Российский фондовый рынок характеризуется
следующими показателями:
- небольшими объемами и неликвидностью;
- "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);
- неразвитостью материальной
базы, технологий торговли, регулятивной
и информационной инфраструктуры;
- раздробленной системой государственного
регулирования;
- отсутствием государственной
долгосрочной политики формирования рынка
ценных бумаг;
- высокой степенью всех рисков,
связанных с ценными бумагами;
- значительными масштабами грюндерства,
т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;
- крайней нестабильностью в
движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;
- отсутствием открытого доступа
к макро- и микроэкономической информации
о состоянии фондового рынка;
- инвестиционным кризисом;
- отсутствием обученного персонала и крупными
, заслуживших общественное доверие, инвестиционные институты;
- агрессивностью и острой конкуренцией
при отсутствии традиций деловой этики;
- высокой долей спекулятивного
оборота;
- расширением рынка государственных
долговых обязательств и спроса
- государства на деньги, что
сокращает производительные инвестиции
в ценные бумаги.
Анализ показателей состояния
рынка ценных бумаг
Состояние
рынка ценных бумаг можно оценить по нескольким
основным показателям, рассчитываемых
отдельно для рынка акций и для рынка долговых
инструментов (преимущественно облигаций).
Основным
из них является отношение капитализации
рынка акций (облигаций) к ВВП (определяется
как отношение объема находящихся в обращении
соответствующих ценных бумаг к ВВП).
Проблемы
сравнения рынков акций (облигаций) для
стран с формирующимися и развивающимися
финансовыми рынками усложняются тем,
что ликвидность этих рынков низка либо
они практически неликвидны. Вследствие
этого общий объем капитализации не является
полностью информативным показателем
относительно размера ликвидной массы
акций (либо облигаций), принимающих участие
в обращении. Поэтому реальное качественное
состояние национального рынка ценных
бумаг и уровень его стабильности можно
определить, анализируя вместе с объемом
капитализации объем обращения акций
(облигаций), что характеризует ликвидность
рынка. Уровень ликвидности рынка определяется
как отношение объема оборота соответствующего
финансового инструмента к объему капитализации
рынка.
Уровень
рынка ценных бумаг в России
Проблемы развития рынка ценных бумаг
в России.
Формирование фондового рынка
в России повлекло за собой
возникновение, связанных с этим процессом,
многочисленных проблем, преодоление
которых необходимо для дальнейшего
успешного развития и функционирования
рынка ценных бумаг. В первую
очередь, это конечно проблемы
государственного регулирования Р.Ц.Б.
В данном разрезе, возможно,
выделить следующие ключевые
проблемы развития российского фондового
рынка, которые требуют первоочередного
решения:
1. Преодоление негативно
влияющих внешних факторов,
т.е. хозяйственного кризиса, политической
и социальной нестабильности.
2. Целевая переориентация
рынка ценных бумаг с первоочередного
обслуживания финансовых запросов государства
и перераспределения крупных пакетов
акций на выполнение своей главной
функции - направление свободных
денежных ресурсов на цели восстановления
и развития производства в России.
В России большая часть
ценных бумаг идет на нужды
правительства, не
выполняя своей основной функции.
А именно вложения ценных бумаг в
развитие
производства способны вывести
российскую экономику на качественно
новый уровень.
Тенденции развития современного рынка
ценных бумаг
Основными тенденциями развития
современного рынка ценных бумаг
в
России на нынешнем этапе являются:
- концентрация и централизация
капиталов;
- интернационализация и глобализация
рынка;
- повышение уровня организованности
и усиление государственного контроля;
- компьютеризация Российского Центрального Банка;
- нововведения на рынке;
- секьюритизация;
- взаимопроникновение с другими
рынками капиталов.
- Дальнейшая интеграция с фондовыми
рынками других стран.
- Создание полной
законодательной и другой
нормативной базы
функционирования фондового
рынка.
Тенденция
к концентрации и централизации
капиталов имеет два аспекта по отношению к Российскому
Ц.Б. Речь идёт о процессах, которые
свойственны данному рынку, как и любому
другому рынку. С одной стороны,
на рынок вовлекаются всё новые
участники, для которых данная деятельность
становится основной, профессиональной,
а с другой – идёт процесс
выделения крупных, ведущих профессионалов
рынка на основе как увеличения
их собственных капиталов (концентрация
капитала), так и путём их
слияния в ещё более крупные
структуры Р.Ц.Б . (централизация капитала).
В результате на фондовом
рынке появляются торговые системы типа
НАСДАК или других организаторов
рынка, а также несколько наиболее
известных фондовых компаний, которые
обслуживают крупную долю всех операций
на рынке.
В то
же время Р.Ц.Б. сам по себе притягивает
всё большие капиталы
общества.
Интернационализация
Р.Ц.Б означает, что национальный капитал
переходит границы стран, формируется
мировой Р.Ц.Б., по отношению
к которому, национальные рынки
становятся второстепенными. Инвестор
из любой страны
получает возможность
вкладывать свои свободные
средства в Центральный Банк,
обращающиеся в других странах.
Р.Ц.Б. принимает глобальный,
всеземный характер. Национальные
рынки – это просто составные
части глобального всемирного Р.Ц.Б.
Торговля на таком глобальном рынке
ведётся непрерывно и повсеместно.
Его основу составляют Ц.Б. транснациональных
корпораций.
Надёжность
Р.Ц.Б. и степень доверия к
нему со стороны массового
инвестора напрямую связаны
с повышением уровня организованности
рынка и усиления государственного
контроля над ним. Масштабы
и значение Р.Ц.Б. таковы, что
его разрушение прямо ведёт
к разрушению экономического
процесса, процесса воспроизводства вообще.
Государство в современную эпоху
не может допустить, чтобы вера в этот
рынок была бы поколеблена, и
массы людей, вложивших свои сбережения
в Ц.Б.
своей страны или
любой другой, вдруг потеряли бы их
в результате каких-либо катаклизмов или
мошенничества.
Все участники рынка, поэтому
имеют прямую заинтересованность
в том, чтобы рынок был правильно
организован и жестоко контролировался
в первую очередь самым главным
участником рынка – государством.
Но есть и другая причина
данного процесса – фискальная. Усиление
организованности рынка и контроля
над ним позволяет каждому государству
увеличивать свою налогооблагаемую
базу и размер налоговых поступлений от
участников рынка.
Компьютеризация
Р.Ц.Б. – результат широчайшего внедрения
компьютеров во все области
человеческой жизни в последние
десятилетия. Без этой компьютеризации
Р.Ц.Б. в своих современных формах и размерах
был бы просто невозможен.
Компьютеризация позволила
совершить революцию как
в обслуживании рынка,
прежде всего через
современные системы быстродействующих
и всеохватывающих расчётов для участников
рынка и между ними, так и в его способах
торговли. Компьютеризация составляет
фундамент всех нововведений на Р.Ц.Б.
Нововведения
на Р.Ц.Б.:
- новые инструменты данного
рынка – многочисленные виды производных
ценных бумаг, создание новых
ценных бумаг, их видов
и разновидностей.
- новые системы торговли Ц.Б. – системы, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю в полностью автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контактов
между продавцами и покупателями.
- новая инфраструктура рынка
– современные информационные
системы, системы клиринга и расчётов,
депозитарного обслуживания Р.Ц.Б.
Секьюритизация – это
тенденция перехода денежных
средств из своих
традиционных форм (сбережения,
наличность, депозиты и т.п.) в форму
Ц.Б.;
- тенденция превращения всё
большей массы капитала в форму Ц.Б.;
- тенденция перехода одних форм Ц.Б. в другие, более доступные для широких кругов инвесторов
Рынок Российских ценных бумаг
не может существовать изолированно.
Залогом дальнейшего
развития является тесное взаимодействие
с другими фондовыми рынками, так например
рынками США, Японии и др. развитых стран.
Создание полной законодательной
и другой нормативной базы функционирования
фондового рынка.
Уже сейчас видно, что из-за
«белых пятен» в ГК РФ, открывается
простор для всякого рода махинаций
на РЦБ, которые способны
еще больше подорвать доверие к
фондовому рынку, поэтому первоочередная
задача правительства - разработать
полноценно функционирующий гражданский
кодекс, который бы исключал
такую возможность.
Государственное регулирование фондового
рынка России.
В России государственное регулирование
осуществляется посредством установления
обязательных требований к деятельности
эмитентов и профессиональных участников
рынка ценных бумаг и ее стандартов, государственной
регистрации выпусков эмиссионных ценных
бумаг и проспектов эмиссии, контроля
за соблюдением эмитентами законодательства
при проведении эмиссии, лицензирования
профессиональной деятельности на фондовом
рынке, создания системы защиты прав владельцев
ценных бумаг и контроля за соблюдением
их прав эмитентами и профессиональными
участниками рынка ценных бумаг, запрещения
и пресечения предпринимательской деятельности
на данном рынке без соответствующей лицензии.
Регулятивная структура российского
рынка ценных бумаг имеет свои
особенности. Так, характерной
ее чертой является активное вмешательство
государства и слабый надзор, а также противоречия
в законодательных основах функционирования
фондового рынка. Кроме того, недостатком
российского законодательства в этой
сфере является то, что в то время как документы,
имеющие силу законов, регулируют узкие
области, более комплексные акты являются
подзаконными, а также отсутствие систематизированной
правовой базы по рынку ценных бумаг. В
российском
законодательстве в отличие
от зарубежных стран, где санкции за нарушения
на рынке ценных бумаг содержатся в законах
о ценных бумагах, недостаточно разработаны
подобные меры ответственности и санкции.
Отсутствуют реальные механизмы воздействия
на нарушителей законодательства.
Также еще одним из главных
недостатков российского рынка ценных
бумаг
оставалось отсутствие единого
государственного подхода со стороны
органов государственного регулирования
(Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг Российской Федерации (ФКЦБ), Центрального
Банка РФ, Комиссии по товарным биржам
при Министерстве по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства
РФ к формированию и развитию фондового
рынка России и недостаточно отработанная
система взаимодействия органов регулирования
фондового рынка. Определяющим мотивом
в действиях этих органов был конфликт
ведомственных интересов.
Единый орган по регулированию
финансовых рынков был создан в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
«О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» от 9 марта 2004 г.,
на основании которого была упразднена
Федеральная комиссия по рынку ценных
бумаг и создана Федеральная служба по
финансовым рынкам (ФСФР). Новому государственному
органу, находящемуся в ведении Правительства
РФ, были переданы функции по контролю
и надзору ФКЦБ, функции по контролю и
надзору в сфере финансовых рынков упраздняемых
Министерства труда и социального развития
РФ и Министерства РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства,
функции по контролю в сфере аудиторской
деятельности Министерства финансов РФ
и функции по контролю деятельности бирж.
Основными задачами Федеральной службы
по финансовым рынкам являются обеспечение
стабильности работы российского финансового
рынка, повышение его эффективности и
привлекательности для инвестиций, в том
числе повышение прозрачности рынка и
снижение инвестиционных рисков. Эти задачи
решаются путем контроля над
деятельностью участников финансовых
рынков и создания нормативно-правовой
базы, определяющей условия выпуска и
обращения ценных бумаг, работы профессиональных
участников, а также системы отчетности.
Создание единого органа по
регулированию финансовых рынков вытекало
из
необходимости сокращения расходов
государства на надзор и регулирование
финансового предложению финансовых
продуктов (например, банками – услуг
по коллективному инвестированию, работы
на рынке ценных бумаг, страховыми компаниями
– «пенсионных» услуг) и роста роли финансовых
групп, собственник которых владеет несколькими
финансовыми институтами, предоставляющими
финансовые продукты разных сегментов
финансового рынка. Кроме того, новая архитектура
надзора и регулирования рынка ценных
бумаг в России должна была привести к
снижению
непроизводительных издержек.
Тем не менее, Федеральную службу
по финансовым рынкам нельзя считать
классическим примером мегарегулятора,
поскольку вне ее прямого влияния остаются
страховые компании, аудиторы и банки.
В настоящее время регулирование, контроль
и надзор на финансовом рынке осуществляется
рядом федеральных органов исполнительной
власти, в их числе – ФСФР (по отношению
ко всем небанковским организациям-профучастникам
финансового рынка), Министерство финансов
(регулирование по отношению к страховым
организациям), Центральный Банк (по отношению
к банковской системе). Но уже в разработанной
ФСФР Стратегии развития финансового
рынка РФ на 2005–2008 гг., предусматривается
создание единого