Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Содержание работы

Введение 3
Об авторе 4
Цели и задачи программы 4
Основные концептуальные положения 5
Содержание 8
Принципы реализации 9
Методическое обеспечение 11
Заключение 12
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии Домниной.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

Специальность: 050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

 

 

Курс: 4

 

РЕФЕРАТ

Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста.

Программа экологического образования С.А. Козловой: «Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру».

    

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: Игнатьева Ольга Сергеевна

Руководитель: Максимова М.Ю.

 

 

 

 

Пермь

2011

    

Содержание

    

     Введение                                                                                 3

     Об авторе                                                                                4

     Цели и задачи программы                                                     4

     Основные концептуальные положения                                5

     Содержание                                                                             8

     Принципы реализации                                                           9

     Методическое обеспечение                                                   11

     Заключение                                                                             12

     Список литературы                                                                13

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

                                 

Введение

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Моя цель изучить и проанализировать программу С.А. Козловой: «Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру».

 

Об авторе

Светлана Акимовна Козлова - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики Московского городского педагогического университета, Академии Международной педагогической Академии, заслуженный учитель РФ, заслуженный профессор ГОУ ВПО МГПУ. Сфера научных интересов - социальное развитие дошкольников.

Автор программы социального развития дошкольников «Я-Человек», один из авторов программы «Предшкольная пора», методических пособий к программам «Мой мир», «Твое тело», «Я хочу в школу», «Я и мои друзья».

 

Цели и задачи программы

Цель программы «Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру» - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважением к людям.

Автор не указывает конкретных задач для достижения основной цели. Основная цель программы ориентирована на формирование у ребенка представления о своей принадлежности к человеческому роду,  представлений о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране.

А также привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека, воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Исходя из этого можно сделать вывод, что программа однонаправленная или парциальная, направленная на социализацию ребенка и представления «о себе», а не на экологическое образование.

 

Основные концептуальные положения

Данная программа построена на следующих концептуальных положениях:

1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста осуществляются в тесном единстве, они взаимно мотивированы и носят у детей преимущественно прагматический характер. Между тем развитие воображения, простейших форм логического и абстрактного мышления, активное формирование самосознания и самооценки, социальных чувств позволяют уже на этапе дошкольного детства закладывать основы творческого начала личности.

2. Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях, а также путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

3. Стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, мысли, переживания, поступки.

4. При разработке конкретных знаний  учитывались знания о социальной действительности, которые должны выполнять в процессе социализации личности триединую функцию: нести информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность). Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику.

Так, информативность, объективно присущая знанию, не является таковой для ребенка, если знания слишком сложны или слишком просты. И в том и в другом случае они не могут быть для конкретного ребенка информативными. Слишком сложные знания становятся барьером к восприятию. Например, ребенок не может понять все анатомо-физиологические особенности функционирования человеческого организма. И если бы мы попытались объяснить их ему, то очень скоро он перестал бы нас слушать, а значит, принимать информацию. Если же знания слишком просты и уже давно перешли для ребенка из области «неясных» в область «ясных» (Н. Н. Поддьяков), то и в данном случае информативность знаний будет предельно занижена. Поэтому в данной программе  отобраны знания, которые находятся между высшим и низшим порогами информативности.

И так цель программы не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств, но и вторая (не по значимости) составляющая — эмоциогенность — чрезвычайно важна. Но и она реализуется лишь в том случае, если информация «ложится» на уже имеющийся социальный опыт, на предрасположенность ребенка к восприятию знаний, вызывающих переживания.

И наконец, процесс познания социальной действительности не будет полным, если то, что ребенок узнает, не будет находить выражение в разнообразных формах его собственной деятельности. Но знания должны к этому побуждать, стимулировать детскую активность. Можно, например, сформулировать сведения в программе так: «На Земле много стран, в них живет много разных людей...»

 

5. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от его пола, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер и др. Поэтому ориентироваться следует не только на возраст, но и на фактическое освоение программы.

 

Познавательный материал всех разделов может преподноситься всем детям в сокращенном виде, а тем, кто проявит особый интерес и понимание, — полностью.

Информативная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным (продуктивным) проблемным методам.

Особое внимание  уделено организации и стилю воспитательной работы, так как именно они служат базой и показателями успешности предлагаемой программы.

Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, был убежден в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Он должен знать не только свои обязанности, но и права. В общении с детьми и взрослыми он овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения с взрослыми должны быть доверительные, доброжелательные, но неравноправные: ребенок понимает, что он многого еще не знает, не умеет, что взрослый более образован и опытен. Поэтому нужно прислушиваться к его советам и словам. Однако ребенок должен понимать (и это от него не скрывается), что не все взрослые хороши, учится отличать хорошие поступки от дурных.

Желательно чтобы взрослые в общении с детьми старались избегать повелительного тона. Вместо «ты должен это сделать» говорится «ты можешь», вместо «не делай так» — «сделай так». Очень важно, чтобы в жизни детей было больше смеха, шуток, сюрпризов, музыки, ситуаций, требующих проявления внимания и заботы друг о друге. Воспитатель поддерживает малейшее проявление творчества, инициативы, самостоятельности, доброжелательности, очень внимателен к тому, чтобы никто не нарушал права ребенка.

 

Содержание программы

Программа «Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру» включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание:

1.«Что я знаю о себе»:

- Мой организм,

- Мои чувства,

- Мои мысли,

- Мои поступки,

- Мои умения,

- Моя семья,

- моя родословная,

- Как мы живем в детском саду.

2.«Кто такие взрослые люди»:

- Дети и взрослые,

- Зачем и как работают взрослые люди,

- Зачем и как люди отдыхают.

3.«Человек — творец»:

- Предметы рукотворного мира,

- Человек создает технику,

- Живая, неживая природа и человек,

- Материалы, созданные человеком,

- Человек — художник.

4.«Земля — наш общий дом»:

- Что такое Земля,

- Какие люди живут на Земле,

- Как люди заселили Землю,

- Твоя страна, твой народ.

Все разделы программы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Должна повторится, что цели программы и каждого конкретного раздела  носят социальный характер и только два  подразделения решают задачи экологического образования. К ним относятся: «мой организм» и «что такое земля.

 

 

Принципы реализации программы

Реализация программы потребует от педагогов и родителей восстановить, а быть может, и пополнить их знания из разных наук — анатомии, астрономии, географии, истории, литературы, этнографии. Понадобится и знание национального искусства, религии.

Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения — собственного видения мира, «картины мира».

В традиционных программах воспитания и обучения дошкольников явно прослеживается приоритет знаний над чувствами. Это вносит в процесс морального развития формализм, а в процесс интеллектуального развития мотивацию «узнавать, запоминая», а не «узнавать, осознавая».

Одним из условий реализации программы по мнению автора является естественное вхождение в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. Такие цели реализуются на фоне определенного познавательного материала, содержание которого воспитатель черпает из данной программы. В соответствии с содержанием, его особенностями определяется стержневая деятельность, т. е. та деятельность, которая наиболее адекватна реализации задач. Это могут быть в одном случае игра, в другом — труд, в третьем — занятие, познавательная деятельность. Все другие виды деятельности выполняют компенсаторную функцию, т. е. дополняют то, что не может дать стержневая деятельность. Формы работы с детьми разные: коллективные, подгрупповые и индивидуальные.

Информация о работе Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста