Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:57, шпаргалка
В работе представлено 35 вопросов и ответов для экзамена по дисциплине "Экология".
Вопрос №1.
Экология (от греч. oikos – дом, жилище, logos – знание, учение) – это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Термин «экология» предложил немецкий биолог Эрнест Геккель в 1866 г. Под экологией он понимал сумму знаний, относящихся к природе.
Основной частью экологии, ее фундаментом является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды.
Исходя из приведенных выше направлений следует, что задачи экологии многообразны:
1. Исследование влияния среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов.
2. Исследование
закономерностей организации
3. Изучение
экологических механизмов
4. Исследование
процессов, протекающих в
5. Создание
научной основы рациональной
эксплуатации природных
6. Прогнозирование
и оценка возможных
7. Оптимизация
экономических, правовых, социальных
и иных решений для
8. Восстановление нарушенных природных систем, сохранение эталонных участков биосферы.
9. Формирование
экологического мировоззрения,
10. Создание
новых технологий, основанных на
понимании экологических
Экология использует широкий набор методов исследования. Методы экологических исследований – это пути и способы изучения экологических явлений, которые подразделяются на полевые и лабораторные (Пономарева И. Н. Экология. – М., 2001).
Полевые способы предполагают изучение экологических явлений в природной среде. Они помогают установить взаимосвязи организмов, видов и сообществ со средой, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности биосистем. Полевые методы, в свою очередь, подразделяются:
♦ на маршрутные (прямое наблюдение, оценка состояния, измерение, описание, составление схем, карт);
♦ на стационарные (длительное наблюдение за объектами, замеры, описание, инструментальный отчет);
♦ на описательные (первоначальное знакомство с объектом, применяется при регистрации основных особенностей изучаемых объектов, прямом наблюдении, картировании, инвентаризации);
♦ на экспериментальные (опыт, эксперимент, количественная оценка, химические методы анализа и др.), мониторинг (наблюдение, оценка и прогноз состояния природной среды).
Лабораторные
методы используются при проведении
работ в лабораторных условиях, но
пересекаются с методами полевых
исследований. Особое внимание в экологии
отводится методу моделирования. Моделирование
– метод опосредованного
Мониторинг окружающей среды – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В процессе проведения мониторинга ставятся следующие цели:
♦ количественная и качественная оценка состояния воздуха, поверхностных вод, почвенного покрова, флоры и фауны, а также постоянный контроль стоков и выбросов на промышленных предприятиях;
♦ составление
прогноза о состоянии окружающей
среды и возможных его
♦ наблюдение за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир;
♦ обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, а также предупреждение и прогнозирование ее состояния.
В зависимости
от степени выраженности антропогенного
воздействия различают
Фоновый (базовый) мониторинг – слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Импактный мониторинг – слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах. В зависимости от масштабов наблюдения различают мониторинг глобальный, региональный и локальный. Глобальный мониторинг – слежение за развитием общемировых биосферных процессов и явлений; региональный мониторинг – слежение за природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какого-то региона; локальный – мониторинг в пределах небольшой территории. В рамках программы ЮНЕП (программа ООН по проблемам окружающей среды) в 1973–1974 гг. были разработаны основные положения функционирования Глобальной системы мониторинга окружающей среды, основная задача которой – предоставление информации, необходимой для защиты здоровья, благополучия, безопасности и свободы людей и управления окружающей средой и ее ресурсами.
Таким образом, экология является мировоззренческой, синтетической областью знаний, интегрирующей естественнонаучные и гуманитарные знания. Стратегической задачей экологии является развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Вопрос №2.
Под экологическими
факторами понимается любой элемент
или условие среды, на которые
организмы реагируют
Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении (недостаток или избыток) оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется ограничивающим
Понятие о лимитирующих фактоpax было введено в 1840 г. химиком Ю. Либихом. Изучая влияние на рост растений содержания различных химических элементов в почве, он сформулировал принцип:«Веществом,находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Этот принцип известен под названием правила, или закона минимума, Либиха. В качестве наглядной иллюстрации закона минимума Либиха часто изображают бочку, у которой образующие боковую поверхность доски имеют разную высоту (рис. 3.3).
Длина самой короткой доски определяет уровень, до которого можно наполнить бочку водой. Следовательно, длина этой доски — лимитирующий фактор для количества воды, которую можно налить в бочку. Длина других досок уже не имеет значения.
Лимитирующим фактором может
быть не только недостаток, на что указывал
Либих, но и избыток таких факторов,
как, например, тепло, свет и вода. Как
уже было отмечено ранее, организмы
характеризуются экологическим
минимумом и экологическим
Следовательно, истинный диапазон толерантности определяется именно последними значениями. Отсюда, их необходимо экспериментально, в опытах на животных, определить для каждого загрязняющего или любого вредного химического соединения и не допускать превышения его содержания в конкретной среде. В санитарной охране окружающей среды важны не нижние пределы устойчивости к вредным веществам, а верхние пределы, так как загрязнение окружающей среды — это и есть превышение устойчивости организма.
Отношение организмов к колебаниям того или иного определенного фактора выражается прибавлением приставки «эври-» или «стено-» к названию фактора. Например, по отношению к температуре различают эври- и стенотермные организмы, к концентрации солей — эвристеногалинные, к свету — эври- и стенофотные и др. По отношению ко всем факторам среды эврибионтные организмы встречаются редко. Чаще всего эври- или стенобионтность проявляется по отношению к одному фактору. Так, пресноводные и морские рыбы будут стеногалинными, тогда как ранее названная трехиглая колюшка — типичный эвригалинный представитель. Растение, являясь эвритермным, одновременно может относиться к стеногигробионтам, т. е. быть менее стойким относительно колебаний влажности.
Эврибионтность, как правило, способствует широкому распространению видов. Многие простейшие, грибы (типичные эврибионты) являются космополитами и распространены повсеместно. Стенобионтность обычно ограничивает ареалы. В то же время, нередко благодаря высокой специализированности, сте-нобионтам принадлежат обширные территории. Например, рыбоядная птица скопа (Pandion haliaetus) — типичный стенофаг, а по отношению же к другим факторам является эврибионтом, обладает способностью в поисках пищи передвигаться на большие расстояния и занимает значительный ареал.
Все факторы среды взаимосвязаны, и среди них нет абсолютно безразличных для любого организма. Популяция и вид в целом реагируют на эти факторы, воспринимая их по-разному. Такая избирательность обусловливает и избирательное отношение организмов к заселению той или иной территории.
Вопрос №3.
Приспособленность определяется
множеством показателей: жизнеспособностью
(выживаемостью), конкурентоспособностью,
плодовитостью, участием в размножении,
заботой о потомстве и т.д. Приспособленность
может оцениваться только для
сопоставимых групп организмов, в
определенных условиях, на определенных
стадиях жизненного цикла, в определенные
промежутки времени. Разнообразные
признаки, повышающие приспособленность
организмов, называются адаптации. Существует
множество классификаций
1. По уровню проявления
– биохимические – изменяется структура белков, углеводов, липидов и других химических компонентов организмов;
– физиолого-биохимические – изменяется характер обмена веществ;
– анатомо-морфологические
– физиолого-репродуктивные – изменяются плодовитость, сроки начала и окончания репродуктивного периода, сроки размножения;
– онтогенетические – изменяется характер индивидуального развития;
– этологические – изменяется поведение организмов.
2. По влиянию генотипа
особи на формирование
– генетические (высокая зависимость фенотипа от генотипа особи);
– экологические (высокая зависимость фенотипа от среды);
– эколого-генетические (фенотип зависит и от генотипа, и от среды).
3. По взаимодействию групп организмов
– индивидуальные, или организменные адаптации
– внутривидовые, или групповые адаптации
– межвидовые адаптации, или коадаптации
4. По влиянию половозрастных особенностей
– половые
– возрастные
5. У животных различают
активные и пассивные
Изменение формы тела может служить для маскировки – подражанию формы несъедобного предмета.
6. По типу окраски
а). Покровительственная (криптическая) окраска
б). Привлекающая, или распознавательная
в). Отпугивающая
г). Предостерегающая
Относительный характер адаптаций
В большинстве случаев
наблюдаемые адаптации