Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Содержание работы

Введение 3
Об авторе 4
Цели и задачи программы 4
Основные концептуальные положения 5
Содержание 8
Принципы реализации 9
Методическое обеспечение 11
Заключение 12
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии Домниной.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

По условиям программы рекомендовано еженедельно проводить занятия следующих видов:

- Познавательные эвристические беседы.

- Чтение художественной литературы.

- Изобразительная и конструктивная деятельность.

- Экспериментирование и опыты.

- Музыка.

В повседневной жизни должны иметь место игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные), наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, индивидуальные беседы, праздники и развлечения.

Чтобы программа реализовывалась наиболее эффективно, предлагается  несколько советов.

Совет первый: не усложнять программу! Не надо читать детям курс анатомии, физиологии, психологии, истории и др.  Цель программы — дать первоначальные представления, вызвать интерес к познанию себя, других людей, мира. При этом ни на минуту нельзя забывать, что перед нами ребенок дошкольного возраста, который познает мир прежде всего чувствами, а уж потом головой. Наши рассказы должны быть просты и понятны, без научных терминов, но научно достоверны.

Совет второй: беседовать с ребенком тогда, когда ему хочется разговаривать с вами на данную тему. Никогда не принуждайте его к разговору. Разговор должен возникать естественно: на прогулке, вечером, перед едой, во время умывания и т. д. Старайтесь пробудить в ребенке интерес к беседе, желание не только отвечать, но и самому задавать вопросы. Учите детей этому.

Совет третий: не спешите с ответом на ваш вопрос или вопрос ребенка. Предложите сначала, чтобы он подумал сам, поискал ответ в книге или понаблюдал, провел опыт. Опосредованно, не прямо подведите ребенка к правильному заключению. Пусть он переживет состояние первооткрывателя, свою «эврику».

Поддерживайте ребенка уверенностью в том, что он обязательно САМ додумается, поймет, решит трудную задачу. Похвалите его за самостоятельное решение, расскажите о его подвиге другим детям, близким. Если же ребенку не удалось самому найти ответ, помогите ему — познакомьте с логикой своих рассуждений и снова выразите уверенность, что когда-то он и сам сможет решать подобные задачи. Проявляйте больше терпения и уважения к интеллектуальному потенциалу ребенка!

 

Методическое обеспечение

* Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М.: «Линка – ПРЕСС», 2000г.

* Козлова С.А.  Я – Человек: программа приобщения ребенка к социальному миру// Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. Пособие. – М.,1998

Исходя из принципов реализации программы при обучении детей по данной программе потребуется пополнить их знания из разных наук, таких как:  анатомия, астрономия, география, история, литература, этнография, история национального искусства, религия. Но при этом автор уточняет, что «…не усложнять программу. Не надо читать детям курс анатомии, физиологии, психологии, истории и др.  Цель программы — дать первоначальные представления, вызвать интерес к познанию себя, других людей, мира…» При изучении программы воспитатель должен ориентироваться на основную воспитательно-образовательную цель, которая указана в данной программе в соответствии с содержанием.

 

Вывод                                            

Программа Козловой С.А. «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру» направлена на развитие социально-эмоциональной сферы дошкольника, становление базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

В программе содержатся концептуальные положения, на которых построена программа:

– интеллектуальное и нравственное развитие ребенка;

– фомирование творческого потенциала личности;

– формирование знаний о человеке;

– последовательное введение ребенка в социальный мир;

– формирование знаний о социальной действительности.

Стержневым понятием программы являются знания о Человеке. По

мнению автора программы, именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Автор предполагает естественное включение «вхождение» данной программы в педагогический процесс. В работе с детьми автор рекомендует использовать поисково– экспериментальные, продуктивные и проблемные методы.

Логика построения материала программы такова, что ее содержание максимально приближено к детскому восприятию.

Недостатком представленной программы  является то, что в ней не представлено конкретных задач, направленных на формирование у детей знаний о человеке, способов преодоления негативных эмоций, развитие умений находить конструктивный способ выхода из сложившихся ситуаций, отсутствует направленность сообщаемых знаний на выработку определенного поведения.

Вторым существенным недостатком является отсутствие диагностики или критериев оценки достижения детей. Таким образом, мы не можем отследить эффективность программы и решить действительно ли программа работает и на сколько хорошо  дети усваивают учебный материал.

 

Список литературы

 

1. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М.: «Линка – ПРЕСС», 2000г.

2. Козлова С.А.  Я – Человек: программа приобщения ребенка к социальному миру// Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. Пособие. – М.,1998

 

 

 

2

 



Информация о работе Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста