияние оказывают антропогенные факторы.
Проблема безопасного хранения и захоронения отходов производства и потребления продолжает занимать одно из центральных мест в комплексе экологических проблем. Невысокая степень использования, переработки и обезвреживания промышленных и бытовых отходов способствует тому, что значительная часть образующихся отходов из года в год направляется на объекты для захоронения и долгосрочного хранения, большая часть которых являются несанкционированными.
Ликвидация несанкционированных свалок практически не осуществляется.
Мерой по решению данной проблемы является реализация долгосрочной областной целевой программы «Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009–2015 годы)», утвержденная постановлением администрации области от 22.09.2008 г. № 293-па.
Программа разработана для достижения основной цели – обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, улучшение качества жизни населения Сахалинской области, снижение уровня загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.
В связи с тем, что на территории Сахалинской области мало заводов по переработке отходов рыбной промышленности, ограниченным лимитом вывоза отходов на полигоны, очень часто эти отходы отправляются на не занятые территории области, как правило, это поля, овраги, реки, лесные массивы. Конечно, хотелось отследить это несанкционированное использование природных ресурсов, но к сожалению это видится мало возможным.
Если проследить исследования проведенные различными государственными органами, то можно увидеть какая экологическая обстановка в области.
Итак:
Всего по Сахалинской области было обследовано 14 источников нецентрализованного водоснабжения с применением лабораторно-инструментальных исследований.
Несмотря на незначительное улучшение показателей, по сравнению с предыдущими годами, сохраняется не благополучная обстановка по качеству питьевой воды, и водоемов общего пользования (реки, озера).
Питьевая вода в Сахалинской области продолжает оставаться фактором риска для здоровья населения области.
Микробное загрязнение питьевой воды создает предпосылки возникновения заболеваний людей кишечными инфекциями, кожными заболеваниями.
Также качество воды в реках, озерах оставляет желать лучшего, ведь вода способствует разложению и гниению, в результате чего вода не соответствует экологическим нормам.
Микробное загрязнение питьевой воды создает предпосылки возникновения заболеваний людей кишечными инфекциями, кожными заболеваниями.
Сброс сточных вод от рыбопромышленных предприятий и организаций Сахалинской области, осуществляется в основном в водоемы. Объем сточных вод, прошедших очистку на различных типах очистных сооружений, составил 31,99 млн. м3, или 11,6% от общего сброса и практически остался на уровне прошлых лет. Среди отраслей экономики лидирующее место по сбросу сточных вод принадлежит группе «производство».
Что касается земельных ресурсов, т.е. полей, оврагов и лесных зон, то здесь обстановка не лучше. Если из всего объема отходов рыбной отрасли утилизируется на полигоны и перерабатывающие заводы – около 13%, то остальные 87% «выгружаются» в реки, овраги, поля и лесные массивы. Тем самым вырабатывается патогенная флора.
Проблема в сфере обращения с отходами производства и потребления в Сахалинской области продолжает оставаться одной из актуальных, так как загрязнение ими окружающей среды неуклонно увеличивается.
Оценка ситуации с отходами производства и потребления на территории Сахалинской области осуществляется на основе данных Федерального государственного статистического наблюдения по форме 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», которую представляют граждане (физические лица), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления; юридические лица (в том числе являющиеся субъектами малого предпринимательства), включая их обособленные подразделения, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию.
Кроме того, сельскохозяйственные организации представляют отчёт о наличии, образовании и передаче на сторону (для хранения, обезвреживания) пришедших в негодность или запрещённых к применению пестицидов.
Транспортные организации, осуществляющие только транзитные операции по перевозке и перемещению отходов от мест их образования (накопления) до не находящихся в их ведении мест постоянного хранения, складирования, захоронения, обезвреживания или утилизации, отчитываются о поступлении от других организаций и передаче другим организациям отходов производства и потребления.
Перечень конкретных отчитывающихся субъектов хозяйственной деятельности определяется территориальным управлением Ростехнадзора по Сахалинской области.
За 2008 год по статистический форме 2-тп (отходы) в области отчитались 473 природопользователя, что в 1,5 раза больше, чем в 2007 году (313).
При росте числа отчитывающихся предприятий количество образовавшихся отходов в отчётном году уменьшилось на 7738,548 тыс. тонн, что обусловлено окончанием строительных работ по шельфовым проектам и общим спадом производства в других отраслях промышленности, в том числе и рыбной.
В целом на территории Сахалинской области за 2008 год образовалось 26853,255 тыс. тонн отходов производства и потребления.
Подавляющие количество отходов производства и потребления, как и в предыдущие годы, относится к практически неопасным отходам, их доля в общем количестве образовавшихся отходов в разные годы колебалась от 98 до 99%
Количественные показатели в сфере нормирования вредного воздействия на окружающую среду