Пути решения экологических проблем в Республике Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Все более пагубно сказываются отдаленные последствия ядерных испытаний, которые передаются из поколения в поколение. Проблема Аральского моря давно беспокоит, уже всю планету. На настоящий момент положено много сил на восстановление жизненно необходимого водного ресурса.
Вступая в новый век, Республика Казахстан, как и большинство государств, столкнулась с серьезнейшими проблемами в области окружающей среды, и ныне их решение возведено в ранг государственной политики. В “Стратегии-2030” Республики Казахстан “улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии” является одним из приоритетных направлений.
Цель моей курсовой работы рассмотреть самые важные экологические проблемы Казахстана и изучить программы их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..1 стр.
Глава 1.Экологическая обстановка в Республике Казахстан……………..4 стр.

Глава 2.Глобальные экологические проблемы в РК…….…………….…..7 стр.
Истощение и загрязнение водных ресурсов………………………........7 стр.
Загрязнение воздушного бассейна……………………………….........18 стр.
Опустынивание и деградация земель……………………..……….......21 стр.
Воздействие полигонов военно-космического и испытательного комплексов……………………………………………………………….….....22 стр.
Радиоактивное загрязнение………………………………………...…..22 стр.
Зоны экологического бедствия…………………………………...........24 стр.
Лесное хозяйство и озеленение населенных пунктов……………..…25 стр.
Глава 3. Пути решения экологических проблем в РК…………….….......26 стр.
Основные направления и механизмы обеспечения экологической безопасности………………………………….……………..………………...26 стр.
Экологизация экономики……………………………………………....27 стр.
Совершенствование системы государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования………………………..28 стр.
Совершенствование системы экологического мониторинга………..30стр.
Экологическое образование и воспитание…………………………...31 стр.
Расширение международного сотрудничества……………………....32 стр.
Текущие работы по охране окружающей среды……………….........33 стр.
Заключение…………………………………………………………………35 стр.
Список использованной литературы……………………………………..36 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа!.docx

— 458.54 Кб (Скачать файл)

В составе лесов преобладают саксаульники, занимающие 49,6 % покрытой лесом площади и кустарниковые насаждения 24,1 %, расположенные в пустынной и степной зонах.

Наиболее ценные хвойные насаждения занимают 13,1 %, мягколиственные 11,2 %.

Леса республики выполняют важные климаторегулирующие, средообразующие, поле- и почвозащитные, водоохранные и санитарно-гигиенические функции и являются естественными резерватами 86 % биологического разнообразия страны.

Большое значение в повышении лесистости территории республики имеет создание лесных культур. На сегодняшний день искусственные насаждения составляют 1029,3 тыс. га или около 10 % покрытых лесом земель.

Для обеспечения лесокультурных работ в республике имеется 143 лесных питомника, где может ежегодно выращиваться до 200 млн. штук стандартных сеянцев различных пород. Указанное количество посадочного материала достаточно для создания лесных культур на площади около 60,0 тыс. га.

В настоящее время на данных питомниках выращивается до 60,0 млн. штук стандартного посадочного материала.

Формируется лесосеменная база на селекционной основе, представленная 270 плюсовыми деревьями, 45 га плюсовых насаждений, постоянными лесосеменными участками и лесосеменными плантациями на площади свыше 850 га.

На территории зеленой зоны города Астаны за период 1998 года по 2009 год посажено 45 тыс. га насаждений, из которых 14,7 тыс. га передано на баланс акимата города Астаны.

На 1 января 2010 года 394 физическим и юридическим лицам в долгосрочное лесопользование предоставлено лесных ресурсов на общей площади 1724,4 тыс. га.

Несмотря на принимаемые меры, продолжают иметь место лесные пожары и незаконные рубки леса.

Причинами лесных пожаров являются как природные факторы, так и деятельность человека, которая наибольшую опасность представляет при весенних и осенних пиках пожарной опасности.

Анализ крупных лесных пожаров по республике показал, что наибольшую площадь - 62 % составляют лесные пожары, возникшие по причине перехода степных пожаров на территорию государственного лесного фонда.

В 2009 году на территории государственных учреждений лесного хозяйства произошло 230 случаев лесных пожаров на площади 3,5 тыс. га, в том числе лесопокрытая составила 1,7 тыс. га. Ущерб от лесных пожаров составил 69842 тыс. тенге.

В результате проведения противопожарных работ количество лесных пожаров 2009 года по сравнению с 2008 годом сократилось в 1,4 раз, а площадь, пройденная пожарами, уменьшилась в 1,6 раза.

В 2009 году число случаев незаконных рубок леса сократилось по сравнению с 2008 годом в 1,6 раза, а по сравнению с 2007 годом в 2,1 раза, при этом их объемы уменьшились по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза и с 2007 годом в 5,6 раза.[12]

Глава 3. Пути решения  экологических проблем в РК

3.1 Основные направления  и механизмы обеспечения экологической  безопасности

Основными направлениями  обеспечения экологической безопасности является экологизация экономики, законодательства и общества.

Экологизация экономики  заключается в обеспечении устойчивого  экологически безопасного природопользования и сохранении ресурсно- экологического равновесия через снижение природоемкости производства и уменьшения воздействия экономики на биосферные процессы обмена веществ и энергии.

Для осуществления экологизации экономики необходимы развитие ресурсосберегающих технологий и снижение доли экологически "грязных" производств, внедрение  экологических условий и требований во все разрабатываемые государственные, региональные и отраслевые программы  путем совершенствования экономических  механизмов природопользования, государственного экологического контроля, экологического мониторинга и статистики, оптимизации  разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы.

Новые экономические механизмы  природопользования предусматривают  включение экологических характеристик  в систему ценообразования, совершенствование  системы платности природопользования и обязательное экологическое страхование.

Эффективность природоохранной  деятельности природопользователей определяется созданием финансовых стимулов, а  также внедрением экономических  инструментов стимулирования охраны окружающей среды. Стимулирование природопользователей в проведении природоохранных мероприятий  и рациональном использовании природных  ресурсов должно проводиться с помощью  экономического механизма природопользования, предусматривающего систему экологических  платежей.

Платежи за загрязнение окружающей среды обеспечивают экономическое  стимулирование снижения загрязнения  окружающей среды через механизм повышения ставок за сверхнормативное использование ресурсов или сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Экономические инструменты  должны способствовать установлению жестких  норм и стандартов на деятельность хозяйствующих субъектов с целью  внедрения инноваций и рационального  использования природных ресурсов, развитию и внедрению более эффективных  и малоотходных технологий.

Ущерб, причиненный природной  среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени  загрязнения и причиненного вреда (ущерба), затрат на восстановление, воспроизводство  и иных расходов и потерь.

3.2 Экологизация экономики

Экологизация экономики  заключается в обеспечении устойчивого  экологически безопасного природопользования и сохранении ресурсно-экологического равновесия через снижение природоемкости производства и уменьшение воздействия экономики на биосферные процессы обмена веществ и энергии.

Для осуществления экологизации экономики необходимы развитие ресурсосберегающих технологий и снижение доли экологически "грязных" производств, внедрение  экологических условий и требований во все разрабатываемые государственные, региональные и отраслевые программы  путем совершенствования экономических  механизмов природопользования, государственного экологического контроля, экологического мониторинга и статистики, оптимизации  разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы.

3.3 Совершенствование системы государственного контроля

в области охраны окружающей среды и природопользования

Повышение эффективности  государственного контроля в области  охраны окружающей среды и природопользования предполагает укрепление органов государственного контроля путем исключения дублирования при осуществлении контрольных  и правоприменительных функций  и создания механизма защиты прав граждан и организаций в процессе такой деятельности.

Органы государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования должны обладать всеми полномочиями для  принятия независимых и объективных  решений в отношении любых  вопросов, связанных с проведением  инспекций или осуществлением правоприменительных  действий.

Развитие системы государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования должно быть направлено на:

создание модели, которая  помогла бы государственным органам  выявить ключевые характеристики эффективной  системы правоприменения и стимулирования соблюдения законодательства Республики Казахстан и способствовала бы проведению институциональной реформы государственных  органов контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования в долгосрочной перспективе;

содействие сотрудничеству и обмену информацией между всеми  участниками деятельности по обеспечению  соблюдения экологического законодательства, включая государственные органы, промышленные предприятия, неправительственные  организации и широкую общественность;

обязательное осуществление  производственного контроля как  важного инструмента системы  экологического менеджмента;

четкое определение ответственности  на всех уровнях деятельности за выполнение природоохранных мероприятий;

предоставление правовых и социальных гарантий должностным  лицам, осуществляющим контроль в области  охраны окружающей среды и природопользования.

В 2010 году Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2010 года № 924 была утверждена отраслевая программа «Жасыл даму» на 2010-2014 годы. Целями данной программы является создание условий по сохранению и восстановлению природных экосистем, развитие «зеленой экономики», снижение антропогенного воздействия на компоненты окружающей среды и здоровья, сохранение и восстановление природных экосистем, развитие и совершенствование системы управления качеством окружающей среды на 2010-2014 годы.

Следуя программе будет достигнуто следующее:

  • Процент снижения выбросов в атмосферу вредных веществ по сравнению с 2009 годом к 2014 году составит не менее 5,9 %.
  • Уровень сбросов загрязняющих веществ по сравнению с 2009 годом к 2014 году составит не менее 3,5 %.
  • Доля переработки отходов к их образованию к 2014 году составит 21,9 %.
  • Непревышение объема выбросов парниковых газов к 2014 году составит 96% по отношению к 1992 году
  • Динамика изменения площади опустыненных и деградированных земель к 2014 году составит 0,05 га.
  • Доведение выпуска в естественные водоемы и водохранилища жизнестойкой молоди ценных промысловых рыб к 2014 году составит 170,0 млн. шт.
  • Увеличение и расширение особо охраняемых территорий
  • Увеличение объемов лесопосадок в 2014 году составит 65,0 тыс. га.
  • Увеличение времени заблаговременности штормовых предупреждений об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях к 2014 году составит 72 часа.

На реализацию Программы предусматривается выделение средств на общую сумму 172267,7 млн. тенге. [12]

Для решения существующих водных проблем постановлением Правительства  Республики Казахстан от 25.10.2010 В Казахстане разработана  отраслевая программа «Ақ бұлақ» на 2011-2020 годы, направленная на решение проблем в сфере обеспечения населения питьевой водой.  Как пояснил господин Куандык Бишимбаев (вице-министр экономического развития и торговли), новая программа направлена на «внедрение системного подхода при строительстве новых объектов водоснабжения и реконструкции действующих, повышение инвестиционной привлекательности водохозяйственного сектора». Кроме того, согласно документу предполагается «максимальное вовлечение частного капитала в финансирование объектов водоснабжения, максимальное использование потенциала подземных вод для обеспечения населения питьевой водой, а также повышение качества проектирования системы водоснабжения. На цели водоснабжения на 2011 год в республиканском бюджете предусмотрено свыше 70 миллиардов тенге, при этом в бюджете Минсельхоза на цели водоснабжения предусмотрено более 38 миллиардов тенге».

Для увеличения количества и улучшения качества располагаемых  водных ресурсов в регионах, испытывающих дефицит в воде, необходимо продолжить работы по регулированию речного  стока, в том числе по межбассейновому  перераспределению, а также интенсификации использования питьевых подземных  вод.

3.4 Совершенствование системы  экологического мониторинга

В настоящее время уровень  развития экологического мониторинга  в Республике Казахстан не отвечает современным требованиям.

Государственная сеть пунктов  наблюдений составляет лишь 20% от оптимального их количества при оснащенности измерительной  аппаратурой от 40 до 80% от необходимого уровня. [2]

Изношенность технических  средств наблюдений и измерений  приводит к снижению объема и достоверности  получаемой информации. Недостаточная  межведомственная координация систем мониторинга различных министерств  и ведомств не позволяет осуществлять в полной мере объективную оценку состояния окружающей среды и  получать своевременно оперативную  информацию.

Требуется незамедлительное принятие мер по созданию единой государственной  системы экологического мониторинга  окружающей среды и природных  ресурсов на основе геоинформационных  систем с включением в нее всех предприятий и учреждений ведомственного мониторинга, а также систем производственного  мониторинга.

Для ее функционирования необходимы создание фонда экологической информации для сбора, систематизации, хранения и распространения информации, модернизация существующей материально-технической  базы систем наблюдения и измерения, принятие нормативных правовых актов для организации взаимодействия всех заинтересованных государственных органов.

3.5 Экологическое образование и воспитание

Для развития экологического образования как основы формирования экологической культуры общества необходимо:

  • формирование системы непрерывного экологического образования путем внедрения вопросов экологии и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования;
  • подготовка специалистов, переподготовка и повышение квалификации кадров в области экологии для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования;
  • государственная поддержка экологического образования.

Распространение экологической  информации среди населения имеет  большую просветительно-пропагандистскую значимость в решении вопросов обеспечения  экологической безопасности. В этой работе должны быть задействованы центральные, областные и районные средства массовой информации.

Информация о работе Пути решения экологических проблем в Республике Казахстана