Твердые бытовые отходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является: выявление актуальности проблемы образования, сбора, хранения и переработки твердых бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности человека, поиск оптимальных путей решения данной проблемы. Задачи: определение понятия, состава и количества образующихся твердых бытовых отходов, их влияния на состояние окружающей среды и здоровье населения;
изучение возможных путей утилизации твердых бытовых отходов и их последствий;
размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха
привлечение внимания общественности на данную проблему, воспитание экологической культуры у населения.

Файлы: 1 файл

контр.Экология.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Под размещением отходов  понимают, прежде всего, операции, связанные  с захоронением и складированием, а также использование, переработку  и обезвреживание отходов. Будущее влияние процесса управления отходами будет зависеть от того, как изменятся указанные факторы. Окончательная обработка отходов, на сегодняшний день, означает либо их захоронение на свалке, либо сжигание. Два этих вида оказывают разное, но в обоих случаях негативное влияние на окружающую среду.

Проблема полного уничтожения  или частичной утилизации твердых  бытовых отходов (ТБО) - бытового мусора - актуальна, прежде всего, с точки  зрения отрицательного воздействия  на окружающую среду. Твердые бытовые отходы - это богатый источник вторичных ресурсов (в том числе черных, цветных, редких и рассеянных металлов), а также "бесплатный" энергоноситель, так как бытовой мусор - возобновляемое углеродсодержащее энергетическое сырье для топливной энергетики. Однако для любого города и населенного пункта проблема удаления или обезвреживания твердых бытовых отходов всегда является в первую очередь проблемой экологической. Весьма важно, чтобы процессы утилизации бытовых отходов не нарушали экологическую безопасность города, нормальное функционирование городского хозяйства с точки зрения общественной санитарии и гигиены, а также условия жизни населения в целом. Как известно, подавляющая масса ТБО в мире пока складируется на мусорных свалках, стихийных или специально организованных в виде "мусорных полигонов". Однако это самый неэффективный способ борьбы с ТБО, так как мусорные свалки, занимающие огромные территории часто плодородных земель и характеризующиеся высокой концентрацией углеродсодержащих материалов (бумага, полиэтилен, пластик, дерево, резина), часто горят, загрязняя окружающую среду отходящими газами. Кроме того, мусорные свалки являются источником загрязнения как поверхностных, так и подземных вод за счет дренажа свалок атмосферными осадками. Зарубежный опыт показывает, что рациональная организация переработки ТБО дает возможность использовать до 90% продуктов утилизации в строительной индустрии, например в качестве заполнителя бетона.

Неиспользуемые отходы – это тысячи тонн безвозвратно потерянных материальных ресурсов, которые можно было бы вовлечь в хозяйственный оборот города. Утилизация отходов позволяет более бережно расходовать природные ресурсы.

Многочисленные несанкционированные  свалки бытового и прочего мусора, помимо неприглядного вида и антисанитарного состояния, оказывают негативное воздействие как на окружающую среду, так и представляют реальную угрозу здоровью населения. Они являются эпицентром заражения воздуха углекислым газом, метаном, сероводородом, фенолами и продуктами горения, грунта, и как следствие, грунтовых вод, через которые инфекция и токсические вещества могут распространяться от центра заражения на значительные состояния. Мусор является благоприятной средой для развития микроорганизмов, вызывающих некоторые инфекционные заболевания.

Реальную и очень  серьезную опасность для здоровья человека представляют диоксины, которые  обнаружены в составе отходов  металлургии, деревообрабатывающей и  целлюлозно-бумажной промышленности. Образуются они и при уничтожении  отходов в мусоросжигательных печах, на городских свалках.

Однажды попав в определенную среду обитания – воду, воздух, почву, - диоксины остаются там, никуда не исчезая, вплоть до полного распада. А это  достаточно долгий срок. Период их полураспада, например, в почве – 10-12 лет, в организме человека – 6-7 лет. Диоксины практически нерастворимы в воде, устойчивы к изменениям температуры, неподвластны влиянию кислот и щелочей.

В малых дозах диоксины не столько отравляют, сколько именно видоизменяют живое. Диоксин может  годами накапливаться в организме, не вступая там ни в какие взаимодействия, а затем дать о себе знать в виде самых разнообразных болезней.

Для предупреждения возможного неблагоприятного влияния отбросов на здоровье человека и условия его  жизни в каждом городе организуется санитарная очистка территории, обеспечивающая сбор, удаление и обезвреживание отходов.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

           

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3. РАСЧЕТ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В

            РЕЗУЛЬТАТЕ СГОРАНИЯ НА ПОЛИГОНАХ ТБО

           

 

  Настоящие рекомендации предназначены для территориальных органов Минэкологии России.

  Сгорание твердых бытовых отходов (ТБО) рассматривается как аварийный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, вследствие чего применяется десятикратный тариф к нормативам платы за допустимые выбросы загрязняющих веществ, установленный действующим порядком применения нормативов платы за загрязнение природной среды на территории Российской Федерации.

Рекомендации разработаны  в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и действующих в стране нормативных актов.

На количественную характеристику выбросов загрязняющих веществ с полигонов отходов влияет большое количество факторов, среди которых:

 

  • климатические условия;
  • рабочая (активная) площадь полигона;
  • сроки эксплуатации полигона;
  • количество захороненных отходов;
  • мощность слоя складированных отходов;
  • соотношение количеств завезенных бытовых и промышленных отходов;
  • морфологический состав завезенных отходов;
  • влажность отходов;
  • содержание органической составляющей в отходах;
  • содержание жироподобных, углеводоподобных и белковых веществ в органике отходов;
  • технология захоронения отходов;

 

Удельный выход биогаза за период его активной стабилизированной генерации при метановом брожении определяется по уравнению:

Q = 10 - 4R (0,92 Ж + 0,62У + 0,34 Б),                                            (1)

 

где: Q - удельный выход биогаза за период его активной генерации, кг/кг отходов;

R - содержание органической составляющей в отходах, %;

Ж - содержание жироподобных веществ в органике отходов, %;

У - содержание углеводоподобных веществ в органике отходов, %;

Б - содержание белковых веществ в органике отходов, %.

R, Ж, У и Б - определяются анализами отбираемых проб отходов.

 

Уравнение (1) составлено применительно к абсолютно сухому веществу отходов. В реальных условиях отходы содержат определенное количество влаги, которая сама по себе биогаз не генерирует. Следовательно, выход биогаза, отнесенный к единице веса реальных влажных отходов, будет меньше, чем отнесенный к той же единице абсолютно сухих отходов в 10-2(100-W) раз, так как в весовой единице влажных отходов абсолютно сухих отходов, генерирующих биогаз, будет всего 10-2(100-W) от этой единицы.

Здесь W - фактическая влажность отходов в %, определенная анализами проб отходов.

Эксплуатация полигонов  сопряжена с необходимостью платежей в экологический фонд. На случаи возгорания предусмотрены дополнительные иски, ущерб по которым рассчитывается согласно «Временным рекомендациям по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха» (Минприроды РФ, 02.11.92).

Расчетная насыпная масса  одного кубического метра ТБО  принимается равной 0,25 тонн на куб. м. Значения удельных выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу  в результате сгорания одной тонны ТБО, и нормативы платы приведены в таблице 2.

                                                                                                                        Таблица 2

 
Вещество

 
Удельный выброс 
(тонн вещества на 
тонну ТБО)

 
Норматив платы 
за аварийный выброс 
(руб. за тонну)

 
Твердые частицы 
Сернистый ангидрид 
Окислы азота 
Окись углерода 
Сажа

 
0,00125 
0,003 
0,005 
0,025 
0,000625

 
1100,5 
3300,0 
4102,5 
54,5 
3300,0


 

По мере получения  данных об удельных выбросах для других веществ будут вноситься соответствующие дополнения и изменения.

Данные о массе или  объеме сгоревших ТБО принимаются  по справке руководства полигона. Масса сгоревших ТБО определяется как произведение объема и расчетной  насыпной массы ТБО (0,25 тонн на куб. м). Для уточнения рекомендуется объем сгоревших ТБО определять как разницу между поступившими на свалку (полигон) и оставшимися после сгорания ТБО. Количество поступивших на полигон ТБО берется по учетной документации, а объем оставшихся (не сгоревших) ТБО определяется с помощью обмеров, принимая за начальные размеры проектные отметки.

Количество образовавшихся вредных веществ определяется как  произведение массы сгоревших ТБО  на величину удельного выброса, указанного в таблице, а размер платы за выброс этого вещества - умножением полученной массы на величину соответствующего норматива платы за аварийный выброс.

Сумма иска за загрязнение  атмосферного воздуха в результате сгорания ТБО определяется суммированием  платежей за выбросы указанных в  таблице веществ.

Так же существуют методические указания, которые распространяются на все виды загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и переработке твердых бытовых отходов (ТБО).

 

 

 

3.1. Размер предъявляемого иска за загрязнение атмосферного

воздуха

 

 

Сумма иска определяется в зависимости от нормативов платы за выбросы загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух, установленных постановлением Правительства России от 28 августа 1992 г. N 632 (ред. от 06.03.2012 с изменениями, вступившими в силу с 20.03.2012) "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". До первого января 1993 г. сумма иска определяется в зависимости от нормативов платы за выбросы загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух, установленных постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. N 13 "Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения", с учетом пятикратного повышающего коэффициента. После ввода новых базовых нормативов платы за выбросы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, необходимо внести соответствующие изменения при расчете размера иска.

При определении величины иска следует учитывать коэффициенты экологической ситуации и экологической  значимости. В соответствии с "Порядком применения нормативов платы за загрязнение природной среды на территории Российской Федерации" эти коэффициенты могут увеличиваться для городов и крупных промышленных центров на 20 %, а в случае выбросов от пожаров на полигонах, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территориях национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, а также на территориях, подпадающих под действие международных конвенций, - в 2 раза. В Центральном экономическом районе сумма иска умножается на коэффициент 1,9. При этом названные выше надбавки к сумме иска применяются после умножения на этот коэффициент.

Следует иметь в виду, что предприятия, организации, должностные  лица виновные в возгорании свалок, рассматриваются как нарушители экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию и захоронению производственных и бытовых отходов, подвергаются взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаемым Правительством Российской Федерации.3

1. Рассчитать сумму  иска за загрязнение атмосферы  в результате сгорания ТБО  на полигоне.

С этой целью необходимо определить: 
а) массу сгоревших ТБО (МТБО) по формуле: 
МТБО = V * m, 
где V – объем сгоревших ТБО, м3 
m – насыпная масса отходов равная 0,25 т/м3 
б) фактический выброс каждого загрязняющего вещества по формуле: 
М i = МТБО* М уд, 
где М уд – удельный выброс каждого загрязняющего вещества т/т ТБО (Таблица 2) 
в) размер платы за выброс каждого загрязняющего вещества по формуле: 
П i= М i*С i, 
где Сi – норматив платы за выброс загрязняющих веществ в размерах, не превышающих ПДК, руб (Таблица 2) 
г) размер платы за выброс суммы загрязняющих веществ по формуле:  

П = åП i 
i=1 
2. Результаты расчетов платы за загрязнение атмосферного воздуха оформить следующим образом: 
Название района и его размещение: 
Показатели Фактический выброс веществ, т/т ТБО 
(Мi) Уд. выброс веществ, т/т ТБО 
( Муд.) Размер платы за выброс каждого в-ва, руб 
(Пi) Размер платы за выброс суммы веществ 
(П) 
Объем сгоревших ТБО (V), м3 - - - 
Масса сгоревших ТБО(МТБО), т - - - 
Твердые частицы  
Сернистый ангидрид  
Оксиды азота  
Оксид углерода  
Сажа  
 
3. Указать сумму иска за загрязнение атмосферы в результате сгорания ТБО на полигоне с учетом коэффициента экологической ситуации и экологической значимости: 
С=П*К, 
где К – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха (таб.3)

Коэффициенты экологической  ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов РФ (таб.3)

                                                                                                                        Таблица 3

 
Экономический район Российской Федерации

 
Коэффициент экологической ситуации атмосферного воздуха почвы*

 
Коэффициент экологической ситуации атмосферного воздуха почвы*

Северный 
Северо-Западный 
Центральный 
Волго-Вятский 
Центрально-Черноземный 
Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

1,4

1,5

1,9

1,1

1,5

1,9

1,6

2,0

1,2

1,4

1,0

1,4

1,3

1,6

1,5

2,0

1,9

1,9

1,7

1,2

1,1

1,1 

Информация о работе Твердые бытовые отходы