Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:46, реферат
Отражая реальные, объективные отношения личности с миром, они обуславливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом. В самом общем смысле под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение. Сущность субъективного отношения можно представить с помощью следующей модели.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте………………………………………………………………………4
2. Отношение к природе в старшем подростковом возрасте………….7
3. Отношение к природе в юношеском возрасте……………………….11
Список литературы……………………………..…………………………13
Для старшего подросткового возраста характерна и максимальная среди подростков и юношей склонность к выбору прагматического типа взаимодействия с природой.
Следует отметить, что прагматизм старшего подростка по отношению к природным объектам принципиально отличается от прагматизма дошкольника. У дошкольника он является следствием общего прагматизма мышления, у старшего подростка — прагматично отношение к природным объектам как таковым, а другие группы отношений могут отличаться непрагматическим характером модальности. У дошкольника он носит, в общем-то, латентный характер и проявляется, в основном, в познавательной сфере, в вопросе «зачем», у старшего подростка — активный и проявляетя во всей системе его практических действий с природными объектами. Таким образом, для природы прагматизм старшего подростка более экологически «опасен».
Таким образом, для старших подростков свойствен прагматический характер модальности субъективного отношения к природе.
Следовательно, в целом
модальность субъективного
В старшем подростковом возрасте наряду с полным изменением модальности, меняется и сфера проявления отношения к природе. Свойственный подростку прагматизм наилучшим образом может реализоваться в практической сфере. Природа становится своего рода «полигоном» для социальных достижений.
В основе деятельности, связанной
с природой, может лежать, во-первых,
мотивация получения какого-
Во-вторых, в ее основе может лежать подражание прагматической практической деятельности взрослых, например, девочки часто приносят домой все, что можно солить, консервировать, засушивать и т. д., — одним словом, «употреблять», чтобы доказать, что они «настоящие хозяйки».
И, в-третьих, как уже говорилось, мотивацией деятельности, связанной с природой, природными объектами, является возможность выхода компенсаторной агрессивности, обусловленной трудностями социализации в этом возрасте (причем, выхода достаточно «безопасного», не грозящего серьезными наказаниями). Подростки, ломающие в парке скамейку, будут сразу же остановлены прохожими или, по крайней мере, работниками правоохранительных органов. А вот на подростков, забивающих в мелком пруду палками «противных» жаб или лягушек, собравшихся вместе для икрометания, прохожие (в том числе и работники правоохранительных органов), как правило, просто не обращают внимания, более того, могут они сами «накинуться» на человека, пытающегося остановить это массовое убийство: «Что вы пристали к детям? Они же не делают ничего особенного!».
Таким образом, у старших подростков преобладает практический компонент отношения. Следовательно, для старшего подросткового возраста, в целом, характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
В то же время у достаточно большого числа подростков этого возраста сохраняется непрагматический характер модальности.
В структуре интенсивности
непрагматического отношения
Второй ранг занимает поступочный (как остаточное явление от предыдущего периода), но количество подростков, высказывающих готовность принимать активно*"участие в природоохранной деятельности, резко снижается: с 46% в среднем подростковом возрасте до 23%, причем увеличивается количество тех, кто отказывается от участия в ней: соответственно с 6% до 16%.
Роль когнитивного компонента продолжает снижаться, Характерно, что если в структуре прагматического отношения практический компонент является ведущим, то в структуре непрагматического — наоборот, занимает последний ранг.Иными словами, старшие подростки стремятся просто использовать природу, а к взаимодействию, общению с природными объектами они менее склонны.
В целом, в старшем подростковом возрасте начинает складываться структура интенсивности непрагматического отношения, которая свойственна взрослым.
3.Отношение к природе в юношеском возрасте.
В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этот период уровень субъектификации природных объектов достигает своего минимума в процессе онтогенеза. Природные объекты теперь существенно реже называются в качестве «значимых других»: они являются таковыми только для каждого пятого школьника этого возраста .Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие периоды она была выше, чем со всеми остальными «значимыми другими», то теперь переходит на третье место.
Таким образом, для юношеского
возраста свойствен объектный характер
модальности отношения к
В юношеском возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов» . По данному показателю практически происходит возврат к уровню среднего подросткового возраста.
Таким образом, для юношеского возраста свойствен непрагматический характер модальности отношения к природе.Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в юношеском возрасте является объектно-непрагматической.
В юношеском возрасте ведущим в структуре интенсивности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза. На втором месте — практический, далее — поступочный, а когнитивный, который был ведущим в первые периоды онтогенеза, переходит на последнее .Иными словами, в юношеском возрасте окончательно складывается структура компонентов интенсивности, свойственная взрослым.
Интересно, что в этот период — при близком к среднему уровню интенсивности отношения непрагматической модальности — ее средневозрастная структура, в целом, соответствует структуре, характерной для «доброжелателей», т. е. людей именно со средним уровнем интенсивности.
В юношеском возрасте также достигают максимума в процессе онтогенеза экологические установки эстетического типа (природа — «объект красоты») и склонность к выбору эстетического типа деятельности с природными объектами.
Таким образом, в этот период
преобладает перцептивно-
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат на тему:
«Субъективное отношение к
Выполнила: студентка 4 к. ФП
Куваева Кристина Александровна
Псков 2013
Информация о работе Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте