Рутарий как вариант эффективного использования проблемной территории пришкольного участка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 09:59, реферат

Описание работы

Целью является рассмотрение варианта решения эффективного использования проблемной территории пришкольного участка, посредством построения рутария.
Объектом - оформление проблемного участка посредством ландшафтного дизайна.
Предмет – рутарий как вариант решения проблемных мест пришкольного участка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО УЧАСТКА ЧЕРЕЗ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН 5
1.1. Обзор литературы по проблеме 5
1.2. Ландшафтный дизайн – способ озеленения территории 7
1.3. Рутарий -элемент ландшафтного дизайна 9
II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 10
2.1. Изучение проблемной зоны пришкольного участка 11
2.1. Изучение методики создания рутария 11
2.2. Методика и конкурс. Реализация практической части исследования 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
БИБЛИОГРАФИЯ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 19

Файлы: 1 файл

Рутарий.doc

— 3.83 Мб (Скачать файл)

Исследовательская работа на тему

 

 

                   «Рутарий

       как вариант эффективного       использования проблемной территории пришкольного участка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

             Париева Виктория,

             Ученица 9 «Б» класса МБУ СОШ  №34

             г.о. Тольятти Самарской области

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

                  Гололобова Светлана Федоровна

Учитель биологии МОУ школы №34

г.о. Тольятти Самарской обл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Тольятти

                                                2012 год

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Почему человека так тянет к  природе? Почему нам хочется слушать  и ощущать под ногами шелковистость  травы? Почему хочется бесконечную  солнечную дорожку в блеске закатного солнца на водной глади? Потому, что мы неотъемлемо связаны с природой.

Поэтому, даже живя в душных городах, мы не перестаем мечтать о ней. Так какой же выход? Перекопировать природу нельзя. Но можно максимально  приблизиться  ее к совершенству. Именно поэтому мы применили ландшафтную архитектуру, которая связанна с организацией садово-паркового пространства и благоустройством территории,  просто находятся рядом с архитектурными объектами, озеленяя их. Ландшафтная архитектура-это декоративные движения рельефа, газоны, декоративные водоемы, мостики и фонтаны,  и многое другое.

 Проектные разработки ландшафтного  архитектора должны быть экологически  безопасны, гармонично и деликатно  привнесены в существующий природный  мир, чтобы украсить, облагородить  и дополнить.

   На   территории нашей  школы произрастают различные  деревья и кустарники, многолетние  травянистые растения, приобщенные  к стандартному стилю оформления  зданий, но, кроме того, стали появляться  проблемные участки, которые возникли  за счет выгула собак или игр детей на участках, предназначенных для созерцания красоты некогда созданной окружающей природы.

Важность решения проблем состояния  и благоустроенности пришкольного участка и  определяют актуальность данной работы.

Целью является рассмотрение варианта  решения эффективного использования  проблемной  территории  пришкольного участка,   посредством построения рутария.

Объектом - оформление проблемного   участка посредством ландшафтного дизайна.

Предмет – рутарий как вариант решения проблемных мест пришкольного участка.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что создание рутария на проблемной территории является эффективным средством ландшафтного дизайна пришкольного участка.

В рамках изучения данной гипотезы предполагается решение следующих задач:

1. Изучить литературу по проблеме.

2.Разработать и провести  методику  исследования.

3.Проанализировать полученные  данные и разработать рекомендации.

 

 

 

I. Теоретические основы решения проблемы школьного участка через ландшафтный дизайн

1.1. Обзор литературы по проблеме

Из важнейших проблем современности, проблем человека, особую остроту  приобрела экология человека. Человек  оказался уязвимым под мощным натиском последствий своей собственной  преобразовательной деятельности. Эти  последствия обнаружились не только в процессах функционирования природно-биологической основы его естества, но и его социальных и духовных качеств. Экология человека оказалась в кризисном состоянии. В настоящее время существует многообразие мнений об общем состоянии экологии общества, в том числе и относительно предмета экологии человека, ее главных аспектах и методологических принципах. Так, В.П. Казначеев считает, что экология человека — это «комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека» [1]. По его мнению, данная наука имеет вполне самостоятельное значение, хотя она основана на медико-биологических исследованиях. Особый акцент им делается на целевом принципе направленным на оптимизацию отношений человека к окружающей среде.

Другой автор, В.П. Алексеев, считает, что экологию человека следует рассматривать в контексте общей экологии, которая им понимается как наука о взаимодействии живого вещества с окружающей его космической и планетарной средой и обуславливает взаимодействие разных форм живого вещества между собой. Общую экологию можно представить в виде пирамиды, основание которой составляют экологии отдельных видов (специальных экологий). Экология человека — одна из специальных экологии, но ее роль из-за масштабов человеческой деятельности в сравнении с другими специальными экологиями значительно выше, значимее.

Существуют и другие подходы к определению предмета экологии человека. Отдельные авторы сводят эту науку к конструированию среды, к экономической географии (С.С. Шварц, И.М. Забелин, В.А. Анучин). Другие авторы абсолютизируют роль экономики в формировании экологии человека. По мнению Н.Ф. Реймерса «экология — это новый раздел знаний, предмет которого — сохранение функционирования и структурной целостности того объекта, который выделяется в процессе исследования (грубо говоря, наука о выживании в окружающей среде)» [3].

Несомненно, важным фактором формирования состояния здоровья населения является собственная профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению. В настоящее время позиция населения в этом направлении достаточно пассивна: основная роль в формировании здоровья возлагается им на систему здравоохранения. Экологические проблемы воспринимаются упрощенно — только лишь как факторы преимущественно физического воздействия.

При современной экологической ситуации в мировоззрении, как обосновании экологически правильного отношения человека к себе и окружению, должна быть зафиксирована не схема рекомендуемого поступка, а его методология. Мировоззрение должно строиться не только на основе истины, но добра и красоты.

Проблема состояния и благоустроенности  школьного двора имеет более  глубокое экологическое значение, чем  кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной городской среды. Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой.

Одним из вариантов, который  объединяет эти два понятия,  может  являться ландшафтный дизайн.

1.2.  Ландшафтный дизайн – способ  озеленения территории

Ландшафтная архитектура как вид деятельности известна с глубокой древности. Среди «семи чудес света» было и произведение ландшафтной архитектуры: Висячие сады в античном Вавилоне. Долгое время ученые сомневались, что они существовали. Однако в XX в. остатки садов были обнаружены археологом Р.Кольдевеем. 

  У египтян встречается  много изображений садов с  плодами и цветами. Это говорит  о том, что они много внимания  уделяли озеленению и садово-парковому  искусству.

    Средиземноморские  цивилизации античных  Греции  и Рима тоже жили в жарком климате, хотя и более благоприятном, но жара и влага вынуждали их много времени проводить вне жилых помещений, в прохладном саду, который назывался внутренний дворик. По существу, это был небольшой кусочек живой природы, замкнутый со всех сторон стенами жилых помещений. Внутренний дворик был любимым местом обитания, как у греков, так и у римлян.

  Известно, что Александр  Македонский пытался внедрить  сад в свое жилище, т.е. создать  первый зимний сад. Римские  императоры вывозили из захваченных стран красивые растения и высаживали их в обширных садах своих вилл. Просвещенное общество эпохи Возрождения также интересовалось ландшафтной архитектурой и садово-парковым искусством.

    Наступил XVII век. Эпоха Людовика XIV знаменита стилем барокко.Barroco в переводе с итальянского – «причудливый», «вычурный». В это время был построен грандиозный дворцово-парковый ансамбль «Версаль», затмивший изысканностью своей архитектуры, роскошной организацией ландшафта и красотой отделки всей европейские резиденции. Мастера французской парковой архитектуры решительно преобразовали здесь природу. Они создали французский регулярный парк. Он имел четкие линии  и очертания дорог, аллей, партеров и газонов. Никаких отклонений от геометрии. Регулярные парки эпохи барокко-образец необычного преобразования природы, стремление приблизить ее к нереальным, сказочным декорациям.

  В XVIII в. на смену французского, регулярного пришел английский парк с его живописной свободой. Английский парк представлял собой картины естественной природы. Казалось, что ландшафтные архитекторы и садовники даже не прикладывали рук к созданию этой красоты, что все росло, цвело и благоухало как бы само по себе. Искусство мастеров английской ландшафтной архитектуры как раз заключалась в том, что они тщательно проектировали виды природы, и настолько ненавязчиво, что это было совсем незаметно.                       

 Джон Брукс – один из  самых уважаемых дизайнеров Англии. Смысл создания своих творений  он видит в том, чтобы поддержать  дикую природу, включить в естественный природный круговорот.

 «Если ставить в сад скульптуру, желательно не переборщить. Если  же скульптур много, то их  можно спрятать за растениями. Буйство пестролистых растений, сизые, лимонные и пурпурные  шапки кустарников, фонтаны трав в великолепном беспорядке цвета и форм создают ошеломляющий эффект. Структура сада, прежде всего, создается кустарниками. Если посадить группой нарциссы и крокусы, весной они превратят сад в цветущую поляну. Основные доминирующие цвета – зеленый, желтый, сине-голубой, а дополнит их ярко-розовый и пурпурный. Разнообразие формы листьев и оттенков зелени делают сад ярким и незабываемым. Любой сад требует много внимания и ухода. Наличие в саду художественных аксессуаров делает его еще краше и изысканней». Так советует Джон Брокус.

   В Англии находиться большой  сад Denmans. Английские школьники на примере именно этого сада знакомятся с садоводством и ландшафтным дизайном.

Знаменитый сад «Роща»,создан дизайнером из большого оазиса «Аль Эй» Кристофером  Бредли – Хоулом. Он сконцентрировал и употребил все свои властные возможности, энергию и волю на преображение бездонных пустынь. Спасение экосистемы стало для него делом его жизни. На территории сада было посажено около 150 миллионов деревьев. Сад «Роща» является по своей сути прощальным и символическим знаком памяти.

 

 

1.3. Рутарий – элемент  ландшафтного дизайна

 

Необычное слово «рутарий», сосвем недавно появившееся в ландшафтном  дизайне, происходит от английского root — корень, и означает участок  сада, в оформлении которого использованы корни деревьев. Но не только корнями, а и ветками, пеньками, и даже цветами можно украсить свой рутарий. Кому-то пришла в голову мысль собрать воедино корни, коряги, ветки на одном маленьком кусочке сада, живописно их расположить, рассадить на их фоне или в них самих же цветущие растения и для благозвучности дать этому великолепию название. С тех пор «сад корней» начал освоение земельных участков по всему миру.

Мода на рутарий появилась в  наших садах сравнительно недавно. Изначально корни деревьев или коряги подселялись в сады в качестве садового декора, «изюминки» для альпийской горки, в виде садовой скульптуры, в качестве составной части самодельной садовой мебели или части подпорной стенки. И только недавно рутарий стал самостоятельной единицей ландшафтного искусства. Основу композиции рутария составляют части деревьев – бревна, коряги, пни. Но так же можно использовать и травянистые растения, деревца, цветы, кустарники, ягодники, камни и прочее. Психологам давно известно, что образы, которые нас окружают, непосредственно воздействуют на наше подсознание и формируют наш образ мыслей, влияют на чувства и поведение. Многие методы позитивной психологии основаны на эффекте влияния образов на состояние человека. В любой древней культуре образы играли очень важную роль. Это амулеты, талисманы, обереги и пр. Наша жизнь наполнена образами: картины, кино, рекламные плакаты и даже рисунок на обоях. Все это создает наш образ жизни. Позитивный образ приносит позитив, негативный – негатив. Наша задача - сознательно выбирать образы, которые входят в нашу жизнь и наш дом.

Но причем же тут рутарий? А давайте  разберемся, какой образ он создает? Что есть корень?

Итак, корень это:

самая важная часть любого растения – «без корня и трава не растет»

начало, точка отсчета, место роста – мы говорим «мои корни идут от…»

самая суть, причина всего –  «зри в корень», «докопаться до корней»

то, что соединяет нас с Землей – «укорениться», «пустить корни», «коренной житель»

то, что питает, дает силы для роста  – «корень жизни», «сильные корни»

Рутарий одним своим видом делает нас сильнее, помогает крепко стоять на ногах, дает уверенность и укрепляет  связь с природой.

Располагать деревянные части композиции нужно так, чтобы уголок не выглядел однообразным, плоским, пусть в нем будет, где побродить взгляду. В «саду корней» можно так же обыграть красивые цветы, поделки из бросовых вещей. В период с мая до глубокой осени красоту рутарию придадут долгоцветущие растения (см. Приложение 1)

Информация о работе Рутарий как вариант эффективного использования проблемной территории пришкольного участка