Система стандартизации в области охраны атмосферного воздуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Охрана атмосферного воздуха – система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Согласно федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный воздух в городах и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Содержание работы

Введение
1 Охрана атмосферного воздуха
2 Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
3 Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
4 Санитарно-защитные зоны
5 Требования к хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
6 Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности
7 Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух
8 Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей
9 Очистка выбросов в атмосферу
10 Безотходное и малоотходное производство
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2)ghj,f.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

На основании  всех этих наблюдений уточняются ПДК, установленные в опытах на животных.

В последнее  время все больший интерес  проявляется к изучению комбинированного действия химических веществ, находящихся в атмосферном воздухе. При комбинированном действии многих вредных веществ, одновременно поступающих в атмосферный воздух, достаточно часто может наблюдаться эффект суммации и довольно редко – антагонистические отношения.

Нормирование содержания вредных веществ в атмосферном воздухе ведется с учетом мутационного, канцерогенного, тератогенного, гонадотропного, эмбриотропного действия атмосферных загрязнений.

Оценка степени  загрязнения атмосферного воздуха  населенных мест осуществляется с учетом установленных таким образом ПДК.

Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха  установлены для 395 веществ максимально-разовых  и для 368 веществ среднесуточных ПДК.

Наряду с ПДК  для многих химических веществ установлены  ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Эти нормативы имеют ограниченный срок действия (как правило, не более 3 лет). Кроме того, они применяются в основном для целей предупредительною санитарного надзора, в частности, при оценке воздухохранительных мер, предусматриваемых проектами строительства, организации санитарно-защитных зон и др. В настоящее время ОБУВ предложены более чем для 1400 различных химических веществ. 

2 Нормативы  выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Предельно допустимый выброс – норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Временно согласованный выброс – временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), в целях государственного регулирования  выбросов вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

– технические  нормативы выбросов;

–  предельно допустимые выбросы (ПДВ).

Технические нормативы  выбросов устанавливает специально уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномоченный правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для стационарных источников вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

ПДВ устанавливаются  территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области  охраны атмосферного воздуха для  конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В случае невозможности  соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществII атмосферный воздух, ПДВ, территориальные  органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти и области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (ВСВ) по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

ВСВ устанавливаются  на период поэтапного достижения ПДВ  при условии соблюдения технических  нормативов выбросов и наличии плана  уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Сроки поэтапного достижения ПДВ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются ВСВ, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный воздух ВСВ, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном правительством РФ.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха совместно с другими  федеральными органами исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным правительством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Разрешение  на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном правительством РФ.

Решение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный воздух устанавливаются  ПДВ и другие условия, которые  обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

За выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный воздух могут взиматься взносы в соответствии с законодательством РФ.

При отсутствии разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, определенном правительством РФ.

Согласно закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нормативы ПДВ выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

 

 

 

  

4 Санитарно-защитные  зоны

Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно санитарным нормам и правилам 2.2.1.5/2.1.1.567–96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация  предприятий, сооружений и иных объектов», предприятия, их отдельные здания и сооружения, технологические процессы которых являются источниками выделений в окружающую среду вредных и пахучих веществ, а также источниками шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ). СЗЗ – обязательный элемент любого промышленного предприятия или другого объекта, которые могут быть источниками химического, биологического или физического воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

СЗЗ – территория между жилищной застройкой и границами  промплощадки, складов открытого  и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского  хозяйства с учетом перспективы  их расширения. Она предназначена для:

–  обеспечении требуемых гигиенических норм содержании и приземном слое атмосферы загрязняющих веществ, уменьшения отрицательного влияния предприятий, транспортных коммуникаций, линий электропередач на население, уменьшения факторов физического воздействия – шума, повышенного уровня вибрации, ультразвука, электромагнитных волн и статического электричества;

–  создания архитектурно-эстетического барьера между промышленностью и жилыми районами;

–  организации дополнительных озелененных площадей с целью усиления ассимиляции и фильтрации загрязнителей атмосферного воздуха, а также повышения активности процесса диффузии воздушных масс для локального благоприятного влияния на климат.

Организация, озеленение и благоустройство СЗЗ должны учитываться на всех этапах разработки предпроектной и проектной документации, строительства и эксплуатации предприятия или промышленного комплекса.

В предпроектной  документации на строительство новых, реконструкцию или техническое  перевооружение действующих предприятий  и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, а в проектно-сметной документации должен содержаться проект ее организации, благоустройства и озеленения в соответствии с действующими нормативами.

В проект организации  СЗЗ должны быть включены:

– характеристика природноклиматических условий;

–  отчеты о почвенном обследовании и изучении лесорастительных условий района озеленения;

– материалы  инвентаризации зданий, сооружений и  насаждений;

–  материалы, характеризующие сельхозугодья.

В зависимости  от мощности, условий эксплуатации, концентрации объектов на данной территории, характера и количества выделяемых в окружающую среду токсичных  и пахучих веществ, уровня создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов для предприятий, производств и объектов устанавливаются минимальные размеры СЗЗ: предприятия 1-го класса – 2000 м; 2-го класса – 1000 м; 3-го класса – 500 м; 4-го класса – 300 м; 5-го класса – 100 м.

Для мини-производств (предприятий пищевой, парфюмерно-косметической промышленности, общественного питания, зрелищных и культурных объектов) минимальная СЗЗ принимается равной 50 м при расчетном обосновании ее достаточности по шумовому воздействию.  

5 Требования к  хозяйственной деятельности, оказывающей  вредное воздействие на атмосферный  воздух

Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), в целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологию, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказывать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.

Запрещается внедрение новых  техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям атмосферного воздуха.

Производство и использование  топлива на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива, требованиям охраны атмосферного воздуха.

Производство и использование  на территории РФ технических, технологических  установок, двигателей транспортных и  передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.

Сертификаты, подтверждающие содержания вредных (загрязняющих) веществ  в выбросах технических, технологических  установок, двигателей транспортных и  иных передвижных средств и установок  техническим нормативам выбросов и  также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном правительством РФ.

Органы исполнительной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

Запрещается выброс в атмосферный  воздух веществ, степень опасности  которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной  среды не установлена.Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

Согласно закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной  власти РФ, органы государственной  власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.  

Информация о работе Система стандартизации в области охраны атмосферного воздуха