Роль экологической информированности в обеспечении экологической безопасности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:54, творческая работа

Описание работы

Современное общество основано на информации и, как считал Уинстон Черчилль, кто владеет информацией - тот правит миром. Доступ к информации означает гарантию и личную возможность для каждого гражданина влиять на процесс принятия решений, на предпринимательскую деятельность, на осуществление правосудия, на процесс государственного управления. Именно в возможности и гарантиях реализации данного правового института проявляется принцип демократии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие «экологической информации».
2. Виды и источники экологической информации.
3. Экологическая информированность в обеспечении экологической безопасности региона.
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

НАУЧНАЯ РАБОТА. БУХУЧЕТ - копия.docx

— 41.56 Кб (Скачать файл)

 

3. Экологическая информированность  в обеспечении экологической  безопасности региона

 

       Право гражданина на информацию можно рассматривать как гарантию, которая повышает правовую защищенность личности вообще и позволяет менее зависеть от государственных структур, а также дает более полные гарантии удовлетворения интересов и реализации своих прав. Экологическая информированность общественности повышает уровень правосознания людей, способствует более глубокому пониманию экологических проблем и непосредственному участию в обсуждении и принятии экологически значимых решений. Во-первых, такая информация нужна при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и других решений, реализация которых связана с отрицательным действием на состояние окружающей среды . 
      Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе.

       Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав, вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач.

      Очевидна исключительная важность обладания информацией о состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует опасность причинения вреда здоровью большого числа людей. Наличие своевременной информации позволяет минимизировать возможный вред. Так ,у человека между заражением инфекцией и ее проявлением может пройти несколько дней и даже недель. Трудно в таком случае вовремя распознать болезнь и начать ее лечить. Ученые, открывшие радиоактивные элементы, еще не знали об опасности, которую они предоставляют для здоровья: известно, что Анри Беккерель получил ожог кожи из-за того, что некоторое время носил в кармане пробирку с солью радия. Большинство экологических опасностей также проявляется лишь с течением времени, и поэтому узнать о них на основании собственного опыта невозможно. Надо овладеть многообразными и не всегда простыми знаниями, чтобы научиться избегать потенциальной опасности.

      Чернобыльская катастрофа с особой остротой поставила вопрос об экологической информации и доступе к ней граждан. После чернобыльской катастрофы не все согласились покинуть район электростанции , так как не могли поверить в реальную опасность радиоактивного заражения. Даже в самом г. Припять во время аварии на Чернобыльской АЭС люди вышли посмотреть ,что происходит, а дети продолжали играть в песочницах вместо того, чтобы моментально укрыться в домах и закупорить окна.

Экологические знаки на товарах. Современные потребители при покупке товаров обращают особое внимание на экомаркировку. Экологические знаки (экознаки) предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.

Группу экознаков подразделяют на три подгруппы:

первая — знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды;

вторая — знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров или упаковки;

третья — знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды.

      Экологические знаки довольно часто встречаются на импортных товарах, но в последнее время некоторые транснациональные знаки стали использовать и российские изготовители, так как в России пока еще не разработаны национальные экологические знаки.

      Во многих странах существуют законы, согласно которым наличие экологической маркировки является одним из приоритетов при реализации системы госзаказа (закупок). Таким образом, в государственных учреждениях большая часть используемой продукции (например, офисная техника, бумага, канцелярские принадлежности) отмечена экологической маркировкой.  
Делается это не только в целях поддержки экологически ответственных производителей, но и по экономическим соображениям. Например, компьютеры с экомаркировкой потребляют гораздо меньше электроэнергии, а принтеры требуют более редкой замены картриджей.

      Вступление России во Всемирную Сеть экологической маркировки означает для производителей продукции, работ и услуг, прошедших добровольную сертификацию и получивших экомаркировку, расширение возможностей при международном партнерстве и торговле на мировом уровне. А потребитель получает уверенность, что продукция, отмеченная знаком экомаркировки, не только безопасна для здоровья, но и соответствует жестким мировым стандартам.  
      Экологизация сознания происходит под влиянием отражения непосредственного бытия – экологической ситуации в месте проживания и деятельности человека. Оценка экологической ситуации зависит от степени осведомленности и информированности населения по вопросам использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, окружающей среды, защиты особо охраняемых природных территорий регионального значения. Необходимо располагать знаниями о том, что происходит с окружающей природой, какие изменения в ней совершаются и какова тенденция их развития. Эти знания нужны для того, чтобы своевременно корректировать различные аспекты природопользования и не допустить необратимого ухудшения состояния природной среды.

      Появление экологии как факта общественного сознания – это значительный шаг вперёд в понимании того, что окружающая человека природа представляет собой целостную систему сложнейших взаимоотношений, по отношению к которой человек выступает лишь как одна из её многочисленных подсистем.

      Несмотря на относительно юный возраст становления экологического сознания – как науки (вторая половина XX в.), существует большое количество определений этого понятия, но все они сходятся в одном – оно представляет собой познавательно-ценностную форму социального отражения взаимодействия человека (общества) и природы, представленную в виде идеальных или реальных потребностей и интересов, обладающую активностью, а также деятельностным, всеобщим характером.

      Воспитание экологического сознания является сложным многогранным процессом. Это, прежде всего преодоление исходной пассивности человека в отношении к экологическим проблемам, не несущим признаков катастрофы, а также формирование способности оценивать необходимость включения в ту или иную экологическую ситуацию, что является одним из факторов, обеспечивающих ценность такого воспитания.

       Большинство россиян обладают обыденным экологическим сознанием, представляющим собой совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на повседневном опыте и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат.

      Под влиянием широкого потока информации о различных экологических проблемах обыденное экологическое сознание становится более открытым для перехода от интереса к экологическим новостям к серьезному обсуждению экологических проблем как начальному этапу научного экологического сознания. Основу научно обоснованного экологического сознания составляют научные знания, данные полученные при применении объективных методов исследования и обеспечивающие проникновение в сущностные связи, характеризующие природу и общество. Оно требует соответствующей подготовки и не может появиться спонтанно.

      Экологическое образование и просвещение населения направлено на формирование у каждого человека и всего общества экологического мировоззрения, как главного условия устойчивого развития. Образование в интересах устойчивого развития расширяет концепцию экологического образования, дополняя ее рядом аспектов из других областей с целью комплексного междисциплинарного подхода к образованию. Такой подход к образованию представляет собой процесс, продолжающийся непрерывно на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и просветительской работы с населением, что выходит за пределы формального образования. При этом особое значение приобретает образование для детей, так как образ жизни, жизненные установки и мировоззрение в значительной степени формируются уже в раннем возрасте.

      Отсутствие эколого-просветительской работы может привести к ложным представлениям о неисчерпаемости окружающих природных ресурсов. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если аккумулировать надежные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействиях важных экологических факторов, разработать новые методы сокращения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком, предусматривать использование всех экономических рычагов.

      На современном этапе экологической политики необходима система информационного обеспечения экологических и природоохранных проблем отраслевого и территориального значения, рассчитанная на информационное обслуживание территорий, отраслей и видов деятельности с использованием БД и услуг, получаемых от информационных центров первого уровня. Необходимость увязки внешней и внутренней информации при управлении информационными ресурсами сегодня представляется основным пунктом процесса оптимизации данного управления.

      Экологизации сознания должны способствовать различные социальные институты и здесь следует подчеркнуть, что важной составляющей в системе формирования экологического сознания, через последовательное проведение образовательного процесса, в т. ч. с использованием его информационного сопровождения в электронной среде – являются высшие учебные заведения, где проводится эколого-просветительская, природоохранная и образовательная деятельность; осуществляется практическое закрепление знаний и умений, полученных в процессе обучения; проведение научных исследований и решение практических природоохранных задач; профориентация молодежи и формирование бережного отношения к природе.

       Практически во всех регионах проходят конференции по экологическому образованию. Как правило, их организаторами выступают высшие учебные заведения, в которых преподаватели профессионально занимаются экологическими проблемами. Тематика таких конференций охватывает экологические, социально-экономические, природоохранные и другие аспекты изучения и развития региона, затрагивает проблемы здоровья населения, современные методы мониторинга окружающей природной среды, вопросы экологического воспитания детей.

      Возрастающее значение экологических исследований и рост количества потребителей экологической информации, в том числе возникновение новых групп пользователей, с одной стороны, и диверсификация информационного и документального потоков, с другой стороны, создало проблему и потребовало совершенствования системы существующего отраслевого информационного обеспечения.

      Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день не существует единой информационной системы, которая бы объединяла весь спектр имеющихся ресурсов по экологии регионов РФ и позволяла решить актуальную проблему свободного доступа к имеющейся экологической информации природоохранных структур, научно-исследовательских учреждений, вузов, библиотек и других организаций. Нет путеводителей о том, где и как можно получить экологическую информацию, условия предоставления, какие издания ее публикуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

      Экологическая информированность общественности повышает уровень правосознания людей, способствует более глубокому пониманию экологических проблем и непосредственному участию в обсуждении и принятии экологически значимых решений. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав, вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач.

      Очевидна  исключительная важность обладания  информацией о состоянии окружающей  среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует опасность причинения  вреда здоровью большого числа  людей. Наличие своевременной информации  позволяет минимизировать возможный  вред. Экологические знания позволяют сделать жизнь  намного безопаснее и здоровее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.  Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды"

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

3.     Модельный закон « О стратегической экологической оценке » (постановление    N 36-7  от 16 мая 2011 года)

4.  Барановский С.И. Экологическая культура и образование / С.И. Барановский // Вестник экологического образования в России. – 2009. - № 3. – С. 4.

 

5.  Зверев А.Т. Экологическое мировоззрение – основа устойчивого развития : тез. докладов XVI междунар. конф. “Экологическое образование в интересах устойчивого развития” (25-26 июня 2010 г.) – М. - С. 93-95.

 

6. Калиева А.Д. Влияние экологической ситуации России на формирование экологического сознания населения региона: автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / А.Д. Калиева. – Астрахань, 2010. – 24 с.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль экологической информированности в обеспечении экологической безопасности региона