Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:48, контрольная работа
Термин «нефть» включает в себя: жидкие продукты широкого диапазона качества, сюда входят сверхлегкие нефти (газовый конденсат с содержанием светлой фракции более 80%), обычные нефти и сверхтяжелые (высоковязкие и природные нефтебитумы)
Мировые запасы нефти оцениваются следующими цифрами в миллиардах тонн.
1) Газовый конденсат 1-1,5
2) Обычные нефти 220-280
3) Сверхтяжелые нефти 650-750
Газовый конденсат, выделенный из пластовой смеси подлежит стабилизации с целью снижения давления насыщенных паров и уменьшения потерь при транспортировке, хранении и дальнейшей переработке.
Основные показатели стабильного конденсата.
1) температура начала кипения
2) Давление насыщенных паров
3) Массовая доля воды
4) Механические примеси
5)
6) Сернистые соединения
7) Плотность
Для оценки возможности получения из конденсатов отдельных марок моторных топлив установлена их технологическая классификация по отраслевому стандарту ОСТ 51.56-79
Основным продуктом
ТРАНСПОРТ И ХРАНЕНИЕ НЕФТИ
Трубопроводный транспорт нефти.
В большинстве случаев
В следствии высокой пожаро- и
взрывоопасности при
Нефть доставляется по трубопроводам с нефтяных промыслов Сибири, волго-уральского региона и т.д. Общая протяженность нефтепроводов по России превышает 45000 км.
На доставку каждой тонны нефти по трубопроводам требуется в 10 раз меньше трудовых затрат, чем для ее перевозки по железным дорогам, поэтому этот вид транспорта является наиболее экономичным и экологически предпочтительным.
Однако, при укладке трубопровода
возникает целый ряд проблем
– сложность ландшафта, необходимость
промежуточных нефтеперекачиваю
Больших усилий требует перекачка
парафинистых, вязких и высоковязких
нефтей. Возникает необходимость
борьбы с асфальто-
ТИПЫ СХЕМ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТИ
Существует два типа схем перекачки нефти по трубопроводам:
- постанционная
- транзитная
Постанционная
1– резервуары
2 – насосы
3 – потребитель
При постанционной перекачке нефть поступает в одни резервуары станции, а откачиваются насосом из других, предварительно заполненных резервуаров.
Транзитная
При транзитной перекачке через резервуар нефть откачивается из того же резервуара, куда поступает с предыдущей насосной станции, то есть резервуары выполняют роль буферных емкостей.
Возможен случай транзитной перекачки из насоса в насос, когда резервуары являются резервной емкостью на аварийный случай.
При необходимости подогрева нефти
строят специальные нагреватели (печи)
с помощью которых в
Давление, развиваемое насосами такой станции составляет 5-8 МПа.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Для доставки нефти в районы, удаленные от трубопроводных магистралей используют железнодорожный транспорт.
Для этого вида транспорта необходимо учитывать физико-химические свойства, углеводородный компонентный состав исходных нефтей.
Система транспорта по железным дорогам включает вагоны-цистерны, наливные и сливные эстакады, соответственно насосно-резервуарным хозяйством.
Обычно маршруты состоят из 60-72 цистерн.
Вагоны-цистерны представляют собой четырех- или восьмиосную тележку с установленным на ней резервуаром вместимостью 60-120 м3. Цистерны бывают обычного использования (для легко летучих и маловязких нефтей) и специального исполнения (для вязких и высоковязких нефтей) они снабжены теплоизоляцией, рубашками для подогрева и другими условиями.
Наливная эстакада – это железнодорожный причал, куда подается состав с цистернами для заполнения. Она состоит из проложенного вдоль железнодорожного пути – коллектора с вертикальными стойками, число которых равно числу заполняемых цистерн.
Наливные эстакады почти всегда специализированы, то есть рассчитаны только на налив нефти, или определенного вида нефтепродуктов.
Сливная эстакада.
Служит для приема перевезенной по железной дороге нефти. По устройству она почти такая же как и наливная эстакада, но имеет отличие. Слив нефти может быть нижний и верхний. Железнодорожный транспорт отличается от трубопроводного большей универсальностью, то есть возможностью доставки нефти в любую точку, где есть железная дорога и сооружена приемная эстакада, но есть и недостатки:
- большие затраты труда, времени и энергии на наливно-сливные операции
- потери нефти на этих операциях
- загрязнение окружающей среды
Потери эти связаны с «
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Это вид транспорта близок к железнодорожному, отличается он лишь устройством емкостей. Морские и речные суда называются танкерами. По характеру перевоза – по воде.
Танкерные перевозки нефти имеет большие преимущества перед железнодорожными, к ним относятся большие одиночные емкости судна, относительная простота налива и слива, дешевизна и экологическая чистота (меньше потерь на испарение и разлив). Но этот вид транспорта больше подвержен аварийности из-за морской стихии и даже единственные катастрофы танкеров приводят к непоправимым экологическим последствиям, в результате разлива сотен тысяч тонн нефти.
Первые танкеры строились
Как и железнодорожный, морской транспорт включает в себя три звена:
1) наливные морские причалы
2) транспортное средство (танкер)
3) сливные причалы в месте потребления.
Наливные и сливные причалы могут быть в виде пристани или пирса, когда он дается в море. Они оборудуются системой гибких нефтепроводов для соединения с причальным танкером, насосной станцией для налива или откачки танкера и береговыми резервуарами для хранения нефти, откуда она по нефтепроводам затем направляется на НКЗ. Танкер – основное звено этой системы, состоит: двойной стальной корпус судна, по длине разделен на три части (носовую, среднюю, кормовую) Разделяющие эти части поперечные перегородки представляют собой две стальные стенки на расстоянии 15 м друг от друга, полость между которыми заполнена водой. В небольшой носовой части расположен сухогрузный трюм, в котором могут транспортировать любые грузы, включая нефтепродукты в мелкой таре (бочках).
В кормовом отсеке располагается машинное отделение и если необходимо – котельная для непрерывного подогрева перевозимой нефти с помощью змеевиков, по которым попускается пар или горячая вода.
Основная часть судна –
В средней части судна расположен насосный отсек, насосами которого нефть откачивается из танков.
Загруженный нефтью танкер имеет большую осадку (15-20 м), которая резко уменьшается после разгрузки в порту прибытия. Чтобы сохранить устойчивость танкера в обратном рейсе, его осадку поддерживают за счет того, что в пустые танки закачивают заборную воду.
Эта вода в порту налива нефти откачивается в специальные резервуары и перед сбросом в море очищают от нефти.
ХРАНЕНИЕ НЕФТИ
Хранение нефти осущетвляется на нефтепромыслах, в начальных, промежуточных и конечных пунктах протяженных нефтепроводов. Для хранения нефти строят крупные наземные и подземные резервуары вместимостью от 10 до 100 тыс. тонн каждый, входящих в комплекс установок и сооружений, называется «нефтебазой».
Резервуары различаются в
ТРАНСПОРТ ГАЗА
Транспорт газа осуществляется по газопроводам от мест его добычи и промысловой подготовки к потребителю. Сжиженные газы транспортируются в специальных цистернах по железной дороге или автомобильным способом.
Магистральные газопроводы имеют большую протяженность (3-5 тыс. км.). Диаметр труб до 1,4 и давление до 10 МПа.
Для перекачки газа при давлении на большие расстояния для поддержания давления через определенные интервалы (80-120 км) строятся газокомпрессорные станции.
ХРАНЕНИЕ ГАЗА
Хранение газа осуществляется с
целью сглаживания
Сжиженные газы хранят на нефтебазах в резервуарах, рассчитанных на высокое давление.
ОРГАНИЧЕСКИЕ ГОРЮЧИЕ ИСКОПАЕМЫЕ
К ним относятся:
- природный газ
- газовые конденсаты ( < 770 кг/м3)
- легкие нефти ( от 770 до 850 кг/м3)
- нормальные нефти ( от 830 до 930 кг/м3)
- тяжелые высоковязкие нефти ( = 930-980 кг/м3)
- природные нефтебитумы ( > 980 кг/м3)
- торфы
- бурые угли
- атроциты
Тяжелые высоковязкие нефти (ТВН).
К их особенностям относится то, что они могут быть добыты извлечением из недр специальными методами воздействия на пласт ( пергретым паром, внутрипластовым горением и шахтным методом).
Особо богаты ими Канада и Венесуэла.
В России запасы таких нефтей сосредоточены в Татарстане и тунгусском районе Сибири. Обращает свое внимание высокая плотность и высокое содержание высококипящих фракций, высокая коксуемость и очень высокое содержание металлов (1200мг/кг), а значит остатки переработки высоковязких нефтей являются благоприятным сырьем для получения таких металлов как ванадий и никель.
Природные нефтебитумы.
Это тяжелые вещества в основном с плотностью > 1 и с вязкостью 100 Па/с. Они добываются шахтным или карьерным методом, либо внутрипластовым давлением.
По составу эта смесь
Примером переработки такой нефти является Канада, конечным продуктом переработки которой является синтетическая нефть.
В ближайшее время производство синтетической нефти в Канаде достигают 20 млн.т. в год. В России переработки природных нефтебитумов нет, хотя только в Татарстане имеется более 25 месторождений нефтебитумов.
Получение нефтепродуктов из природных нефтебитумов начинает использоваться в переработке, но достигнет быстрого развития тогда, когда цены на нефть, нефтепродукты, и газ резко возрастут.
Сланцы. Общие запасы горючих сланце составляют около 475 млрд. т. основная часть которых находится в Северной Америке. Выход жидкого топлива из сланцев равен примерно от 60 до 85% (а из угля примерно 40%). Сланцы занимают особое место среди твёрдых горючих ископаемых из-за высокого содержания в них минеральных веществ. Месторождений сланцев много и делятся они на малосернистые (до 2% серы) и сернистые (от 2 до 8% серы).
К первым относятся эстонские сланцы, ко вторым сланцы среднего и нижнего Поволжья.
Торфы. Торф, в естественном состоянии, - это сухая рассыпчатая масса чёрно-бурого цвета. Эта масса является продуктом разложения опавших листьев, хвои, веток и поваленных деревьев. В зависимости от степени разложения торфяники делят на верховые, переходные и низинные.
Каменные угли. Издавна широко используются как твёрдые энергоносители. Но в 1ой половине ХХ века были начаты работы по получению жидких моторных топлив из углей, как более технологичных и удобных в применении.
Ряд стран не обеспечен нефтью, и поиски их привели к необходимости получения альтернативным путём, т.е. из угля.
Уже во время мировой войны в Германии и ЮАР получила развитие альтернативная технология.
Мировые запасы углей оцениваются в 14300 млрд.т. Бурые угли представляют собой плотную однородную массу бурого или буро-черного цвета. При нагревании до 100-2000С уголь в виде пластинок способен гнуться, легко воспламеняться и гореть ярким, коптящим пламенем.