Мероприятия по формированию
у детей старшего дошкольного
возраста представлений о неживой
природе – среде жизни растений,
животных и человека.
На сегодняшний день методика
организации детского экспериментирования
разработана неполно. Это обусловлено
многими причинами: недостаточной
теоретической проработанностью вопроса,
нехваткой методической литературы
и – что самое главное –
отсутствием направленности педагогов
на данный вид деятельности. Следствием
является
медленное внедрение детского экспериментирования
в практику работы дошкольных учреждений.
Дошкольники – прирожденные исследователи.
И тому подтверждение – их любознательность,
постоянное стремление к эксперименту,
желание самостоятельно находить решение
в проблемной ситуации. Задача педагога
– не пересекать эту деятельность, а наоборот,
активно помогать.
Практикой и исследованиями доказано,
что первые семь-восемь лет — это период
становления личности человека, развития
в нем ценностной ориентации в окружающем
мире. Доказано, что возможности ребенка
старшего дошкольного возраста (физические,
психические, интеллектуальные) позволяют
целенаправленно формировать в нем начало
экологической культуры, закладывать
основы нравственного взаимодействия
с окружающей природой.
Средствами формирования экологических
представлений у детей старшего дошкольного
возраста с природой являются занятия,
экологические экскурсии- экспедиции,
прогулки, работа в уголке природы, работа
на земельном участке, экологические выставки
и экспозиции, экологические игры.
Экологическое образование постепенно
становится важнейшим направлением в
работе дошкольных учреждений. Один из
путей повышения его эффективности состоит
в использовании разнообразных форм и
методов работы.
Не следует забывать: познавательная деятельность
детей должна сочетаться с эмоциональным
восприятием.
Уроки мышления можно проводить в разные
режимные отрезки времени. Основным условием
их проведения является интерес детей.
Сочетание прогулок с увлекательным рассказом,
с органичным включением художественных
произведений способствует формированию
у детей чувства природы.
Прогулки. Ежедневные
прогулки широко используются для ознакомления
детей всех возрастных групп с природой.
Они могут носить характер небольших экскурсий,
во время которых воспитатель проводит
осмотры участка, организует наблюдения
за погодой, сезонными изменениями в жизни растений
и животных.
На прогулках дети знакомятся с природой
по намеченному плану, заранее составленному
па основе программы и с учетом местных
условий. Программное содержание плана
осуществляется на ряде прогулок в то
время, когда проявляются те или иные явления
природы.
На прогулках воспитатель организует
игры с использованием естественного
материала (песка, снега, воды, листьев),
игрушек, приводимых в движение ветром,
водой, в процессе которых дети накапливают
чувственный опыт, познают различные качества
предметов природы.
Для игр во время прогулок па земельном
участке нужно иметь ящик с песком, небольшой
бассейн, водоплавающие игрушки и игрушки,
приводимые в движение ветром и водой.
Во время повседневных прогулок дети участвуют
в трудовых процессах: сгребают опавшие
листья, очищают дорожки от снега, вскапывают
землю для грядок, поливают и пропалывают
растения. Работа на земельном
участке. На земельном участке дети
работают преимущественно после дневного
сна. Так же как и в уголке природы, работа
эта сочетается с наблюдениями и способствует
накоплению у них знаний о растениях и
животных, совершенствованию трудовых
навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Организация труда зависит от вида работы,
возраста детей и времени года. Некоторые
работы на земельном участке можно проводить
в форме занятий со всей группой (или подгруппой),
но формирование трудовых умений и навыков
должно осуществляться в повседневном
труде детей. Различного рода поручения
(эпизодические или длительные) дают отдельным
детям, маленьким группам их или всей группе.
В старшей и подготовительной к школе
группах вводят дежурства детей по огороду
и цветнику. Экологические экскурсии-экспедиции.
Цель — найти ответы на поставленные вопросы,
накопить информацию, научиться наблюдать,
«читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование
близлежащей местности для формирования
представлений об окружающих природных
условиях, рельефе местности, условиях,
экологической обстановке, наличии животных
и растений. Объектами исследования, кроме
живой природы, могут стать и объекты неживой
природы: гранитные валуны, камни; песчаные
осыпи; ветер и вода, их разнообразное
воздействие на природу. В рамках изучения
экологических понятий, целесообразно
посвятить экспедиции наблюдениям за
сезонными изменениями в лесу, в поле и
т.д., а также тем процессам, которые происходят
в природе в разное время суток.
Результаты работы оформляются в виде
альбомов, рисунков, коллекций.
Экологические выставки
и экспозиции. Цель их — ознакомление
с природными явлениями, недоступными
для наблюдения детям. Выставки и экспозиции
включают материал, предназначенный для
работы с детьми и взрослыми.
Тематика может быть самой разнообразной.
На выставке могут быть представлены художественные
произведения, работы детей и воспитателей,
разнообразные коллекции. Выставка обычно
служит прекрасным фоном для бесед с детьми,
для экскурсий, которые в состоянии провести
не только воспитатель, но и ребенок.
Занятия. Это основная
форма организации детей в ознакомлении
их с природой. Проводятся они в определенные
часы по заранее разработанному плану,
согласованному с программой. На занятиях
воспитатель не только сообщает детям
новые сведения, но уточняет и закрепляет
уже имеющиеся у них знания.
Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления
с природой осуществлялось развитие познавательных
способностей (наблюдательность, мышление)
и речи детей, обогащение их словаря, воспитание
интереса и любви к природе.
Главное в занятии — это усвоение всеми
детьми программного материала. Для этого
используются разнообразные методы —
наблюдение натуральных объектов, труда
взрослых, дидактические игры, работа
с картинами, чтение художественных произведений,
рассказы, беседы и др.
Занятия тесно связаны с другими формами
работы. Так, например, полученные на занятиях
знания и умения дети применяют в повседневной
деятельности (в играх и труде), а накопленные
представления во время прогулок, работы
и наблюдения на участке уточняются, систематизируются
на занятиях.
Готовясь к занятиям, воспитатель по программе
намечает объект, с которым будет знакомить
детей. После чего определяет методы и
приемы, которые целесообразно применить,
какие наглядные пособия использовать
. Работа в уголке природы. Работа
в уголке природы проводится ежедневно
в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают
за растениями и животными и привыкают
к бережному отношению к ним, овладевают
элементарными трудовыми навыками, приучаются
к совместному труду со взрослыми, друг
с другом, а затем и самостоятельно. Организация
труда детей зависит от их возраста. В
первой младшей группе дети только наблюдают,
как воспитатель ухаживает за растениями,
а во второй младшей группе они сами участвуют
в этой работе. В средней группе все дети
выполняют отдельные поручения воспитателя.
В старших группах их выполняют дежурные
под наблюдением воспитателя. В подготовительной
к школе группе, кроме дежурств, дети ведут
индивидуальные наблюдения за растениями
и животными.
Периодически можно проводить совместные
работы всех детей по уборке в уголке природы. Экологические игры.
Ролевые экологические игры основаны
на моделировании социального содержания
экологической деятельности, например
игра «Поход» (цель игры — формировать
представление о том, что каждое живое
существо само по себе неповторимо, уникально).
Имитационные экологические игры основаны
на моделировании экологической деятельности.
Игра «Животные» позволяет проследить
роль каждого компонента этой системы,
смоделировать последствия антропогенного
воздействия на биоценозы, а игра «Земля»
позволяет понять, что только бережное
отношение к нашей планете, к воздуху,
воде, лесам и животным поможет людям сохранить
красоту нашей Земли и жизнь всех, кто
существует на ней (ребенок наглядно
видит, что нарушение экологического равновесия
приводит к тому, что Земля может «обидеться»,
на ней могут начаться стихийные бедствия,
люди начнут болеть).
В работе с дошкольниками большое значение
имеют дидактические игры: «Невидимка
Воздух», «Время суток» и т.д.
Наблюдения, беседы и разработанная методика
исследования позволили установить единые
тенденции в развитии представлений о
неживой природе у детей. Это выражается
в следующем: в свободной игре дети вовлекают
объекты неживой природы (песок, воду)
в свою игровую деятельность. Появление
необычных объектов природы при свободной
игре не вызывает активной ориентировочной
реакции, при использовании объектов неживой
природы в свободной деятельности те и
другие дети правильно опираются на их
свойства и отношения с другими объектами.
В старшем дошкольном
возрасте у детей появляются представления
о «живых» и «неживых»
объектах и значении выражений «живой»
и «неживой», позволяющие относить известные
им объекты к названным взрослым категориям;
у детей имеются попытки объяснить причинно-следственные
связи в неживой природе, знакомые им из
практического опыта. Однако подлинные
причинно-следственные зависимости не
могут быть выделены и поняты детьми в
дошкольном возрасте без специального
обучения. В своей повседневной деятельности
дети сталкиваются со свойствами тел неживой
природы, они фиксируют их и могут вспомнить
о них в процессе беседы, если ставится
вопрос о том, что с объектом делают в привычной
для ребенка деятельности («Что можно
налить? Насыпать? Из чего можно лепить?»
и т. п.). У детей имеются наиболее четкие
представления о свойствах объектов, там,
где воспитатель обращает внимание на
эти свойства. Дети опознают как натуральные
объекты живой и неживой природы , так
и их изображения, представленные в объемной
игрушке , что свидетельствует о наличии
некоторых представлений о живых и неживых
объектах. Наряду с этим, у детей возникают
трудности в дифференциации объектов
живой и неживой природы, отнесении их
к определенной категории; у детей наблюдаются
неадекватные ответы. Сходство представлений
детей нашло свое отражение в объединении
отнесения объектов к категориям «живых»
и «неживых». У детей выделены одни и те
же группы ответов (по внешним признакам
объекта, наличию или отсутствию функционально-динамического
признака, по тавтологическому признаку,
эмоционально-эстетической оценке). Организация
деятельности детей взрослым, постановка
игровой задачи существенно меняют отношение
детей к объектам неживой природы: появляется
ориентировка на новые объекты, интерес
к их свойствам и возможностям использования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая данные стоит отметить,
что задачи и содержание знаний о природе,
навыки и умения детей расширяются и усложняются
от одной возрастной группы к другой. На
каждой возрастной ступени совершенствуется
достигнутое. Систематически знакомить
детей с неживой природой начинают в первой
и второй младших группах.
Младшие дошкольники должны понимать
некоторые связи между явлениями природы:
дует ветер — качаются деревья, светит
солнце — становится теплее.
В средней группе представления детей
о свойствах и качествах предметов неживой
природы расширяются и конкретизируются
(например, вода — прозрачная жидкость,
которая течет; одни предметы плавают
в воде, другие — тонут; снег и вода меняют
свои свойства в зависимости от температуры
воздуха).
В старшей группе основной становится
задача формирования у детей знаний о
связях и отношениях, существующих в природе:
о потребностях растений и животных в
зависимости от условий жизни и состояния,
о связях между некоторыми органами и
их функциями.
Дети узнают о стадиях, роста и развития
растений, о сезонных изменениях в природе
и их причинах, о некоторой последовательности
сезонных изменений. В старшем дошкольном
возрасте знания детей систематизируются:
устанавливаются связи между потребностями
растений, животных и трудом человека,
направленным на удовлетворение этих
потребностей; между органами животных,
их функциями и средой обитания.
В подготовительной к школе группе основной
задачей является уточнение и расширение
знаний о закономерных изменениях явлений
неживой природы, дальнейшая их систематизация
и обобщение. Необходимо сформировать
представления о смене сезонов, о нарастании
(или уменьшении) продолжительности дня
и ночи, о закономерных изменениях температуры
воздуха, характера осадков.
Критериями выбора различных форм и методов
экологической работы являются программа,
по которой они работают, возможности
дошкольного учреждения уровень подготовленности
воспитанников.
В дошкольном учреждении ребят знакомят
с живой и неживой природой, происходящими
в них в разное время года изменениями.
На основе приобретенных знаний формируются
такие качества, как реалистическое понимание
явлений природы, любознательность, умение
наблюдать, логически мыслить, эстетически
относится ко всему живому и неживому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения
к ней, забота о живых существах рождают
не только интерес к природе, но и способствуют
формированию у детей лучших черт характера,
таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность,
уважение к труду взрослых, охраняющих
и умножающих природные богатства.
Список литературы
- Барабанчук О. и др. Использование моделей и схем в экологическом воспитании детей. // «Дошкольное воспитание». - № 10, 2000. – с. 126.
- Белавина И.Г., Найдина Н.Г. Планета наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников И.Г. Белавина, Н.Г. Найдина. М.: Лайда, 1995. - 288с.
- Беладина И.Г., Найденская Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда», 1995.- 96с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 258 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
- Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972. 126 с.
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.
- Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.- 154с.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005.-170с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов - М., 1986г.
- Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. – М.,ТЦ Сфера,2009.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.
- Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип.Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003-319с.
- Куликовская, И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир - М.: Педагогическое общество России, 2003.-79с.
- Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989.-115с.
- Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.– М.: Просвещение, 1989.- 165с.
- Морозова, Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. - М., Серия «Педагогика и психология». - №2. – 1979.
- Николаева Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада/ Н. Николаева. М.: Новая школа, 1995. 106 с. 1 Ю. Николаева Н. Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждения Н. Николаева. М.: Просвещение, 1993. - 187 с.
- Николаева С.Н. теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. М., Издательский центр «Академия», 2002
- Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: об исследовательском поведении детей и не только детей: Учеб. Студентов факультетов психологии вузов по психологии 51100 и 020400 «Психология». М.: Академия, 1998.
- Поддьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников/ Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 1990.- №1.
- Смирнова, П. обучение навыкам экспериментирования как основа развития исследовательских способностей дошкольников / П. Смирнова // Детский сад от А до Я.- 2012.- №2.
- Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6.