Римский клуб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Содержание работы

Введение
Римский клуб, цели и причины его возникновения
Доклады Римского клуба, их основные идеи
Значение Римского клуба
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Ершова деятельность римского клуба.docx

— 47.69 Кб (Скачать файл)

         Деятельность Римского клуба является неоценимой как для науки, так и для общества в целом по ряду положений:

1)привлечение внимания  широкой общественности к глобальным  проблемам мира. «Главным образом  благодаря усилиям Римского клуба  быстро возросла международная  осведомленность о мировой проблематике»14;

2)пропаганда идеи о  необходимости гармонизации отношений  человека и природы; 

3)организация крупномасштабных  исследований по изучению перспектив  мирового развития (впоследствии, многие  научные организации и отдельные  исследователи, не являющиеся  членам Римского клуба, включились  в этот процесс, что не только  обогатило науку, но увеличило  шансы человечества на спасение;

4) положил начало математическому  моделированию эволюции системы  общество- природа (создание наглядных компьютерных моделей)

5) подготовительная работа  к разработке концепции устойчивого  развития человечества;

6)выработка каких-то практических  рекомендаций по решению глобальных  проблем человечества (доклады Тинбергена, Ласло и др.).

         Однако, следует сказать, что каких-либо существенных реальных шагов по реализации идей Римского клуба и его рекомендаций не последовало, ни со стороны правительств, ни со стороны общественности, ни со стороны каждого отдельного человека. Клуб был задуман как общество, ориентированное на конкретные действия и его создатель, А. Печчеи, оценивая действия клуба и не сомневаясь в важности и полезности его программ, которые были реализованы, пришел к выводу, что действительная польза клуба оказалась невелика. И одной их причин этого является сама человеческая натура, которая не может измениться достаточно быстро, чтобы избежать катастрофы»15 Человечество продолжает развиваться в направлении, противном законам существования биосферы, а само природопользование в своих глобальных масштабах стихийно, бесконтрольно и неуправляемо, что сводит регуляторную функцию биосферы в поддержании устойчивости системы на нет. Инерционные процессы в обществе еще сильно велики, чтобы остановиться и кардинально изменить направление своего движения и противоречия между человеком и природой возрастают, и трансформации в природе становятся необратимыми, а главное губительными для человека и планеты в целом.

        Но умалять значение Римского клуба не стоит. Несмотря на то, что первые разработки Римского клуба не совершенны, и он всего лишь обозначил существующие глобальные проблемы и возможные пути их решения, необходимо оценить провидческий характер его исследований. Подобная оценка имеет право на существование, хотя бы уже потому, что дальнейшее развитие международных научных событий продемонстрировало такие малоуспешные (хотя и крупномасштабные) события, как 2-я конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г) и специальная сессия ООН (Нью-Йорк, 1997), а также провал Всемирной конференции по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) на фоне непрерывно ухудшающейся глобальной экологической ситуации.

Заключение

          Итак, Римский клуб, созданный с целью изучения глобальной проблематики и привлечения внимания к ней широкой общественности, а также отдельных влиятельных лиц из различного рода экономических и политических структур, обозначил глобальные «трудности человечества», вызванные научно-техническим прогрессом и неразумной хозяйственной деятельностью человека, не принимающей в расчет законы развития природы.

         Он также сформулировал некоторые принципы разумного природопользования, ориентированные на решение этих проблем для восстановления и поддержания устойчивости развития системы «общество – природа», основные из которых отражены в концепциях «нулевого» и «органического» роста. В соответствии с первой, поддержание устойчивости мировой системы возможно только, если будет обеспечено состояние глобального равновесия за счет нулевых темпов роста населения и национального продукта. Отсюда, необходимы контроль над рождаемостью населения планеты и введение более дешевых и экологических способов производства. Согласно второй концепции, глобальной мировой катастрофе будет предшествовать всплеск локальных катастроф на территориях отдельных стран и государств. Ради ее предотвращения предлагается предпринять практические действия по развитию международных отношений, в которых сотрудничество становится условием формирования нового человечества и новой мировой этики, согласно которой каждый человек должен осознать себя членом мирового сообщества и сформировать новый стиль жизни в согласии с законами развития природы. Качество «органического роста» будет достигаться также посредством использования достижений науки и техники, включая микроэлектронику, биотехнологию, атомную энергетику в разработках новых технологий, направленных на рациональное, экологически безопасное энергопользование и экономически эффективное природопользование, а, следовательно, на снижение объемов потребления ресурсов, особенно невозобновимых, и уменьшение потоков загрязнения, циркулирующих в мировой системе. Римским клубом также предлагается осуществлять глобальный контроль над использованием этих технологий и энергетических и сырьевых ресурсов планеты. Только при выполнении всех вышеперечисленных принципов природопользования, по его мнению, создание устойчи­вого общества пока еще возможно.

 

          Таким образом, с одной стороны, значимость деятельности Римского клуба для общества достаточно высока, поскольку ему удалось обозначить существующие глобальные проблемы и возможные пути их решения и вместе с тем, привлечь к ним внимание мировой общественности. С другой стороны, отсутствие каких-либо существенных реальных шагов по реализации его идей и рекомендаций со стороны правительств, общественности и каждого отдельного человека, сводит практически всю его деятельность на нет. Одной из причин этого, по мнению создателя клуба Печчеи, является человеческая натура, которая не может измениться достаточно быстро, чтобы избежать катастрофы. Человечество продолжает развиваться в направлении, противном законам существования биосферы, а само природопользование в своих глобальных масштабах остается стихийно, бесконтрольно и неуправляемо, тем самым уничтожая регуляторную функцию биосферы в поддержании устойчивости системы. Инерционные процессы в обществе еще сильно велики, чтобы остановиться и кардинально изменить направление своего движения, вследствие чего противоречия между человеком и природой возрастают, и трансформации в природе становятся необратимыми, а главное губительными для человека и планеты в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рендерс Й., Беренс Ш. Пределы роста(The Limits to growth):Докл. по проекту Римского клуба "Сложное положение человечества". 2-е изд. М., 2011.

2.Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. М.,2002, с 150

3.Печчеи А. Человеческие качества. Москва, 1980;

4.Д.Х.Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рандерс. За пределами роста. М.:Прогресс, "Пангея", 2010

5.К.Я. Кондратьев, В.Ф. Крапивин, В.П. Савиных. Перспективы развития цивилизации: многомерный анализ. Москва:Логос. 2008

6.Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. Москва. 2007

 


Информация о работе Римский клуб