Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 11:56, реферат
Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время практически во всех сферах экономической и культурной деятельности человека в его сознании прочно утвердилось представление о «человеческой исключительности» и ос-вобожденнности его от подчинения экологическим закономерностям. Поведение людей по отношению к окружающей среде, основанное на парадигме «человеческой исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете.
Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі
Сәрсен Аманжолов атындағы Шығыс Қазақстан мемлекеттік университеті
Кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности
РЕФЕРАТ
Тема: «Становление нового экологического сознания.
Ноосфера и экоцентризм»
Выполнил:
Студентка 1 курса ВДО
Специальность «Экология»
Ким Марина
Приняла:
Садыкова
Гуль-бану Алшимбаевна
Алматы, 2012
Содержание
Одно из направлений, по которому Казахстан должен выходить из экологического кризиса - эколого-просветительское. Смысл этого направления заключается в развитии экологического образования, просвещения и воспитания для решения главной задачи — перестройки общественного экологического сознания, изменения образа жизни человека, его нравственности. Другими словами, стратегия преодоления экологического кризиса должна иметь не только научно-техническую и правовую, но и нравственную составляющую.
Общественно-экологическое
Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время практически во всех сферах экономической и культурной деятельности человека в его сознании прочно утвердилось представление о «человеческой исключительности» и ос-вобожденнности его от подчинения экологическим закономерностям. Поведение людей по отношению к окружающей среде, основанное на парадигме «человеческой исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете.
«Проблема состоит не столько в
нашем воздействии на окружающую
среду, — подчеркивает А. Гор (1993), —
сколько в наших
Социальные истоки возникновения
так называемого "нового экологического
сознания" хорошо иллюстрирует история
развития США. На начальном этапе это история
освоения новых земель на Западе. Наличие
открытой границы сформировало представление
о возможности неограниченного экстенсивного
роста.
Экстенсивный путь был естественным и
самым простым способом снятия социального
напряжения: недовольные своей жизнью
могли уйти на Запад и установить там свои
собственные порядки. Американская демократия
того этапа и природное изобилие были
взаимосвязанными явлениями.
Но к середине XIX века запас свободных земель исчерпался и государственная граница приобрела значение границы экстенсивного роста. Это был первый "экологический кризис", который вызвал переход к технологическому, урбанистическому направлению развития американской цивилизации.
В результате осмысления этого кризиса
во второй половине XIX начале ХХ в.в. в
США складывается общетеоретическая
и мировоззренческая
Консервационистское крыло инвайронментального движения (Пауэлл, Пиншо, Фернау и др.), можно считать первым этапом альтернативной экоцентрической тенденции в развитии общественного экологического сознания. Консервационисты провозгласили лозунг: "Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период". Они призывали к необходимости реорганизации социальных институтов, чтобы можно было обеспечить рациональное природопользование и справедливое распределение природных ресурсов.
Тем не менее экологическое сознание, базирующееся на идеях консервационизма, не претерпевает каких-либо качественных изменений по сравнению с предыдущей эпохой: человек по-прежнему противопоставлен природе, воспринимает ее как объект, во взаимодействии с природой продолжает доминировать прагматизм. Но консервационизм принципиально изменил вектор развития экологического сознания: прагматизм сменяется "дальним прагматизмом", утверждается необходимость консервации природных ресурсов для будущих поколений.
Существенный шаг был сделан во второй половине XIX в. философско-религиозном течении, которое теперь называют русским космизмом. Оно было представлено именами Н.А.Бердяева, И.В.Киреевского, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского и многими другими. Это была не школа в научном ее понимании, а скорее особое умонастроение в кругах русской интеллигенции.
Центральной идеей русского космизма являлось представление о том, что Человек составная часть Природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что Человек и все, что его окружает, это частицы единого, Вселенной. Противоречие между Разумом и Природой неизбежно, но Разум ответственен за отыскание путей его разрешения.
Русский космизм обосновал
необходимость новой моральной основы
взаимодействия Человека с Природой, смены
принципов развития цивилизации. "Цивилизация
эксплуатирующая, а не восстанавливающая,
не может иметь иного результата, кроме
ускоренного конца", писал Н.Ф.Федоров
в своей "Философии общего дела" в
90-х годах прошлого века, когда до экологического
кризиса в его технократическом понимании
было еще далеко. Идеи единства, взаимосвязи
человека и природы получили свое развитие
в учении о ноосфере В.И.Вернадского.
Он считал, что воздействие человека на
окружающую природу растет столь быстро,
что скоро наступит то время, когда человек
превратится в основную геологическую
силу, формирующую облик Земли: биосфера
перейдет в свое новое состояние, в сферу
разума ноосферу. Развитие окружающей
среды и человеческого общества пойдет
неразрывно, начнется их коэволюция (совместная
эволюция, в которой просто невозможно
господство интересов одной из сторон).
Учение о ноосфере созвучно основным идеям такого направления американского инвайронментализма, как экологизм. Экологисты (Марш, Ист, Росс, Клементс, Леопольд и др.), строившие свою социально-экологическую модель на естественно-научном понимании взаимодействия общества и природы, выдвинули три основные идеи: экосистемного холизма, морального сообщества и экологичной этики.
1. Идея экосистемного холизма (от греч. holos целое) четко сформулирована О.Леопольдом: разумно то, что стремится к сохранению целостности, стабильности, совершенства биологического сообщества; неразумно все то, что стремится к обратному.
2. Если принцип холизма
распространяет закономерности
развития экосистемы на
3. Идея экологичной этики
требует не простого
В целом, учение о ноосфере, экологизм обосновали необходимость единства человека и природы, начали формировать представление об ее определенной непрагматической ценности. Но тем не менее в них сохраняется объектное восприятие природы.
Большую роль в формировании нового типа экологического сознания, в преодолении взгляда на природу как на простой объект человеческих манипуляций сыграла так называемая "универсальная этика" (Торо, Ганди, Швейцер и др.). Она не проводит в ценностном отношении разграничения между человеком и другими живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь человека, иными словами, представители природы такие же полноправные субъекты, как и человек, равны ему в своей самоценности.
Идеи "универсальной этики" стали идеологической базой такого направления американского инвайронментализма, как биоцентризм. Биоцентризм основывается на предположении естественного порядка, в котором все движется в соответствии с естественным законом; порядка, в котором поддерживается самый тонкий и совершенный баланс до тех пор, пока в нем не появляется человек со всем его "невежеством и самонадеянностью". Биоцентристы рассматривают Природу как наиболее совершенное и наделенное духовными качествами сущее, воплощающее в себе основополагающие принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. (Следует отметить, что биоцентризм является своего рода "радикальным" крылом инвайронментализма, биоцентристским идеям присущ несколько мистифицированный, метафизический характер. Поэтому они имеют много оппонентов, критикующих их с самых разных позиций.)
Биоцентристы (Эмерсон, Кэтлин, Лоу, Олмстед, Элист и др.) выдвинули три основные идеи.
1. Синкретичность мира (от
греч. synkrиtismos соединение, объединение).
Если для экологистов
2. Биосферный эгалитаризм (от фран. йgalitй равенство). В соответствии с этой идеей, биоцентристы провозглашают равное право всех живых существ жить и процветать, равную внутренне присущую им ценность. Причем это не ценность, определяемая с точки зрения человека, связанная с перспективами того или иного их использования, а именно самоценность. Поэтому для биоцентристов рациональное природопользование и охрана природы лишь поверхностное проявление, вторичное следствие более глубоких связей с Природой.
3. Принцип экологического самообеспечения. Биоцентристы выступают против дальнейшего развития ради повышения жизненных стандартов. Человек может использовать природные ресурсы только в тех пределах, которые необходимы для самообеспечения существования человеческого вида. Материальные стандарты должны быть резко снижены, но вот качество жизни как удовлетворение духовных потребностей должно быть существенно улучшено.
Иными словами универсальная этика, биоцентризм провозглашали необходимость высокой степени психологической включенности человека в мир природы, высоко субъектного ее восприятия, доминирования непрагматического характера взаимодействия с ней над прагматическим.
В целом, инвайронментальное
движение в различных своих
Эволюция западного
В развитии общественного экологического сознания в процессе социогенеза можно выделить две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая.
Антропоцентрическая тенденция описывается
такими "узловыми точками", как "архаическое
сознание, античное сознание, христианство,
картезианство". Архаическое сознание
характеризуется высокой психологической
включенностью человека в мир природы,
субъект-объектной неразделенностью с
ней, доминированием прагматического
характера взаимодействия (при этом она,
в определенной мере, воспринимается и
как духовная ценность). Ахраическое экологическое
сознание это своего рода "тезис"
в диалектической триаде, а дальнейшее
развитие общественного экологического
сознания в рамках антропоцентрической
тенденции "антитезис"; причем на
каждом новом этапе количественные изменения,
накапливающиеся на предыдущем, переходят
в качественные.
В эпоху античности происходит первое
такое качественное изменение: утверждение
возникшей на поздних этапах архаики психологической
противопоставленности человека и мира
природы. При этом нарастает выраженность
объектного восприятия природы, но в то
же время складывается понимание ее непрагматической
ценности.
Господство христианства, являвшегося идеологическим стержнем общественного сознания в средние века, и затем картезианства, выполнявшего, в сущности, ту же функцию в Новое время, привело к следующему качественному изменению: природа стала восприниматься только как лишенный всякой самоценности объект. Кроме того, они окончательно закрепили противопоставленность человека и природы, перевели взаимодействие с природой полностью в прагматическую плоскость. Логическим итогом данной тенденции развития является господствующее в настоящее время антропоцентрическое общественное экологическое сознание, представляющее собой завершенный "антитезис" в диалектической триаде.
Информация о работе Становление нового экологического сознания. Ноосфера и экоцентризм