Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:46, реферат

Описание работы

Отражая реальные, объективные отношения личности с миром, они обуславливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом. В самом общем смысле под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение. Сущность субъективного отношения можно представить с помощью следующей модели.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте………………………………………………………………………4
2. Отношение к природе в старшем подростковом возрасте………….7
3. Отношение к природе в юношеском возрасте……………………….11
Список литературы……………………………..…………………………13

Файлы: 1 файл

балюкова.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)

Для старшего подросткового возраста характерна и максимальная среди подростков и юношей склонность к выбору прагматического типа взаимодействия с природой.

Следует отметить, что прагматизм старшего подростка по отношению  к природным объектам принципиально отличается от прагматизма дошкольника. У дошкольника он является следствием общего прагматизма мышления, у старшего подростка — прагматично отношение к природным объектам как таковым, а другие группы отношений могут отличаться непрагматическим характером модальности. У дошкольника он носит, в общем-то, латентный характер и проявляется, в основном, в познавательной сфере, в вопросе «зачем», у старшего подростка — активный и проявляетя во всей системе его практических действий с природными объектами. Таким образом, для природы прагматизм старшего подростка более экологически «опасен».

Таким образом, для старших  подростков свойствен прагматический характер модальности субъективного отношения к природе.

Следовательно, в целом  модальность субъективного отношения  к природе в старшем подростковом возрасте является объектно-прагматической.

В старшем подростковом возрасте наряду с полным изменением модальности, меняется и сфера проявления отношения к природе. Свойственный подростку прагматизм наилучшим образом может реализоваться в практической сфере. Природа становится своего рода «полигоном» для социальных достижений.

В основе деятельности, связанной  с природой, может лежать, во-первых, мотивация получения какого-нибудь «трофея», повышающего статус среди сверстников: подрос­ткирыболовы стремятся наловить рыбы обязательно больше, чем у других, причем зачастую они даже не знают, что потом с ней делать, но это для них и не важно.

 

Во-вторых, в ее основе может лежать подражание прагматической практической деятельности взрослых, например, девочки часто приносят домой все, что можно солить, кон­сервировать, засушивать и т. д., — одним словом, «употреблять», чтобы доказать, что они «настоящие хозяйки».

И, в-третьих, как уже говорилось, мотивацией деятельности, связанной с природой, природными объектами, является возможность выхода компенсаторной агрессивности, обусловленной трудностями социализации в этом возрасте (причем, выхода достаточно «безопасного», не грозя­щего серьезными наказаниями). Подростки, ломающие в парке скамейку, будут сразу же остановлены прохожими или, по крайней мере, работниками правоохранительных органов. А вот на подростков, забивающих в мелком пруду палками «противных» жаб или лягушек, собравшихся вместе для икрометания, прохожие (в том числе и работники правоохранительных органов), как правило, просто не обращают внимания, более того, могут они сами «накинуться» на человека, пытающегося остановить это массовое убийство: «Что вы пристали к детям? Они же не делают ничего особенного!».

Таким образом, у старших подростков преобладает практический компонент отношения. Следовательно, для старшего подросткового возраста, в целом, характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

В то же время у достаточно большого числа подростков это­го возраста сохраняется непрагматический характер модальности.

В структуре интенсивности  непрагматического отношения ведущим  становится перцептивно-аффективный  компонент.

Второй ранг занимает поступочный (как остаточное явление от предыдущего периода), но количество подростков, высказывающих готовность принимать активно*"участие в природоохранной деятельности, резко снижается: с 46% в среднем подростковом возрасте до 23%, причем увеличивается количество тех, кто отказывается от участия в ней: соответственно с 6% до 16%.

Роль когнитивного компонента продолжает снижаться, Характерно, что  если в структуре прагматического отношения практический компонент является ведущим, то в структуре непрагматического — наоборот, занимает последний ранг.Иными словами, старшие подростки стремятся просто использовать природу, а к взаимодействию, общению с при­родными объектами они менее склонны.

В целом, в старшем подростковом возрасте начинает складываться структура  интенсивности непрагматического отношения, которая свойственна взрослым.

 

 

 

3.Отношение к природе в юношеском возрасте.

 

В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этот период уровень субъектификации природных объектов достигает своего минимума в процессе онтогенеза. Природные объекты теперь существенно реже называются в качестве «значимых других»: они являются таковыми только для каждого пятого школьника этого возраста .Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие пери­оды она была выше, чем со всеми остальными «значимыми другими», то теперь переходит на третье место.

 

Таким образом, для юношеского возраста свойствен объектный характер модальности отношения к природе. В то же время в юношеском возрасте происходит изменение второго параметра модальности. Уровень интенсивности отношения непрагматической модальности по сравнению со старшими подростками довольно существенно растет, но остается ниже среднего для подростков и юношей в целом. Это происходит на фоне продолжающегося снижения доминантности отношения.

 

В юношеском возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов» . По данному показателю практически происходит возврат к уровню среднего подросткового возраста.

 

Таким образом, для юношеского возраста свойствен непрагматический характер модальности отношения к природе.Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в юношеском возрасте является объектно-непрагматической.

В юношеском возрасте ведущим в структуре интенсивности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза. На втором месте — практический, далее — поступочный, а когнитивный, который был ведущим в первые периоды онтогенеза, переходит на последнее .Иными словами, в юно­шеском возрасте окончательно складывается структура ком­понентов интенсивности, свойственная взрослым.

Интересно, что в этот период — при близком к среднему уровню интенсивности отношения непрагматической модальности — ее средневозрастная структура, в целом, соответствует структуре, характерной для «доброжелателей», т. е. людей именно со средним уровнем интенсивности.

В юношеском возрасте также достигают максимума в процессе онтогенеза экологические установки эстетического типа (природа — «объект красоты») и склонность к выбору эстетического типа деятельности с природными объектами.

Таким образом, в этот период преобладает перцептив­но-аффективный компонент отношения. Следовательно, для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектнонепрагматический тип субъективного отношения к природе.

 

Список литературы

  1. Беляев С. А. Экологическая психология. Мн., Издв-во МИУ, 2009
  2. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. - М.: Логос, 2001.
  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология
  4. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Субъективное отношение к природе  в подростковом и юношеском возрасте.»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 к. ФП

Куваева Кристина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Псков 2013


Информация о работе Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте