Быстрый рост потребностей в
топливе, металлах, минеральном сырье
и их добыче привели к истощению этих ресурсов.
Так, по оценкам специалистов, при сохранении
современных темпов добычи и потребления
разведанные запасы нефти будут исчерпаны
уже через 30 лет, газа - через 50 лет, угля
- через 200. Аналогичная ситуация сложилась
не только с энергетическими ресурсами,
но и с металлами (истощение запасов алюминия
ожидается через 500-600 лет, железа - 250 лет,
цинка - 25 лет, свинца - 20 лет) и минеральными
ресурсами, как, например, асбест, слюда,
графит, сера.
Вот далеко не полная картина
экологической ситуации на нашей планете
в настоящее время. Даже отдельные успехи
природоохранной деятельности не могут
заметным образом изменить общий ход процесса
пагубного влияния цивилизации на состояние
биосферы.
Человечество приходит к осознанию
необходимости коренной трансформации
отношения к природной среде и своей роли
в окружающем мире. Решение экологических
проблем современного общества связано
с сохранением и созданием на Земле благоприятных
природных условий жизни для людей, гармонизацией
развития общества и природы.
Транспорт относится
к главным загрязнителям атмосферного
воздуха, водоемов и почвы. Происходят
деградация и гибель экосистем под действием
транспортных загрязнений, особенно интенсивно
на урбанизированных территориях. Остро
стоит проблема утилизации и переработки
отходов, возникающих при эксплуатации
транспортных средств, в том числе и при
завершении срока их службы. Для нужд транспорта
в большом количестве потребляются природные
ресурсы. Снижается качество окружающей
среды из-за повышения уровня шумового
воздействия транспорта. Это предопределяет
необходимость разработки теоретических
основ и методических подходов к решению
экологических проблем в транспортном
комплексе.
1.1. Характеристика автомобильно-дорожного
комплекса в России.
Автомобильный транспорт
служит средством связи между местом проживания
и местом работы, магазинами, местами развлечения
и отдыха. Поселения и хозяйства вызывают
необходимость развития транспорта, а
новые пути сообщения и техническое совершенствование
транспорта в свою очередь способствуют
развитию поселений и хозяйства. Высокие
скорости, обеспечиваемые автомобилем,
и развитая дорожная сеть придали современному
человеку большую мобильность. Развитие
транспорта, строительство и поддержание
транспортной инфраструктуры увеличивают
вредные нагрузки на окружающую среду
и человека посредством шума, загрязнения
воздуха, разрушения ландшафтов и несчастных
случаев.
Отмечается устойчивая
тенденция роста численности автотранспортных
средств, находящихся в личном пользовании.
Средний возраст остается значительным,
10% парка эксплуатируется свыше 13 лет,
полностью изношены и подлежат списанию.
Такая эксплуатация приводит к непроизводительному
расходу топлива и увеличению выброса
в атмосферу загрязняющих веществ.
Достигнутый уровень
автомобилизации в России в настоящее
время в 2 – 4 раза ниже этого уровня в западных
странах. Производимые в России модели
автомобилей на 8 – 10 лет отстают по всем
основным показателям (экономичности,
экологичности, надежности, безопасности)
от автомобилей, выпускаемых в промышленно
развитых странах. К тому же автотранспортные
средства отечественного производства
не удовлетворяют современным экологическим
требованиям. В условиях быстрого роста
автомобильного парка это приводит к еще
большему возрастанию негативного воздействия
на окружающую среду.
Состав автопарка
по видам используемого топлива также
остался прежним. Доля автомобилей, использующих
газовое топливо, не превышает 2%. Удельный
вес грузовых автомобилей с дизелями составляет
28% их общего количества. Для автобусного
парка России доля автобусов, работающих
на дизельном топливе, равна примерно
13%.
Состояние дорог
в целом по России неблагополучное. Новые
автомобильные дороги строятся крайне
медленно. На большой протяженности участки
дорог имеют неудовлетворительные гладкость,
ровность и прочность. Это создает предпосылки
возникновения транспортных происшествий.
В инфраструктуре
транспортной отрасли насчитывается около
4 тыс. крупных и средних автотранспортных
предприятий, занятых пассажирскими и
грузовыми перевозками. С развитием рыночных
отношений появились в большом количестве
коммерческие транспортные подразделения
небольшой мощности. Они выполняют автомобильные
перевозки, техническое обслуживание
и ремонт автомобилей, оказывают сервисные
услуги и осуществляют прочие виды деятельности.
Рост автопарка, изменение форм собственности
и видов деятельности существенно не повлияли
на характер воздействия автотранспорта
на окружающую природную среду.
Основная масса
(80%) вредных веществ выбрасывается автотранспортом
на территориях населенных пунктов. Он
по-прежнему сохраняет лидерство в загрязнении
атмосферы городов. В середине 90-х годов
на долю автотранспорта в России приходилось
80% выбросов свинца, 59% оксида углерода,
32% оксидов азота.
В среднем на долю
автомобильного транспорта приходится
около 40 % выбросов вредных
веществ в атмосферу, а в крупных городах
эта цифра достигает 60-80 %. Основные загрязнители
окружающей среды от автотранспорта: компоненты
отработанных газов ДВС, взвешенные вещества,
нефтепродукты, продукты истирания шин
и тормозных колодок, компоненты противогололедных
средств (натрий и хлор), тяжелые металлы,
шумовое, вибрационное и электромагнитное
загрязнения. Автотранспортный комплекс
воздействует на все составляющие биосферы:
атмосферу, водный бассейн, почву, растения,
животные, человека.
Для России проблема загрязнения
окружающей среды усугубляется плохим
техническим состоянием дорог и автотранспортных
средств. Так, примерно две трети дорог
имеют гравийное или щебеночное покрытие,
а доля современных автомагистралей составляет
всего 3-4 %, при этом их
техническое состояние не соответствует
мировому уровню.
Транспортный комплекс Российской
Федерации (автомобильный, морской, внутренний
водный, железнодорожный, авиационный
и другие виды, а также стационарные объекты
их обслуживания) является одним из крупнейших
загрязнителей атмосферного воздуха,
поверхностных и подземных вод, почв и
грунтов, биоты. Электротранспорт оказывает
загрязняющее действие на среду за счет
шума и электромагнитных излучений, а
также за счет попадания в среду веществ,
применяемых при обслуживании этого транспорта.
К тому же он имеет постоянную тенденцию
к увеличению объемов и степени загрязнения.
Так, в 1998 г. выбросы загрязняющих веществ
транспортным комплексом по сравнению
с 1997 г. увеличились на 1,4 % и составили
13,687 млн т. (табл. 5.16).
Автомобильный транспорт
сохраняет доминирующую роль в загрязнении
атмосферы, и его доля в транспортных выбросах
вредных веществ в 1998 г. выросла до 91 % .
Это объясняется тем, что за
истекший год в России автомобильный парк
увеличился на 5,2 % и составил 23,7
млн ед.
—транспортный комплекс , автомобильный
транспорт;
Рис. Изменение выбросов загрязняющих
веществ транспортным комплексом в целом,
и автомобильным транспортом в частности
подвижного состава: в том числе 18,8 млн
легковых автомобилей, 4,26 млн грузовых
автомобилей и 627 тыс. автобусов. С 1950 по
1980 г. количество автомобилей увеличилось
в 5,4 раза, а всего за последние 50 лет —
более чем в 12 раз и превысило число 630
мн. Ежегодно производится 40 млн автомобилей.
В таких развитых странах, как Канада,
Германия, Италия, Япония, Франция, Великобритания,
на 1 000 жителей приходится 500-700 автомобилей,
в США — 800 автомобилей, в России — 150.
Сейчас на долю автомобильного
транспорта в России приходится около
половины всех грузоперевозок. При этом
в общем грузообороте газотопливные автомобили
составляют около 7 %, автоприцепы—
около 19 %, а остальные транспортные средства
— бензиновые и дизельнотопливные, на
долю которых приходится ~ 30 %.
В целом по России
выбросы загрязняющих веществ от автотранспортных
средств за год (с 1997 по 1998 г.) увеличились
на 4,2 % и составили 11,824 млн т. Принципиально
важно заметить, что экологическая опасность
автомобильного транспорта по-прежнему
оценивается не в полной мере, так как
с его выбросами в атмосферный воздух
поступают не только оксиды углерода,
углеводорода и оксиды азота (по которым
государственными службами осуществляется
инструментальный контроль), но и другие
вещества, оказывающие на здоровье населения
канцерогенное и высокотоксичное воздействие
— бензол, формальдегид, *бенз(а)пирен,
ацетальдегид, толуол, ксилолы, свинец
и др. Достаточно отметить, что в 1998 г. в
целом по России от автотранспорта в атмосферный
воздух было выброшено 27 тыс. т бензола,
17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 тыс. т бенз(а)пирена,
3,1 тыс. т соединений свинца и десятки тысяч
тонн других вредных веществ.
Кроме этого в условиях
акустического дискомфорта, вызванного
шумовой нагрузкой от транспортных потоков,
проживает около 30 млн чел., из них 10-15 млн
чел., проживающих на магистральных территориях,
подвержены повышенному риску ухудшения
здоровья.
Среди антропогенных
источников загрязнения на урбанизированых
территориях транспорт в городах России
стал занимать второе место после промышленности,
поскольку поставляет в природную среду
огромные массы пыли, сажи, отработавших
газов, масел, тяжелых металлов и сотен
других веществ, значительная
часть которых относится к токсикантам.
Кроме того, существенное воздействие
на экосистемы оказывают такие физические
факторы, как шум, вибрации, электромагнитные
поля и др., не всегда доступные прямому
восприятию и поэтому часто игнорируемые
во многих практических экологических
исследованиях.
Количество загрязняющих
веществ в выхлопных газах автомобилей
зависит от его грузоподъемности, срока
эксплуатации и режимных характеристик,
регулировки и степени нагретости машины
и двигателя. Приводятся значения выбросов
основных вредных веществ при работе двигателя
на холостом ходу и в режиме постоянной
скорости .
Из-за низкого
технического уровня значительная часть
отечественных автомобилей, находящихся
в эксплуатации, не соответствует требованиям
государственных стандартов. В 1997 г. в
более чем в 1 450 городах и районных центрах
было установлено, что практически во
всех субъектах России.
Выбросы вредных
веществ при движении автомобилей на холостом
ходу, г/км пробега
Автомобиль |
Оксид угле- |
Непредельные |
Оксиды |
Твердые |
(двигатель) |
рода |
углеводороды |
азота |
частицы |
ВАЗ-1111 (бензиновый) |
13,9 |
10,8 |
9,1 |
_ |
ВАЗ-21081 (бензиновый) |
64,4 |
14,5 |
2,2 |
- |
ЗИЛ-130 (бензиновый) |
332,0 |
38,0 |
1,8 |
- |
ЗИЛ-645 (дизельный) |
57,0 |
9,6 |
23,4 |
2,8 |
КАМАЗ-7408 (дизельный) |
127,0 |
57,0 |
38,0 |
1,4 |
Выбросы вредных
веществ при движении автомобилей с постоянной
скоростью, г/км пробега
Автомобиль |
ВАЗ-1Ш |
ГАЗ-5312 |
КАМАЗ-5320 |
Скорость, км/ч |
|
|
|
|
|
|
Диоксид углерода |
|
|
|
|
|
|
Оксид углерода |
7,1 |
23,0 |
29,0 |
68,0 |
7,15 |
3,7 |
Оксиды азота |
1,4 |
31,0 |
0,8 |
21,0 |
7,0 |
12,0 |
Диоксид серы |
0,13 |
0,12 |
0,51 |
0,51 |
2,1 |
2,0 |
Непред, углеводороды |
1,4 |
1,0 |
4,9 |
4,0 |
2,3 |
2,0 |
Твердые частицы |
- |
- |
- |
- |
0,28 |
0,41 |
кой Федерации доля автомобилей,
эксплуатируемых с превышением действующих
нормативов по токсичности и дымности,
в среднем составляет 20-25 %, а в отдельных
регионах 40 %.
Выбросы токсичных
веществ от автотранспорта в атмосферу
только в России составляют 29-39 млн т в
год. Причем выбросы мотоциклов и легковых
автомобилей составляют 50 % от общей суммы
выбросов, автобусы — 16 %, остальное приходится
на грузовой вид автомобильного транспорта Для сравнения:
в США выбросы токсичных веществ от автотранспорта
составляют более 46 млн т в год.
Наибольшего уровня
автомобилизации в настоящее время достигли
Московская, Ленинградская, Ростовская,
Тюменская, Свердловская, Самарская, Воронежская,
Челябинская, Иркутская и Кемеровская
области, Краснодарский край, республики
Башкорстан и Татарстан. В этих регионах
сосредоточено 48,8 % всего парка автомобилей
России, из них 13,7 % — в Москве и Московской
области. Современный транспорт
— особый источник воздействия на окружающую
среду потому, что он связан с дорогами,
которые являются линейными инженерными
сооружениями. Все автодороги разделяются: