Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:42, контрольная работа
Жизнедеятельность человека направлена на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания. Развитие науки, техники и технологии вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Увеличилось вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Гидроагрегат № 2 проходил последний капитальный ремонт в 2005 году, его последний средний ремонт был проведён в период с 14 января по 16 марта 2009 года. После проведённого ремонта гидроагрегат был принят в постоянную эксплуатацию; при этом были зафиксированы повышенные вибрации оборудования, остававшиеся, тем не менее, в пределах допустимых значений. В ходе эксплуатации гидроагрегата его вибрационное состояние постепенно ухудшалось и в конце июня 2009 года перешло допустимый уровень. Ухудшение продолжилось и в дальнейшем; так, к 8:00 17 августа 2009 года амплитуда вибрации подшипника крышки турбины составляла 600 мкм при максимально допустимых 160 мкм; в 8:13, непосредственно перед аварией она возросла до 840 мкм. В такой ситуации главный инженер станции в соответствии с нормативными документами был обязан остановить гидроагрегат с целью выяснения причин повышенной вибрации, чего сделано не было, что и послужило одной из главных причин развития аварии. Система непрерывного виброконтроля, установленная на гидроагрегате № 2 в 2009 году, не была введена в эксплуатацию и не учитывалась оперативным персоналом и руководством станции при принятии решений.
Саяно-Шушенская ГЭС, как
и другие крупные гидроэлектростанции,
играла важную роль в системе автоматического
регулирования режима энергосистем
по частоте и перетокам мощности
(АРЧМ) Объединённой энергосистемы
Сибири и была оборудована системой
группового регулирования активной
и реактивной мощности (ГРАРМ), которая
позволяла в автоматическом режиме
изменять нагрузку на гидроагрегаты
в зависимости от текущих потребностей
энергосистемы. Алгоритм ГРАРМ Саяно-Шушенской
ГЭС предусматривал недопустимость
работы гидроагрегатов в зоне, не рекомендованной
к работе, но никак не ограничивал
количество переходов гидроагрегатов
через данную зону в процессе изменения
их мощности по командам ГРАРМ. За 2009 год
гидроагрегат № 2 проходил зону не рекомендованной
работы 232 раза, находясь в ней в
общей сложности 46 минут (для сравнения,
гидроагрегат № 4 за тот же период времени
произвёл 490 проходов через зону не
рекомендованной работы, проработав
в ней 1 час 38 минут). Необходимо отметить,
что эксплуатация гидроагрегатов в
зоне, не рекомендованной к работе,
заводом-изготовителем турбин не запрещалась,
отсутствовали также и
Последствия
Социальные последствия
На момент аварии в машинном
зале станции находилось 116 человек,
в том числе один человек на
крыше зала, 52 человека на полу зала
(отметка 327 м) и 63 человека во внутренних
помещениях ниже уровня пола зала (на отметках
315 и 320 м). Из них сотрудниками станции
были 15 человек, остальные являлись
работниками различных
С первого дня аварии оценки
шансов на выживание людей, которые
могли находиться внутри затопленного
водой машинного зала, были неутешительными.
В частности, член правления компании
«РусГидро», бывший генеральный директор
ГЭС Александр Толошинов
Отсутствие официальной информации об аварии и состоянии плотины в течение первых часов, перебои в связи, и, в дальнейшем, недоверие заявлениям местных властей, основанное на опыте, вызвали панические настроения в лежащих ниже по течению реки населённых пунктах — Черёмушках, Саяногорске, Абакане, Минусинске. Жители спешно уезжали к родственникам, подальше от плотины, и на близлежащие возвышенности, что приводило к многочисленным очередям на автозаправочных станциях, пробкам на дорогах и автомобильным авариям. По словам Сергея Шойгу, В два раза подскочили цены на бензин, люди начали забирать детей из детских садов, из пионерских лагерей, заправлять канистры все, какие были в доме, бензином, скупать продукты и предметы первой необходимости в магазинах. <…> Ну, то, что касается заправок, — с этим, естественно, будем отдельно разбираться, кто на этом погрел руки. Значит, то, что касается продовольствия и предметов первой необходимости, — тоже, я думаю, надо будет разбираться, и уже разбираются.
В связи с этим Хакасское управление Федеральной антимонопольной службы провело проверку цен на бензин, повышения не выявившую.
19 августа 2009 года главный
редактор интернет-журнала «
19 августа в Хакасии
объявлен днём траура. Праздники
Дня города в Абакане (22 августа)
и Черногорске (29 августа) были
отменены. Кроме того, было перенесено
проведение ряда крупных
Экологические последствия
Авария оказала негативное
воздействие на окружающую среду: масло
из ванн смазки подпятников гидроагрегатов,
из разрушенных систем управления направляющими
аппаратами и трансформаторов попало
в Енисей, образовавшееся пятно растянулось
на 130 км. Общий объём утечек масла
из оборудования станции составил 436,5
м³, из которых ориентировочно 45 м³
преимущественно турбинного масла
попало в реку. С целью недопущения
дальнейшего распространения
В посёлке Майна из-за
выхода из строя фильтров очистки
был приостановлен водозабор
из Енисея, что вызвало нарушение
централизованного
Основные усилия в работе
территориальной подсистемы единой
государственной системы
дальнейшее совершенствование защиты населения и территории Пермского края от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) природного и техногенного характера, а так же от террористической деятельности;
совершенствование навыков и умений органов управления, сил гражданской обороны (далее – ГО) и РСЧС по экстренному реагированию на внезапно возникающие задачи;
повышение эффективности пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
повышение оперативности проведения аварийно-спасательных работ, снижение потерь и разрушений.
Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2010 г.
На территории Пермского края в 2010 г. произошло 6 чрезвычайных ситуаций.
Анализ динамики чрезвычайных ситуаций в сравнении с предыдущими периодами для ЧС техногенного и природного характера отражен в табл. 2.
Опасности в техносфере
В 2010 г. в Пермском крае произошло 6 ЧС техногенного характера, по сравнению с 2009 годом (11 ЧС) их количество уменьшилось почти в 2 раза, при этом погибло – 10 чел. (в 2009 г. – 166 чел).
Анализ происшедших на территории края техногенных ЧС показывает, что они обусловлены авариями на транспорте: автомобильном, железнодорожном, воздушном, трубопроводном.
Основными причинами возникновения ЧС являются технические неисправности воздушных средств, нарушение правил дорожного движения, несанкционированные врезки в нефтепроводы и др.
Материальный ущерб от ЧС составил 828,5 млн. руб.
ЧС, произошедшие в 2010 г.:
02.01.2010 г. Деревня Мало-Байдино
Частинского муниципального
19.11.2010 г. Чусовской муниципальный
район. Падение военного
26.07.2010 г. Ст. Бобки Верещагинский
муниципальный район. На 1280 км
железнодорожного перегона
05.03.2010 г. Деревня Крылово,
автотрасса Болгары – Юго-
19.03.2010 г. Федеральная автодорога Р-344 Пермь – Кудымкар, 18-й км. В результате ДТП пострадали 5 человек (в т. ч. 1 ребенок), погибли 5 человек.
06.12.2010 г. Осинский муниципальный
район. В результате
Таблица 2. Сравнительная характеристика техногенных ЧС, произошедших в период 2007 – 2010 годов.
Чрезвычайные ситуации по характеру и виду источников возникновения |
Количество ЧС, ед. |
Погибло, чел. |
Пострадало, чел. | |||||||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Крушения, аварии на ж/д транспорте |
1 |
- |
0 |
1 |
- |
- |
0 |
0 |
- |
- |
0 |
1 |
Аварии грузовых и пассажирских судов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Авиационные катастрофы |
- |
2 |
2 |
2 |
- |
91 |
2 |
0 |
- |
92 |
4 |
1 |
Крупные автомобильные катастрофы |
4 |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
5 |
10 |
20 |
11 |
6 |
12 |
Аварии на магистральных трубопроводах, внутрипромысловых нефтепроводах |
1 |
2 |
3 |
1 |
- |
- |
0 |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
Взрывы в производственных зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов |
1 |
1 |
- |
- |
12 |
1 |
- |
- |
7 |
8 |
- |
- |
Взрывы в жилых домах и зданиях общественного назначения |
- |
- |
1 |
0 |
- |
- |
4 |
0 |
- |
- |
4 |
0 |
Обнаружение (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Аварии с выбросом АХОВ |
2 |
-100 |
1 |
0 |
- |
- |
2 |
0 |
- |
- |
3 |
0 |
Аварии с выбросом РВ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород |
- |
- |
1 |
0 |
- |
- |
2 |
0 |
- |
- |
5 |
0 |
Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения |
- |
- |
1 |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
Аварии на электроэнергетических системах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях |
4 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
60700 |
105500 |
- |
- |
Аварии на тепловых сетях в холодное время года |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |