Влияние транспорта на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 12:29, реферат

Описание работы

Цель работы: каковы последствия автотранспорта на процессы, происходящие в биосфере.
Задачи: выяснить, насколько сильно влияет автотранспорт на биосферу Земли.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1. Виды загрязнений………………………………………………………………..5
1.1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса в России……......10
1.2.Характеристика плотности сети автомобильных дорог…………………..15
1.3. Влияние транспорта на окружающую среду………………………. …….15 1.4. Краткая экологическая характеристика продуктов сгорания топлива. ...16
2. Особенности загрязняющего воздействия транспорта на биосферу……....17
3. Краткий обзор природоохранных мероприятий, проводимых при эксплуатации и обслуживании транспортных средств………………… …....18
Заключение……………………………………………………………………....20
Список использованных источников…………………………………………..21 

Файлы: 1 файл

экологияoft Office Word (2).docx

— 70.90 Кб (Скачать файл)

а) по назначению: городские; промышленные; сельские;

б) по масштабности: общегосударственного значения; районного значения; местного значения;

в) по типу покрытия: асфальтовые; гравийные; щебеночные; грунтовые.

    Таким образом, на экосистемы обычно воздействует тандем: автомобильный транспорт — автомобильная дорога.

     Площадь территории России — 17075 тыс. км2. На июнь 1996 г. общая протяженность автомобильных дорог составляла 540 тыс. км, 2/3 из них — автодороги с твердым покрытием, а 12 % дорог общественного пользования имеют грунтовое покрытие. Из дорог, обладающих твердым покрытием, более 1/3 имеют недолговечное щебеночное или гравийное покрытие. Удельная протяженность автодорог в России на 1 000 км2 территории в 5-30 раз ниже, чем в других странах. По плотности путей сообщения (км/1000 км2). Россия втрое уступает Украине, в 5 раз Эстонии, в 6 раз Латвии, а развитым странам Европы — почти в 30 раз.

К тому же в России доля современных автомагистралей ничтожно мала (3-4 %), а их техническое состояние не соответствует мировому уровню.

 

1.2. Характеристика плотности сети автомобильных дорог.

 

Область

Протяженность сети дорог с твердым покрытием, км

Площадь территории на 1 км дорог с    твердым покрытием, км"

 

на01.01.95

на 01.01.90

 

Московская

   

3,96

3,07

Тверская

   

9,11

6,23

Смоленская

   

9,38

5,92

Тульская

   

5,60

5,22

Калужская

   

6,88

6,88

Рязанская

   

8,19

6,83

Владимирская

   

6,59

5,86

Ярославская

   

9,65

6,02

В среднем по региону

   

6,98

5,43


 

несмотря на то, что именно по ним осуществляется около 40 % всех перевозок в стране. Такое состояние дорожных условий снижает среднюю скорость движения по дороге до 30 км/час, тогда как в Европе эта цифра составляет 80 км/час, стоимость перевозок возрастает в 2,5-3 раза, срок службы автопокрышек сокращается на 15-30 %, а производительность автотранспорта падает более чем в 2 раза. При этом средняя дальность поездки на автомобиле в России в 2-3 раза больше, чем в других близких по площади странах, а средняя скорость движения в 2-3 раза ниже, чем в странах Западной Европы.

  При таком техническом состоянии дорожной сети удельный расход горючего на наших дорогах в 1,5 раза больше, чем в зарубежных странах, что приводит при меньшем количестве автомобилей к большему негативному воздействию транспортного загрязнения на окружающую среду. Проблема усугубляется тем, что часть крупных автомагистралей проходит через населенные пункты.

 

 

1.3. Влияние транспорта на окружающую среду.

 

На различных видах транспорта используют следующие виды топлива: автомобильный и авиационный бензин, дизельное топливо, керосиновые фракции, природный газ и смесь разных видов топлива. По конструкции двигателей различают карбюраторные, дизельные и реактивные силовые установки, которые имеют разные конструкции и оказывают на природную среду различное воздействие.

Негативное влияние транспорта на окружающую среду состоит в том, что для его функционирования необходимо топливо, которое само по себе токсично; при работе разных двигателей поглощается кислород и выделяются выхлопные газы, многие из которых отрицательно влияют на Природу. Нерациональное использование веществ, применяемых при уходе за двигателями, также загрязняет внешнюю среду. Работа транспорта сопровождается шумом, вибрациями, излучением электромагнитных колебаний, тепловым загрязнением среды обитания. При движении машин по грунтовым дорогам нарушается поверхностный слой почвы, возникает запыление и т. д.

 

1.4. Краткая экологическая характеристика продуктов сгорания топлива.

Транспорт — основной загрязнитель атмосферы Земли. Установлено, что ежегодно один легковой автомобиль, поглощая 4 тонн молекулярного кислорода, выделяет в атмосферу 0,8 т СО, до 40 кг различных оксидов азота, до 200 кг углеводородов, кроме того, сажу, тетраэтилсвинец и другие вещества (альдегиды, органические кислоты, полициклические углеводороды и их производные).

Двигатели, работающие на дизельном топливе, выделяют в окружающую среду меньшее количество угарного газа, но большее количество диоксидов углерода и серы. Наименьшее количество вредных примесей содержится в выхлопных газах двигателей, работающих на сжиженном газе (СО в пять раз меньше, чем у карбюраторных двигателей, оксидов азота — в два раза, а оксиды серы отсутствуют).

Состав выхлопных газов в значительной степени зависит от режима работы двигателя. Так, содержание СО составляет: на холостом ходу 0,5-6,5, при постоянной скорости движения — 0,3 — 3,5, при разгоне (от 0 до 40 км/ч) — 2,5-5,0, при торможении (от 40 км/ч до 0) — 1,8-4,5 % по объему. Для оксидов азота: 0,005 — 0,01; 0,1—0,2; 0,12-0,19; 0,003-0,005 (соответственно с СО).

В выхлопных газах содержатся канцерогенные (вещества, способствующие развитию раковых заболеваний) соединения, например бензапирен.

Анализируя приведенные выше сведения, необходимо отметить, что состав выхлопных газов зависит как от типа двигателя, так и от режима работы транспорта, что важно учитывать при реализации природоохранных мероприятий.

 

 

 

2.Особенности загрязняющего воздействия транспорта на

                                 биосферу.

Как было показано выше, при эксплуатации транспортных средств выделяются газообразные (оксиды серы, азота, угарный газ, различные углеводороды, продукты неполного сгорания и разложения топлива переменного состава), парообразные (тетраэтилсвинец и другие вещества), жидкие (сточные воды переменного состава) и твердые (золы) загрязняющие вещества.

   Транспортные средства, работающие на карбюраторных двигателях, сильно загрязняют среду угарным газом, тетраэтилсвинцом (его в атмосферу поступает более 8 тыс. т ежегодно), оксидами азота и углеводородами.

   Транспортные средства, работающие на дизельных двигателях, в меньшей степени загрязняют среду СО, но в большей — оксидами серы и азота.

   За счет работы транспортных средств возникает фотохимический смог, связанный с поступлением в атмосферу оксидов азота, углеводородов, кислорода и паров воды. Под воздействием солнечной радиации образуются оксиданты, отравляющее воздействие которых очень велико и превышает таковое для других веществ, поступающих в атмосферу.

    Продукты превращений различных загрязнителей, находящихся в атмосфере, попадают в почву и природные воды.

    Уход за транспортными средствами требует большого расхода воды и сопровождается образованием сточных вод. Сточные воды станций техобслуживания содержат суспензии твердых веществ, эмульсии масел, а также растворы солей и моющих средств. Попадание таких вод в природные водоемы или в почву приводит к загрязнению последних.

     И атмосфера, и гидросфера, и почвы загрязняются в результате нарушения правил перевозки грузов и различных аварий на транспорте. Большое количество нефти и нефтепродуктов, угля, различных солей попадают и в реки, и в моря, и в литосферу. Однако обнаружено, что нефть как загрязняющее вещество попадает в среду обитания (Мировой океан) преимущественно через сливные воды, образующиеся при отстое транспортируемой нефти.

    Атмосфера является мощным загрязняющим фактором природных вод и литосферы, так как более 50% всех загрязнений, поступивших в нее, попадает в Мировой океан и на сушу. Поэтому автомобильный, наземный железнодорожный и другие виды наземного транспорта являются источником загрязнения и гидросферы, и литосферы.

    Помимо того, что транспортные средства выделяют большое количество продуктов сгорания топлива, все виды транспорта являются источником теплового и шумового загрязнения, а также электромагнитного излучения.

 

3.Краткий обзор природоохранных мероприятий, проводимых при эксплуатации и обслуживании транспортных средств.

 

Транспортные средства — необходимый атрибут жизни современного человека.

Полностью исключить отрицательное воздействие транспорта на Природу невозможно, но снизить негативное воздействие можно и необходимо.

Основные направления природоохранной деятельности на транспорте таковы:

1. Строгое соблюдение правил  транспортировки людей и грузов, что сделает работу транспорта  более оптимальной, экономически  выгодной, снизит расходы энергии, топлива и других ресурсов.

2. Проведение реконструкции двигателей, которая позволит уменьшить расход  топлива на единицу пробега, снизить  уровень шума и вибрации (за  счет принципиально новых технологических  решений), значительно уменьшить  содержание вредных примесей  в выхлопных или отходящих  газах.

3. Разработка новых типов двигателей (типа электромобилей), которые в  минимальной степени загрязняют  природную среду, и внедрить их  в практику.

4. Разработка новых видов топлива, которые были бы более экологичными, т. е. при их сжигании образовывалось  бы меньшее количество веществ, обладающих отрицательным воздействием  на здоровье человека и природные  экологические процессы.

5. Учитывая, что количество вредных  загрязнителей зависит от режима  работы двигателя, оптимизировать  режим движения на автомобильных  дорогах, по возможности исключая  возникновение «дорожных пробок»  и других затруднений при движении  транспортных средств.

6. Применение новых технологий  сжигания топлива без использования  тетраэтилсвинца, способствующих более  полному сжиганию топлива.

7. Разработка приборов, улавливающих  или обезвреживающих вредные  загрязняющие примеси, содержащиеся  в выхлопных газах, и оборудование  ими транспортных средств.

8. Разработка оптимального режима  работы двигателей разных типов  и использование ЭВМ для тонкого  управления режимом сжигания  топлива.

9. Сбор, обезвреживание сточных  вод, образующихся при эксплуатации  и уходе за транспортными средствами, утилизация полезных компонентов, извлеченных из них.

10. Сбор отстойных вод, обезвреживание  и удаление из них полезных  компонентов с целью утилизации; воздействие на эти воды различными  средствами очистки.

11. Проведение систематически организованного  экологического просвещения работников, занятых в сфере эксплуатации  и обслуживания транспортных  средств, с целью их активного  вовлечения в работу, обеспечивающую  минимальное загрязнение среды  обитания.

Специалисты, занятые в сфере транспорта, должны знать технические особенности реализации рассмотренных выше направлений природоохранной деятельности, это необходимо и руководителям транспортных предприятий, и инженерно-техническим работникам. Данные вопросы рассматриваются в специальных курсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Автотранспортное воздействие, приобретая все более глобальный характер, начинает оказывать весьма ощутимое влияние на процессы, происходящие в биосфере. К счастью, до определенного уровня биосфера способна к саморегуляции, что позволяет свести к минимуму негативные последствия автотранспорта. Но существует предел, когда биосфера уже не в состоянии поддерживать равновесие. Начинаются необратимые процессы, приводящие к экологическим катастрофам. С ними человечество уже столкнулось в ряде регионов планеты.  
Из-за увеличения масштабов автотранспортного воздействия, особенно в последнее столетие, нарушается равновесие в биосфере, что может привести к необратимым процессам и поставить вопрос о возможности жизни на планете, без учета возможностей биосферы Земли. Уже сейчас перед человечеством встали серьезные экологические проблемы, требующие незамедлительного решения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

1.http://allrefs.net/c54/483vk/p36/

2. Окружающая среда: энциклопедический словарь - справочник.

3.М.: прогресс 1999. 304 с. 2. Павлова Е.И.

4. Экология транспорта: Учебник для вузов М.: Транспорт, 2000. 248 с. 3. Николайкин М.И.

 5.Экология: Учебник для вузов 3 е изд М.: Дрофа 2004. 624 с.

6.Вольная Кубань: «Мой город задыхается» 13 декабря 2005 г.

7.Краевые известия: «Чем дышит наш город?» 3 июня 2008 г.

8.Аргументы и факты: «Экологию курортов защитят от машин» 13 мая 2009 г.

9. Вольная Кубань: «Чистота атмосферного воздуха - задача государственная» 9 октября 2004 г. 10.Вольная Кубань: «За каждым пешеходом закреплена выхлопная труба» 18 июля 2007 г.

 

 

 

 


Информация о работе Влияние транспорта на окружающую среду