Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 09:59, контрольная работа
Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Во время прогулок и экскурсий, через прикосновение к живому окружающему нас миру дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять. Поэтому одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы - учебного специально оборудованного маршрута на природе.
Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными деревьями. Можно посадить 2—3 дерева.
3. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение: каштан, белую акацию, пирамидальный тополь, тую и т.д.
4. При необходимости спилить старый тополь, нужно оставить пень высотой 40-50см, а рядом на земле положить часть ствола (1 — 1,5 м), тогда может появиться молодая поросль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они станут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) - оба явления интересны детям для наблюдения.
5. Устроить фитоогород — посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.).
6. Посадить
редкие, исчезающие растения, занесенные
в Красную книгу или
7. Под
старой елью (если такая есть)
устроить «барометр»: на пересечении
с нижней веткой укрепить в
земле стойку с условными
8. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, красивое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие дети) - пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.
Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:
1. Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает его незаметным. Необходимо оградить это место и пометить его на картосхеме.
2. На лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) — это тоже объект для наблюдения детей. Один-два больших камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука.
3. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме.
4. Хорошим объектом экологической фоны являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.
Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:
1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») - место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, нар и др.).
2. Площадка для отдыха - последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.
При оформлении экологической тропы по возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.
Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, то не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.
3. Организация
эколого-педагогической работы
Эколого-педагогическая деятельность это деятельность, направленная на создание условий оптимального развития экологической культуры детей дошкольного возраста. Ведущим средством эколого-педагогической деятельности, во многом определяющим ее содержание, технологии, является природа. Естественная природа, окружающая человека, ее использование в педагогическом процессе является обязательным условием развития экологической культуры детей. Важнейшая функция эколого-педагогической деятельности заключается в организации целенаправленного общения дошкольников с природой, которое способствует осознанию человеком себя частью природы, осознанию взаимосвязей компонентов природы, человека и природы.
В процессе эколого-педагогической работы с дошкольниками педагог должен использовать природу как средство развития дошкольников: реализовывать различные методы и приемы, педагогические технологии развития экологической культуры дошкольников; взаимодействовать с родителями по развитию экологической культуры дошкольников; использовать искусство, игровую деятельность в целях развития экологической культуры дошкольников; организовывать самостоятельную экологическую деятельность дошкольников; управлять процессом экологического самообразования и самовоспитания дошкольников.
Для организации работы на экологической тропинке должен быть разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема - для педагогов, вторая - простая - для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.
Экологическая тропа позволяет круглый год, зимой и летом, весной и осенью более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Это позволяет приобщать детей с самого раннего детства к природе и ее охране. Формировать навыки поведения в природе, воспитывать бережное отношение. На тропе можно проводить игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и целей, с которыми посещается экологическая тропа. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же преследуется конкретная цель (например, при помощи луп исследовать пень), то нужно ограничиться только одним объектом.
Рассмотрим, как организуется эколого-педагогическая деятельность в летний период. Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето, и поэтому воспитатель должен серьезно подготовиться к летнему периоду. Работа по ознакомлению дошкольников с летними явлениями природы, поддержание интереса к ней во многом зависят от планирования и четко продуманной организации эколого-педагогического процесса. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.
Дети дошкольного возраста активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опасность. Вот почему особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, белена черная, болиголов пятнистый, паслен черный, собачья петрушка). А для этого в плане по подготовке к летнему сезону обязательно должны быть консультация «О полезных и ядовитых растениях и грибах нашего леса»; оформление стендов «Ядовитые растения», «Съедобные и ядовитые грибы», выставки справочной литературы.
Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях по экологической тропе, педагог знакомит их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы. Так, в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, характерными для этого времени года явлениями, которые они могут наблюдать: листья на деревьях зеленые, цветут цветы на клумбах, летают красивые бабочки.
В начале лета во время прогулок по экологической тропе воспитатель отмечает, что под влиянием жаркого солнца, теплых дождей происходит бурный рост растений. В это время года идет обильное цветение и созревание плодов большинства растений. В начале лета следует обратить внимание ребят на цветущие кустарники – сирень, жасмин. В конце июня – начале июля можно рассмотреть цветущую липу, обратить внимание на пряный аромат цветов, на то, как вьются и жужжат над ними пчелы, шмели, осы.
На экологической тропе проводятся занятия с детьми по ознакомлению с состоянием различных групп растений (деревья, кустарники, травянистые растения) в разные периоды сезона и причинах этого состояния – степень удовлетворения потребностей растений в факторах среды. Потребности растений в разные времена года удовлетворяются в разной степени. С наибольшей полнотой это происходит летом. В процессе занятия воспитать расширяет представления воспитанников о жизни растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва, влага, солнечный свет, тепло.
Проводятся занятия и по ознакомлению дошкольников с некоторыми лекарственными растениями. Воспитатель, показывая растения, рассказывает, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. После этого дети по-новому смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.
На экологической тропе можно организовать проведение различных наблюдений за жизнью растений и животных. Так, старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, необходимо оставить на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль.
В теплое время года дошкольники могут также наблюдать за насекомыми: любоваться бабочками, следить за стремительным полетом стрекоз, ползанием жуков. Воспитатель показывает детям жуков: жужелицу, бронзовку, божью коровку и др. Они учатся различать бабочек, жуков по названию, размеру, окраске. Рассматривают пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыскивают в траве кузнечиков, наблюдают, как они прыгают. Изучая насекомых, дети знакомятся с их ролью в природе (опыляют растения, участвуют в цепи питания).
Большой интерес у детей вызывают наблюдения за муравьями. Их следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны: они уничтожают вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники. Вместе с дошкольниками воспитатель отыскивает муравьиные тропы, учит детей быть осмотрительными, не наступать на муравьев.
На экологической тропе воспитатель может для сравнения разных пород деревьев (березы и липы, березы и клена, ели и сосны и др.) предложить игры типа: «Угадай, какое это дерево?», «От какого дерева эта ветка?», «С чьей ветки детки?». Детальное рассматривание и описание деревьев помогает подвести дошкольников к их элементарной группировке: хвойные и лиственные.
При организации эколого-педагогической работы с дошкольниками можно проводить экологические недели в ДОУ, в которых предусмотреть следующие мероприятия на экологической тропе:
- конкурсы-турниры знатоков природы;
- комплексные
игры-путешествия по тропе
- сбор
лекарственных растений «
- проведение
театрализованного «Бала
- операция
«Скорая помощь» раненому
- операция
«Красная книга» (в «Красную книгу»,
заносятся сведения о
Применение вышеуказанных форм и методов работы позволит приобрести дошкольникам элементарные экологические умения и знания; они смогут адекватно оценивать состояние окружающей природной среды, свои поступки и поступки других людей по отношению к природе; будут соблюдать правила поведения в природе, а также будут готовы сами участвовать в охране и защите окружающей среды.
4. Спроектировать
учебно-экологическую тропу (выделить
природные объекты, с которыми
можно познакомить дошкольника)
и разработать методические
Экологическая тропинка на территории детского сада