Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:46, реферат

Описание работы

Отражая реальные, объективные отношения личности с миром, они обуславливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом. В самом общем смысле под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение. Сущность субъективного отношения можно представить с помощью следующей модели.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте………………………………………………………………………4
2. Отношение к природе в старшем подростковом возрасте………….7
3. Отношение к природе в юношеском возрасте……………………….11
Список литературы……………………………..…………………………13

Файлы: 1 файл

балюкова.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

1. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте………………………………………………………………………4

2. Отношение к природе в старшем подростковом возрасте………….7

3. Отношение к природе в юношеском возрасте……………………….11

Список литературы……………………………..…………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из основных задач  образования сегодня является формирование у социума в целом и у  каждой отдельной личности экологического сознания экоцентрического типа. Экоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны:

1)ориентированность на  экологическую целесообразность, отсутствие  противопоставленности человека и природы,

2) восприятие природных  объектов как полноправных субъектов,  партнеров по взаимодействию  с человеком,

3)баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Задачами экологического образования сегодня является формирование трех основных подструктур экологического сознания экоцентрического типа: совокупности у личности (группы)

1) экологических представлений,

2) ее субъективного отношения к природе, а также

3) освоенных стратегий  и технологий взаимодействия с природой. Таким образом, субъективное отношение к природе является неотъемлемой частью экологического сознания, без которой невозможно его формирование. Ведь даже наличие экологических знаний и технологий не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе, которое определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности. С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется субъектный характер восприятия природных объектов, который свойственен экологичной личности.

Субъективные отношения  выступают в роли своего рода костяка  субъективного мира личности. Отражая  реальные, объективные отношения  личности с миром, они обуславливают  характер ее предпочтений в различных  сферах и через них влияют на все  поведение в целом. В самом  общем смысле под субъективным отношением в психологии понимается субъективно  окрашенное отражение личностью  взаимосвязей своих потребностей с  объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение. Сущность субъективного отношения можно представить с помощью следующей модели. На исходном этапе существуют:

1) потребность личности

2) объект или явление мира

3) та или иная объективная связь между ними

Затем объективная связь  получает свое субъективное отражение  во внутреннем мире, в результате чего объективное в своей основе отношение  приобретает характер субъективного  отношения личности. Таким образом, субъективное отношение к объектам и явлениям мира определяется тем, какие  именно потребности и в какой  степени «запечатлены» в них. Если же в данном объекте не запечатлена  ни одна потребность, то личность относится  к нему «никак», он не охвачен ее субъективным отношением. Именно поэтому  «субъективное пространство» личности не совпадает с ее «объективным пространством». В основе субъективного отношения  к природе лежит запечатленность в тех или иных ее объектах и явлениях потребностей личности. Данную запечатленность потребностей можно сравнить со светом лампы: некоторые объекты и явления природы освещаются этим светом, а некоторые нет; свет может освещать окружающее с различной силой; и, наконец, человек может обращать внимание на одни освещенные объекты, «видеть» их, а другие – нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.

Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, свойственны достаточно близкие  характеристи­ки субъективного отноше­ния к природе, поэтому они могут рассматриваться как один период.

В это время полностью  исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы, особенно свойствен­ный дошкольнику и, в некоторой степени, младшему школьнику. Безусловно, определенные следы антропо­морфизма сохраняются, так же как и у взрослых, но они уже не имеют принципиального значения. И для подрос­тков в этом возрасте, и для взрослых замечаемое ими сходство животных с человеком становится часто даже небольшим «открытием». Чтобы убедиться в этом, до­статочно понаблюдать за ними в зоопарке у вольера с обезьянами и послушать их радостные возгласы удивле­ния: «Во, смотри, совсем, как человек!». Для антропо­морфической картины мира дошкольника такое сходст­во совершенно естественно.

В то же время исследования показали, что именно в младшем  подростковом возрасте субъектификация приро­дных объектов достигает максимального в процессе онтоге­неза уровня. И хотя к среднему подростковому возрасту она несколько снижается, тем не менее остается выше среднего для подростков и юношей .

В младшем подростковом возрасте каждый второй школьник включает те или  иные природные объекты в список своих «значимых других», что  существенно выше, чем в последующие  периоды, хотя к среднему подростковому возрасту этот показатель снижается, оставаясь все-таки выше среднего для подростков и юношей.

Очень убедительные данные, подтверждающие субъектный характер восприятия природных объектов в этот пери­од, были получены при изучении степени психологической близости с названными подростками «значимыми другими». Оказалось, что для тех, кто включил в список различные природные объекты, в этом возрасте степень психологической близости с ними выше, чем со всеми остальными «значимыми другими»: выше матери, отца, бабушки, дедуш­ки, лучшего друга и т.д.! А ведь это характерно для каждо­го второго подростка в возрасте 10-11 и каждого третьего в 12-13 лет.

Показательны в этом плане высказывания младших подростков, когда их просили закончить предложение: «Моя собака (кошка...) —...».

«Моя собака — она очень  милая, хорошая, ласковая. Она очень  меня любит, помогает мне, утешает. Я  хочу, чтобы я была собаке как  сестра».

«Моя кошка — это  ЧУДО! У нее особенный характер. Она все понимает, все-все, а мама и папа не всегда».

«Мой кот — он так  понимает меня, как будто даже точно  может говорить»'.

Таким образом, для младших  и средних подростков свойствен  субъектный характер модальности субъективного отношения к природе.

В этот период продолжает сохраняться непрагматический характер взаимодействия с природными объектами, возникший в младшем школьном возрасте. Именно в младшем подростковом возрасте достигает максимума в процессе онтогенеза уровень интенсивности от­ношения к природе непрагматической модальности, который практически сохраняется и в среднем подростковом возрасте . Он существенно превышает уровень, характерный для старших подростков и юношей.

Показательно соотношение  в этом возрасте удельного веса среди  всех подростков и юношей-школьников с очень высоким уровнем (условно, «фанаты») и с очень низким уровнем («нигилисты») интенсивности отношения к природе непрагматической модальности. Из всех «фанатов» среди школьников приблизительно по 30% приходится на периоды 10-11 лет и 12-13 лет. А вот из всех «нигилистов» только по 14% и 27%.

Кроме этого было установлено, что для младшего и среднего подросткового  возраста характерен наименьший среди  подростков и юношей уровень выраженности экологических установок прагматического типа (природа — «объект пользы») и склонности к выбору прагматического типа взаимодействия с ней (рис. 18, б).

Таким образом, для младших и средних подростков свойственен непрагматический характер модальности отношения к природе.

Следовательно, в целом  модальность субъективного отношения  к природе в младшем и среднем  подростковом возрасте является субъектно-непрагматической.

 

Наметившееся в младшем школьном возрасте переструктурирование компонентов интенсивности отношения к при­роде окончательно складывается в младшем и среднем под­ростковом возрасте. Если у младших подростков нельзя еще определить ведущий компонент среди когнитивного, практического и поступочного , то у средних подрост­ков на первое место явно выходит поступочный . В то же время когнитивный, который был ведущим у младших школьников, опускается на третью позицию.

Это происходит на фоне максимальной среди всех школьников доминантности отношения к природе, роста к концу данного периода степени выраженности экологичес­ких установок природоохранного типа (природа — «объект охраны»), которые теснейшим образом связаны именно с поступочным компонентом .'Характерно, что в 10-11 лет 38%, а в 12-13 даже 46% школьников высказывают свою готовность активно участвовать в охране при­роды, а о своем отказе заявляет соответственно только 2 и 6% .

Преобладание поступочного компонента в младшем и среднем подростковом возрасте является совершенно естественным. При высоком уровне доминантности и интенсивности, но еще недостаточной практической технологичес­кой вооруженности отношение к природе субъектно-непраг­матической модальности ограничено и в наиболее полной форме может реализоваться именно в природоохранной де­ятельности под руководством педагогов.

Интересно, что структура  компонентов интенсивности отношения  к природе непрагматической модальности  в сред­нем в данном возрасте в целом близка к структуре, свойственной людям с максимально высоким уровнем интен­сивности, т. е. «фанатам»!

Таким образом, в целом в период 10-13 лет преобладает поступочный компонент интенсивности отношения к природе.

Следовательно, для младшего и среднего подростко­вого возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.

 

 

  1. Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.

В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения  субъективного отношения к природе.

Исследования показали, что  в этом возрасте уровень субъектификации природных объектов становится уже ниже среднего для школьников. Это происходит на фоне существенного снижения числа школьников, для которых природные объекты являются «значимыми другими»: оно также становится ниже среднего для школьников.

Таким образом, начиная со старшего подросткового возраста разрушается субъектное восприятие природных объектов, «субъектная установка» по отношению к ним, свойственная всем предыдущим периодам, сменяется «объектной». И хотя элементы субъектификации на этом этапе еще сохраняются, она перестает являться ведущим фактором, определяющим отношение к природным объектам.

 

Следует отметить переход  к объектному восприятию мира природы  со среднего подросткового возраста, хотя, как уже говорилось, отношение к природе в это время продолжает носить еще в целом субъектный характер. Определенную роль в таком переходе играет изучение в среднем и старшем подростковом возрасте курса биологических дисциплин, поскольку система образования пронизана духом картезианства.

 

В связи с тем, что в  старшем подростковом возрасте природные  объекты уже не относятся к  сфере равного в своей самоценности, становятся возможными, более того естес­твенными, те действия по отношению к ним, которые раньше были просто немыслимы. Как и дошкольники, старшие подростки оказываются способными на жестокое обращение с животными и растениями. Но если детская жестокость является, в общем-то, «жестокостью по непониманию» (дошкольники, в силу непреодоленного еще эгоцентризма, обычно просто не способны в достаточной мере сопереживать чужой боли), то жестокость по отношению к природным объектам в этом возрасте носит совершенно другой характер: зачастую на них выплескивается накопившийся из-за социальных трудностей данного периода заряд агрессивности, старший подросток как бы «отыгрывается» на животных и растениях.

 

Но такая трансформация  происходит только с теми, для кого на предыдущих этапах природные объекты недостаточно открывались как субъекты, у кого незначителен опыт субъектификации, непрагматического субъект-субъектного взаимодействия, т. е. общения с ними. Ребенок, который долго мечтал о собаке и наконец уговорил родителей ее за­вести, который несколько лет ухаживал за ней, гулял, играл, навряд ли будет склонен к жестокости и по отношению к другим животным и растениям. На основе механизма стереотипизации отношение, сформировавшееся к его люби­мой собаке, будет транслироваться и на других живых существ. В то же время, если собака заводилась родителями исключительно с прагматическими целями: престиж, про­дажа породистых щенков и т. п. — и такая прагматическая система ценностей была усвоена ребенком, этого не про­изойдет. Хозяин породистого дога совершенно свободно может пнуть ногой «какую-то там дворнягу».

Таким образом, для старших подростков свойствен объектный характер модальности субъективного отношения к природе.

В старшем подростковом возрасте происходит изменение и второго параметра модальности. Для этого периода характерен самый низкий среди подростков и юношей уро­вень интенсивности отношения к природе непрагматической модальности .

Показательно, что на этот период приходится наименьшее для подросткового и юношеского возраста количество «фанатов» — только 17%, но зато максимальное количество «нигилистов» — 37%! . Иными словами, из всех «фанатов» среди подростков и юношей лишь каждый пятый является старшим подростком, а из «нигилистов» — каждый третий.

Именно в старшем подростковом возрасте происходит резкий рост степени  выраженности экологических установок  прагматического типа (природа — «объект пользы»).

 

Особенно интересен следующий факт. Методика, использованная в этом исследовании, позволяет диагностировать глубин­ные установки, в наличии которых испытуемый далеко не всег­да отдает себе отчет. В то же время, когда испытуемым предлагалось ответить на прямой вопрос: «Природа — это объект: 1) красоты, 2) изучения, 3) охраны, 4) пользы», — многие из тех, у кого было зафиксировано доминирование прагматических установок, выбирали ответ «охрана». Иными словами, система реальных прагматических установок, определяющих характер взаимодействия с природными объектами, не соответствует у них декларируемым природоохранным мотивам.

Информация о работе Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте