Становление нового экологического сознания. Ноосфера и экоцентризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 11:56, реферат

Описание работы

Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время практически во всех сферах экономической и культурной деятельности человека в его сознании прочно утвердилось представление о «человеческой исключительности» и ос-вобожденнности его от подчинения экологическим закономерностям. Поведение людей по отношению к окружающей среде, основанное на парадигме «человеческой исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Антропоцентрический тип экологического сознания это система представлений  о мире, для которой характерны:

1) противопоставленность человека  как высшей ценности и природы  как его собственности,

2) восприятие природы как объекта  одностороннего воздействия человека,

3) прагматический характер мотивов  и целей взаимодействия с ней. 
Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими "узловыми точками", как "инвайронментальный консервационизм; русский космизм; учение о ноосфере, экологизм; универсальная этика, биоцентризм".

Консервационизм не привел к качественным изменениям, но принципиально изменил вектор развития экологического сознания. Прагматизм сменяется "дальним прагматизмом", утверждается необходимость консервации природных ресурсов для будущих поколений.

Существенный шаг был сделан русским космизмом, а также в  учении о ноосфере и таком направлении американского инвайронментализма, как экологизм. Русский космизм утвердил включенность человека в мир природы скорее на религиозном, трансцендентальном уровне, а учение о ноосфере, инвайронментальный экологизм на собственно научном.

Следующий качественный скачок связан с возникновением "универсальной этики" и биоцентризма. Для них характерно непроведение в ценностном отношении каких-либо различий между человеческим и природным, восприятие природы в качестве равноправного, самоценного субъекта, доминирование непрагматического характера взаимодействия с природой.

Логическим итогом данной тенденции  развития будет формирование нового, экоцентрического типа экологического сознания, являющегося своеобразным "синтезом" в диалектической триаде или отрицанием предыдущего отрицания. Экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны:

1) ориентированность на экологическую  целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы,

2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком,

3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Необходимо отметить, что для  развития экологического сознания в  культурах Востока характерны иные тенденции. Если западное экологическое сознание прошло ряд последовательных исторических трансформаций, то восточные религиозно-философские системы избежали этого "окольного пути". Они сохранили характеристики архаического экологического сознания, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности. 
Остается один важнейший вопрос: представляет ли собой экоцентрический тип экологического сознания реализацию известного лозунга "Назад к природе"? действительно ли для преодоления экологического кризиса мы должны отказаться от всех достижений цивилизации и вернуться к состоянию "первобытной гармонии" с природой? 
Человек должен, сохранив свою независимость от природы, достигнутую благодаря техническому прогрессу, преодолеть психологическую противопоставленность с ней, вновь прийти к пониманию своей неразделимости с природой, восприятию природных объектов как полноправных субъектов по взаимодействию, установить баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с ними.

Как сказал Эрих Фромм: "Что действительно  существенно в существовании  человека так это то, что он вышел из животного царства, из сферы инстинктивной адаптации, переступил предел природы. И все же однажды оторвавшись от нее, он не может вернуться к ней; однажды он был изгнан из рая состояния единства с природой и ангел с огненным мечом преградит ему путь, если б он захотел вернуться. Человек может идти только вперед, развивать свой разум, находя новую гармонию, человеческую гармонию вместо дочеловеческой, которая безвозвратно утерена... Осознание собственного одиночества и отделенности, собственной беспомощности перед силами природы и общества все это делает его отчуждение, разобщенное с другими существование невыносимой тюрьмой. Он стал бы безумным, если бы не смог освободиться из этой тюрьмы, покинуть ее объединившись в той или иной форме в людьми, с окружающим миром".

Экоцентризм

Вся сложная и противоречивая история  развития мировозренческих представлений о взаимодействии природы и общества (консервационизм, русский космизм, учение о ноосфере, универсальная этика и биоцентризм) свидетельствует о движении человечества к новому типу экологического сознания — эко-центризму, к пониманию необходимости коэволюции человека и биосферы.

Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями (Дерябо, Ясвин, 1966):

1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы. Человек — не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

2. Отказ от иерархической картины мира.

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

6. Развитие природы и человека мыслится как процесс экоэволюции, взаимовыгодного единства.

В последние годы в нашей стране и за рубежом начал разрабатываться  свод основных экологических положений и принципов, которые, по мнению их авторов, должны соблюдаться на всех уровнях жизни человека — от индивидуальной до общечеловеческой. Среди них значительный интерес представляют основные положения «биосферной этики», разработанные с позиций экоцентризма российским ученым Ф. Я. Шипуновым (1990):

1. Прежде всего не должно делать — много или мало — и выбрасывать в биосферу отравляющие вещества — ядохимикаты, фреоны, полихлорбифенилы и весь им подобный арсенал искусственного химического мира, который никогда не существовал в окружающей среде. Потому что всякое из этих веществ, взаимодействуя с природными, порождает в биосфере десятки и сотни других, так называемых парагенетических веществ («пара» — рядом, около), многие из которых становятся более ядовитыми, чем исходные. 
... Следует воспроизводить... естественные вещества и материалы, которые обычны в биосфере и разлагаются микроорганизмами, т. е. естественным путем.

2. Не должно повышать радиационный  уровень биосферы, выбрасывая в  нее искусственные радиоактивные изотопы от атомной энергетики и промышленности. 
3. Не должно к тому же добавлять в собственную среду новые электромагнитные поля, так как они не исчезают бесследно и сказываются на каждом живом существе. 
4. Не следует растрачивать «основной капитал» энергии биосферы и ее окружения, потому что в них нет ни одной калории лишней энергии, которая могла быть использована даром и без последствий.

5. Нельзя уничтожать и разрушать  виды твердых, газовых и жидких  минералов, виды растений и животных, потому что они есть не только продукт физико-химического и биологического равновесия, но и носители этого равновесия, определяющие организованность биосферы. Их нужно рассматривать и оберегать как драгоценное наше состояние, как продукт длительного планетно-космического процесса.

6. Не следует тем более уничтожать  и разрушать любые подразделения биосферы — луга, леса, болота, реки, озера, эстуарии, заливы, моря и т. п. где сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют разные виды живой и неживой природы...

7. Не должно создавать организованность  биосферы техническими средствами  потому что это есть отказ от более совершенной организованности природы в пользу менее совершенной, это есть перевод биосферы на более низкую качественную ступень...

В самой простой форме принципы биосферной этики (по Ф. Я. Шипунову) таковы: уважение ко всему живому (и, в частности, к человеку), уважение к природе, т. е. биосфере и ее окружению, и уважение к Космосу. Становление ноосферы и нового экологического сознания будет длительным, «противоречивым и мучительным и потребует новых принципов нравственности, среди которых решающее значение будет иметь переход от принципа количественного роста, беспредельного, примитивного накопления материальных богатств за счет разрушения биосферы Земли к принципу возвышения разума и духа при сдержанном, лишь необходимом материальном достатке» (Войткевич, Вронский, 1996).

Заключение

В условиях развития техногенной цивилизации  прогрессирует так называемый кризис сознания, проявляющийся в прагматичном, утилитарном противопоставлении социального мира природному. Происходит обесценивание жизни, которая становится товаром, объектом преобразования со стороны человека с целью удовлетворения своих материальных потребностей. Актуальность данной проблемы состоит в необходимости формирования нового экологического сознания, определяющего мировоззренческий характер отношения человека к природе, как форме существования жизни.

Экологизация сознания происходит под влиянием отражения непосредственного  бытия – экологической ситуации в месте проживания и деятельности человека. Оценка экологической ситуации зависит от степени осведомленности и информированности населения по вопросам использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, окружающей среды, защиты особо охраняемых природных территорий регионального значения. Необходимо располагать знаниями о том, что происходит с окружающей природой, какие изменения в ней совершаются и какова тенденция их развития. Эти знания нужны для того, чтобы своевременно корректировать различные аспекты природопользования и не допустить необратимого ухудшения состояния природной среды.

Появление экологии как факта общественного  сознания – это значительный шаг  вперёд в понимании того, что окружающая человека природа представляет собой  целостную систему сложнейших взаимоотношений, по отношению к которой человек выступает лишь как одна из её многочисленных подсистем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Барановский С.И. Экологическая культура и образование / С.И. Барановский // Вестник экологического образования в России. – 2009. - № 3. – С. 4-5.
  2. Зверев А.Т. Экологическое мировоззрение – основа устойчивого развития : тез. докладов XVI междунар. конф. “Экологическое образование в интересах устойчивого развития” (25-26 июня 2010 г.) – М. - С. 93-95.
  3. Калиева А.Д. Влияние экологической ситуации России на формирование экологического сознания населения региона: автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / А.Д. Калиева. – Астрахань, 2010. – 24 с.
  4. Медведев В. И. Экологическое сознание : учеб. пособие / В.И. Медведев, А.А Алдашева. – 2-е изд, доп.. М.: Логос, 2001. – 384 с.
  5. Юрьева Н.В. Формирование информационных ресурсов по экологии в электронной среде / Н.В. Юрьева // Экология человека. – 2008. - № 1. - С. 34-38.

Информация о работе Становление нового экологического сознания. Ноосфера и экоцентризм