Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:34, реферат
Проблема охраны окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и достигла максимального пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на природу приобрело довольно широкие масштабы.
Ускорение процесса индустриализации повлекло за собой появление и развитие новых методов хозяйства, что привело в свою очередь к изменениям структуры ландшафта. Значительно расширились промышленные предприятия, сеть путей сообщения, выросли населенные пункты. Отходы от вредных предприятий, число которых значительно увеличилось, заражают воду, воздух и почву.
• санитарный, заключающийся в нарушении исторически сложившихся в водоеме экологических условий;
• токсикологический, отражающий прямую токсичность вещества для водных организмов;
• санитарно-токсикологический;
• органолептический;
• рыбохозяйственный, заключающийся в порче товарных качеств рыбы и других промысловых гидробиот.
Постановка задачи по соблюдению пороговых нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде, водоемах и почвах и поступления загрязняющих веществ от предприятия при его эксплуатации привела к практике распределения квот и долей между субъектами хозяйствования на право загрязнять окружающую среду.
Третью группу так
называемых «экологических» норм составляют
требования к процессу организации
и ведения хозяйственной
• технические нормы;
• градостроительные нормы;
• рекреационные нормы;
• организационные нормы;
• распорядительные нормы;
• терминологические нормы.
Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды.
проведение научно-
К нормативам качества окружающей среды относятся:
При установлении нормативов качества окружающей среды Учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
За превышение установленных нормативов
допустимого воздействия на окружающую
среду субъекты хозяйственной и
иной деятельности в зависимости
от причиненного окружающей среде вреда
несут ответственность в
единой классификации экологических нормативов (стандартов) в России в настоящее время не существует.
Аналогичным образом разрабатываются нормативы по предельно допустимым сбросам (ПДС) и временно согласованным сбросам (ВСС) в водные объекты.
Объектом экологического нормирования являются:
Согласно существующим представлениям норматив ПДК для рыбохозяйственных водоемов — это такая концентрация загрязняющего вещества или комплекса веществ, кратковременное или длительное воздействие которой на водные организмы прямо или через изменившуюся под ее воздействием водную среду не вызовет у них в течение всего цикла их развития изменений, выходящих за пределы физиологических приспособительных реакций и не скажется отрицательно на
плодовитости и качестве потомства водных организмов, а для промысловых гидробионтов и на товарных, вкусовых и промысловых качествах. В настоящее время нормативов ПДК для рыбохозяйственных водоемов установлено для более чем 1200 веществ. Значения многих из них со временем ужесточаются.
Для оценки качества состояния растительности применяют многочисленные параметры. Среди них:
Нормативы ПДК для растительности представлены концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в зоне лесных насаждений. Результаты исследований показали, что лес реагирует на более низкие концентрации содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, чем человек. Так, норматив ПДК диоксида серы (SO2) в атмосферном воздухе для леса уменьшен с 5 до 0,5 мг/м3. Пока нормативы ПДК для леса достаточно полно разработаны только для особо охраняемых территорий (например, для территории, где расположена музей-усадьба Ясная Поляна) или для зон чрезвычайной экологической ситуации (например, для лесов в окрестностях г. Братска).
В дальнейшем можно ожидать, что аналогичные нормативные требования будут распространяться и на другие районы.
При создании системы радиационного нормирования учитывается следующее. Ионизирующая радиация (радиационный фон) действует разрушительным образом на живое вещество и является одной из причин гибели живых организмов. Основным критерием, характеризующим степень радиационной безопасности человека, является среднегодовое значение эффективной дозы. Международной комиссией по радиологической медицине рекомендована в качестве предела зоны облучения населения доза, равная 1 мЗв (0,1 бэр/год). К основным путям облучения человека (как основного объекта защиты), которые должны учитываться при оценке реальных эффективных доз, относятся:
Третью группу, так называемых,
«экологических» норм, составляют требования
к процессу организации и ведению
хозяйственной деятельности с целью
недопущения нерегулируемого
Существенным недостатком
существующей системы экологического
нормирования является отсутствие интегральных
показателей предельно
К недостаткам существующей системы экологического нормирования можно отнести отсутствие четкой связи с экономическими инструментами защиты природы. Применяемые в России ПДК являются более жесткими в сравнении с зарубежными. Поэтому эти экологические нормативы во многих случаях не соблюдаются.
Сравнительная характеристика предельно допустимых (среднесуточных) концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в отдельных странах, мг/м3
|
Подтверждение тому является значительное превышение ПДК в отдельных городах и регионах страны. Система нормативов, относящихся к охране окружающей среды, должна отвечать следующим требованиям:
Система ПДК представляет собой пример, не отвечающий перечисленным требованиям. Однако нет необходимости отказываться от нее, так как ПДК характеризует тот уровень, ниже которого концентрация вредных веществ безопасна для здоровья населения. ПДК по сути дела представляет собой нормы — ориентиры (стандарты), указывающие направления и конечную цель, к которой следует стремиться в экологической политике.
Поскольку достижение указанных
норм может быть осуществлено через
определенные последовательные этапы,
общество нуждается в промежуточных
вешках, обозначающих эти этапы. Этим
целям служат прогрессивные нормативы
выбросов (сбросов), устанавливаемые
на определенный срок (например, 5 лет).
После завершения срока и выполнения
требований вводятся новые нормативы
с более жесткими требованиями и
так вплоть до достижения источниками
загрязнения экологических
С помощью общих, унифицированных
экологических нормативов можно
гармонизировать управление внешними
торгово-экономическими отношениями.
Ныне эффективная внешнеторговая политика
любой страны практически немыслима
без установления системы прогрессивных
экологических нормативов на экспортные
изделия, материалы, сырье без их
согласования и нормативами главных
торгово-экономических
В соответствии с существующим
законодательством Российской Федерации
при нарушении требований нормативов
качества окружающей среды выброс,
сброс вредных веществ или
иные виды воздействия на окружающую
среду могут быть ограничены или
прекращены по предписанию природоохранных
органов, а также органов санитарно-
Формы экологического
нормирования качества окружающей среды
могут быть различными — от «запретительно-
Информация о работе Системы нормативов пдк и одк вредных компонентов