Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:42, контрольная работа
Жизнедеятельность человека направлена на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания. Развитие науки, техники и технологии вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Увеличилось вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Это соотношение существенно изменится (вплоть до десятикратного разрыва) после полного учета аварии 20 апреля 2010 года на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе (11 погибших) со вторым в истории техногенным разливом нефти – до 585 тыс.тонн (первенство здесь держат также США – при аварийном фонтанировании скважины Lakeview Gusher в Калифорнии с марта 1910 г. по сентябрь 1911 г. разлито 1,2 млрд. тонн нефти). В отчете за III квартал 2010 компания BP оценивала общие расходы на ликвидацию последствий аварии в $39,85 млрд. По показателю ущерба авария с Deepwater Horizon стала крупнейшей техногенной катастрофой в мировой истории.
Максимальными по числу погибших считаются таншаньское землетрясение в Китае 28 июля 1976 г. – погибло 242 тыс.чел., далее следует землетрясение в Гаити 12 января 2010 г. – 222,6 тыс. чел. техногенных катастроф. В XXI-ом веке Россия вошла в тройку лидеров помаксимальному ущербу от техногенной катастрофы:
I) авария на Deepwater Horizon (США, 2010) – более $39,85 млрд. $,
II) гибель нефтетанкера Prestige (Испания, 2002) – 9,96 млрд. $,
III) авария на Саяно-Шушенской ГЭС (Россия, 2009) – 1,32 млрд. $.
Если исключить из рассмотрения долларовую накачку от медийного страха перед нефтяными разливами, то на пиках техногенных ущербов XX-XXI вв.останется Чернобыль-1986 (2,8 млрд. $) и Саяны-2009 (1,32 млрд. $).
В целом картина бедствий и катастроф в мире с начала XX-го векаразвивалась по техно и социально опасному сценарию (см. Рис. 2).
а)
Рис. 2. Природные бедствия (а) и техногенные катастрофы (б) в XX-XXI вв. :
1- количество сообщений;
2,3 - число погибших и пострадавших
(линейная интерполяция
(источник: EM−DAT: The OFDA/CRED International Disaster Database − www.emdat.be − Université Catholique de Louvain, Brussels − Belgium)
В 60-70-е годы ХХ-го века
начался резкий всплеск сообщений
о природных бедствиях и
Техногенные опасности – мрачные спутники промышленного производства: там, где обращается энергия – всегда опасно, хотя все и желают совершения только полезной работы. Уровень вызревших промышленных угроз и масштаб реализованных опасностей определяются состоянием технической культуры и указывают на промышленный статус страны. Россия оказалась в доселе неизвестной ситуации – в большой индустриальной стране резко, почти двукратно, сократилось промышленное производство, а промышленные опасности в относительном выражении выросли, особенно увеличились угрозы крупных промышленных аварий. После знаковых Ульяновской-2007, Саяно-Шушунской-2009, Распадской-2010 вопрос изучения профиля техногенных опасностей промышленных аварий в современной России стал не просто актуальным, а жизненно необходимым. Формально актуальность обозначает противоречие между желаемым и действительным, для России же речь идет о (не)способности безопасного жизнеустроения в постсоветской техносфере.
Техногенные опасности промышленных аварий могут быть оценены посредством абсолютных и относительных показателей количества аварий, числа погибших и пострадавших, размера материального ущерба (Рис. 3). Уже с 80-х годов прошлого века промышленные аварии начинают доминировать среди других видов техногенных катастроф по числу пострадавших и оцененному ущербу – в начале XXI-го века на промышленные аварии приходится до 85 % пострадавших и 95 % ущерба (Рис. 2). С 1960-х неуклонно увеличивается количество промышленных аварий и число погибших в них людей – к началу XXI-го века эти показатели опасности возросли почти в 62 и в 10 раз соответственно (Рис. 2). В последние десять лет более бурный рост имели транспортные происшествия, доля промышленных аварий среди всех техногенных катастроф по количеству зарегистрированных ЧП составляет 17,5% , а по числу погибших – 15,5% (для транспортных происшествий – 68 и 70% соответственно). Рис. 3. Техногенные катастрофы в мире с 1960 по 2009 гг. (составлено автором по данным EM−DAT: The OFDA/CRED International Disaster Database)
Заключение.
В начале XXI века человек начал активно вмешиваться в планетарное развитие Земли, посредством своей деятельности, которая зачастую приводила к техногенным катастрофам. Этот, уже не “естественный” вид катастроф служит в роли катализатора для природных катастроф.
Большую опасность представляют техногенные катастрофы, которые возникают вследствие нарушения технологического процесса или внезапного выхода из строя машин, механизмов и технических устройств во время их эксплуатации. К техногенным катастрофам относятся различные аварии на промышленных и энергетических объектах, а также на транспорте, растекание по поверхности почвы и воды токсичных жидкостей и нефтепродуктов и др.
Крупные аварии и катастрофы
техногенного характера в последние
десятилетия оказали
Аварии и катастрофы весьма частые явления в нашей стране, каждому присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Знание причин возникновения и ЧС техногенного характера позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь. Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Литература.
Министерство природных ресурсов Пермского края. ДОКЛАД о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2010 году.
www.u-f.ru. Южный Федеральный
www.mchs.gov.ru МЧС России
www.59.mchs.gov.ru ГУ МЧС России по Пермскому краю
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.