Влияние транспорта на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 12:29, реферат

Описание работы

Цель работы: каковы последствия автотранспорта на процессы, происходящие в биосфере.
Задачи: выяснить, насколько сильно влияет автотранспорт на биосферу Земли.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1. Виды загрязнений………………………………………………………………..5
1.1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса в России……......10
1.2.Характеристика плотности сети автомобильных дорог…………………..15
1.3. Влияние транспорта на окружающую среду………………………. …….15 1.4. Краткая экологическая характеристика продуктов сгорания топлива. ...16
2. Особенности загрязняющего воздействия транспорта на биосферу……....17
3. Краткий обзор природоохранных мероприятий, проводимых при эксплуатации и обслуживании транспортных средств………………… …....18
Заключение……………………………………………………………………....20
Список использованных источников…………………………………………..21 

Файлы: 1 файл

экологияoft Office Word (2).docx

— 70.90 Кб (Скачать файл)

    Быстрый рост потребностей в топливе, металлах, минеральном сырье и их добыче привели к истощению этих ресурсов. Так, по оценкам специалистов, при сохранении современных темпов добычи и потребления разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа - через 50 лет, угля - через 200. Аналогичная ситуация сложилась не только с энергетическими ресурсами, но и с металлами (истощение запасов алюминия ожидается через 500-600 лет, железа - 250 лет, цинка - 25 лет, свинца - 20 лет) и минеральными ресурсами, как, например, асбест, слюда, графит, сера.  
Вот далеко не полная картина экологической ситуации на нашей планете в настоящее время. Даже отдельные успехи природоохранной деятельности не могут заметным образом изменить общий ход процесса пагубного влияния цивилизации на состояние биосферы.

    Человечество приходит к осознанию необходимости коренной трансформации отношения к природной среде и своей роли в окружающем мире. Решение экологических проблем современного общества связано с сохранением и созданием на Земле благоприятных природных условий жизни для людей, гармонизацией развития общества и природы.

    Транспорт относится к главным загрязнителям атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Происходят деградация и гибель экосистем под действием транспортных загрязнений, особенно интенсивно на урбанизированных территориях. Остро стоит проблема утилизации и переработки отходов, возникающих при эксплуатации транспортных средств, в том числе и при завершении срока их службы. Для нужд транспорта в большом количестве потребляются природные ресурсы. Снижается качество окружающей среды из-за повышения уровня шумового воздействия транспорта. Это предопределяет необходимость разработки теоретических основ и методических подходов к решению экологических проблем в транспортном комплексе.

 

1.1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса в России.

    Автомобильный транспорт служит средством связи между местом проживания и местом работы, магазинами, местами развлечения и отдыха. Поселения и хозяйства вызывают необходимость развития транспорта, а новые пути сообщения и техническое совершенствование транспорта в свою очередь способствуют развитию поселений и хозяйства. Высокие скорости, обеспечиваемые автомобилем, и развитая дорожная сеть придали современному человеку большую мобильность. Развитие транспорта, строительство и поддержание транспортной инфраструктуры увеличивают вредные нагрузки на окружающую среду и человека посредством шума, загрязнения воздуха, разрушения ландшафтов и несчастных случаев.

    Отмечается устойчивая тенденция роста численности автотранспортных средств, находящихся в личном пользовании. Средний возраст остается значительным, 10% парка эксплуатируется свыше 13 лет, полностью изношены и подлежат списанию. Такая эксплуатация приводит к непроизводительному расходу топлива и увеличению выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

    Достигнутый уровень автомобилизации в России в настоящее время в 2 – 4 раза ниже этого уровня в западных странах. Производимые в России модели автомобилей на 8 – 10 лет отстают по всем основным показателям (экономичности, экологичности, надежности, безопасности) от автомобилей, выпускаемых в промышленно развитых странах. К тому же автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В условиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду.

    Состав автопарка по видам используемого топлива также остался прежним. Доля автомобилей, использующих газовое топливо, не превышает 2%. Удельный вес грузовых автомобилей с дизелями составляет 28% их общего количества. Для автобусного парка России доля автобусов, работающих на дизельном топливе, равна примерно 13%.

    Состояние дорог в целом по России неблагополучное. Новые автомобильные дороги строятся крайне медленно. На большой протяженности участки дорог имеют неудовлетворительные гладкость, ровность и прочность. Это создает предпосылки возникновения транспортных происшествий.

    В инфраструктуре транспортной отрасли насчитывается около 4 тыс. крупных и средних автотранспортных предприятий, занятых пассажирскими и грузовыми перевозками. С развитием рыночных отношений появились в большом количестве коммерческие транспортные подразделения небольшой мощности. Они выполняют автомобильные перевозки, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, оказывают сервисные услуги и осуществляют прочие виды деятельности. Рост автопарка, изменение форм собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта на окружающую природную среду.

     Основная масса (80%) вредных веществ выбрасывается автотранспортом на территориях населенных пунктов. Он по-прежнему сохраняет лидерство в загрязнении атмосферы городов. В середине 90-х годов на долю автотранспорта в России приходилось 80% выбросов свинца, 59% оксида углерода, 32% оксидов азота.

 

      В среднем на долю автомобильного транспорта приходится около 40 % выбросов вредных веществ в атмосферу, а в крупных городах эта цифра достигает 60-80 %. Основные загрязнители окружающей среды от автотранспорта: компоненты отработанных газов ДВС, взвешенные вещества, нефтепродукты, продукты истирания шин и тормозных колодок, компоненты противогололедных средств (натрий и хлор), тяжелые металлы, шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнения. Автотранспортный комплекс воздействует на все составляющие биосферы: атмосферу, водный бассейн, почву, растения, животные, человека.

Для России проблема загрязнения окружающей среды усугубляется плохим техническим состоянием дорог и автотранспортных средств. Так, примерно две трети дорог имеют гравийное или щебеночное покрытие, а доля современных автомагистралей составляет всего 3-4 %, при этом их техническое состояние не соответствует мировому уровню.

    Транспортный комплекс Российской Федерации (автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды, а также стационарные объекты их обслуживания) является одним из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и грунтов, биоты. Электротранспорт оказывает загрязняющее действие на среду за счет шума и электромагнитных излучений, а также за счет попадания в среду веществ, применяемых при обслуживании этого транспорта. К тому же он имеет постоянную тенденцию к увеличению объемов и степени загрязнения. Так, в 1998 г. выбросы загрязняющих веществ транспортным комплексом по сравнению с 1997 г. увеличились на 1,4 % и составили 13,687 млн т. (табл. 5.16).

 

    Автомобильный транспорт сохраняет доминирующую роль в загрязнении атмосферы, и его доля в транспортных выбросах вредных веществ в 1998 г. выросла до 91 % .

Это объясняется тем, что за истекший год в России автомобильный парк увеличился на 5,2 % и составил 23,7 млн ед.

 

—транспортный комплекс , автомобильный транспорт;

Рис. Изменение выбросов загрязняющих веществ транспортным комплексом в целом, и автомобильным транспортом в частности подвижного состава: в том числе 18,8 млн легковых автомобилей, 4,26 млн грузовых автомобилей и 627 тыс. автобусов. С 1950 по 1980 г. количество автомобилей увеличилось в 5,4 раза, а всего за последние 50 лет — более чем в 12 раз и превысило число 630 мн. Ежегодно производится 40 млн автомобилей. В таких развитых странах, как Канада, Германия, Италия, Япония, Франция, Великобритания, на 1 000 жителей приходится 500-700 автомобилей, в США — 800 автомобилей, в России — 150.

    Сейчас на долю автомобильного транспорта в России приходится около половины всех грузоперевозок. При этом в общем грузообороте газотопливные автомобили составляют около 7 %, автоприцепы— около 19 %, а остальные транспортные средства — бензиновые и дизельнотопливные, на долю которых приходится ~ 30 %.

    В целом по России выбросы загрязняющих веществ от автотранспортных средств за год (с 1997 по 1998 г.) увеличились на 4,2 % и составили 11,824 млн т. Принципиально важно заметить, что экологическая опасность автомобильного транспорта по-прежнему оценивается не в полной мере, так как с его выбросами в атмосферный воздух поступают не только оксиды углерода, углеводорода и оксиды азота (по которым государственными службами осуществляется инструментальный контроль), но и другие вещества, оказывающие на здоровье населения канцерогенное и высокотоксичное воздействие — бензол, формальдегид, *бенз(а)пирен, ацетальдегид, толуол, ксилолы, свинец и др. Достаточно отметить, что в 1998 г. в целом по России от автотранспорта в атмосферный воздух было выброшено 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 тыс. т бенз(а)пирена, 3,1 тыс. т соединений свинца и десятки тысяч тонн других вредных веществ.

    Кроме этого в условиях акустического дискомфорта, вызванного шумовой нагрузкой от транспортных потоков, проживает около 30 млн чел., из них 10-15 млн чел., проживающих на магистральных территориях, подвержены повышенному риску ухудшения здоровья.

    Среди антропогенных источников загрязнения на урбанизированых территориях транспорт в городах России стал занимать второе место после промышленности, поскольку поставляет в природную среду огромные массы пыли, сажи, отработавших газов, масел, тяжелых металлов и сотен

 

других веществ, значительная часть которых относится к токсикантам. Кроме того, существенное воздействие на экосистемы оказывают такие физические факторы, как шум, вибрации, электромагнитные поля и др., не всегда доступные прямому восприятию и поэтому часто игнорируемые во многих практических экологических исследованиях.

    Количество загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобилей зависит от его грузоподъемности, срока эксплуатации и режимных характеристик, регулировки и степени нагретости машины и двигателя. Приводятся значения выбросов основных вредных веществ при работе двигателя на холостом ходу и в режиме постоянной скорости .

     Из-за низкого технического уровня значительная часть отечественных автомобилей, находящихся в эксплуатации, не соответствует требованиям государственных стандартов. В 1997 г. в более чем в 1 450 городах и районных центрах было установлено, что практически во всех субъектах России.

Выбросы вредных веществ при движении автомобилей на холостом

ходу, г/км пробега

Автомобиль

Оксид угле-

Непредельные

Оксиды

Твердые

(двигатель)

 рода

углеводороды

 азота

частицы

ВАЗ-1111 (бензиновый)

13,9

10,8

9,1

_

ВАЗ-21081 (бензиновый)

64,4

14,5

2,2

-

ЗИЛ-130 (бензиновый)

332,0

38,0

1,8

-

ЗИЛ-645 (дизельный)

57,0

9,6

23,4

2,8

КАМАЗ-7408 (дизельный)

127,0

57,0

38,0

1,4


 

 

Выбросы вредных веществ при движении автомобилей с постоянной скоростью, г/км пробега

Автомобиль

ВАЗ-1Ш

ГАЗ-5312

КАМАЗ-5320

Скорость, км/ч

           

Диоксид углерода

           

Оксид углерода

7,1

23,0

29,0

68,0

7,15

3,7

Оксиды азота

1,4

31,0

0,8

21,0

7,0

12,0

Диоксид серы

0,13

0,12

0,51

0,51

2,1

2,0

Непред, углеводороды

1,4

1,0

4,9

4,0

2,3

2,0

Твердые частицы

-

-

-

-

0,28

0,41


 

кой Федерации доля автомобилей, эксплуатируемых с превышением действующих нормативов по токсичности и дымности, в среднем составляет 20-25 %, а в отдельных регионах 40 %.

     Выбросы токсичных веществ от автотранспорта в атмосферу только в России составляют 29-39 млн т в год. Причем выбросы мотоциклов и легковых автомобилей составляют 50 % от общей суммы выбросов, автобусы — 16 %, остальное приходится на грузовой вид автомобильного транспорта Для сравнения: в США выбросы токсичных веществ от автотранспорта составляют более 46 млн т в год.

    Наибольшего уровня автомобилизации в настоящее время достигли Московская, Ленинградская, Ростовская, Тюменская, Свердловская, Самарская, Воронежская, Челябинская, Иркутская и Кемеровская области, Краснодарский край, республики Башкорстан и Татарстан. В этих регионах сосредоточено 48,8 % всего парка автомобилей России, из них 13,7 % — в Москве и Московской области. Современный транспорт — особый источник воздействия на окружающую среду потому, что он связан с дорогами, которые являются линейными инженерными сооружениями. Все автодороги разделяются:

Информация о работе Влияние транспорта на окружающую среду