Системы нормативов пдк и одк вредных компонентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:34, реферат

Описание работы

Проблема охраны окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и достигла максимального пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на природу приобрело довольно широкие масштабы.
Ускорение процесса индустриализации повлекло за собой появление и развитие новых методов хозяйства, что привело в свою очередь к изменениям структуры ландшафта. Значительно расширились промышленные предприятия, сеть путей сообщения, выросли населенные пункты. Отходы от вредных предприятий, число которых значительно увеличилось, заражают воду, воздух и почву.

Файлы: 1 файл

Системы нормативов пдк и одк вредных компонентов.docx

— 95.44 Кб (Скачать файл)

• санитарный, заключающийся в нарушении исторически сложившихся в водоеме экологических условий;

• токсикологический, отражающий прямую токсичность вещества для водных организмов;

• санитарно-токсикологический;

• органолептический;

• рыбохозяйственный, заключающийся в порче товарных качеств рыбы и других промысловых гидробиот.

Постановка задачи по соблюдению пороговых нормативов содержания загрязняющих веществ в  атмосферном воздухе, воде, водоемах и почвах и поступления загрязняющих веществ от предприятия при его  эксплуатации привела к практике распределения квот и долей между  субъектами хозяйствования на право  загрязнять окружающую среду.

Третью группу так  называемых «экологических» норм составляют требования к процессу организации  и ведения хозяйственной деятельности с целью недопущения нерегулируемого  воздействия на окружающую среду. Этими  нормами обуславливаются все  стадии подготовки обосновывающей документации о развитии хозяйственной деятельности — природопользования, эксплуатации предприятия, а также организации  контроля за его эксплуатацией. Группа процедурных норм (ПН) представлена следующими их видами и правилами:

• технические нормы;

• градостроительные  нормы;

• рекреационные  нормы;

• организационные  нормы;

• распорядительные нормы;

• терминологические  нормы.

Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды.

 проведение научно-исследовательских  работ по обоснованию нормативов;

  • проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в установленном порядке;
  • установление оснований разработки или пересмотра нормативов;
  • осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов;
  • формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов;
  • оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

При установлении нормативов качества окружающей среды Учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в хозяйственной и иной деятельности для юридических и  физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  • нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и  иной деятельности в зависимости  от причиненного окружающей среде вреда  несут ответственность в соответствии с законодательством

единой классификации экологических нормативов (стандартов) в России в настоящее время не существует.

Аналогичным образом разрабатываются  нормативы по предельно допустимым сбросам (ПДС) и временно согласованным  сбросам (ВСС) в водные объекты.

  1. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации полей или иных вредных физических воздействий. Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.
  2. Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения. Данные нормативы устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.
  3. Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве. Указанные нормы устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно Допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека растительного и животного мира.
  4. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Они устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.
  5. Экологические требования к продукции. Они устанавливаются для предупреждения вреда окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека. Данные требования должны обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую Природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.
  6. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Они устанавливаются с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущение разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей среде.
  7. Нормативы санитарных и защитных зон. Они устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других воздействий.

Объектом экологического нормирования являются:

  • отдельные природные компоненты или экосистемы в целом;
  • виды техногенного воздействия и их сочетания;
  • порядок подготовки решений в сфере природопользования.

Согласно существующим представлениям норматив ПДК для рыбохозяйственных водоемов — это такая концентрация загрязняющего вещества или комплекса веществ, кратковременное или длительное воздействие которой на водные организмы прямо или через изменившуюся под ее воздействием водную среду не вызовет у них в течение всего цикла их развития изменений, выходящих за пределы физиологических приспособительных реакций и не скажется отрицательно на

плодовитости и качестве потомства водных организмов, а для  промысловых гидробионтов и на товарных, вкусовых и промысловых качествах. В настоящее время нормативов ПДК для рыбохозяйственных водоемов установлено для более чем 1200 веществ. Значения многих из них со временем ужесточаются.

Для оценки качества состояния  растительности применяют многочисленные параметры. Среди них:

  • уменьшение биологического разнообразия (индекс разнообразия Симпсона, в % от нормы);
  • плотность популяции вида индикатора антропогенной нагрузки (в %);
  • площадь коренных ассоциаций (% от общей площади);
  • лесистость (% от оптимальной, зональной);
  • плотность зеленых насаждений в крупных городах и промышленных центрах (%) и некоторые другие.

Нормативы ПДК для растительности представлены концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе  в зоне лесных насаждений. Результаты исследований показали, что лес реагирует  на более низкие концентрации содержания загрязняющих веществ в атмосферном  воздухе, чем человек. Так, норматив ПДК диоксида серы (SO2) в атмосферном воздухе для леса уменьшен с 5 до 0,5 мг/м3. Пока нормативы ПДК для леса достаточно полно разработаны только для особо охраняемых территорий (например, для территории, где расположена музей-усадьба Ясная Поляна) или для зон чрезвычайной экологической ситуации (например, для лесов в окрестностях г. Братска).

В дальнейшем можно ожидать, что аналогичные нормативные  требования будут распространяться и на другие районы.

При создании системы радиационного  нормирования учитывается следующее. Ионизирующая радиация (радиационный фон) действует разрушительным образом  на живое вещество и является одной  из причин гибели живых организмов. Основным критерием, характеризующим  степень радиационной безопасности человека, является среднегодовое значение эффективной дозы. Международной  комиссией по радиологической медицине рекомендована в качестве предела  зоны облучения населения доза, равная 1 мЗв (0,1 бэр/год). К основным путям облучения человека (как основного объекта защиты), которые должны учитываться при оценке реальных эффективных доз, относятся:

  • внешнее облучение от гамма излучающих радионуклидов в радиоактивном облаке;
  • внешнее облучение от аэрозольных и твердых выпадений;
  • внутреннее облучение по пищевым цепочкам и по ингаляционному пути.
 

Третью группу, так называемых, «экологических» норм, составляют требования к процессу организации и ведению  хозяйственной деятельности с целью  недопущения нерегулируемого воздействия  на окружающую среду. Этими нормами  обустраиваются все стадии подготовки обосновывающей документации о развитии хозяйственной деятельности — природопользования, эксплуатации предприятия, а также  организации контроля за его эксплуатацией. Группа процедурных норм (ПН) представлена следующими видами норм и правил:

  • технические нормы;
  • градостроительные нормы;
  • рекреационные нормы;
  • организационные нормы;
  • распорядительные нормы;
  • терминологические нормы.

Существенным недостатком  существующей системы экологического нормирования является отсутствие интегральных показателей предельно допустимого  воздействия на отдельные компоненты природной среды и экосистемы в целом. Для обеспечения устойчивого (ноосферного) развития важно знать границу количественного изменения нормативов экосистемы, при котором сохраняется биологическое разнообразие в экосистеме, продолжаются процессы обмена веществ и энергии и не меняется способ функционирования различных ее компонентов.

К недостаткам существующей системы экологического нормирования можно отнести отсутствие четкой связи с экономическими инструментами  защиты природы. Применяемые в России ПДК являются более жесткими в сравнении с зарубежными. Поэтому эти экологические нормативы во многих случаях не соблюдаются.

Сравнительная характеристика предельно допустимых (среднесуточных) концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в отдельных странах, мг/м3

   

Страна

сернистый ангидрид

диоксид азота

оксид углерода

пыль

         

Россия

0,05

0,04

3,0

0,15

Япония

0,12

0,08

12,5

0,1

Австрия

0,2

0,1

7,0

0,12-0,2

Швейцария

0,1

0,08

8,0

0,15

ФРГ

0,14

0,08

10,0

0,15

Канада

0,12

0,16

 

0,2



Подтверждение тому является значительное превышение ПДК в отдельных  городах и регионах страны. Система  нормативов, относящихся к охране окружающей среды, должна отвечать следующим  требованиям:

  • выполнимость и контролируемость нормативов при современном техническом уровне производства и приборо-измерительной базы;
  • экономическая обоснованность их достижения.

Система ПДК представляет собой пример, не отвечающий перечисленным  требованиям. Однако нет необходимости  отказываться от нее, так как ПДК  характеризует тот уровень, ниже которого концентрация вредных веществ  безопасна для здоровья населения. ПДК по сути дела представляет собой  нормы — ориентиры (стандарты), указывающие  направления и конечную цель, к  которой следует стремиться в  экологической политике.

Поскольку достижение указанных  норм может быть осуществлено через  определенные последовательные этапы, общество нуждается в промежуточных  вешках, обозначающих эти этапы. Этим целям служат прогрессивные нормативы  выбросов (сбросов), устанавливаемые  на определенный срок (например, 5 лет). После завершения срока и выполнения требований вводятся новые нормативы  с более жесткими требованиями и  так вплоть до достижения источниками  загрязнения экологических стандартов. При этом представляется возможность не только ставить перед загрязнителями конкретные текущие, среднесуточные и долгосрочные задачи по сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, но и целенаправленно управлять этими процессами.

С помощью общих, унифицированных  экологических нормативов можно  гармонизировать управление внешними торгово-экономическими отношениями. Ныне эффективная внешнеторговая политика любой страны практически немыслима  без установления системы прогрессивных  экологических нормативов на экспортные изделия, материалы, сырье без их согласования и нормативами главных  торгово-экономических партнеров, без  постоянной корректировки по мере обновления нормативов у партнеров.

В соответствии с существующим законодательством Российской Федерации  при нарушении требований нормативов качества окружающей среды выброс, сброс вредных веществ или  иные виды воздействия на окружающую среду могут быть ограничены или  прекращены по предписанию природоохранных  органов, а также органов санитарно-эпидемиологического  надзора. Поэтому экологическое  нормирование играет исключительно  важную роль в переходе к устойчивому  развитию.

Формы экологического нормирования качества окружающей среды  могут быть различными — от «запретительно-ограничительных» до «экологически-управленческих».

Информация о работе Системы нормативов пдк и одк вредных компонентов