Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:02, реферат
Одной из важнейших проблем экологии, проблеме радиационного загрязнения посвящена моя работа. Эта проблема стала особенно актуальна в текущем 2001 году. Именно в этом году Государственная Дума окончательно приняла закон, разрешающий ввоз отработанного ядерного топлива в Россию, именно сейчас определяется будущее наших детей. Закон был принят вопреки мнению миллионов разных людей: депутатов (как пример фракция «Яблоко», пытавшаяся до последнего не допустить принятия столь чудовищного и катастрофичного для будущего закона), ученых, академиков, экологов и журналистов.
Введение……………………………………………………………………………………………………….3
Необходимость защиты окружающей среды от опасных техногенных воздействий промышленности на экосистемы…………………………………………..5
Нормирование уровня радиационного загрязнения окружающей среды..9
Радиационная обстановка в России……………………………………………………………11
Воздействие атомных станций на окружающую среду……………………………..17
Современные проблемы радиационной безопасности…………………………….23
Выводы…………………………………………………………………………………………………………26
должны быть исключены необоснованные техногенные воздействия,
накопление вредных веществ в биоценозах, техногенные нагрузки на элементы экосистем не должны превышать опасные пределы,
поступление вредных веществ в элементы экосистем, техногенные нагрузки должны быть настолько низкими, насколько это возможно с учетом экономических и социальных факторов.
Ущерб от эксплуатации АС есть количественна характеристика вредных последствий эксплуатации АС, в том числе в результате аварийных воздействий. Обычно различают материальные, радиационные, социальные и экологические компоненты ущерба. Наиболее сложной является задача определения экологического ущерба, под которым следует понимать неблагоприятные изменения в экосистемах - потери их продуктивности, свойств саморегулирования, существенные изменения их видового разнообразия. Можно говорить о радиоэкологическом ущербе как результате облучения элементов экосистем, приводящего к потерям популяций, сдвигам в экологическом равновесии или жизненных циклах компонентов.
Наиболее зримый ущерб - это физические потери, гибель компонентов популяций. К таким последствиям можно относить и болезни, приводящие к потерям функции воспроизводства. В живой природе связи между воздействиями и последствиями формируются под влиянием многочисленных факторов, которые с трудом поддаются детерминированному выявлению. Поэтому исходы следует считать величинами случайными и использовать для их описания методы теории вероятностей. В этой связи часто используют такую вероятностную категорию, как экологический риск, определяемый как вероятность гибели элементов популяций в результате некого воздействия.
На этом пути немедленно встает вопрос
о зависимости между величиной
воздействия и вероятности
Строго говоря оптимизация безопасности АС - это комплексная задача, цель которой найти оптимальные условия функционирования АС по всем значимым ее компонентам - техническим схемам и параметрам оборудования, защитным системам, правилам эксплуатации и обслуживания, с учетом характеристик площадки и внешнего окружения. При такой оптимизации нужно учитывать все компоненты расходов и возможные потери по всем вариантам развития аварийных процессов. Поскольку задача в такой постановке слишком громоздка, часто расчленяют ее на более элементарные. Так в соответствии с рекомендации МКРЗ говорят об оптимизации радиационной безопасности. Можно подобным образом ставить вопрос об оптимизации безопасности экосистем.
Нормы защиты окружающей среды должны предусматривать обязательное восстановление качества среды, т.е. необходимую дезактивацию территорий, рекультивацию пахотных земель, oчистку воды водоемов. Желательно, чтобы в проектах АС были предусмотрены средства борьбы с чрезмерным загрязнением окружающей среды и для эффективного восстановления качества окружающей среды. Такие меры как фильтрационная очистка водоемов, промывка загрязненных участков с последующим сбором и очисткой всех сливов с загрязненных участков, временные укрытия особо ценных участков могут быть вполне экономически целесообразны и эффективны. Цель этих мероприятий - недопущение поступлений в элементы экосистем вредных веществ в количествах, превышающих возможности их экологических емкостей. Эти мероприятия составляют тот комплекс, который называют управлением состояния системы Атомная станция + Окружающая среда. В.В. Бадев, Ю.А. Егоров, С.В. Казаков "Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС", Москва, Энергоатомиздат, 1990 г.
5. Современные проблемы радиационной безопасности.
Закон о ввозе ОЯТ В Россию и возможные последствия его принятия.
Радиоактивных проблем у нас
стало больше на 41 тонну, 511 кг и 188 г
Ровно столько отработанного ядерного
топлива (ОЯТ) на прошлой неделе привезли
к нам из Болгарии. Это стало возможно
после того, как в начале года Минатому
РФ удалось окончательно сломить сопротивление
общественности и увлечь депутатов Госдумы
идеей принять 20 тыс. тонн ОЯТ за 20 млрд.
долларов. Депутаты увлеклись и утвердили
законодательные поправки, позволяющие
ввозить в страну иностранное ОЯТ... Новая
газета № 82 12 ноября 2001 г.
Ввозить в Россию ОЯТ отказались и в Германии, и в Финляндии. США потребовали гарантий безопасности. Эти страны не устроили наша финансовая непрозрачность и непредсказуемость. Они пожелали экологических экспертиз и точно рассчитанных проектов. Другое дело -- Болгария. Там, совсем как у нас, появилась некая офшорная фирма-посредник, торгующая болгарской электроэнергией в Европе, и согласилась платить нам за ОЯТ. В России, особенно на нефтяном рынке, таких посредников -- огромное количество. Так две страны, совершенно непрозрачные и малопредсказуемые, нашли друг друга и заключили «выгодную» сделку. По всем законам коррумпированных систем, эта сделка, похоже, принесет выгоду только российско-болгарскому чиновничеству. Об эшелоне с болгарским отработанным топливом сообщала, когда он был еще на подходе «Новая газета» № 81. Журналистов особо интересовали схемы финансирования этого предприятия. Беспокоило и то обстоятельство, что вместе с ОЯТ в Россию ввезли радиоактивные технические элементы реактора АЭС, которые ни под каким видом не могут пересечь нашу границу даже по новому, «дополненному», законодательству.
Теперь в распоряжении редакции этой газеты есть документы, позволяющие утверждать, что цена нашей с вами безопасности -- 24 млн 800 тыс. долларов. Именно столько обещали заплатить России за ввоз болгарского ОЯТ. На такую сумму российские чиновники готовы заключать сомнительные контракты, не обращая внимания на отсутствие гарантий и нарушение экологических и законодательных норм. А значит, эти деньги хотя бы отчасти попадут в карманы все тех же чиновников, поскольку даром подобного рода услуги обычно не оказывают.
«Обращаю Ваше внимание на очевидные
нарушения российского
Это цитата из письма Госатомнадзора
РФ в Государственный таможенный
комитет, которое, впрочем, никак не
отразилось на судьбе эшелона. Не остановило
его и то, что почти месяц
назад Госатомнадзор запретил горно-химическому
комбинату в Железногорске (Красноярский
край), куда доставили ОЯТ, действовать
по болгарскому контракту. Проще
говоря, отработанное ядерное топливо
привезли в Россию на авось, и его
будущее здесь далеко не однозначно.
В России пока нет завода для переработки
ОЯТ этого типа. Он может появиться
только спустя 20 лет. И парадокс в
том, что все это время 40 тонн ОЯТ
придется где-то хранить, хотя на его
цене, по словам специалистов, это никак
не сказалось... Впрочем, под большим
правительственным и
Что же представляет собой схема
финансирования проекта, которая в
глазах чиновников искупает все возможные
риски? Контракт был заключен между
внешнеэкономическим агентом
Её платежеспособность гарантирует лишь поставщик ОЯТ -- болгарская атомная станция в Козлодуе. И не просто гарантирует, а берет на себя обязательства заплатить, если случится непредвиденное. Справедливости ради нужно заметить, что 20 млн долл. у них нет и никогда не было, -- болгарские АЭС не богаче наших. Так откуда возьмутся эти деньги?
Если верить первому дополнению к контракту, России будут платить «за счет продажи электроэнергии, производимой АЭС «Козлодуй» третьим странам». Дело в том, что цены на электричество в самой Болгарии ниже, чем в Европе. И посредник, у которого будут соответствующие полномочия, сможет обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. Судя по всему, таким энергичным посредником как раз и стала офшорная фирма Energy Invest & Trade Corporation. Нам пока непонятно, кто в Болгарии стоит за этой организацией, но мы непременно свяжемся с болгарскими средствами массовой информации и предложим им провести совместное расследование.
Однако, по вполне понятной причине, нас
больше интересуют российские беды. А
они не только в отсутствии экологических
экспертиз и гарантий безопасности,
не в том, что к нам фактически
«контрабандой» доставили радиоактивные
технические элементы реактора, и
даже не в отсутствии серьезных гарантий
платежеспособности далекого офшора.
Главное, что Россия, к сожалению,
пока не может полноправно сотрудничать
с прозрачными финансовыми
Выводы
С 1998 года Минатом негласно ведет исследования в 30 км от Горно-Химического Комбината, Красноярск-26. Существуют документы, подтверждающие намерения Минатома организовать ядерный могильник в Сибири. Сотрудники ядерной индустрии еще с 1998 года ведут интенсивные исследования по вопросу создания могильника для захоронения высокоактивных ядерных отходов (отработавшего ядерного топлива - ОЯТ) на территории Нижнеканского гранитного массива.
Место располагается в 25-30 км от Горно-Химического Комбината (ГХК), находящегося в закрытом городе Красноярск-26. Исследования финансируются совместно Финляндией, Японией и США - странами, испытывающими серьезные проблемы в связи с накоплением крупного количества ядерных отходов на своей территории.
Летом 2001 года, несмотря на массовые протесты зеленых и отдельных политических партий, в России вступили в силу три законопроекта, разрешающих ввозить ядерные отходы на хранение или переработку. Однако полученные документы говорят о том, что импортируемое ОЯТ не будет ни переработано, ни отправлено после хранения обратно его владельцам - могильник может быть нужен только для глубинного захоронения использованного ядерного топлива. Минатом считает, что план ввоза отходов принесет бюджету России около 20 миллиардов долл. в течение 10 лет.
В России работа по созданию могильника никогда не афишировалась, однако атомные специалисты регулярно "отчитываются" о проделанной работе за границей. В распоряжении зеленых имеются документы об исследованиях Нижнеканского массива около Красноярска, подготовленные сотрудниками Хлопинского Института (Санкт-Петербург), которые были представлены в США на 9-й Международной Конференции по Управлению Высоко-Радиоактивными Отходами, проходившей в Лас-Вегасе, Невада/США.
"Если чиновников в Минатоме
не остановят - Россию ждет
участь всемирного могильника
для ядерных отходов.
"Более 80% населения России выступают против превращения страны в ядерную свалку. Люди не готовы принести себя в жертву благополучию ядерных чиновников," - утверждает Алиса Никулина, координатор Антиядерной кампании Социально-Экологического Союза, объединяющего около 300 экологических организаций в Евразии.
Печально, что мнения миллионов людей, экологов и ученых ничего не значат для чиновников, когда у них появляется шанс баснословно разбогатеть на этих сделках, ведь в конечном итоге, полученных в виде взяток денег с лихвой хватит на то чтобы в случае опасности переехать в одну из экологически благополучных стран, сбывающих сейчас в Россию ОЯТ и не беспокоиться за судьбу своих детей и внуков.
Литература
1. М. Попов, Т. Ерохина "Состояние
загрязнения атмосферы на территории
СССР в 1990 г. и тенденция его изменения
за последнее пятилетие",
"Метеорологи и гидрологи", N 4, 1991
г.
2. Ю.А. Израэль "Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы комплексного мониторинга" в сб. "Всесторонний анализ окружающей природной среды", Ленинград, Гидрометеоиздат, стр.16, 1988 г.
3. Д. Никитин, Ю. Новиков "Окружающая среда и человек", Изд. 2-ое, М., Изд. Высш. школа, 1986 г.
4. А.М. Букринский, В.А. Сидоренко, Н.А. Штейнберг "Безопасность атомных станций и ее государственное регулирование", Атомная энергия, том 68, вып. 5, май 1990 г.
5. Публикация МКРЗ N 26, "Радиационная защита", Москва, Атомиздат, 1978 г.
6. Р.М. Алексахин, И.И. Крышев, С.В. Фесенко, Н.И. Санжарова "Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики", Атомная энергия, том 68, вып. 5, май 1990 г.
7. Г. Козубова, А. Таскаева (ред.) "Радиационное воздействие на хвойные леса в районе аварии на Чернобыльской АЭС", Ур.О АН СССР, Сыктывкар 1990 г.
8. НТД МХО Интератомэнерго 38.220.56-84 "Методы расчета распространения радиоактивных веществ с АЭС и облучения окружающего населения", Москва, Энергоатомиздат, 1984 г.
9. И.И. Крышев, Т.Г. Сазыкина "Имитационные модели динамики экосистем в условиях антропогенного воздействия ТЭС и АЭС", Москва, Энергоатомиздат 1990 г.
10. В.В. Бадев, Ю.А. Егоров, С.В. Казаков "Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС", Москва, Энергоатомиздат, 1990 г.