Введение
Бережное отношение к
природе, осознание важности её охраны,
формирование экокультуры и природоохранного
сознания необходимо воспитывать с ранних
лет. Ввести ребёнка в мир природы,
сформировать реалистические представления
о её объектах и явлениях, воспитать способность
видеть красоту родной природы, любовь,
бережное и заботливое отношение к ней
- важнейшие задачи детского сада.
На протяжении дошкольного возраста у
детей формируют знания о смене дня и ночи,
о типичных погодных явлениях, характерных
для местного края: наличие теплых и холодных
дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных
атмосферных явлений — дождь, снегопад,
ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники
учатся распознавать состояние погоды
и определять ее соответствующим термином-словом.
Постепенно дети начинают соотносить
состояние погоды с тем или иным временем
года, устанавливать причины сезонных
изменений.
У детей формируются представления об
агрегатном состоянии воды и его зависимости
от температуры воздуха: жидкая вода может
быть твердой (лед, снег, иней); в морозную
погоду снег рассыпается, скрипит под
ногами — из него невозможно что-либо
лепить; в теплую начинает подтаивать,
становиться влажным, пластичным — из
него можно лепить различные фигуры.
В детском саду воспитанников знакомят
с такими объектами неживой природы, как
песок, глина. С этими природными материалами
дети любят играть. Однако для развития
игровой деятельности важно иметь четкие
представления об их свойствах. Сухой
песок сыплется, через него свободно проходит
вода, а если его увлажнить, он становится
пластичным, и тогда из него можно строить,
лепить. Глина не пропускает воду, сухая
рассыпается, а влажная может приобретать
любую форму.
Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой,
подготовкой к выращиванию растений. У
ребят формируют представления и о некоторых
космических телах: о Луне, звездах, Солнце.
Дети узнают, что Солнце является источником
света и тепла на Земле. Система знаний
о неживой природе лежит в основе понимания
взаимосвязей между живой и неживой природой.
Не секрет, что дети дошкольного возраста
по природе своей исследователи. Неутомимая
жажда новых впечатлений, любознательность,
постоянное стремление экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения
о мире традиционно рассматриваются как
важнейшие черты детского поведения. Исследовательская,
поисковая активность - естественное состояние
ребёнка, он настроен на познание мира,
он хочет его познать. Исследовать, открывать,
изучать - значит сделать шаг в неизвестное,
непознанное. Именно исследовательское
поведение и создаёт для того, чтобы психическое
развитие ребёнка изначально разворачивалась
как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности
дошкольника имеет усвоение им представлений
о взаимосвязи природы и человека. Овладение
способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление
мировидения ребёнка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении
играет поисково-познавательная деятельность
дошкольников, протекающая в форме экспериментальных
действий. В их процессе дети преобразуют
объекты с целью выявить их скрытые существенные
связи с явлениями природы.
В природе всё взаимосвязано: люди, растения,
животные, почва, реки, воздух и вода. Всё
находится в неразрывном
единстве - живая природа не может
обходиться без неживой и наоборот.
Но у человека связь с неживой природой
ещё сильнее, чем у растений и животных.
Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой
питьевой воде. Поэтому именно поисково-познавательной
деятельности дошкольник получает возможность
впрямую удовлетворить присущую ему любознательность,
практикуется в установлении пространственных
и временных связей между предметами и
явлениями, что позволяет ему не только
расширить, но и упорядочивать свои представления
о неживой природе. Таким
образом, поисково-познавательная деятельность
будет способствовать развитию у детей
умения анализировать проблему, осуществлять
поиск её решения. Делать выводы и аргументировать
их, уметь сравнивать и обобщить собственные
наблюдения, видеть и понимать красоту
окружающего мира и неживой природы как
её составляющей. Целью является формирование
представлений у детей о необходимости
бережного отношения к объектам неживой
природы. Объект исследования:
процесс наблюдения за объектами неживой
природы у детей среднего дошкольного
возраста. Предмет исследования:
формы и методы работы по ознакомлению
дошкольников с неживой природой. Гипотеза: если
правильно и планомерно организовать
воспитательную работу по ознакомлению
дошкольников с неживой природой, то это
будет содействовать не только приобретению
знаний о предметах и явлениях внешнего
мира, но и трудовому, физическому и, в
первую очередь, эстетическому воспитанию. Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме
исследования;
- наблюдение за деятельностью дошкольников
и воспитателей по ознакомлению с неживой
природой. Задачи:
1. Формировать у детей представления о
неживой природе и её свойствах.
2. Развивать познавательный интерес к
предметам и явлениям неживой природы,
умение наблюдать. Обследовать, сравнивать,
обобщать и делать выводы.
3. Формировать у детей бережное, ответственное,
эмоционально - доброжелательное отношение
к миру природы; умение рационально использовать
природные ресурсы.
4. Воспитывать эмоционально- положительное
отношение поисково- познавательной деятельности.
5. Изучить учебную и справочную литературу.
Современные взгляды
на формирование у детей дошкольного
возраста представлений о неживой
природе – среде жизни живых
организмов.
Программа «Маленький человек
и большой мир» включает отдельную
программу «Жизнь вокруг нас». Она
предусматривает экологическое
образование и воспитание детей
старшего дошкольного возраста, изучение
доступной для их понимания взаимосвязи
природы и социальных явлений. Отдельные
вопросы взаимоотношений ребенка
и природы включены в программу
Р.Б. Стеркиной, О.Князевой по социально-эмоциональному
развитию детей дошкольного возраста
«Я, ты, мы».
В той или иной степени проблемы экологического
образования находят отражение также
в комплексных программах «Радуга», «Детство»,
«Развитие», а также в базисной программе
развития ребенка «Истоки».
Из комплексных программ можно отметить
программу «Ребенок и весь мир». Содержание
программы систематизировано по темам,
среди которых выделена тема «Природа»
(неживая природа; мир растений; мир животных;
природа и я). В задачи работы по данной
теме входит знакомство детей с явлениями,
объектами неживой и живой природы, формирование
практических умений вести наблюдения
за явлениями природы, стремления заботиться
о растениях, нетерпимости к их бессмысленной
порче; формирование экологической культуры,
осознанного отношения к природе и другие.
Наиболее часто дошкольные учреждения
страны используют программы С.Н. Николаевой
«Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом —
природа».
В последние годы появилась новая тенденция:
воспитатель или методист по своему усмотрению
выбирает наиболее для него понятные фрагменты
из программ разных авторов и комбинирует
их по собственному усмотрению. В результате
такого подхода зачастую искажается первоначальный
замысел автора дополнительной программы
и ее цель, меняется логика изложения материала.
В худшем случае в таких комбинированных
программах обнаруживаются не только
логические, но и фактические ошибки, кочующие
из одного пособия в другое. Естественно,
воспитатель должен иметь право выбора
программы и ее адаптации к условиям конкретного
региона и дошкольного учреждения (вариативная
составляющая программы), однако в любой
программе существует и инвариантная
составляющая, которой следует придерживаться
неукоснительно. При необходимости представляется
возможным комбинирование разных программ,
однако на базе одной программы (одной
идеи). В этом случае за основу выбирается
оптимальная для данного коллектива программа,
сохраняется логика изложения и подачи
материала, ее структура, однако в качестве
отдельных модулей могут быть включены
соответствующие по содержанию фрагменты
других программ.
Недостаток конкретных ощущений (цветовой
гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной
и духовной бедности, к неумению выразить
свое отношение к миру природы. С восприятием
эстетической стороны природы важно научить
ребенка и нравственному отношению к ней.
В результате эстетические и этические
оценки соединяются, образуя нравственно-эстетические
нормы, по мере действенного усвоения
которых можно судить о степени сформированности
гуманных чувств и любви к живым существам.
Исключительно важно для формирования
основ экологического сознания пробудить
у ребенка интерес к природе, к жизни растений
и животных, к явлениям неживой природы.
Необходимо не только показать детям,
какой прекрасный мир их окружает, но и
доступно объяснить, почему нужно любить
и беречь природу.
Постоянное общение ребенка с природой
дает заметный оздоровительный эффект,
снимает психологическую напряженность,
помогает снять стрессы и агрессивность,
настраивает на доброжелательное отношение
ко всему живому.
Педагог первым вводит ребенка в этот
прекрасный мир природы, раскрывает перед
ним его тайны и законы, воспитывает правильное
отношение к природе (доброе, милосердное,
гуманное), потребность в ее познании.
Важно специально учить ребенка любоваться,
радоваться и восхищаться красотой мира
природы, воспитывать наблюдательность
и любознательность, доброе, бережное
отношение к объектам природы.
Какие методы приобщения ребенка к природе
наиболее эффективны? Прежде всего, постоянные,
многократно повторяющиеся наблюдения
за животными, растениями, объектами и
явлениями неживой природы в сочетании
с играми, поисковыми действиями, чтением
детских книг, использованием поговорок,
потешек, с музыкальной деятельностью,
просмотром телепередач.
Процесс приобщения маленького ребенка
к природе должен осуществляться в интересной
игровой форме, эмоционально, вызывать
радостное, веселое настроение, удивление
от узнавания нового и от первых успехов.
Все это поможет детям легче и лучше познать
свойства, качества, признаки объектов
природы, простейшие связи и отношения.
В семье надо позаботиться о создании
природной развивающей среды: по возможности
иметь живой уголок с комнатными растениями,
животными; использовать сад, огород, цветник
на даче, около дома; подобрать игры на
природоведческую тему, книги, игрушки.
Ребенка важно приблизить к естественной
природной среде. Такое регулярное общение
с природой позволяет ему получить более
яркие впечатления и представления, чем
самые интересные книжки, картинки, рассказы.
Большое значение имеет атмосфера любви,
гуманного отношения к природе в семье,
настроенность взрослых на гармонию с
миром природы. Первый результат экологического
воспитания проявляется в удивлении, интересе,
в чувстве радости, восторге, эстетическом
удовольствии, восхищении при восприятии
природы, в действенной готовности ребенка
участвовать в создании жизненно необходимых
условий для живых существ, находящихся
в ближайшем окружении, готовности предотвратить
их гибель. Поэтому приобщать ребенка
к богатому и разнообразному миру природы
необходимо прежде всего через его чувства,
затрагивая сердце и душу ребенка.
Свои яркие впечатления от природы ребенок
стремится отразить в рисунках, аппликациях,
творческих рассказах, стихах, загадках.
И это замечательно.
Приобщение к миру природы детей старшего
дошкольного возраста является первой,
начальной ступенью в системе непрерывного
экологического образования.
Содержание работы
по формированию у детей дошкольного
возраста представлений о неживой
природе – среде жизни растений,
животных и человека.
Экологическому образованию
дошкольников в последнее время
уделяется особое внимание. Экологическая
культура дошкольника может быть
сформирована в постоянном общении
с природными объектами. В дошкольном
возрасте проявляется живой интерес
и развивается эмоционально-ценностное
отношение к окружающему, природному
миру. Ребенок рождается исследователем.
Неутолимая жажда новых впечатлений,
любопытство, постоянное стремление наблюдать
и экспериментировать, самостоятельно
искать новые сведения о мире, традиционно
рассматриваются как важнейшие
черты детского поведения. Удовлетворяя
свою любознательность в процессе активной
познавательно-исследовательской деятельности,
которая в естественной форме
проявляется в виде детского экспериментирования,
ребенок с одной стороны расширяет
представления о мире, с другой
– начинает овладевать основополагающими
культурными формами упорядочения
опыта: причинно – следственными, родо-видовыми,
пространственными и временными отношениями,
позволяющими связать отдельные представления
в целостную картину мира.
Важным содержательным элементом экологического
воспитания в первые восемь лет является
формирование у детей первоначального
понимания специфики живого организма,
его самоценности и неповторимости.
У детей имеются правильные представления
о живых существах. В ряде случаев они
лишь ограничены по содержанию. Обнаруживается
определенная тенденция в характере знаний
детей разного возраста: дети пятого года
жизни путают живые и неживые объекты,
старшие дошкольники их четко различают,
но содержание представлений о живом неполно:
оно включает в себя главным образом животных
и человека.
Наиболее значимым признаком в делении
объектов на живые и неживые для них является
функциональный признак их видимого перемещения
в пространстве. Также и другие важные
признаки наличия жизни в объектах, такие,
как необходимость питания, чувствительность,
специфика строения.
Дети четко различают такие категории
окружающего, как растения, животные, предметы.
Старшие дошкольники термином "животные"
называют не всех представителей фауны,
не включают в эту группу главным образом
животных низших классов. Небольшая часть
дошкольников определяет еще на один поведенческий
признак — способность животных издавать
звуки.
Характеризуя отличия растений от других
объектов, дети выделяют такие признаки,
как неподвижность, особенности строения,
способность расти, необходимость их поливать.
Некоторые ребята утверждают: растения
— неживые.
В характеристике неодушевленных объектов
совсем не звучат специфические признаки
предметов. Дети указывают лишь на то,
что они неподвижные, неживые. Таким образом,
результаты эксперимента позволяют утверждать,
что в старшем дошкольном возрасте наблюдается
процесс образования дифференцированных
представлений о живом и неживом. Содержание
представлений о живом у большинства дошкольников
ограничивается включением в эту категорию
животных и человека. Доминирующим в этом
случае является признак движения, обеспечивающего
перемещение тела в пространстве или изменение
его положения, т. е. признак поведения.
Именно его отсутствие у растений не позволяет
некоторым детям причислить их к числу
живых. Обнаружилось, что важные признаки
живого — способность к обмену веществ
(питание), росту, развитию и размножению
— занимают второстепенное место как
в представлениях о животных, так и в представлениях
о растениях. Можно считать, что именно
поэтому представления детей о живых существах
являются ограниченными, а зачастую и
искаженными.
Содержательный аспект экологического
воспитания старших дошкольников, наряду
с обозначенными направлениями, включает
также познание детьми явлений из области
природопользования — различные стороны
взаимодействия человека с природой. Три
ветви знаний при этом являются наиболее
значимыми:
примеры использования природных ресурсов
в хозяйственной деятельности человека;
охрана природных богатств, их восстановление;
человек как живое существо, нуждающееся
в определенной среде обитания.
Из этих "ветвей" наиболее разработанной
является вторая — ознакомление детей
с фактами охраны природы (создание заповедников,
Красной книги).
Из области природопользования на уровне
старшего дошкольного возраста можно
усвоить лишь те знания, которые сопряжены
с практической деятельностью детей и
их повседневными наблюдениями. Например,
в практике ребенка-дошкольника хорошо
представлено использование воды, предметов,
изготовленных из дерева, бумаги. На их
примерах может быть построена методика
приобщения детей к экономному, бережному
использованию природных материалов,
богатств.
Содержание знаний о неживой природе у
дошкольников 1. Знания о неживой
природе.
На протяжений дошкольного возраста у
детей формируют знания о смене дня и ночи,
о типичных погодных явлениях, характерных
для местного края: наличие теплых и холодных
дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных
атмосферных явлений — дождь, снегопад,
ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники
учатся распознавать состояние погоды
и определять ее соответствующим термином-словом.
Постепенно дети начинают соотносить
состояние погоды с тем или иным временем
года, устанавливать причины сезонных
изменений.
У детей формируются представления об
агрегатном состоянии воды и его зависимости
от температуры воздуха: жидкая вода может
быть твердой (лед, снег, иней); в морозную
погоду снег рассыпается, скрипит под
ногами — из него невозможно что-либо
лепить: в теплую начинает подтаивать,
становиться влажным, пластичным — из
него можно лепить различные фигуры. В
детском саду воспитанников знакомят
с такими объектами неживой природы как
глина. С этими природными материалами
дети любят играть. Дети знакомятся с почвой,
с ее обработкой, подготовкой к выращиванию
растений. У ребят формируют представления
и о некоторых космических телах: о Луне,
звездах, Солнце. Система знаний о неживой
природе лежит в основе понимания взаимосвязей
между живой и неживой природой. 2. Знания о растениях.
В дошкольном возрасте необходимо учить
детей различать и называть наиболее типичные,
часто встречающиеся в данной местности
деревья, кустарники, травянистые растения.
Воспитатель отбирает наиболее ярко цветущие
в разные времена года растения местного
края и показывает их детям. На огороде
он предлагает понаблюдать за ростом и
развитием овощных культур, в цветнике
— полюбоваться декоративными растениями,
расцветающими в разные периоды — от весны
до осени. Бывая с детьми в поле, педагог
организовывает наблюдения за выращиванием
хлебных культур. В лесу можно показать
ребятам деревья и кустарники, ягоды и
грибы. А на лугу — познакомить с цветущими
травянистыми растениями. Воспитанников
детского сада знакомят и с комнатными
растениями, учат узнавать, различать
и называть наиболее яркие, часто встречающиеся
из них.
В дошкольном возрасте - детям доступны
знания о потребностях растений: для жизни,
роста и развития растения нуждаются в
свете, тепле, влаге, почвенном питании.
Ребята учатся различать части растений
(лист, стебель, корень, цветок, бутон, семя,
плод), узнают о функциях некоторых из
них, например корень забирает из земли
влагу и питательные вещества.
Детей знакомят с различными способами
ухода за комнатными растениями, а также
растениями огорода и цветника. Ребята
узнают, что все растения необходимо поливать,
очищать от пыли, подкармливать, пропалывать,
кроме того, нужно рыхлить для них почву.
У них формируются знания о месте роста
растений (в огороде, цветнике, парке, на
лугу, в лесу).
На протяжении дошкольного возраста у
детей формируют представления об изменениях
состояния растений в разные сезоны: пробуждение,
быстрый рост и развитие весной и летом,
созревание плодов и семян летом и осенью,
состояние покоя зимой. Необходимо добиться
того, чтобы дети понимали сущность состояния
известных им деревьев, кустарников, трав
в тот или иной сезон и могли объяснять
причины этого состояния. Очень важно
дать воспитанникам элементарные знания
об охране растений. 3. Знания о труде
взрослых в природе.
Воспитатель рассказывает детям о способах
выращивания растений и ухода за животными,
об охране природы и использовании ее
человеком. Ребята узнают об условиях,
необходимых для роста и развития растений,
о способах обработки почвы, о том, как
производятся посев, посадка, прополка,
подкормка и хлебных, овощных и других
культур.
В единстве с накоплением знаний о труде
взрослых происходит формирование трудовых
навыков и умений у детей. Дошкольники
учатся ухаживать за растениями и животными
в уголке природы, на участке.
Эти общие закономерности могут быть усвоены
детьми при условии, если в течение дошкольного
возраста у них будут сформированы конкретные
представления о каждом сезоне (продолжительность
дня, температура воздуха, типичные осадки,
состояние растений, образ жизни животных,
труд взрослых, изменения в жизни самих
детей в тот или иной сезон). Ребята должны
знать последовательность времен года.
Все эти знания постепенно усваиваются
детьми к концу дошкольного возраста. 4. Знания о животных.
Детей дошкольного возраста знакомят
с наиболее часто встречающимися представителями
млекопитающих, птиц, пресмыкающихся,
рыб, земноводных и насекомых.
Им рассказывают о домашних животных и
диких зверях родного края. Постепенно
дети узнают и о жизни наиболее типичных
животных других зон. Воспитатель знакомит
их с птицами — зимующими и перелетными,
живущими вблизи человека (хорошо, если
за ними можно наблюдать круглый год) —
и, если есть такая возможность, учит ребят
ухаживать за домашними птицами или за
теми, которые содержатся в уголке природы.
У дошкольников формируются представления
о пресмыкающихся и земноводных. Знания
о рыбах и их повадках хорошо формируются
в процессе наблюдений и ухода за аквариумными
рыбками.
Наблюдая за животными, ухаживая за ними,
дети получают знания об их внешнем виде,
поведении, приспособлении к условиям
окружающей среды, в том числе к сезонным
изменениям в природе.
Знания о труде взрослых в природе. Воспитатель
рассказывает детям о способах выращивания
растений и ухода за животными, об охране
природы и использовании ее человеком.
Ребята узнают об условиях, необходимых
для роста и развития растений, о способах
обработки почвы, о том, как производятся
посев, посадка, прополка, подкормка и
т. д. хлебных, овощных и других культур.
В сельских детских садах у детей формируют
знания об уходе за домашними животными.
Посещая колхозные и совхозные фермы,
дети наблюдают за кормлением животных,
чисткой помещений, выпасом скота, заготовкой
кормов.
Дошкольники узнают о некоторых способах
охраны природы: подкормка животных в
холодное время года, привлечение птиц
устройством кормушек и гнездовий. Детям
доступны знания о редких животных и растениях
своего края, охраняемых государством.
В единстве с накоплением знаний о труде
взрослых происходит формирование трудовых
навыков и умений у детей. Дошкольники
учатся ухаживать за растениями и животными
в уголке природы, на участке. 5. Знания о сезонных
изменениях в природе.
В дошкольном возрасте доступны следующие
знания об изменениях в природе: каждый
сезон имеет свою продолжительность дня
и ночи, определенный характер погоды,
температуру воздуха, типичные осадки;
особенности явлений неживой природы
определяют состояние растительного мира
и образ жизни животных в данный сезон:
зимой растения находятся в состоянии
покоя, весной по мере увеличения продолжительности
дня, температуры воздуха создаются благоприятные
условия для роста и развития растений
— начинается период активной вегетации.
Самые благоприятные условия для жизни
растений создаются летом: наступает длинный
день, повышается температура воздуха,
выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность
дня постепенно сокращается, температура
воздуха падает, замирает жизнь растений:
они готовятся к состоянию покоя.
Жизнь животных также в большой степени
зависит от изменений в природе. Многие
животные приспосабливаются к зимним
холодам: идет осенняя линька птиц и зверей;
некоторые из них заготавливают корм,
меняют убежище. Изменения в жизни растений
приводят к изменениям в жизни животных:
исчезают насекомые, затем улетают перелетные
птицы. Эти общие закономерности могут
быть усвоены детьми при условии, если
в течение дошкольного возраста у них
будут сформированы конкретные представления
о каждом сезоне (продолжительность дня,
температура воздуха, типичные осадки,
состояние растений, образ жизни животных,
труд взрослых, изменения в жизни самих
детей в тот или иной сезон). Ребята должны
знать последовательность времен года.
Все эти знания постепенно усваиваются
детьми к концу дошкольного возраста.
Формирование бережного и заботливого
отношения к природе. Любовь к природе
можно воспитать лишь на основе знаний,
как мы уже отмечали, о растениях и животных,
условиях их жизни, основных потребностях,
а также навыков и умений по уходу за растениями
и животными. Формированию бережного отношения
к природе способствует и ее эстетическое
восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных
групп необходимо воспитывать познавательное
отношение к природе, желание узнать о
ней как можно больше.
Задачи и содержание знаний о природе,
навыки и умения детей расширяются и усложняются
от одной возрастной группы к другой. На
каждой возрастной ступени совершенствуется
достигнутое.
Систематически знакомить детей с природой
начинают впервой и второй младших группах.
В этом возрасте важно, чтобы у детей шло
накопление знаний, т. е. конкретных представлений,
об отдельных объектах природы: о природном
материале (песок, вода, снег, лед) и его
свойствах, о строении растений (стебель,
лист, цветок) и Их потребностях во влаге,
о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие)
и их способах передвижения, питании. Детей
знакомят с детенышами некоторых животных:
с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами.
Им дают первые знания об отличительных
признаках сезонов.
Младшие дошкольники должны понимать
некоторые связи между явлениями природы:
дует ветер — качаются деревья, светит
солнце — становится теплее. Воспитатель
учит малышей наблюдать за объектами и
явлениями природы. При этом детям предлагаются
задача наблюдения и план, которого следует
придерживаться. По ходу наблюдения, воспитатель
учит детей обследовательским действиям.
Очень важно приучить малышей рассказывать
о результатах наблюдения. Задача воспитателя
— формировать у ребят эмоционально-положительное,
бережное отношение к природе (умение
радоваться при виде цветка, птички, солнышка).
В средней группе представления детей
о свойствах и качествах предметов неживой
природы расширяются и конкретизируются
(например, вода — прозрачная жидкость,
которая течет; одни предметы плавают
в воде, другие — тонут; снег и вода меняют
свои свойства в зависимости от температуры
воздуха).
У детей формируются представления о том,
что растения нуждаются в тепле и влаге,
а животные не могут жить без разнообразной
пищи, воды, теплого жилища.
Дети усваивают и обобщенные понятия,
такие, как: деревья, кустарники, травянистые
растения, растения огорода, цветника,
овощи, фрукты, домашние и дикие животные.
Воспитанники средней группы продолжают
учиться наблюдать за объектами природы.
Эта деятельность по сравнению с предыдущими
группами усложняется. Детей учат принимать
задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими
действиями, пытаются сравнивать, связно
рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.
Как и в младшем дошкольном возрасте, в
средней группе у детей продолжают воспитывать
любовь к животным и растениям, но теперь
они должны проявлять ее на деле — ухаживая
за своими питомцами в уголке природы.
В старшей группе основной становится
задача формирования у детей знаний о
связях и отношениях, существующих в природе:
о потребностях растений и животных в
зависимости от условий жизни и состояния,
о связях между некоторыми органами и
их функциями.
Дети узнают о стадиях, роста и развития
растений, о сезонных изменениях в природе
и их причинах, о некоторой последовательности
сезонных изменений. В старшем дошкольном
возрасте знания детей систематизируются:
устанавливаются связи между потребностями
растений, животных и трудом человека,
направленным на удовлетворение этих
потребностей; между органами животных,
их функциями и средой обитания (у рыбы
— плавники, она плавает в воде; у птицы
— крылья и ноги, в воздухе она летает,
по земле ходит, прыгает).
Систематизация знаний о сезонах происходит
на основе установления временных (что
за чем происходит) и причинно-следственных
(от чего происходят те или иные явления)
связей. Важно развивать у детей умение
наблюдать за изменениями природных явлений,
воспитывать чувство любви ко всему живому,
обучать некоторым несложным способам
охраны природы.
В подготовительной к школе группе основной
задачей является уточнение и расширение
знаний о закономерных изменениях явлений
неживой природы, дальнейшая их систематизация
и обобщение. Необходимо сформировать
представления о смене сезонов, о нарастании
(или уменьшении) продолжительности дня
и ночи, о закономерных изменениях температуры
воздуха, характера осадков.
У детей формируются четкие представления
о том, что каждое животное и растение
приспособлено к определенной среде обитания.
Дошкольники усваивают знания о сезонных
изменениях в жизни растений и животных,
устанавливая связи между их
потребностями и степенью их удовлетворения
в разное время года.
Продолжаются обобщение и систематизация
знаний о росте и развитии растений и животных,
об их основных группах (по характеру приспособления
их к условиям среды обитания и занимаемой
территории — лес, луг, водоем, поле и т.
д.). Обобщаются знания о сезонных изменениях
в природе на основе более/глубокого понимания
временных и причинных зависимостей. Систематизируются
знания о труде взрослых в природе на основе
понимания необходимости его для удовлетворения
потребностей растений и животных.
Усложнение знаний требует совершенствования
умственной деятельности детей. Их учат
ставить задачу наблюдения, элементарно
планировать его, пользоваться разными
способами наблюдения. Формируются первые
навыки поисковой деятельности: умения
анализировать ситуацию, принимать или
ставить несложную задачу, высказывать
предположение, сопоставлять накопленные
факты, делать выводы.
В процессе труда у детей формируются
умения видеть необходимость той или иной
работы, планировать ее последовательность,
взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные
знания и умения способствуют формированию
отрицательного отношения к проявлению
небрежности или жестокости при контакте
с природой, вызывают желание охранять
ее.
Таким образом, к концу дошкольного возраста
дети усваивают элементарную систему
знаний о природе, что способствует развитию
умственной деятельности и формированию
стойкого положительного отношения к
природе.
Методика формирования
представлений о неживой природе
– среде жизни растений, животных
и человека у детей старшего дошкольного
возраста.
Характерной особенностью дошкольного
возраста является развивающийся познавательный
интерес, выражающийся во внимательном
рассматривании, самостоятельном поиске
интересующей информации. Старший дошкольник
интересуется объектами неживой
природы, проявляет инициативу, которая
обнаруживается в наблюдении, в стремлении
разузнать, подойти, потрогать. Ребенок
старшего дошкольного возраста приобретает
способность осуществлять экспериментирование,
т.е. он приобретает следующий ряд навыков
данной деятельности: видеть и выделять
проблему, принимать и ставить цель, решать
проблемы, анализировать объект или явление,
выделять существенные признаки и связи,
сопоставлять различные факты, выдвигать
гипотезы и предположения, отбирать средства
и материалы для самостоятельной деятельности,
осуществлять эксперимент, делать выводы.
Дети в старшем возрасте уже способны
систематизировать и группировать объекты
неживой природы внешним признакам, изменения
объектов, переход вещества из одного
состояния в другое (снега и льда - в воду;
воды - в лед и т.п.), такие явления природы,
как снегопад, метель, гроза, град, иней,
туман и т.п. вызывают у детей старшего
возраста особый интерес.
Руководя познанием природы и приобретением
детьми различных навыков и умений, воспитатель
применяет разнообразные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам
и приемам, которые обеспечивают непосредственное
восприятие детьми природы и активное
овладение навыками. К таким методам относятся
и наблюдение, эксперимент, труд, игры.
Наряду с этим широко применяются методы,
основанные на слове воспитателя, — рассказ,
чтение художественных произведений,
беседы, проводимые с демонстрацией натуральных
объектов, или их изображений.
Методы и приемы, используемые педагогом
в работе, соединяются, например наблюдение
с беседой, рассказ воспитателя с чтением
художественного произведения, эксперимент
с трудом и т. д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель
использует множество различных приемов.
Так, например, при проведении беседы в
сочетании с наблюдением воспитатель
«приближает» объект к детям, сравнивает
с уже известным, вводит элементы игры,
применяет пословицы, поговорки и т. п.
Одни и те же приемы могут использоваться
в разных методах. Например, сравнение
применяется во время наблюдений, в дидактических
играх, в беседе; игровые приемы также
используются при наблюдениях, в беседах;
показ, пояснение — при обучении трудовым
навыкам, проведении опытов и др.
Разнообразие и эффективность методов
и приемов характеризует мастерство воспитателя.
Выбор методов и приемов определяется
содержанием программы и зависит от природного
окружения дошкольного учреждения, места
и объекта наблюдений, а также от возраста
детей и накопленного ими опыта. Организация наблюдений.
Наблюдение как форму занятия используют
в средней, старшей и подготовительной
группах. Для каждой наблюдения определяют
программное содержание, обязательное
для усвоения всеми детьми.
Природоведческие наблюдения проводят
в определенной системе. Организовывать
их целесообразно на одни и те же объекты
в разные времена года, с тем, чтобы показать
детям сезонные изменения, которые происходят
в природе. Например, в весенний сезон
с детьми старшего дошкольного возраста
следует провести 3 наблюдения в парк с
постепенным усложнением задач. Цель этих
наблюдений — знакомить с весенними изменениями,
развивать умение видеть их и понимать
причину происходящего в природе.
Сельскохозяйственные наблюдения проводят
для ознакомления с отдельными видами
труда взрослых. Организовать наблюдение
значительно труднее, чем занятие в группе,
и успешной она будет только при условии
тщательной подготовки . Дидактическая игра
Игра — не только развлечение, но и метод,
при помощи которого дети знакомятся с
окружающим их миром. В дидактических
играх используются натуральные предметы
природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена,
сухие плоды), картинки с изображением
растений и животных, настольные игры
и всевозможные игрушки.
Дидактические игры с естественным материалом
природы или изображениями его являются
основным способом сенсорного воспитания,
развития познавательной деятельности.
Игры проводят на занятиях, экскурсиях,
прогулках в специально отведенное для
них время. Дидактические игры, применяемые
на занятиях, помогают детям усвоить качества
предметов и уточнить представления, полученные
в процессе наблюдения в природе.
Дидактические игры нужно постепенно
усложнять. Так, например, узнавание предметов
следует давать сначала по внешнему виду,
потом на ощупь, затем по описанию и наконец,
по ответам на поставленные вопросы к
загадке. Наиболее трудным является объединение
объектов по общим признакам и отгадывание
предметов по ответам на вопросы.
Во время дидактической игры с растениями
нужно воспитывать бережное отношение
к ним.
Игры с естественным материалом природы.
На прогулках широко применяются игры
детей с естественным материалом.
В многочисленных играх с песком, водой,
снегом, камешками дети знакомятся с качеством
и свойствами природных материалов, накапливают
чувственный опыт. Так, например, дети
узнают, что вода бывает холодной и теплой,
разливается, в ней тонут камни, плавают
щепки и легкие игрушки, что сухой снег
рассыпается, а из мокрого можно лепить
и т. д.
В ходе игры с природным материалом (снегом,
водой, песком) воспитатель, беседуя с
детьми, помогает им усвоить некоторые
свойства материала, например: «Коля взял
сухой песок, он рассыпается» или «Тоня
положила в формочку мокрый песок, у нее
вышел хороший пирожок».
Забавляясь такими игрушками, как вертушки,
стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием
ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые
в дальнейшем помогут им понять простейшие
физические законы (плавание предметов
в воде, движение в воздухе и др.).
Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать
их внимание на сучки, сухие ветки, корни,
которые по своим очертаниям напоминают
птиц, зверей. Постепенно дети начинают
присматриваться к природному материалу
и отыскивать в нем сходное со знакомыми
предметами. Это очень радует их и способствует
развитию наблюдательности и воображения.
В младших группах игра обычно занимает
все занятие, в средней, старшей и подготовительной
к школе группах она чаще всего является
частью занятия и продолжается от 5 до
20 минут.
В младших группах проводят игры, в которых
ребенок должен научиться различать предметы
по внешнему виду. Организуя такую игру,
воспитатель поручает детям принести
лист, цветок, морковь, свеклу, картофель
и т. д.
В средней группе, играя, дети узнают предметы
(овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм
относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай,
что в руках?».
Для первой из этих игр воспитатель заранее
приготовляет мешочек и кладет в него
овощи или фрукты (картофель, луковицу,
свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу,
лимон). Дети по очереди опускают в мешочек
руку, берут предмет, ощупывают его, называют,
а затем вынимают и показывают всей группе.
После того как у детей накопятся конкретные
представления о растениях (полевых, лесных,
комнатных и т.д.), в старшей группе можно
дать дидактические игры на сравнение
предметов и узнавание их по частям (цветкам,
листьям). Проводя игру, например «Узнай,
чей лист?», дети сравнивают лист, полученный
для отгадывания, с листьями, имеющимися
у растений.
В подготовительной к школе группе проводят
игры, требующие выявления некоторых признаков
растений или животных, умения их описать,
сделать обобщение{7;48}.
Словесные дидактические игры, например
«Узнай предмет по описанию», «Угадай,
что это?» или «Кто это?», организуют на
знакомом детям материале; с их помощью
активизируется мышление детей, развивается
речь. Труд как метод
воспитательно-образовательной работы
в детском саду имеет важное значение.
Непосредственно соприкасаясь с предметами
и явлениями природы, дети приобретают
конкретные знания о ней, устанавливают
некоторые связи между развитием растений
и уходом за ними человека. Все это положительно
влияет на развитие мышления детей, создает
основу для материалистического миропонимания.
Систематический труд на огороде, в саду,
цветнике и уголке природы повышает интерес
детей к растениям и животным, помогает
воспитывать у детей любовь и бережное
отношение к объектам природы, способствует
формированию высоких нравственных качеств.
Посильный физический труд оказывает
полезное воздействие на общее развитие
детей, совершенствует функции их анализаторов,
и в первую очередь двигательного.
Труд в детском саду применяется в повседневном
уходе за растениями и животными на земельном
участке и в уголке природы, иногда на занятиях.
Но нельзя превращать труд детей в самоцель.
Воспитывая те или иные трудовые навыки,
следует расширять или закреплять знания
детей о природе. Так, например, перед посевом
дети должны рассмотреть семена (форму,
размер, цвет), перед посадкой черенков
повторить названия частей растения (стебель,
листья, цветки).
У детей необходимо воспитывать сознательное
отношение к труду, требовать, чтобы они
осмысливали производимую работу, понимали
ее цель. Очень важно, чтобы дети не только
усвоили тот или иной прием, но и поняли,
зачем он нужен. Поэтому, показывая посев
семян, посадку черенков, доливку воды
в аквариум и другие трудовые операции,
совершенно необходимо сопровождать их
пояснениями.
Если всю деятельность детей свести к
механическому проведению тех или иных
операций, то, как бы ни был эффективен
их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную
ценность. Любой новый трудовой прием
воспитатель должен объяснить и показать
сам, затем его повторяют двое-трое детей
средней группы и один или двое старшей
и подготовительной к школе групп. Только
после этого можно предложить выполнение
приема всей группе. Постоянное применение
одних и тех же приемов ведет к образованию
трудового навыка и тем обеспечивает успешное
выращивание растений и уход за животными.
К основным приемам, применяемым в трудовом
обучении детей, относятся ознакомление
с трудом взрослых, пример самого воспитателя,
поручение детям различных трудовых операций
и проверка их выполнения, оценка проделанной
работы воспитателем и всей группой.
Труд на земельном участке. Подготавливают
участок к выращиванию растений работники
детского сада и родители. Они вскапывают
землю под огород и цветник, готовят грядки.
Дети участвуют в очистке участка и в работах
по выращиванию растений.
Дети средней и старшей групп принимают
активное участие в работе. Они сгребают
мусор граблями и переносят его в кучу
на носилках. С помощью воспитателя они
сеют крупные семена гороха, фасоли, свеклы,
овса, настурции и других растений, поливают
клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают
прополку, собирают спелые овощи.
Детей подготовительной к школе группы
привлекают к участию в перекопке земли
и разбивке ее комков, к посеву семян, высадке
рассады, поливке, рыхлению, прополке растений,
сбору урожая, посадке саженцев деревьев.