Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:42, реферат
Различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной экологической эффективности и демонстрировать ее, контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики и целевых экологических показателей. Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на охрану окружающей среды, а также в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами окружающей среды, включая устойчивое развитие.
Введение.
Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться. Основная причина этого заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве.
Все более очевидной
становится необходимость
В самом общем
виде и экологическое
Различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной экологической эффективности и демонстрировать ее, контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики и целевых экологических показателей. Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на охрану окружающей среды, а также в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами окружающей среды, включая устойчивое развитие.
По мере того, как
растет озабоченность
Экологический менеджмент
- управление природоохранной и
- правовой и экономический механизмы охраны природы;
- систему государственных и региональных органов управления;
- деятельность руководителей
и специалистов предприятий по
охране окружающей среды и
рациональному использованию
Система экологического менеджмента представляет собой образ действия для промышленности, необходимый для достижения целей экологической политики и поэтапного решения конкретных задач. Существует четкая параллель между требованиями к организации системы "всеобъемлющего менеджмента качества" TQM (Total Quality Management) и системы экологического менеджмента EMS. Отметим, что ядром философии менеджмента в развитых странах считается всеобъемлющая система качества (ТQM), которая нацелена на эффективном получении качественной продукции и услуг (через весь жизненный цикл - от сырья через производство к жизни самой продукции и окончательному размещению отходов).
Само понятие “система экологического менеджмента” впервые было четко определено и разъяснено в Стандарте Великобритании BS 7750 в 1992 году. В менеджменте появилась новая линия. Принципы, заложенные в этих стандартах, были транслированы в серию стандартов ISO 14000, рекомендованной всему миру.
Центральным документом
В самом общем виде и экологическое управление и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.
В российской литературе (в том числе, в переводах документов ISO 14000) термин "экологический менеджмент" заменен "управлением качеством окружающей среды", а в некоторых случаях - "экологическим управлением". Вместе с тем, для этих понятий на основе анализа существующих нормативных документов, учебно-методической литературы, практики деятельности можно выделить ряд существенных различий, определяемых субъектами экологического управления и экологического менеджмента, мотивацией деятельности, ролью ответственных лиц, отношением к результатам деятельности и др.
Экологическое управление - деятельность государственных органов и экономических субъектов, главным образом направленная на соблюдение обязательных требований природоохранительного законодательства, а также на разработку и реализацию соответствующих проектов и программ.
Основные цели и соответствующие критерии оценки их достижения в экологическом менеджменте связаны с процессами постоянного улучшения. Последовательное из года в год улучшение должно достигаться во всех экологически значимых аспектах деятельности экономических субъектов, где это практически достижимо. Подобное улучшение в целом невозможно имитировать и фальсифицировать, что создает необходимую основу для оценки экологической состоятельности экономических субъектов. Таким образом, эффективный экологический менеджмент обеспечивает предприятию кредит доверия в отношениях со всеми заинтересованными в его деятельности сторонами. В этом заключается основное преимущество экологического менеджмента в сравнении с традиционным формальным экологическим управлением.
Принципы системы экологического менеджмента - согласно ISO - пять основных принципов системы экологического менеджмента.
1.Обязательства и политика
Обязательства и политика - первый принцип системы экологического менеджмента, согласно которому организация должна определить свою экологическую политику и обеспечить выполнение обязательств в отношении функционирования EMS.
2. Планирование
Планирование - второй принцип системы экологического менеджмента, согласно которому организация должна разработать план или программу достижения целей и выполнения задач экологической политики.
3.Реализация
Реализация - третий принцип системы экологического менеджмента, согласно которому для эффективной реализации экологической программы организация должна определить и изыскать возможности и механизмы, необходимые для достижения целей и выполнения задач экологической политики.
4.Оценка и измерение
Оценка и измерение
- четвертый принцип системы
5.Проверка и улучшение
Проверка и улучшение
- пятый принцип системы
3. История системы экологического менеджмента.
Краткая история EMS
История экологического менеджмента может быть прослежена по Промышленной
революции в XVIII и XIX веках, отсутствию стандартов на промышленную продукцию
и процессы в начале XX века, создание экологических законов и правил, начиная с 1970-х годов, появление добровольных кодексов корпоративного проведения и методов природопользования за последние 30 лет, международным событиям, связанным с управлением окружающей средой и т.д.
Широкая озабоченность по охране окружающей среды возникла с приходом Промышленной революции. Общественные возмущения из-за дыма из труб заводов сжигания угля, а также возможного расширения нефтяной промышленности, привели к раннему возникновению плацдарма для «Экологического движения".
В 1919 году нефтяной и смежными отраслями создан Американский
Нефтяной Институт (API), после признания того, что отсутствие стандартизации привело к дефициту промышленности и ненужным авариям. Миссии API включают в себя повышение уровня защиты окружающей среды, здоровья и техники безопасности нефтяной промышленности.
3.1. Системы экологического менеджмента в промышленности
Системы экологического менеджмента в промышленности имеют свои истоки в
добровольных кодексах экологического поведения и "эко-аудита" в программах, принятых в различных отраслях промышленности в ответ на растущую активность регулирующих органов, которая началась в 1970-е годы, негативную рекламу, вытекающую из промышленных аварий, дорогих судебных дел, и растущую обеспокоенность общественности в связи с воздействием на окружающую среду промышленных процессов. Ранние примеры включают такие программы, впервые принятые Ассоциацией американской и канадской химической промышленности (в настоящее время ассоциация производителей химической продукции) в 1988 году и Стратегии экологического партнерства Сегодня (STEP), программы, принятые Американским институтом нефти в 1990 году.
Как американские, так и европейские компании начали формализовать
подходы к предотвращению загрязнения и принимать добровольный экологический аудит, росло признание необходимости стандартизации таких процедур. Эта потребность, в сочетании с событиями на международной арене, дали импульс для создания менеджмента окружающей среды.
3.2. Развитие системы управления.
В 1987 году Организация Объединенных Наций Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию (известной как "Комиссия Брундтланд») опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором впервые использовала термин «устойчивое развитие», и призвала представителей промышленности для разработки эффективных систем экологического менеджмента. В ответ была получена государственная поддержка более чем 50 мировых лидеров. После призыва к крупным международным конференциям обсудить и принять решение по докладу Рио-де-Жанейро в 1992 году была созвана Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД).
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялся саммит глав государств, посвященный устойчивому развитию человеческого общества и природы, на котором в частности была принята Повестка дня на XXI век. На саммите также было определено, что экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства.
Повестка дня на XXI век гласит:
"Бизнес и промышленность в том числе транснациональные корпорации должны:
а) ежегодно отчитываться о своей экологической отчетности, а также об использовании энергетических ресурсов,
б) разработать и представить доклад об осуществлении кодексов поведения, поощрение наилучших видов природоохранной практики, таких, как Международная Торговая палата Бизнес-Хартии по устойчивому развитию и ответственному подходу в химической промышленности".
Кроме того, на международной арене в начале 1990-х годов начали появляться различные национальные стандарты экологического менеджмент. К их числу относятся, например, британский стандарт BS7750 и французский стандарт AFNOR X30-200.
Между тем, были приняты различные группы по стандартизации систем управления окружающей средой таким образом, чтобы предприятия и учреждения могли соответствовать общепринятым принципам охраны окружающей среды.
В 1990 году Европейская Комиссия начала работу над проектом положения об
экологическом менеджменте и аудите. В 1993 году на уругвайском раунде переговоров, посвященных Всемирному торговому соглашению, было принято решение о создании международных стандартов по экологическому менеджменту. В 1991 году Международная торговая палата опубликовала бизнеса-хартию устойчивого развития и руководства по эффективному экологическому аудиту. Другой добровольный кодекс корпоративного экологического поведения был разработан Коалицией экологически ответственной экономики (CERES). «CERES принципы »включают принятие экологических заявлений и обязательств по производству экологических отчетов.
В 1991 году в ходе подготовки к Саммиту Земли, международные
Органы по стандартизации, Международная организация по стандартизации (ИСО) и
Международная электротехническая комиссия (IEC) официально создали Стратегическую Консультативную группу по окружающей среде (SAGE) для выработки рекомендаций в отношении международных стандартов экологического менеджмента.
Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента (ЭМС).
Информация о работе Развитие экологического менеджмента за рубежом и в России