Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 09:59, контрольная работа
Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Во время прогулок и экскурсий, через прикосновение к живому окружающему нас миру дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять. Поэтому одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы - учебного специально оборудованного маршрута на природе.
В качестве видовых точек экологических тропинок на территории ДОУ выбраны старые (произраставшие еще до строительства детского сада) тополя, сосны, а также посаженные позже кустарники (боярышник, сирень), деревья (лиственница, дуб, рябина, ива, черемуха, береза, ясень, верба, клен).
Видовые точки:
- «Садовые деревья и кустарники» (яблоня, вишня, крыжовник, смородина, малина, бузина);
- «Уголок нетронутого леса» (различные дикорастущие растения, в том числе выросшие из семян, принесенных ветром или птицами);
- «Зеленая аптека» (дикорастущие травы: мать-и-мачеха, одуванчик лекарственный, ромашка лекарственная, зверобой обыкновенный, полынь, подорожник большой);
- «Белоснежка» (яблоня);
- «Луг» (открытый участок с мятликом однолетним, щавелем конским, пыреем ползучим, клевером белым (ползучим) и розовым (луговым); «Сосны-подружки» (растущие рядом деревья).
Для каждой возрастной группы определены цели и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. Приведем примеры.
Время года: сентябрь.
Средняя группа.
Цель и задачи: познакомить дошкольников с признаками осени; научить замечать изменения в растительном и животном мире (пожелтели некоторые листья, трава, покраснели ягоды рябины, листья легко отрываются от черешка, на юг улетают птицы, становится все меньше насекомых), узнавать некоторые деревья (елка, рябина, сосна); воспитывать эмоционально-положительное отношение к лесу.
Старшая группа.
Цель и задачи: учить определять и называть признаки осени, различать раннюю и позднюю осень, узнавать по годичным кольцам возраст срубленного дерева; знакомить со светолюбивыми и теневыносливыми, лекарственными и ядовитыми растениями (например чистотелом); воспитывать бережное отношение к природе.
Подготовительная группа.
Цель и задачи: вспомнить и повторить признаки ранней осени, сравнить природу осенью и летом; познакомить с новыми деревьями и кустарниками (ясень — дерево с летающими семенами, бузина — кустарник с красными ягодами), с дикорастущими и культурными растениями; учить определять погоду по приметам, ориентироваться в лесу по мху на стволах деревьев и муравейникам, узнавать по мутовкам возраст молодых сосен; обратить внимание ребят на красоту осенней природы.
Методика работы с дошкольниками на разных видовых точках
• Точка «Сосна»
Обращается внимание ребят на то, что сосна — хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна — пример светолюбивого дерева.
• Точка «Бузина»
Педагог напоминает детям, что бузина — это кустарник. У него много стволиков, и растут они прямо из земли. Дошкольники сравнивают этот кустарник с деревом, с другими кустарниками: чем они похожи и чем отличаются? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу (ягодами бузины питаются многие птицы: дрозды, зарянки).
• Точка «Пень»
Воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву. Затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы), ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе.
• Точка «Рябина»
Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить). Рядом с деревом растет чистотел — пример ядовитого и лекарственного растения. Воспитатель рассказывает о правилах обращения с такими растениями и их значении в природе.
• Точка «Яблоня»
Детям предлагают сравнить культурное и дикорастущее дерево. Для чего нужны культурные растения? На примере яблони изучается явление листопада: как изменили цвет листья осенью? Где их теперь больше — на дереве или под ним? Почему? Дошкольники сравнивают живой и опавший листики, рассматривают плоды. Кому они еще нужны, кроме человека?
Проводится игра «Устроим листопад»: дети подбрасывают сухие листья, затем представляют, что они сами — листочки дерева, и показывают, как растут, опадают, ложатся на землю листья.
• Точка «Сухое дерево»
Воспитатель предлагает ребятам высказать свое мнение: почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Дети исследуют кору, ветки. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?
• Точка «Жгучая трава»
Ребята знакомятся со свойствами крапивы, узнают, почему она жжется (особенности листьев) и как ее использует человек. Вспоминают сказку «Дикие лебеди». (Для чего нужна была крапива главной героине?)
• Точка «След белого человека»
Дошкольники узнают о подорожнике, его приспособленности к произрастанию вдоль дорог, на тропинках, игровых площадках. Педагог обращает внимание на строение, низкорослость, выносливость растения. Кто питается его семенами? Как растение используется человеком? Воспитатель рассказывает, почему подорожник называют «следом белого человека» (его семена попали в Америку вместе с обувью приезжих, поэтому растение распространялось вдоль дорог, там, где побывали европейцы). Дети собирают семена как корм для птиц живого уголка.
• Точка «Наши друзья деревья»
Проводится игра «Угадай по описанию». Воспитатель называет разные признаки деревьев, а дети определяют, о каком именно растении идет речь. Затем они здороваются с деревьями, обнимают их, гладят, слушают шелест листвы.
Список литературы
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие её реализации в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2004.-128с.
2. Николаева С.Н. Теория и методика
экологического образования
3. Рыжова
Н.А. «Экологическое образование
в детском саду». Книга для
педагогов дошкольных
4.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.: Линка-пресс, 2003.
5. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Программа
экологического воспитания
6. Ознакомление дошкольников с природой летом. В.Г. Фокина. канд. пед. наук, проф., доцент кафедры теории и методики дошкольного образования МПГУ. Режим доступа: http://menobr.ru