Госатомнадзора на
право работы с ИИИ.
Радиационный контроль
предприятий осуществляется инспекторским
составом комитета в соответствии
с утвержденными планами проверок,
а также в ходе совместных
проверок с другими контролирующими
и надзорными органами.
В 2001 г. проведено
158 проверок (в т.ч. 27 целевых). Выявлено
41 нарушение при обращении с
радиоактивными веществами и
ИИИ, наложено 11 штрафов на сумму
31 тыс. руб. Контролировались не
только предприятия, имеющие ИИИ,
но и предприятия, на которых
могут образовываться, применяться,
обрабатываться, перемещаться искусственные
и техногенные естественные радионуклиды
(порты, сельскохозяйственные предприятия,
предприятия топливно- энергетического
комплекса, стройиндустрии и т.д.).
Ввоз грузов из-за
границы, на который комитет
давал согласование
(доменные шлаки для
дорожного строительства из Украины),
предусматривал обязательное прохождение
радиационного контроля на каждую
завозимую партию.
Для контроля за
ввозом и транзитом через территорию
края радиоактивных веществ, отходов
и ИИИ на границах с Ростовской
областью и
Ставропольским краем
специализированной организацией
«Радиационные контроль» установлено
4 поста дозиметрического контроля.
Однако в июле 2001 г., в связи
с распоряжением Министерства
внутренних дел России о недопустимости
нахождения на контрольных постах
милиции и ГИБДД других контролирующих
служб, 3 поста (в ст.Кущевская,
Кавказская и Успенская) были
ликвидированы. Силами комитета,
ЦГСЭН в Краснодарское крае, специализированной
организации «Радиационный контроль»
в течение 2001 г. проводился регулярный
контроль транзитных грузов, переваливаемых
через порты края. Так, в Новороссийском
морском торговом порту было проверено
около 10 000 вагонов, 12 000 автомобилей и 3000
автоприцепов с идущим на экспорт металлоломом.
18 вагонов, 1 автомобиль и 3 автоприцепа
содержали загрязненный радионуклидами
металлолом. Эти транспортные средства
были после тщательного дозиметрического
обследования отправлены в адреса поставщиков.
В целом, ведомственный
и государственный радиационный
контроль обеспечивают безопасность
при обращении с ИИИ. Отработанные
источники ионизирующего излучения
сдаются предприятиями края на
Ростовский спецкомбинат "Радон".
В 2001 г. на спецкомбинат «Радон»
предприятия и организации края
сдали на захоронение 2155 (в
том числе 2037 дымо- извещателей)
отработавших источников ионизирующего
излучения (содержащих изотопы
полония-210, селена-75, иридия-192, стронция-90,
цезия-13 7, кобальта-60, талия-204, радия-226,
плутония-239) общей активностью около
115 Ки.
На двух радиационно-опасных
объектах (РОО) - Троицком йодном
заводе
(ТЙЗ) и ВНИИ биологической
защиты растений (ВНИИ БЗР) до
настоящего времени не захоронены
должным образом радиоактивные
отходы (РАО) и не проведена
дезактивация и рекультивация
радиационно-загрязненных территорий.
Однако заводом и институтом
проводилась работа по нормализации
радиационной обстановки как
за счет собственных средств,
так и за счет средств краевого
бюджета и экологического фонда
(ВНИИ БЗР). Последние были выделены
в соответствии с постановлением
Законодательного собрания Краснодарского
края от 27.10.99 г. № 300-П и постановлением
главы администрации края от
01.04.2000 г. № 144 «О проведении
первоочередных работ по ликвидации
радиационно-опасного объекта во
ВНИИ БЗР г.Краснодара», подготовленным
по инициативе ЦГСЭН и комитета
природных ресурсов по Краснодарскому
краю.
Троицким йодным заводом
выполнялись выданные контролирующими
и надзорными органами предписания
по нормализации радиационной
обстановки. В частности, сооружено
временное бетонное хранилище
слабо радиоактивных отходов,
в котором складировано около
100 т радиобарита Ва(Rа)SO4 и загрязненного
технологического оборудования. Территория
завода в целях снижения внешнего
и внутреннего облучения персонала
и для подавления пылерадиационного
фактора отсыпана слоем грунта
с высадкой зеленых насаждений,
частично забетонирована. Ежегодно
с участием специалистов КНР
по Краснодарскому краю, ЦГСЭН
в Краснодарском крае, и специализированной
организации «Радиационной контроль»
проводятся детальные дозиметрические
обследования территории завода
и гамма-спектрометрические исследования
отобранных проб.
В результате проведенных
работ радиационная обстановка
на заводе в период с 1996 по
2001 гг. улучшилась, что подтверждается
упомянутыми радиационными обследованиями.
Затраты на эти работы составили
1 832 900 деноминированных рублей. В
1997-1998 гг. завод перешел на новую
технологию получения йода с
использованием соляной кислоты,
практически исключающую образование
твердых радиоактивных отходов.
Затраты завода на внедрение
новой технологии составили более
3 млн. руб.
В соответствии с
законом РФ «О радиационной
безопасности населения» №
3-ФЗ, постановлением Правительства
РФ от 27.01.97 г. № 93 и постановлением
правительства Краснодарского края
от 27.08.98 г. № 27-П, для ТЙЗ
разработан
«Радиационно-гигиенический
паспорт». Индивидуальные годовые
эффективные дозы облучения персонала
ТЙЗ, в соответствии с радиационно-гигиеническим
паспортом за 2000 г., составили: группа
А - 0,187 мЗв, группа Б - 0,115 м3в.
Риски возникновения стохастических
эффектов у персонала составили:
индивидуальный - 7,1*10-6 случаев в
год (при допустимом по НРБ-99
п. 2.1.1. пределе риска 1,0*10-3 случаев
в год), коллективный 3,16*10-4 случаев
в год. Таким образом, воздействие
радиационного фактора ТЙЗ на
население близлежащих населенных
пунктов (ст.Троицкая и пос.Новотроицкий)
пренебрежимо мало в сравнении
с естественными источниками
облучения (1-2 мЗв за счет радона
и естественного фона). Анализ
данных медицинской статистики
по заболеваемости населения,
представленных управлением здравоохранения
г.Крымска и Крымского района,
показал, что статистически значимая
связь онкологических заболеваний
с работой ТЙЗ в зоне обслуживания
Троицкой участковой
больницы не прослеживается.
На ТЙЗ остается
нерешенной проблема захоронения
около 5000 т слаборадиоактивных
отходов (радиобарита), содержащих
радий-226 (около 20 кБк/кг), радий-228 (около
20 кБк/кг) и торий-228 (от 7 до 17 кБк/кг),
которые частично перемешаны
с грунтом, а частично помещены
во временной хранилище на
территории завода. В 1993 г. Всероссийским
проектно- конструкторским и научно-исследовательским
объединением ВНИПИЭТ разработано
«Технико-экономическое
обоснование различных вариантов
схем реабилитации радиационно-загрязненных
территорий и объектов Троицкого,
йодного завода
Краснодарского края».
Это ТЭО прошло государственную
экологическую экспертизу, в результате
которой к дальнейшей проработке
из пяти вариантов был выбран
вариант 4 «Хранение загрязненного
грунта навалом на части пруда-
отстойника», включающий строительство
хвосто-хранилища, его заполнение
загрязненным грунтом и дезактивацию
территории завода. Стоимость реализации
этого проекта в ценах 1993 г.
составляла 4902,3 млн.руб.
На опытном поле
ВНИИ БЗР площадью 2,5 га находится
около 5000 м3 загрязненного грунта,
а мощность дозы достигает
250 миллирентген в час. За весь
период работы на поле с
1971 по 1993 гг. было использовано 9,2 Ки
биологически опасных радионуклидов
(цезий-137, стронций-90, церий-144 йод-
125, рутений-100 и др.) В хранилище
института складировано около
10 кюри неиспользуемых радионуклидов
(цезий-137, стронций-90, уран-238).
В 2000 г. по договору
с НИИ атомных реакторов (НИИ
АР, г.Дмитров- град) в ВНИИ БЗР
проведена полная физическая
инвентаризация ИИИ и РАО
Вывоз твердых и
жидких ИИИ для утилизации
во ВНИИ АР и захоронения
на
Ростовском спецкомбинате
«Радон» запланирован на 1-й квартал
2002г. Однако, в институте останутся
жидкие и твердые радиоактивные
отходы, кондиционирование и захоронение
которых потребует значительных
затрат. Но наибольших затрат
потребует дезактивация опытного
поля института.
Поэтому, по инициативе
комитета, мероприятия по реабилитации
радиационно-загрязненных территорий
Троицкого йодного завода и
ВНИИ БЗР с объемами финансирования
50 и 30 млн. руб. соответственно
были включены в одобренную
Указом президента РФ от 15.06.96
г. № 913 и утвержденную
Постановлением правительства
РФ от 13.06.96 г. № 702 «федеральную
целевую программу по комплексному
социально-экономическому развитию
Краснодарского края
в 1996-2001 гг.». Однако финансирование
в рамках этой программы по
указанным мероприятиям не проводилось.
Комитет также неоднократно обращался
в Минатом РФ (последнее письмо
на имя министра
Адамова Е.О. от 13.04.2000
г. № 01-20/190) с просьбой включить
проблемы йодного завода и
ВНИИ БЗР в федеральную целевую
программу «Ядерная и радиационная
безопасность России» на 2000-2006 гг.
Но и в этом случае перспектива
финансирования весьма проблематична
(ответ Минатома от
13.06.2000 г. № 011-2945).
Наличие радиационно-опасного
объекта во ВНИИ БЗР, расположенном
в черте г.Краснодара, вызывает
обоснованную тревогу у населения
города, которая поддерживается
периодическими, эмоциональными выступлениями
СМИ, обращениями к президенту
В.В.Путину. В то же время средств
края на его ликвидацию явно
недостаточно.
В 2000 г. инспекторским
составом проведено 36 800 измерений
гамма-фона, в том числе на обследуемых
предприятиях. Естественный гамма-фон
на территории края находится
в пределах средних многолетних
значений и составляет около
10-20 мкР/час. Аналогичные данные
получены Краснодарским центром
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды на 27 станциях наблюдения
(СНЛК). Данные по гамма-фону вводятся в
компьютерную базу данных и статистически
обрабатываются.
По данным ЦГСЭН,
в Краснодарском крае вклад
в коллективную дозу облучения
населения от различных видов
облучения составил:
- от деятельности предприятий,
использующих источники ионизирующего
излучения - 2,21 чел.Зв (0,014 %);
- от естественных (природных)
источников - 11670,0 чел.Зв (76,53 %);
- от глобальных выпадений
и прошлых радиационных аварий
- 158,62 чел.Зв (1,04%);
- от медицинских исследований
- 3417,45 чел.Зв (22,412 %).
Наиболее существенной
причиной облучения населения
от естественных источников излучения
являются радон-222 и строительные
материалы местного производства:
кирпич, глина, мрамористые известняки,
керамзит.
Производственный радиационный
контроль за производимой продукцией
в необходимом объеме осуществляется
только на Новороссийском цементном
заводе.
Радиационных аварий
в течение отчетного года, связанных
с переоблучением населения и
загрязнением окружающей среды,
не зарегистрировано.
Для повышения эффективности
радиационно-экологического контроля
и обеспечения радиационной безопасности
населения, персонала и окружающей
среды необходимо:
- разработать и утвердить
на уровне Российской Федерации
экономический механизм ответственности
природопользователей за радиационное
загрязнение окружающей среды;
- инициировать и поддерживать
научно-исследовательские работы
в области радиационной экологии
и радиационного мониторинга
в Краснодарском крае, используя
имеющийся научный потенциал
и лабораторную базу;
- объединить усилия контролирующих
органов в области радиационного
контроля и радиационной безопасности
в части охраны окружающей
среды;
- совершенствовать систему
радиационного контроля трансграничных
грузов;
- добиваться на уровне
Правительства Российской Федерации
финансирования Федеральных целевых
программ, в которые включены
проблемы радиационной и радиационно-экологической
безопасности;
- для подготовки квалифицированных
кадров специалистов-экологов включать
в учебные программы ВУЗов
курсы по радиационной экологии
и привлекать к преподавательской
работе ведущих ученых и специалистов
в области радиационной безопасности
и радиационной экологии;
- изыскать средства для
финансирования завершения работ
по аэро- гамма-спектрометрическому
обследованию загрязненности территории
края гамма- излучающими радионуклидами.
5 Возможные последствия
применения ядерного оружия массового
поражения
ЯДЕРНАЯ КАТАСТРОФА (военная
биосферная катастрофа)— глобальные
экологические последствия применения
оружия массового уничтожения