Система стандартизации в области охраны атмосферного воздуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Охрана атмосферного воздуха – система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Согласно федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный воздух в городах и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Содержание работы

Введение
1 Охрана атмосферного воздуха
2 Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
3 Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
4 Санитарно-защитные зоны
5 Требования к хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
6 Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности
7 Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух
8 Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей
9 Очистка выбросов в атмосферу
10 Безотходное и малоотходное производство
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2)ghj,f.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

 
Содержание

Введение

1 Охрана атмосферного  воздуха

2 Нормативы выбросов  вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный воздух

3 Разрешение  на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

4 Санитарно-защитные  зоны

5 Требования  к хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух

6 Требования  охраны атмосферного воздуха  при проектировании, размещении, строительстве,  реконструкции и эксплуатации  объектов хозяйственной и иной  деятельности

7 Государственный  учет вредных воздействий на атмосферный воздух

8 Мероприятия  по защите населения при изменении  состояния атмосферного воздуха,  угрожающем жизни и здоровью  людей

9 Очистка выбросов  в атмосферу

10 Безотходное  и малоотходное производство

Использованная  литература

 

Введение

Охрана атмосферного воздуха – система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Согласно федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный  воздух в городах и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и безвредности для человека атмосферного воздуха в городах и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздух в местах постоянного  или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Нормативы предельно  допустимых выбросов химических, биологических  веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о состоянии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

 

 

 

 

 

 

1 Охрана атмосферного  воздуха

Органы государственной  власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, по обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Федеральный закон «Об  охране атмосферного воздуха» (1999 г.) устанавливает  правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду  и доступную информацию о ее состоянии.

Законодательство РФ в  области охраны атмосферного воздуха  основывается на Конституции РФ и  состоит из федерального закона «Об  охране атмосферного воздуха» (1999 г.) и  принимаемых в соответствии с  ним других федеральных законов  и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Законодательство субъектов  РФ в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать  введение дополнительных экологических  требований охраны атмосферного воздуха. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

–  приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

– обеспечение благоприятных  экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

–  недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей и природной среды;

–  обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

–  гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении;

–  научная обоснованность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;

–  обязательность соблюдения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха  осуществляется правительством РФ непосредственно  или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов РФ.

К полномочиям органов  государственной власти РФ в области  охраны атмосферного воздуха относятся:

– формирование и проведение единой государственной политики в  области охраны атмосферного воздуха на территории РФ;

–  установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

–  формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;

– установление и обеспечение  реализации федеральных целевых  программ охраны атмосферного воздуха;

– установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

–  установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастра), в отношении которых они разрабатываются;

–  установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросом;

– установление порядка определения  и взимания платы за загрязнение  атмосферного воздуха, а также порядка  возмещения вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;

– установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

–  установление порядка использования сбросов, полученных за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

–  установление порядка организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

– установление порядка финансирования систем государственного состояния  атмосферного воздуха и обеспечение его финансирования;

–  установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

– координация  деятельности органов государственной  власти субъектов РФ в области  охраны атмосферного воздуха;

– определение  величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный  воздух и сроков, в которые будет  осуществлено такое уменьшение в соответствии с федеральными программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами РФ в данной области;

–  осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством в области охраны атмосферного воздуха.

К полномочиям  органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся:

–  проведение политики РФ в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории;

– принятие нормативных  правовых актов субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха;

– участие в  разработке предложений об установлении величины уменьшения вредных (загрязняющих) выбросов веществ в атмосферный  воздух и сроков, в которые будет  осуществлено такое уменьшение, в  соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами РФ в данной области;–  разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

–  участие в пределах своей компетенции в организации государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

–  участие в организации государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечении его проведения;

–  проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

– осуществление  в пределах своей компетенции  координации деятельности физических и юридических лиц в области  охраны атмосферного воздуха;

– информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

– иные, не отнесенные к ведению РФ, полномочия в области  охраны атмосферного воздуха.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством РФ.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в установленном порядке осуществляет деятельность в области охраны атмосферного воздуха совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Нормирование  качества атмосферного воздуха. Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), в целях определения критериев  безопасности и безвредности химических, физических и биологических факторов для людей, растений и животных, особо охраняемых природных территорий и объектов, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха устанавливают или пересматривают в порядке, определенном правительством РФ.

Разработанные гигиенистами предельно допустимые концентрации (ПДК) после их утверждения  становятся общегосударственным нормативом, имеющим силу закона, определяют направление социально-экономических, технологических, санитарно-технических, планировочных и других мер по защите воздушного бассейна.

Гигиеническое нормирование качества атмосферного воздуха  имеет большое значение, поскольку  является важным критерием защиты населения от вредных веществ.

Гигиеническое нормирование в области охраны атмосферного воздуха началось в стране сразу  же после Великой Отечественной  войны. Основные положения, сформулированные известным ученым В. А. Рязановым, сводятся к следующему:

1) допустимой  может быть признана такая  концентрация вредного вещества, которая не оказывает прямого  или косвенного вредного и  неприятного действия на организм, не снижает его работоспособности,  не оказывает влияния на самочувствие  и настроение людей;

2)  привыкание к вредным веществам рассматривается как неблагоприятный момент и доказательство недопустимости этой концентрации;

3)  недопустимыми являются такие концентрации вредного вещества, которые оказывают влияние на растительность, климат местности, прозрачность атмосферы и бытовые условия жизни населения.

В нашем санитарном законодательстве существуют две ПДК  – максимально-разовая и среднесуточная. Максимально-разовая ПДК учитывает  так называемые залповые, массивные  выбросы вредных веществ в атмосферу. Она характеризует разовое одномоментное рефлекторное влияние загрязнения атмосферного воздуха на организм человека.

Среднесуточная  ПДК учитывает как пиковые, так  и наименьшие концентрации атмосферных  загрязнений, которые имеют место  в течение суток. Эта концентрация представляет собой среднюю арифметическую из всех проб, отобранных в населенном пункте в течение суток. Иными словами, среднесуточная концентрация включает в себя фоновые загрязнения атмосферного воздуха, а также как неблагоприятные, так и выгодные для населения мест условия.

При разработке ПДК учитывают еще одно важное обстоятельство. Качество атмосферного воздуха должно быть таким, чтобы  организму не пришлось использовать свои защитные механизмы. Установлено, что длительное напряжение этих механизмов при действии вредных веществ, поступающих с вдыхаемым воздухом, приводит к их торможению. Поэтому все разрабатываемые нормативы качества воздуха должны находиться ниже того уровня, который приводит к мобилизации защитных сил организма.

Среднесуточные  ПДК устанавливают для человека на основании опытов на лабораторных животных. Однако для гигиенического нормирования содержания вредных веществ  в атмосферном воздухе важно  знать, как малые их концентрации действуют на человека при длительном действии. Для этого можно использовать метод динамического наблюдения за состоянием здоровья населения, которое проживает вблизи промышленного предприятия – источника загрязнения атмосферы. Исследования должны сопровождаться систематическим контролем атмосферного воздуха.

В последние  годы большое внимание уделяют изучению состояния заболеваемости населения  в районах с чистым и загрязненным воздухом. Для того чтобы исследование могло дать объективные данные, необходимо подбирать микрорайоны с одинаковым уровнем медицинского обслуживания. Эти районы должны отличаться только уровнем загрязнения воздуха. При переходе от одного района к другому заболеваемость нарастает в той же последовательности, в какой нарастают концентрации загрязняющего вещества. Обследованию подлежат лица, которые проживают в данном районе длительный срок.

Информация о работе Система стандартизации в области охраны атмосферного воздуха