Современная экология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Экология — наука о взаимоотношении организмов с окружающей средой. Экологию можно рассматривать не как частную дисциплину, а как мировоззренческую науку, основанную на философском подходе, тесно связанную с комплексом гуманитарных и естественных наук.

Традиционно экология рассматривалась как часть биологии. Однако в последние годы экология настолько обогатилась методами других наук: физики, химии, математики, экономики и, разумеется, философии, — что ее уже нельзя рассматривать только как часть биологии. Одна из функций экологии в современном познании состоит в том, что она выполняет роль связующего звена между естественными и общественными науками.

Файлы: 1 файл

Современная экология в самом кратком очерке.docx

— 67.04 Кб (Скачать файл)

Современная экология в  самом кратком очерке

Введение. Что такое экология, что такое человек, что такое  экология человека?

Экология — наука о взаимоотношении  организмов с окружающей средой. Экологию можно рассматривать не как частную дисциплину, а как мировоззренческую науку, основанную на философском подходе, тесно связанную с комплексом гуманитарных и естественных наук. 
 
Традиционно экология рассматривалась как часть биологии. Однако в последние годы экология настолько обогатилась методами других наук: физики, химии, математики, экономики и, разумеется, философии, — что ее уже нельзя рассматривать только как часть биологии. Одна из функций экологии в современном познании состоит в том, что она выполняет роль связующего звена между естественными и общественными науками. 
 
Иногда в средствах массовой информации и в популярной литературе экология отожествляется с охраной природы. Это не совсем верно. Экология — теоретическая основа охраны природы и рационального природопользования. 
 
Экология включает в себя много областей знаний, существующих как самостоятельные науки. Взаимоотношения человека с окружающей средой изучает экология человека. 
 
Человек, согласно философу Протагору, — мера всех вещей. Любая сознательная деятельность имеет смысл только в том случае, если она полезна Человеку или, по крайней мере, отдельным представителям рода Человек. Что же такое Человек? 
 
Человек — социально-биологическое существо. Принадлежность его к двум объективно-реальным мирам — биологическому и социальному — существенно затрудняет его определение. Сегодня можно говорить лишь о подходе к такому определению. В биологическом отношении человек есть биологический род из класса млекопитающих (Mammalia) отряда приматов (Primates), для представителей которого характерны прямохождение, высокоразвитая кисть руки, способная к выполнению сложных производственных операций, большой и высокодифференцированный головной мозг. Наличие данных признаков позволяет осуществлять сложнейшие и целесообразные формы индивидуального, группового и социального поведения. В социальном плане для Человека характерны три признака: членораздельная речь, материальная культура, использование огня и иных источников энергии. К этому можно добавить, что некоторые из этих признаков в зачатках имеются и у животных. Например, гнезда птиц, плотины бобров, палки, коими иногда пользуются высшие обезьяны, — это элементы материальной культуры. Однако ни одно животное не имеет тенденции к постоянному усложнению элементов материальной культуры и форм своего поведения. Постоянный социальный прогресс — уникальная особенность Человека разумного.  
 
Экология человека — раздел экологической науки, изучающий взаимодействие человека с окружающей средой. Можно говорить о двух аспектах экологии человека. Биоэкология человека мало отличается от экологии его ближайших родственников — обезьян, других млекопитающих. Социоэкология человека качественно отличается от экологии животных. Социальное развитие человека породило новые формы влияния на окружающую среду. Экология в целом — естественная наука. Экология человека — двойственная, так же как и сущность человека, естественно-гуманитарная наука.  
 
Антропогенные, или социальные факторы, — это все формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов или непосредственно влияя на растения, животных, микроорганизмы. В своих биологических проявлениях человек действует на природу точно так же, как и любое другое животное: он потребляет продукты питания, воду, кислород, выделяет продукты обмена. После смерти трупы людей включаются в биотический круговорот. Социальные же проявления связаны с теми формами воздействия человека на природу, которые качественно отличаются от того, что привносят в нее животные. Социальная организация возникла в первобытном обществе людей, когда сформировались три важные особенности человеческого общества: членораздельная речь, умение пользоваться огнем и умение делать орудия труда. Хозяйственная деятельность человека, промышленность, транспорт и прочие продукты разумной деятельности вносят в биосферу нечто такое, чего в ней не было до появления социума. Поэтому разумно говорить именно о социальных факторах, порожденных научно-техническим прогрессом. "Человечество, — как указывал русский эколог и философ В. И. Вернадский, — стало планетарной силой, оказывающей влияние на все стороны существования биосферы". Эти влияния носят как положительный, так и отрицательный характер. В последние годы средства массовой информации больше освещают негативные стороны для биосферы последствий научно-технического прогресса. Человеческая деятельность порой разрушает сложившиеся экологические системы, приводит к необратимому исчезновению многих видов животных и растений. Это действительно так, и отрадно, что человечество начало это сознавать. Однако обеспокоенность проблемами сохранения биосферы подчас приобретает политизированный характер и не учитывает реальных экологических данных. Реальность же такова, что на сегодняшний день воздействия человека на природу пока что слабее абиотических факторов.

Антропогенез — составная  часть эволюционного процесса

Антропогенез — процесс зарождения и формирования человека как биологического рода и как социального существа. До появления человека разумного, законы антропогенеза практически не отличались от законов эволюции других родов. 
 
Человек возник в ходе борьбы за существование под влиянием факторов эволюционного процесса. Человек как род появился 2-5 миллионов лет назад на территории Западной Африки. Древнейший вид — Человек умелый — Homo habilis. Через вид Человек прямоходящий — Homo erectus — сформировался современный вид — Человек разумный — Homo sapiens. Последний сформировался около 100 000 лет назад. В этом виде полностью сформировалась система социальных отношений. С этого момента началась принципиальная специфика эволюции человека.  
 
Антропогенез — последняя стадия эволюции животных вообще и приматов в частности. Начался антропогенез в рамках общей эволюции биосферы как чисто биологический процесс. Ископаемые предки человека имели сложные (хотя еще отнюдь не социальные) формы поведения. Путь эволюции на усложнение этих форм поведения оказался перспективным, повышал адаптивные возможности предков человека. Постепенно сложные биологические формы поведения породили формы социальные. Современный человек — продукт взаимодействия социального с биологическим. Говорить о том, какая сторона важнее, так же бессмысленно, как рассуждать, от чего больше зависит площадь — от длины или ширины. Вопрос может стоять лишь о том, каковы механизмы взаимодействия между двумя составляющими человека. Соответственно и любой прогноз дальнейшей судьбы человеческого рода может быть сделан лишь на основе комплексного социально-биологического подхода. 
 
Непосредственными предками человека были обезьяны, очевидно, относящиеся к семейству дриопитековых (Driopithecidae). От этого семейства отделилось более прогрессивное семейство гоминид (Hominidae) — людей, включающее собственно человека и австралопитека.  
 
Вымершие виды людей — человек умелый и человек прямоходящий (некоторые антропологи называют большее количество ископаемых представителей человека) — бесспорно, являются людьми с биологических позиций, но социальные свойства у них лишь намечены. В социальном смысле человеком окончательно стал лишь представитель вида "Человек разумный" — Homo sapiens. Он возник от человека прямоходящего около 100 000 лет назад, сначала в форме ископаемого подвида — неандертальца. Затем в виде Человек разумный, подвид современный. Несколько десятков тысяч лет назад у него начали формироваться новые межиндивидуальные отношения, которые, в конце концов, привели к возникновению древнейших цивилизаций и окончательному выходу человека на социальный уровень организации. В истории человечества можно выделить два узловых момента. Первый — появление человека в биологическом смысле, предполагаемая датировка — 2-4 миллиона лет назад, и второй — появление человека социального. Этот этап закончился несколько тысяч лет назад и сопровождался чисто социальными перестройками без значительных изменений морфологии. На рисунке 1 представлена схема эволюции человеческого рода по последним научным данным.

Рисунок 1. Схема эволюции человеческого  рода за последние 2-4 млн лет.


 

Расы и этносы. Экологические  основы их формирования

 
Человек разумный характеризуется  большой морфологической изменчивостью. Все люди, обитающие на Земле, относятся  к одному виду и подвиду Человек  разумный разумный (Homo sapiens sapiens) — синоним — разумный современный (Homo sapiens modernis). Однако морфологические различия позволяют выделить несколько рас. Традиционная классификация делит людей на три расы: европеоидная, монголоидная и негроидная. Некоторые ученые выделяют большее количество рас — до нескольких десятков. Наиболее оправданной представляется деление людей на 6 рас. Это европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная, американоидная, и в отдельную расу выделяют такую малочисленную группу, как африканские бушмены и готтентоты, — капоидную расу. Европеоидная называется иногда индо-европеоидной, так как включает в себя традиционное население как Европы, так и Индии. Монголоидная раса населяет, главным образом, Азию. Австралоидная раса — аборигены Австралии. По многим характеристикам они близки к негроидам, однако во многом и отличаются от них. Австралоиды — наиболее примитивная группа людей разумных. Американоиды — американские индейцы, коренное население Америки. Бушмены — племя, обитающие в южной Африке. Несмотря на значительные морфологические различия, все люди имеют идентичный хромосомный набор и сходный генотип. Половые контакты между представителями разных рас возможны, и это свидетельствует об их принадлежности одному виду. 
 
При распределении рас и этносов определенное значение имело правило Бергмана: у теплокровных животных, подверженных географической изменчивости, в пределах таксона размеры тела особей в среднем больше у популяций, живущих в более холодных частях ареала. Конкретно у человека разумного оно выразилось в следующем. Самые крупные по размерам тела нации — скандинавы и огнеземельцы — обитают близ полюсов. Самые мелкие люди — пигмеи и бушмены — живут близ экватора. Последующие миграции, связанные с чисто социальными процессами, затушевали эту картину, и сейчас о проявлении правила Бергмана у человека разумного можно говорить лишь касательно процессов, происходивших в доисторические времена.  
 
 
Естественный отбор и эволюция в современном человеческом обществе 
 
Современная эволюционная биология выделяет три основные формы отбора: движущий (в сторону наиболее продвинутых форм), стабилизирующий (в пользу средних форм) и дизруптивный (в пользу форм, наиболее удаленных от средней). Вопрос о том, каким образом осуществляется отбор у человека сейчас и осуществляется ли он, дискутировался долгое время. В настоящее время большинством ученых признано, что естественный отбор у человека все же идет, хотя и менее интенсивно, чем у большинства иных биологических видов. Первая стадия отбора — почти не изученная — отбор гамет. На его эффективность наводят данные по изучению концентрации мутаций в зонах, испытавших сильное мутагенное воздействие, — Хиросима, зона Чернобыля. Вопреки представлениям классической генетики о неограниченно долгом сохранении мутаций в ряду поколений, их концентрация в клетках людей и млекопитающих — потомков облученных организмов — не превысила средние значения по земному шару. Возможное объяснение — отбор на уровне гамет, который не допускает до оплодотворения половые клетки, содержащие большое число нарушений. 
 
Следующая стадия отбора — эмбриональная. Большой процент (предположительно около 50) эмбрионов гибнет в период от начала развития зиготы. В результате дети с полиплоидией, анеуплоидией по крупным хромосомам и другими значительными аномалиями просто не рождаются на свет. Следующий период осуществления отбора — детская смертность. Она является необходимым и биологически оправданным фильтром, не допускающим во взрослую часть популяции значительную часть, утверждающим о неограниченно долгом сохранении дефектных организмов. В течение последних десятилетий основное увеличение продолжительности жизни было достигнуто за счет снижения детской смертности. Это привело к снижению давления отбора и ухудшению состояния здоровья населения. Разумеется, каждая человеческая жизнь ценна. Однако при распределении сил и средств в области здравоохранения целесообразно их сосредоточить на продлении активного долголетия людей средних и старших возрастов. 
 
Отбор идет также и во взрослой части популяции. Такие социальные формы отбора, как войны и политические терроры, в основном, носят дисгенический характер, уничтожая самую здоровую и интеллектуальную часть населения. В ряде случаев этот отбор можно сравнить со стабилизирующим, т. к. средние формы при нем имеют несколько повышенные шансы выжить. Вариантом естественного отбора является половой подбор. Таким образом, естественный отбор у человека идет. 

 

Охрана природы и рациональное природопользование

Экология  как наука является теоретической  основой охраны природы. Под охраной  природы следует понимать систему  государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармонического взаимодействия общества и природы, обеспечивающего сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов и среды обитания. Термин “охрана природы” допускает некоторую неоднозначность трактовки, так как не совсем понятно, до какой степени ее нужно охранять. Любая человеческая деятельность каким-то образом влияет на природу. Однако это влияние все же меньше, чем действие абиотических факторов. Запретить же всякую хозяйственную деятельность нельзя. Необходимо вести ее рационально. Более корректным термином следует признать “рациональное природопользование”. Это режим использования природных ресурсов, позволяющий получать максимальную пользу для человечества, причинив при этом минимальный возможный для данного типа природопользования ущерб природной среде. Одной из новых ветвей рационального природопользования, возникшей в последнее время, стала экологическая безопасность. Под этим термином понимается комплекс мер, направленных на предотвращение экстремальных ситуаций в природе, обусловленных как естественными, так и антропогенными причинами.  
 
В основе охраны природы и рационального природопользования лежат эколого-философские представления В. Вернадского, Г. Гаузе и других ученых. 
 
Еще в период, когда экология не была сформирована как наука, известный русский ученый Андрей Тимофеевич Болотов (1738 — 1833), создатель национальной сельскохозяйственной науки, пытался сформулировать основные правила рационального природопользования. Они вошли в историю науки как законы, или правила, Болотова:

Натура ничего не произвела, что  не служило бы для какой-нибудь пользы. 
Для получения лучшего и скорейшего успеха бери саму натуру в целительницы. 
Садоустроитель не должен отважиться ни одного шага ступить, не посоветовавшись наперед с натурой.

Известна  попытка американского эколога  ХХ века Б. Коммонера сформулировать в афористической форме правила  использования природных ресурсов. Эти афоризмы называют “Законами  Барри Коммонера”. Приведем их. 
 
1. “Все связано со всем”. Это положение отражает существование сложнейшей сети взаимодействий в биосфере и призвано предостеречь человека от необдуманного воздействия на природу, что может привести к необдуманным последствиям. В свете последних достижений эколого-философской мысли, первый закон правильнее всего было бы представить таким образом — “все связано со всем, но эти связи варьируют от значительных до исчезающе малых”. 
2. “Все должно куда-то деваться”. Это положение заставляет серьезно смотреть на проблему отходов материального производства. Огромные количества вещества извлечены из Земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде без учета того фактора, что все куда-то девается. В результате большое количество веществ нередко накапливается в тех местах, где по законам природы их не должно быть. Напомним, что экологическое определение грязи — химическое соединение не на своем месте. Особенно актуально это положение звучит сейчас, когда западная цивилизация производит фантастическое количество одноразовых упаковок и изделий, которые “должны куда-то деваться”. 
3. “Природа знает лучше”. Действительно, организация природных систем, выработанная миллионами лет биологической эволюции, совершенна. Данный закон заставляет во всем слушаться природы. 
4. “Ничто не дается даром”. Это положение, имеющее также философский и этический смысл, объединяет предыдущие три, ибо, как пишет Б. Коммонер, “глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения. Все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено”.

Природное и культурное наследие

До недавнего  времени объекты, оцениваемые как  «наследие», делили на природные (виды, ландшафты, территории) и культурные (памятники истории, архитектуры  и т. д.). В первом случае на переднем плане оказывалась природа, во втором — культурно-исторические раритеты. Но нередко в пределах особо охраняемой территории располагаются памятные места, связанные с деятельностью человека, — усадьбы, поселения, мемориальные памятники, связанные с выдающимися людьми. С другой стороны, многие памятники истории, культуры, архитектуры имеют природное окружение, интересное и само по себе, и в связи с сознательной переделкой садовниками, лесниками, ландшафтными архитекторами. Уничтожение или нарушение природного фона неминуемо приведет к тому, что эстетическое и познавательное восприятие мемориального объекта понизится. 
 
Можно ли оторвать дворцы Пушкина, Павловска, Петергофа, Гатчины от ландшафта, комплекса уникальных пород деревьев, рельефа и водоемов, создающих парковые комплексы? Разумеется, нет. 
 
Русская усадьба — уникальный пласт не только отечественной, но и мировой культуры. Отличие русской традиции создания таких комплексов от западной разительно. Западноевропейский замок отделяет владельца от окружающей среды высокими стенами, рвами, подъемными мостами. В России междоусобные войны кончились много раньше, чем на Западе. Русский самодержец и рядовой дворянин не ограждался от окружения, наоборот, единился с ним. Традиционные усадьбы с их широко распахнутыми дверьми, большими окнами, сливались с окружающей природой. Исконно русский дворец или усадебный дом продолжался регулярным парком французского типа. Тот переходил в нерегулярный парк английского типа, а тот — без всякой границы трансформировался в леса, поля, луга. Иными словами, единение с природой — наша национальная традиция. Из нее вытекает и стратегия сохранения садово-парковых комплексов объединенными силами садовников, лесников, археологов и архитекторов. 
 
26 мая 1992 года постановлением президиума Российской Академии Наук учрежден научный совет по изучению и охране культурного и природного наследия. Основная идеология работы этого ответственного объединения — неделимость культурного и природного наследия. Эту же линию проводит и такое значимое петербургское учреждение, как Институт культурного наследия имени Д. Лихачева. Начата подготовка специалистов соответствующего комплексного профиля в некоторых вузах нашего города. Так, специализация «охрана природного и культурного наследия» уже имеется в Балтийском институте Экологии, политики и права. Время подсказывает: чтобы сохранить наше уникальное наследие, собранное в Пушкине, Павловске и других местах нашей необъятной Родины, необходима согласованная работа специалистов, владеющих знаниями садоводов, лесников, историков, археологов.

Информация о работе Современная экология