Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 11:56, реферат
Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время практически во всех сферах экономической и культурной деятельности человека в его сознании прочно утвердилось представление о «человеческой исключительности» и ос-вобожденнности его от подчинения экологическим закономерностям. Поведение людей по отношению к окружающей среде, основанное на парадигме «человеческой исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете.
Антропоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны:
1) противопоставленность
2) восприятие природы как
3) прагматический характер
Альтернативная экоцентрическая тенденция
описывается такими "узловыми точками",
как "инвайронментальный консервационизм;
русский космизм; учение о ноосфере, экологизм;
универсальная этика, биоцентризм".
Консервационизм не привел к качественным изменениям, но принципиально изменил вектор развития экологического сознания. Прагматизм сменяется "дальним прагматизмом", утверждается необходимость консервации природных ресурсов для будущих поколений.
Существенный шаг был сделан русским космизмом, а также в учении о ноосфере и таком направлении американского инвайронментализма, как экологизм. Русский космизм утвердил включенность человека в мир природы скорее на религиозном, трансцендентальном уровне, а учение о ноосфере, инвайронментальный экологизм на собственно научном.
Следующий качественный скачок связан с возникновением "универсальной этики" и биоцентризма. Для них характерно непроведение в ценностном отношении каких-либо различий между человеческим и природным, восприятие природы в качестве равноправного, самоценного субъекта, доминирование непрагматического характера взаимодействия с природой.
Логическим итогом данной тенденции развития будет формирование нового, экоцентрического типа экологического сознания, являющегося своеобразным "синтезом" в диалектической триаде или отрицанием предыдущего отрицания. Экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны:
1) ориентированность на
2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком,
3) баланс прагматического и
Необходимо отметить, что для
развития экологического сознания в
культурах Востока характерны
иные тенденции. Если западное экологическое
сознание прошло ряд последовательных
исторических трансформаций, то восточные
религиозно-философские системы избежали
этого "окольного пути". Они сохранили
характеристики архаического экологического
сознания, значительно усилив при этом
роль непрагматического взаимодействия
с природой, восприятие природы как духовной
ценности.
Остается один важнейший вопрос: представляет
ли собой экоцентрический тип экологического
сознания реализацию известного лозунга
"Назад к природе"? действительно
ли для преодоления экологического кризиса
мы должны отказаться от всех достижений
цивилизации и вернуться к состоянию "первобытной
гармонии" с природой?
Человек должен, сохранив свою независимость
от природы, достигнутую благодаря техническому
прогрессу, преодолеть психологическую
противопоставленность с ней, вновь прийти
к пониманию своей неразделимости с природой,
восприятию природных объектов как полноправных
субъектов по взаимодействию, установить
баланс прагматического и непрагматического
взаимодействия с ними.
Как сказал Эрих Фромм: "Что действительно существенно в существовании человека так это то, что он вышел из животного царства, из сферы инстинктивной адаптации, переступил предел природы. И все же однажды оторвавшись от нее, он не может вернуться к ней; однажды он был изгнан из рая состояния единства с природой и ангел с огненным мечом преградит ему путь, если б он захотел вернуться. Человек может идти только вперед, развивать свой разум, находя новую гармонию, человеческую гармонию вместо дочеловеческой, которая безвозвратно утерена... Осознание собственного одиночества и отделенности, собственной беспомощности перед силами природы и общества все это делает его отчуждение, разобщенное с другими существование невыносимой тюрьмой. Он стал бы безумным, если бы не смог освободиться из этой тюрьмы, покинуть ее объединившись в той или иной форме в людьми, с окружающим миром".
Вся сложная и противоречивая история развития мировозренческих представлений о взаимодействии природы и общества (консервационизм, русский космизм, учение о ноосфере, универсальная этика и биоцентризм) свидетельствует о движении человечества к новому типу экологического сознания — эко-центризму, к пониманию необходимости коэволюции человека и биосферы.
Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями (Дерябо, Ясвин, 1966):
1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы. Человек — не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
2. Отказ от иерархической картины мира.
3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
5. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
6. Развитие природы и человека мыслится как процесс экоэволюции, взаимовыгодного единства.
В последние годы в нашей стране и за рубежом начал разрабатываться свод основных экологических положений и принципов, которые, по мнению их авторов, должны соблюдаться на всех уровнях жизни человека — от индивидуальной до общечеловеческой. Среди них значительный интерес представляют основные положения «биосферной этики», разработанные с позиций экоцентризма российским ученым Ф. Я. Шипуновым (1990):
1. Прежде всего не должно делать
— много или мало — и выбрасывать в биосферу
отравляющие вещества — ядохимикаты,
фреоны, полихлорбифенилы и весь им подобный
арсенал искусственного химического мира,
который никогда не существовал в окружающей
среде. Потому что всякое из этих веществ,
взаимодействуя с природными, порождает
в биосфере десятки и сотни других, так
называемых парагенетических веществ
(«пара» — рядом, около), многие из которых
становятся более ядовитыми, чем исходные.
... Следует воспроизводить... естественные
вещества и материалы, которые обычны
в биосфере и разлагаются микроорганизмами,
т. е. естественным путем.
2. Не должно повышать
3. Не должно к тому же добавлять в собственную
среду новые электромагнитные поля, так
как они не исчезают бесследно и сказываются
на каждом живом существе.
4. Не следует растрачивать «основной капитал»
энергии биосферы и ее окружения, потому
что в них нет ни одной калории лишней
энергии, которая могла быть использована
даром и без последствий.
5. Нельзя уничтожать и разрушать
виды твердых, газовых и
6. Не следует тем более
7. Не должно создавать
В самой простой форме принципы биосферной этики (по Ф. Я. Шипунову) таковы: уважение ко всему живому (и, в частности, к человеку), уважение к природе, т. е. биосфере и ее окружению, и уважение к Космосу. Становление ноосферы и нового экологического сознания будет длительным, «противоречивым и мучительным и потребует новых принципов нравственности, среди которых решающее значение будет иметь переход от принципа количественного роста, беспредельного, примитивного накопления материальных богатств за счет разрушения биосферы Земли к принципу возвышения разума и духа при сдержанном, лишь необходимом материальном достатке» (Войткевич, Вронский, 1996).
В условиях развития техногенной цивилизации прогрессирует так называемый кризис сознания, проявляющийся в прагматичном, утилитарном противопоставлении социального мира природному. Происходит обесценивание жизни, которая становится товаром, объектом преобразования со стороны человека с целью удовлетворения своих материальных потребностей. Актуальность данной проблемы состоит в необходимости формирования нового экологического сознания, определяющего мировоззренческий характер отношения человека к природе, как форме существования жизни.
Экологизация сознания происходит под влиянием отражения непосредственного бытия – экологической ситуации в месте проживания и деятельности человека. Оценка экологической ситуации зависит от степени осведомленности и информированности населения по вопросам использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, окружающей среды, защиты особо охраняемых природных территорий регионального значения. Необходимо располагать знаниями о том, что происходит с окружающей природой, какие изменения в ней совершаются и какова тенденция их развития. Эти знания нужны для того, чтобы своевременно корректировать различные аспекты природопользования и не допустить необратимого ухудшения состояния природной среды.
Появление экологии как факта общественного сознания – это значительный шаг вперёд в понимании того, что окружающая человека природа представляет собой целостную систему сложнейших взаимоотношений, по отношению к которой человек выступает лишь как одна из её многочисленных подсистем.
Информация о работе Становление нового экологического сознания. Ноосфера и экоцентризм