Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:49, реферат
В современных условиях проведение экологической политики в рамках региона и страны в целом, неразрывно связано с экологической политикой отдельных городов, особенно городов-миллионеров. Актуальными вопросами в области осуществления экологической политики для муниципальных образований являются уменьшение выбросов вредных веществ в окружающую среду: атмосферный воздух, почву, водный бассейн и снижение уровня эколого-социального риска проживающего населения.
Введение…………………………………………………………3
Загрязнение среды как глобальная проблема………………….5
Причины загрязнения
Загрязнение водных ресурсов
Мониторинг состояния загрязнения…………………………10
Ущерб от загрязнения окружающей среды…………………..15
Меры улучшения качества окружающей среды………………27
Заключение………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………....31
Бактериальные и биологические
загрязнения представляют собой
различные живые
Загрязнения большей частью содержат около 42% минеральных веществ и до 58% органических.
При рассмотрении вопроса о составе сточных вод одним из важных понятий является концентрация загрязнения, т. е. количество загрязнений в единице объема воды, исчисляемом в мг/л или г/м3.
Концентрацию загрязнений сточных вод определяют химическими анализами. Большое значение имеет рН сточных вод, особенно при процессах их очистки. Оптимальной средой для биологических процессов очистки являются воды с рН около 7–8. Бытовые сточные воды имеет слабощелочную реакцию, производственные – от сильнокислой до сильнощелочной.
Загрязнение водоемов характеризуется следующими признаками:
- появление плавающих веществ на поверхности воды и отложение на дне осадка;
- изменение физических свойств воды, как-то: прозрачности и цветности, появление запахов и привкусов;
- изменение химического состава воды (реакции, количества органических и минеральных примесей, уменьшение растворенного в воде кислорода, появление ядовитых веществ и др.);
- изменение видов и количества бактерий.
Мониторинг состояния загрязнения атмосферного воздуха
Сеть мониторинга за качеством
воздуха в г. Ростове-на-Дону включает
7 постов наблюдения Ростовского центра
по гидрометеорологии и
Автотранспорт
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств в 2010 году составили 143,515 тыс. тонн. Количественную характеристику выбросов по районам представить невозможно ввиду его мобильности. Однако, следует отметить, что в связи с загруженностью автодорог центральной части города, можно предположить, что значительная часть выбросов приходится именно на эту территорию. Для решения вопроса по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников на местном уровне, в соответствии с принятыми в 2000 году постановлениями мэра города Ростова-на-Дону:
“Об усилении контроля за соблюдением нормативов по содержанию загрязняющих веществ в отработавших газах автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров на городских маршрутах”;
“Об усилении контроля за качеством реализуемых ГСМ и влиянием работы АЗС на экологическую обстановку в месте ее расположения и в регионе в целом”,
комитетом проводилась определённая работа.
В частности, совместно с ГИБДД УВД города и Управлением транспорта администрации города проведены рейды по проверке на соответствие требованиям ГОСТ по содержанию загрязняющих веществ в отработавших газах коммерческих автобусов.
В сентябре 2005 года исполнилось два года со дня создания ООО «РТК Русэлтранс». Предприятие было создано с целью поддержания работы троллейбусов в Ростове-на-Дону, потому что в то время этот вид общественного транспорта переживал не лучшие времена. Эксперимент заключался в том, что учредителями «РТК Русэлтранс» стали одновременно МУП «РТК» и частная фирма. Можно с уверенностью сказать, что такая модель оправдала себя. Конечно, многие проблемы предприятия ещё остались, например, капитальный ремонт машин, но всё же положительных изменений гораздо больше. Идёт смена поколения, - говорит директор ООО РТК «Русэлтранс» И.В. Заволока. - Обучение проходит частично за счёт предприятия. Работать водителем идут в основном с пригородов Ростова. Объявления о приёме на работу даём в таких городах, как Новочеркасск, Шахты, Таганрог, Батайск. Некоторые ростовчане изъявили желание переучиться с автобуса на троллейбус. Предприятие ещё несколько лет назад было нерентабельным, но сейчас само себя обслуживает. Обновляется и парк машин. Несколько лет назад РТК «Русэлтранс» по лизингу получил 30 троллейбусов. Лизинговая схема оправдала себя, - рассказывает начальник городского управления транспорта И.В. Политика, - В этом году «Русэлтранс» планирует приобрести ещё пять троллейбусов. Идёт второй этап обновления техники. Если шагать такими темпами, то через пять-десять лет на маршрутах будут работать только новые машины, к чему и стремимся.
С целью улучшения экологической
обстановки в Ростове администрацией
города намечены мероприятия по восстановлению
ранее действовавших
Воздушный транспорт
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу определяются количеством взлетно-посадочных циклов, осуществленных воздушными судами, а также типом и количеством двигателей.
В связи с введением
требований экологической безопасности
при эксплуатации, ремонте и испытаниях
воздушных судов и
На предприятиях, эксплуатирующих
и ремонтирующих воздушные
Водоохранная обстановка
Общий объем воды, забранной в 2004 г. из подземных горизонтов и поверхностных источников, составил 236,350 млн. м3\год, что на 19,59 млн. м3\год больше, чем в 1998 году.
Из общего объема забрано:
из поверхностных источников - 236,06 млн. м3\год;
из подземных источников - 0,290 млн. м3\год
В водные объекты г. Ростова-на-Дону сброшено 145,273 млн. м3\год недостаточно очищенных, нормативно очищенных, загрязненных (без очистки) и нормативно чистых (без очистки) сточных вод, в том числе:
загрязненных (без очистки) - 26,812 млн. м3\год;
недостаточно очищенных - 112,924 млн. м3\год;
нормативно-очищенных - 0,016 млн. м3\год;
нормативно-чистых (без очистки) - 5,521 млн. м3\год.
Необходимо отметить, что выполненные объёмы работ не привели к улучшению водоохранной обстановки в г. Ростове-на-Дону. Более того, наметившееся в 2009 году некоторое повышение эффективности работы очистных сооружений канализации МП ПО “Водоканал”, в 2010году сведено к минимуму из-за непозволительно низких темпов производства работ по реконструкции.
Анализ воды р.Темерник (в створах церкви Сурб Хач, близ моста через Северное водохранилище, около санатория в пос. Каменка, в районе зоопарка и Ботанического сада, ниже железнодорожного вокзала) показал, что ее минерализация и жесткость в 1,5-3 раза превышают ПДК. Удивительная ситуация складывается с родниками. Речь идет о родниках в районе комплекса Сурб Хач, родниках Серафима Саровского в Ботаническом саду и Гремучем в районе станции Ростов-Берег. Воду из этих источников люди, считая лечебной, пьют в больших количествах, хотя в ней концентрация сульфатов, фенолов, марганца, лития превышает ПДК.
Ростовская область входит в число немногих регионов, где уделяется пристальное внимание проблемам развития водохозяйственного комплекса. Проблема охраны водных ресурсов от загрязнения и нерационального использования решается путем осуществления целого комплекса водоохранных мероприятий. В 2009 г. на эти цели из средств областного бюджета выделено 248 млн. рублей.
Снижение биогенного воздействия на водные объекты - одно из основных направлений, и на эти мероприятия выделено 150,5 млн.рублей. Сюда входит строительство и реконструкция очистных сооружений канализации на территории Ростовской области, прокладка коллекторов. Эти работы проводятся уже не первый год и их реализация позволит значительно улучшить состояние всей акватории р.Дон.
Ведётся реконструкция и строительство очистных сооружений канализации в гг. Семикаракорске, Цимлянске, Каменск-Шахтинский, Донецке, с.Чалтырь, осуществляется строительство коллектора №68 в г.Ростове-на-Дону. До конца 2009 года планируется завершение реконструкции и ввод в эксплуатацию сооружения в гг.Цимлянске, Донецке, с.Чалтырь Мясниковского района, а также завершение работ по строительству накопителя обезвоженного осадка на ОСК г.Каменск-Шахнинский .
Все перечисленные очистные сооружения осуществляют сброс сточных вод непосредственно в Дон или Северский Донец, являющиеся основными водными артериями, поэтому именно они были выбраны в качестве первоочередных объектов.
За счет средств областного бюджета в 2009 году проведены предпроектные проработки по строительству ОСК г.Константиновска, г.Аксая, реконструкции ОСК г.Красного Сулина, что позволит выбрать оптимальный вариант размещения очистных сооружений, определить эффективную технологию очистки сточных вод и приступить к разработке проектно-сметной документации.
Большое внимание администрация
области уделяет решению
В рамках выполнения первоочередных противопаводковых мероприятий профинансированы работы по расчистке заторов на малых реках, ремонту плотин, дамб, ГТС, берегоукрепительные работы на территории 23 муниципальных образований.
С целью восстановления и оздоровления водных ресурсов бассейнов малых рек области за счет средств областного бюджета ведутся работы в Азовском районе по расчистке рек Кагальник, Мокрая Чумбурка, в Матвеево-Курганском районе - Мокрый Еланчик. Выделены средства в объеме 1.5 млн.руб. на разработку проектно-сметной документации по выполнению мероприятий на реке Подпольная в Багаевском районе и р.Кундрючья в Белокалитвинском и Красносулинском районах.
В рамках реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Юг России» в 2004 г. выделены средства областного бюджета в объеме 3 млн.руб. на выполнение мероприятия: «Дубовский район, х.Овчинников, берегоукрепительные работы на Цимлянском водохранилище». Для продолжения работ по защите от абразионных процессов береговой линии Цимлянского водохранилища в 2009 году выделены средства в объеме 1,5 млн.руб. на разработку проектно-сметной документации по берегоукреплению водохранилища в районе ст.Жуковская.. Произведена уборка большей части крупногабаритного мусора из русловой и прибрежной части бассейна р. Темерник, обеспечена её санитарная проточность. Разработана документация и начаты ремонтно-восстановительные работы по всем гидротехническим сооружениям, расположенным в бассейне р. Темерник. Проведены тендерные торги на проектирование полигона захоронения и технологии эвакуации донных отложений из русла р. Темерник, ручья Безымянный и балки Темерник. В августе 2004 года завершен 1 пусковой комплекс.
Параллельно с расчисткой р. Темерник проводится ряд мероприятий по ликвидации несанкционированных сбросов. В частности, в соответствии со схемой развития городской канализационной сети и генерального плана г. Ростова-на-Дону за счет средств областного бюджета завершаются работы по строительству канализационного коллектора №68. Ввод его в эксплуатацию позволит развить жилищное строительство и промышленное производство в северной и северо-восточной частях города, улучшить систему водоотведения сточных вод в центральной части города путем разгрузки существующих коллекторов и прекратить сбросы неочищенных сточных вод в р.Темерник.
Ущерб от загрязнения окружающей среды
Ущерб
от загрязнения окружающей среды
синергетически идентифицируется как
экономические потери, возникающие у населения
как основного реципиента воздействия
окружающей среды, вследствие ухудшения
ее качества, инициируемого неэффективным
обеспечением экологически безопасного
экономического развития, включающие
упущенную выгоду в производстве ВВП, социальные трансферты,
расходы на мероприятия по охране окружающей
среды и здоровья населения, стоимость
лечения, ухода и реабилитации реципиента
воздействия загрязненной окружающей
среды. Оценка ущерба от загрязнения окружающей
среды методологически базируется на
трех взаимосвязанных процедурах: 1) идентификации
и количественного измерения интегрального
натурального ущерба, позволяющих выявить
негативные качественные трансформации
в состоянии здоровья населения под суммарным
воздействием социально-эколого-
Методика оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, базирующаяся на системе взаимосвязанных экономико-математических, затратных и результатных моделей натурального и стоимостного измерения негативных качественных трансформаций, происходящих в окружающей среде, позволяет дать единую внутренне синхронизированную комплексную многопараметрическую оценку экологически обусловленных потерь и выбрать на ее основе приоритетные направления усовершенствования системы экологически безопасного развития экономики России путем типологизации регионов по эффективности ущербоминимизирующих стратегий.
Результаты авторского, модельно-экспериментального анализа показывают, что переход к инновационно-сфокусированным отношениям хозяйствования предполагает становление принципиально новой концепции экологически безопасной модернизации экономики России, основным содержанием которой должно стать построение многопараметрической системы оценки ущерба от загрязнения окружающей среды на едином методологическом фундаменте с использованием методов системно-функционального моделирования, сбалансированной иерархической системы индикаторов, обеспечивающих устойчивые условия для экологически безопасного развития экономики России. Исследование категории ущерба от загрязнения окружающей среды, его структурных элементов и позиционирования в системе экологически безопасного экономического развития позволили идентифицировать ущерб -от загрязнения окружающей среды как экономические потери, возникающие у населения как основного реципиента воздействия окружающей среды, вследствие ухудшения ее качества, инициируемого неэффективным обеспечением экологически безопасного экономического развития, включающие упущенную выгоду в производстве ВВП, социальные трансферты, расходы на мероприятия по охране окружающей среды и здоровья населения, стоимость лечения, ухода и реабилитации реципиента воздействия загрязненной окружающей среды. Оценка ущерба от загрязнения окружающей среды методологически базируется на трех взаимосвязанных процедурах: 1) идентификации и количественного измерения интегрального натурального ущерба, позволяющих выявить негативные качественные трансформации в состоянии здоровья населения под суммарным воздействием социально-экологоэкономических факторов, 2) декомпозиции интегрального натурального ущерба на фоновый натуральный, детерминированный социально-экономическими причинами, и экологически обусловленный натуральный ущерб, вызванный загрязнением окружающей среды, 3) нахождении стоимостного эквивалента натурального ущерба от загрязнения окружающей среды для получения экономической оценки ущерба.