Радиационная обстановка в Краснодарском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:48, реферат

Описание работы

Радиоактивное загрязнение биосферы это превышение естественного уровня содержания в окружающей среде радиоактивных веществ. Оно может быть вызвано ядерными взрывами и утечкой радиоактивных компонентов в результате аварий на АЭС или других предприятиях, при разработке радиоактивных руд и т.п. При авариях на АЭС особённо резко увеличивается загрязнение среды радионуклидами (стронций-90, цезий-137, церий-141, йод-131, рутений-106 и др.). В настоящее врёмя, по данным Международного агентства по атомной энергетике. (МАГАТЭ), число действующих в мире реакторов достигло 426 при их суммарной электрической мощности около 320 ГВт (17% мирового производства электроэнергии).

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 39.65 Кб (Скачать файл)

 Госатомнадзора на  право работы с ИИИ.

 

 Радиационный контроль  предприятий осуществляется инспекторским  составом комитета в соответствии  с утвержденными планами проверок, а также в ходе совместных  проверок с другими контролирующими  и надзорными органами.

 В 2001 г. проведено  158 проверок (в т.ч. 27 целевых). Выявлено 41 нарушение при обращении с  радиоактивными веществами и  ИИИ, наложено 11 штрафов на сумму  31 тыс. руб. Контролировались не  только предприятия, имеющие ИИИ,  но и предприятия, на которых  могут образовываться, применяться,  обрабатываться, перемещаться искусственные  и техногенные естественные радионуклиды (порты, сельскохозяйственные предприятия,  предприятия топливно- энергетического  комплекса, стройиндустрии и т.д.).

 

 Ввоз грузов из-за  границы, на который комитет  давал согласование

(доменные шлаки для  дорожного строительства из Украины), предусматривал обязательное прохождение  радиационного контроля на каждую  завозимую партию.

 

 Для контроля за  ввозом и транзитом через территорию  края радиоактивных веществ, отходов  и ИИИ на границах с Ростовской  областью и

 Ставропольским краем  специализированной организацией  «Радиационные контроль» установлено  4 поста дозиметрического контроля. Однако в июле 2001 г., в связи  с распоряжением Министерства  внутренних дел России о недопустимости  нахождения на контрольных постах  милиции и ГИБДД других контролирующих  служб, 3 поста (в ст.Кущевская,  Кавказская и Успенская) были  ликвидированы. Силами комитета, ЦГСЭН в Краснодарское крае, специализированной организации «Радиационный контроль» в течение 2001 г. проводился регулярный контроль транзитных грузов, переваливаемых через порты края. Так, в Новороссийском морском торговом порту было проверено около 10 000 вагонов, 12 000 автомобилей и 3000 автоприцепов с идущим на экспорт металлоломом. 18 вагонов, 1 автомобиль и 3 автоприцепа содержали загрязненный радионуклидами металлолом. Эти транспортные средства были после тщательного дозиметрического обследования отправлены в адреса поставщиков.

 

 В целом, ведомственный  и государственный радиационный  контроль обеспечивают безопасность  при обращении с ИИИ. Отработанные  источники ионизирующего излучения  сдаются предприятиями края на  Ростовский спецкомбинат "Радон". В 2001 г. на спецкомбинат «Радон»  предприятия и организации края  сдали на захоронение 2155 (в  том числе 2037 дымо- извещателей)  отработавших источников ионизирующего  излучения (содержащих изотопы  полония-210, селена-75, иридия-192, стронция-90, цезия-13 7, кобальта-60, талия-204, радия-226, плутония-239) общей активностью около

115 Ки.

 

 На двух радиационно-опасных  объектах (РОО) - Троицком йодном  заводе

(ТЙЗ) и ВНИИ биологической  защиты растений (ВНИИ БЗР) до  настоящего времени не захоронены  должным образом радиоактивные  отходы (РАО) и не проведена  дезактивация и рекультивация  радиационно-загрязненных территорий. Однако заводом и институтом  проводилась работа по нормализации  радиационной обстановки как  за счет собственных средств,  так и за счет средств краевого  бюджета и экологического фонда  (ВНИИ БЗР). Последние были выделены  в соответствии с постановлением  Законодательного собрания Краснодарского  края от 27.10.99 г. № 300-П и постановлением  главы администрации края от

01.04.2000 г. № 144 «О проведении  первоочередных работ по ликвидации  радиационно-опасного объекта во  ВНИИ БЗР г.Краснодара», подготовленным  по инициативе ЦГСЭН и комитета  природных ресурсов по Краснодарскому  краю.

 

 Троицким йодным заводом  выполнялись выданные контролирующими  и надзорными органами предписания  по нормализации радиационной  обстановки. В частности, сооружено  временное бетонное хранилище  слабо радиоактивных отходов,  в котором складировано около  100 т радиобарита Ва(Rа)SO4 и загрязненного  технологического оборудования. Территория  завода в целях снижения внешнего  и внутреннего облучения персонала  и для подавления пылерадиационного  фактора отсыпана слоем грунта  с высадкой зеленых насаждений, частично забетонирована. Ежегодно  с участием специалистов КНР  по Краснодарскому краю, ЦГСЭН  в Краснодарском крае, и специализированной  организации «Радиационной контроль»  проводятся детальные дозиметрические  обследования территории завода  и гамма-спектрометрические исследования  отобранных проб.

 

 В результате проведенных  работ радиационная обстановка  на заводе в период с 1996 по 2001 гг. улучшилась, что подтверждается  упомянутыми радиационными обследованиями. Затраты на эти работы составили  1 832 900 деноминированных рублей. В  1997-1998 гг. завод перешел на новую  технологию получения йода с  использованием соляной кислоты,  практически исключающую образование  твердых радиоактивных отходов.  Затраты завода на внедрение  новой технологии составили более  3 млн. руб.

 

 В соответствии с  законом РФ «О радиационной  безопасности населения» №

3-ФЗ, постановлением Правительства  РФ от 27.01.97 г. № 93 и постановлением  правительства Краснодарского края  от 27.08.98 г. № 27-П, для ТЙЗ  разработан

 «Радиационно-гигиенический  паспорт». Индивидуальные годовые  эффективные дозы облучения персонала  ТЙЗ, в соответствии с радиационно-гигиеническим  паспортом за 2000 г., составили: группа  А - 0,187 мЗв, группа Б - 0,115 м3в.  Риски возникновения стохастических  эффектов у персонала составили:  индивидуальный - 7,1*10-6 случаев в  год (при допустимом по НРБ-99 п. 2.1.1. пределе риска 1,0*10-3 случаев  в год), коллективный 3,16*10-4 случаев  в год. Таким образом, воздействие  радиационного фактора ТЙЗ на  население близлежащих населенных  пунктов (ст.Троицкая и пос.Новотроицкий) пренебрежимо мало в сравнении  с естественными источниками  облучения (1-2 мЗв за счет радона  и естественного фона). Анализ  данных медицинской статистики  по заболеваемости населения,  представленных управлением здравоохранения  г.Крымска и Крымского района, показал, что статистически значимая  связь онкологических заболеваний  с работой ТЙЗ в зоне обслуживания

 Троицкой участковой  больницы не прослеживается.

 

 На ТЙЗ остается  нерешенной проблема захоронения  около 5000 т слаборадиоактивных  отходов (радиобарита), содержащих  радий-226 (около 20 кБк/кг), радий-228 (около  20 кБк/кг) и торий-228 (от 7 до 17 кБк/кг), которые частично перемешаны  с грунтом, а частично помещены  во временной хранилище на  территории завода. В 1993 г. Всероссийским  проектно- конструкторским и научно-исследовательским  объединением ВНИПИЭТ разработано

 «Технико-экономическое  обоснование различных вариантов  схем реабилитации радиационно-загрязненных  территорий и объектов Троицкого,  йодного завода

 Краснодарского края».  Это ТЭО прошло государственную  экологическую экспертизу, в результате  которой к дальнейшей проработке  из пяти вариантов был выбран  вариант 4 «Хранение загрязненного  грунта навалом на части пруда-  отстойника», включающий строительство  хвосто-хранилища, его заполнение  загрязненным грунтом и дезактивацию  территории завода. Стоимость реализации  этого проекта в ценах 1993 г.  составляла 4902,3 млн.руб.

 

 На опытном поле  ВНИИ БЗР площадью 2,5 га находится  около 5000 м3 загрязненного грунта, а мощность дозы достигает  250 миллирентген в час. За весь  период работы на поле с  1971 по 1993 гг. было использовано 9,2 Ки  биологически опасных радионуклидов  (цезий-137, стронций-90, церий-144 йод-

125, рутений-100 и др.) В хранилище  института складировано около  10 кюри неиспользуемых радионуклидов  (цезий-137, стронций-90, уран-238).

 

 В 2000 г. по договору  с НИИ атомных реакторов (НИИ  АР, г.Дмитров- град) в ВНИИ БЗР  проведена полная физическая  инвентаризация ИИИ и РАО

 

 Вывоз твердых и  жидких ИИИ для утилизации  во ВНИИ АР и захоронения  на

 Ростовском спецкомбинате  «Радон» запланирован на 1-й квартал  2002г. Однако, в институте останутся  жидкие и твердые радиоактивные  отходы, кондиционирование и захоронение  которых потребует значительных  затрат. Но наибольших затрат  потребует дезактивация опытного  поля института.

 

 Поэтому, по инициативе  комитета, мероприятия по реабилитации  радиационно-загрязненных территорий  Троицкого йодного завода и  ВНИИ БЗР с объемами финансирования 50 и 30 млн. руб. соответственно  были включены в одобренную  Указом президента РФ от 15.06.96 г. № 913 и утвержденную

 Постановлением правительства  РФ от 13.06.96 г. № 702 «федеральную  целевую программу по комплексному  социально-экономическому развитию

 Краснодарского края  в 1996-2001 гг.». Однако финансирование  в рамках этой программы по  указанным мероприятиям не проводилось.  Комитет также неоднократно обращался  в Минатом РФ (последнее письмо  на имя министра

 Адамова Е.О. от 13.04.2000 г. № 01-20/190) с просьбой включить  проблемы йодного завода и  ВНИИ БЗР в федеральную целевую  программу «Ядерная и радиационная  безопасность России» на 2000-2006 гг. Но и в этом случае перспектива  финансирования весьма проблематична  (ответ Минатома от

13.06.2000 г. № 011-2945).

 

 Наличие радиационно-опасного  объекта во ВНИИ БЗР, расположенном  в черте г.Краснодара, вызывает  обоснованную тревогу у населения  города, которая поддерживается  периодическими, эмоциональными выступлениями  СМИ, обращениями к президенту  В.В.Путину. В то же время средств  края на его ликвидацию явно  недостаточно.

 

 В 2000 г. инспекторским  составом проведено 36 800 измерений  гамма-фона, в том числе на обследуемых  предприятиях. Естественный гамма-фон  на территории края находится  в пределах средних многолетних  значений и составляет около  10-20 мкР/час. Аналогичные данные  получены Краснодарским центром  по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды на 27 станциях наблюдения (СНЛК). Данные по гамма-фону вводятся в компьютерную базу данных и статистически обрабатываются.

 

 По данным ЦГСЭН,  в Краснодарском крае вклад  в коллективную дозу облучения  населения от различных видов  облучения составил:

 

- от деятельности предприятий,  использующих источники ионизирующего  излучения - 2,21 чел.Зв (0,014 %);

 

- от естественных (природных)  источников - 11670,0 чел.Зв (76,53 %);

 

- от глобальных выпадений  и прошлых радиационных аварий - 158,62 чел.Зв (1,04%);

 

- от медицинских исследований - 3417,45 чел.Зв (22,412 %).

 

 Наиболее существенной  причиной облучения населения  от естественных источников излучения  являются радон-222 и строительные  материалы местного производства: кирпич, глина, мрамористые известняки, керамзит.

 

 Производственный радиационный  контроль за производимой продукцией  в необходимом объеме осуществляется  только на Новороссийском цементном  заводе.

 

 Радиационных аварий  в течение отчетного года, связанных  с переоблучением населения и  загрязнением окружающей среды,  не зарегистрировано.

 

 Для повышения эффективности  радиационно-экологического контроля  и обеспечения радиационной безопасности  населения, персонала и окружающей  среды необходимо:

 

- разработать и утвердить  на уровне Российской Федерации  экономический механизм ответственности  природопользователей за радиационное  загрязнение окружающей среды;

 

- инициировать и поддерживать  научно-исследовательские работы  в области радиационной экологии  и радиационного мониторинга  в Краснодарском крае, используя  имеющийся научный потенциал  и лабораторную базу;

 

- объединить усилия контролирующих  органов в области радиационного  контроля и радиационной безопасности  в части охраны окружающей  среды;

 

- совершенствовать систему  радиационного контроля трансграничных  грузов;

 

- добиваться на уровне  Правительства Российской Федерации  финансирования Федеральных целевых  программ, в которые включены  проблемы радиационной и радиационно-экологической  безопасности;

 

- для подготовки квалифицированных  кадров специалистов-экологов включать  в учебные программы ВУЗов  курсы по радиационной экологии  и привлекать к преподавательской  работе ведущих ученых и специалистов  в области радиационной безопасности  и радиационной экологии;

 

- изыскать средства для  финансирования завершения работ  по аэро- гамма-спектрометрическому  обследованию загрязненности территории  края гамма- излучающими радионуклидами.

5 Возможные последствия  применения ядерного оружия массового  поражения

 

 ЯДЕРНАЯ КАТАСТРОФА (военная  биосферная катастрофа)— глобальные  экологические последствия применения  оружия массового уничтожения

Информация о работе Радиационная обстановка в Краснодарском крае