Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:46, реферат
Отражая реальные, объективные отношения личности с миром, они обуславливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом. В самом общем смысле под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение. Сущность субъективного отношения можно представить с помощью следующей модели.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте………………………………………………………………………4
2. Отношение к природе в старшем подростковом возрасте………….7
3. Отношение к природе в юношеском возрасте……………………….11
Список литературы……………………………..…………………………13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Отношение к природе
в младшем и среднем подростковом возрасте…………………………………………………………
2. Отношение к природе в старшем подростковом возрасте………….7
3. Отношение к природе в юношеском возрасте……………………….11
Список литературы……………………………..
Введение
Одной из основных задач образования сегодня является формирование у социума в целом и у каждой отдельной личности экологического сознания экоцентрического типа. Экоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны:
1)ориентированность на
экологическую
2) восприятие природных
объектов как полноправных
3)баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Задачами экологического образования сегодня является формирование трех основных подструктур экологического сознания экоцентрического типа: совокупности у личности (группы)
1) экологических представлений,
2) ее субъективного отношения к природе, а также
3) освоенных стратегий и технологий взаимодействия с природой. Таким образом, субъективное отношение к природе является неотъемлемой частью экологического сознания, без которой невозможно его формирование. Ведь даже наличие экологических знаний и технологий не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе, которое определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности. С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется субъектный характер восприятия природных объектов, который свойственен экологичной личности.
Субъективные отношения выступают в роли своего рода костяка субъективного мира личности. Отражая реальные, объективные отношения личности с миром, они обуславливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом. В самом общем смысле под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение. Сущность субъективного отношения можно представить с помощью следующей модели. На исходном этапе существуют:
1) потребность личности
2) объект или явление мира
3) та или иная объективная связь между ними
Затем объективная связь
получает свое субъективное отражение
во внутреннем мире, в результате чего
объективное в своей основе отношение
приобретает характер субъективного
отношения личности. Таким образом,
субъективное отношение к объектам
и явлениям мира определяется тем, какие
именно потребности и в какой
степени «запечатлены» в них.
Если же в данном объекте не запечатлена
ни одна потребность, то личность относится
к нему «никак», он не охвачен ее
субъективным отношением. Именно поэтому
«субъективное пространство»
Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, свойственны достаточно близкие характеристики субъективного отношения к природе, поэтому они могут рассматриваться как один период.
В это время полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы, особенно свойственный дошкольнику и, в некоторой степени, младшему школьнику. Безусловно, определенные следы антропоморфизма сохраняются, так же как и у взрослых, но они уже не имеют принципиального значения. И для подростков в этом возрасте, и для взрослых замечаемое ими сходство животных с человеком становится часто даже небольшим «открытием». Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за ними в зоопарке у вольера с обезьянами и послушать их радостные возгласы удивления: «Во, смотри, совсем, как человек!». Для антропоморфической картины мира дошкольника такое сходство совершенно естественно.
В то же время исследования показали, что именно в младшем подростковом возрасте субъектификация природных объектов достигает максимального в процессе онтогенеза уровня. И хотя к среднему подростковому возрасту она несколько снижается, тем не менее остается выше среднего для подростков и юношей .
В младшем подростковом возрасте каждый второй школьник включает те или иные природные объекты в список своих «значимых других», что существенно выше, чем в последующие периоды, хотя к среднему подростковому возрасту этот показатель снижается, оставаясь все-таки выше среднего для подростков и юношей.
Очень убедительные данные, подтверждающие субъектный характер восприятия природных объектов в этот период, были получены при изучении степени психологической близости с названными подростками «значимыми другими». Оказалось, что для тех, кто включил в список различные природные объекты, в этом возрасте степень психологической близости с ними выше, чем со всеми остальными «значимыми другими»: выше матери, отца, бабушки, дедушки, лучшего друга и т.д.! А ведь это характерно для каждого второго подростка в возрасте 10-11 и каждого третьего в 12-13 лет.
Показательны в этом плане высказывания младших подростков, когда их просили закончить предложение: «Моя собака (кошка...) —...».
«Моя собака — она очень милая, хорошая, ласковая. Она очень меня любит, помогает мне, утешает. Я хочу, чтобы я была собаке как сестра».
«Моя кошка — это ЧУДО! У нее особенный характер. Она все понимает, все-все, а мама и папа не всегда».
«Мой кот — он так понимает меня, как будто даже точно может говорить»'.
Таким образом, для младших и средних подростков свойствен субъектный характер модальности субъективного отношения к природе.
В этот период продолжает сохраняться непрагматический характер взаимодействия с природными объектами, возникший в младшем школьном возрасте. Именно в младшем подростковом возрасте достигает максимума в процессе онтогенеза уровень интенсивности отношения к природе непрагматической модальности, который практически сохраняется и в среднем подростковом возрасте . Он существенно превышает уровень, характерный для старших подростков и юношей.
Показательно соотношение в этом возрасте удельного веса среди всех подростков и юношей-школьников с очень высоким уровнем (условно, «фанаты») и с очень низким уровнем («нигилисты») интенсивности отношения к природе непрагматической модальности. Из всех «фанатов» среди школьников приблизительно по 30% приходится на периоды 10-11 лет и 12-13 лет. А вот из всех «нигилистов» только по 14% и 27%.
Кроме этого было установлено, что для младшего и среднего подросткового возраста характерен наименьший среди подростков и юношей уровень выраженности экологических установок прагматического типа (природа — «объект пользы») и склонности к выбору прагматического типа взаимодействия с ней (рис. 18, б).
Таким образом, для младших и средних подростков свойственен непрагматический характер модальности отношения к природе.
Следовательно, в целом
модальность субъективного
Наметившееся в младшем школьном возрасте переструктурирование компонентов интенсивности отношения к природе окончательно складывается в младшем и среднем подростковом возрасте. Если у младших подростков нельзя еще определить ведущий компонент среди когнитивного, практического и поступочного , то у средних подростков на первое место явно выходит поступочный . В то же время когнитивный, который был ведущим у младших школьников, опускается на третью позицию.
Это происходит на фоне максимальной среди всех школьников доминантности отношения к природе, роста к концу данного периода степени выраженности экологических установок природоохранного типа (природа — «объект охраны»), которые теснейшим образом связаны именно с поступочным компонентом .'Характерно, что в 10-11 лет 38%, а в 12-13 даже 46% школьников высказывают свою готовность активно участвовать в охране природы, а о своем отказе заявляет соответственно только 2 и 6% .
Преобладание поступочного компонента в младшем и среднем подростковом возрасте является совершенно естественным. При высоком уровне доминантности и интенсивности, но еще недостаточной практической технологической вооруженности отношение к природе субъектно-непрагматической модальности ограничено и в наиболее полной форме может реализоваться именно в природоохранной деятельности под руководством педагогов.
Интересно, что структура
компонентов интенсивности
Таким образом, в целом в период 10-13 лет преобладает поступочный компонент интенсивности отношения к природе.
Следовательно, для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе.
Исследования показали, что в этом возрасте уровень субъектификации природных объектов становится уже ниже среднего для школьников. Это происходит на фоне существенного снижения числа школьников, для которых природные объекты являются «значимыми другими»: оно также становится ниже среднего для школьников.
Таким образом, начиная со старшего подросткового возраста разрушается субъектное восприятие природных объектов, «субъектная установка» по отношению к ним, свойственная всем предыдущим периодам, сменяется «объектной». И хотя элементы субъектификации на этом этапе еще сохраняются, она перестает являться ведущим фактором, определяющим отношение к природным объектам.
Следует отметить переход к объектному восприятию мира природы со среднего подросткового возраста, хотя, как уже говорилось, отношение к природе в это время продолжает носить еще в целом субъектный характер. Определенную роль в таком переходе играет изучение в среднем и старшем подростковом возрасте курса биологических дисциплин, поскольку система образования пронизана духом картезианства.
В связи с тем, что в
старшем подростковом возрасте природные
объекты уже не относятся к
сфере равного в своей
Но такая трансформация происходит только с теми, для кого на предыдущих этапах природные объекты недостаточно открывались как субъекты, у кого незначителен опыт субъектификации, непрагматического субъект-субъектного взаимодействия, т. е. общения с ними. Ребенок, который долго мечтал о собаке и наконец уговорил родителей ее завести, который несколько лет ухаживал за ней, гулял, играл, навряд ли будет склонен к жестокости и по отношению к другим животным и растениям. На основе механизма стереотипизации отношение, сформировавшееся к его любимой собаке, будет транслироваться и на других живых существ. В то же время, если собака заводилась родителями исключительно с прагматическими целями: престиж, продажа породистых щенков и т. п. — и такая прагматическая система ценностей была усвоена ребенком, этого не произойдет. Хозяин породистого дога совершенно свободно может пнуть ногой «какую-то там дворнягу».
Таким образом, для старших подростков свойствен объектный характер модальности субъективного отношения к природе.
В старшем подростковом возрасте происходит изменение и второго параметра модальности. Для этого периода характерен самый низкий среди подростков и юношей уровень интенсивности отношения к природе непрагматической модальности .
Показательно, что на этот период приходится наименьшее для подросткового и юношеского возраста количество «фанатов» — только 17%, но зато максимальное количество «нигилистов» — 37%! . Иными словами, из всех «фанатов» среди подростков и юношей лишь каждый пятый является старшим подростком, а из «нигилистов» — каждый третий.
Именно в старшем подростковом возрасте происходит резкий рост степени выраженности экологических установок прагматического типа (природа — «объект пользы»).
Особенно интересен следующий факт. Методика, использованная в этом исследовании, позволяет диагностировать глубинные установки, в наличии которых испытуемый далеко не всегда отдает себе отчет. В то же время, когда испытуемым предлагалось ответить на прямой вопрос: «Природа — это объект: 1) красоты, 2) изучения, 3) охраны, 4) пользы», — многие из тех, у кого было зафиксировано доминирование прагматических установок, выбирали ответ «охрана». Иными словами, система реальных прагматических установок, определяющих характер взаимодействия с природными объектами, не соответствует у них декларируемым природоохранным мотивам.
Информация о работе Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте