Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 21:21, реферат
Экологизация экономики и сознания общества не является абсолютно новой проблемой. Практическое отображение экологичности тесно связано в первую очередь с государственной регуляцией процессов природопользования. Новым в данной проблеме является эквивалентность обмена между государством, природой и человеком, который базируется на законодательных, организационно-технических решениях. Эта проблема на современном этапе является очень острой. Она была сформирована на протяжении двух веков и в настоящее время приобрела свое критическое значение. Потому существует объективная необходимость вмешательства государства в естественно-экологическую сферу с целью достижения сбалансированного состояния, государство также должно заложить основы глобального эколого-экономического партнерства между субъектами предпринимательства, между иностранными партнерами, на уровне планетарного сотрудничества ради выживания и последующего развития Украины, а также всей цивилизации.
Введение
Водные ресурсы Украины
Водные ресурсы и экосистемы Украины
Проблемы водных ресурсов Украины
Долгосрочные цели политики рационального использования и воссоздания водных ресурсов и экосистем
Выводы
Литература
Нехватка воды наблюдается даже в тех районах, где выпадают обильные атмосферные осадки и имеются большие запасы пресной воды. Ежедневно каждому человеку для питья и гигиены необходимо от 20 до 50 литров воды, свободной от вредных химических и микробных загрязнителей. Количество пресной воды на Земле ограничено, а ее качество постоянно подвергается угрозам.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, связанные с водой инфекционные болезни ежегодно уносят до 3,2 миллиона человеческих жизней — примерно 6% всех случаев смерти в мире. Бремя болезней, вызванных ненадлежащими водой, санитарией и гигиеной, исчисляется 1,8 миллиона случаев смерти и потерей более 75 миллионов здоровых лет жизни.
Качественная вода — не только задача мирового масштаба, но и вопрос национальной безопасности Украины. Вот почему к нему все чаще возвращаются представители высокой политики. Одновременно, он приобретает актуальность и остроту в СМИ. Настало время открыто заявить: страна переживает трудности, связанные с водообеспечением.
Ограниченность водных ресурсов, критическое состояние систем водоснабжения и низкий экономический потенциал государства не позволяют ликвидировать проблемы быстро и централизованно. Но каждый гражданин может решить вопрос на бытовом уровне, и такое решение — это фильтры для воды. Житель любого крупного города, будь то Днепропетровск или Донецк, Запорожье, Одесса, Харьков — отныне получает доступ к своей персональной системе для получения качественной воды.
Современные решения для чистой воды — фильтры питьевой воды и для всего дома, готовые решения по водоочистке и специальные картриджи — теперь доступны и в Вашем родном городе.
Дата публикации: 15.09.2011»
5 Долгосрочными целями политики рационального использования и воссоздания водных ресурсов и экосистем являются:
- уменьшение антропогенной нагрузки на водные объекты;
- достижение экологически
безопасного использования
- обеспечение экологически
стойкого функционирования
- создание эффективной
структуры управления и
Для поэтапного выполнения
отмеченных целей необходимо
осуществить комплекс
- охрана поверхностных
и подземных вод от
- экологически
безопасное использование
- возрождения
и поддержки благоприятного
- усовершенствование
системы управления охраной и
использованием водных
- уменьшение влияния радиоактивного загрязнения.
Реализация отмеченной водно-экологической политики должна осуществляться на основе разработки и поэтапного внедрения природоохранных мероприятий, определенных Государственной и региональными программами экологического оздоровления водных бассейнов.
Важным условием реализации политики рационального использования и возобновления водных ресурсов и экосистем на ближайшие годы является необходимость выполнения в первую очередь мероприятий, которые не нуждаются в значительных капитальных затратах, а именно:
- повышение общей культуры производства;
- суровое соблюдение технологических норм потребления и использования водных ресурсов;
- поддержка в надлежащем состоянии действующих очистительных сооружений и оборудования;
- предотвращение аварийных ситуаций;
- обеспечение своевременной уборки мусора и очистки застроенных территорий, сурового контроля со стороны природоохранных органов по состоянию застроенных территорий городов;
- соблюдение законодательства относительно режима использования прибрежных полос и водоохранных зон;
- контроль за хранением и использованием органических и минеральных удобрений, ядохимикатов, нефтепродуктов и тому подобное с целью предотвращения их выноса в воду.
“Базовыми” недостатками Украины на современном этапе являются сложные, многогранные факторы, которые осуществляют комплексное, тотальное влияние на все отрасли экономики, действуют в разных сферах, на разных уровнях ведения хозяйства, и потому они нуждаются в особенном внимании, особенных решениях, то есть системного решения со стороны государства. Этими факторами являются:
- макроэкономическая политика, которая принуждает субъектов ведения хозяйства к экстенсивному использованию природных ресурсов;
- инвестиционная политика, которая ориентирована на развитие ресурсоёмких секторов экономики;
- ошибочная секторная политика (топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, лесное хозяйство и другое);
- нестабильное законодательство;
- отсутствие прав собственности на природные ресурсы;
- отсутствие эколого-сбалансированной долгосрочной экономической стратегии;
- на региональном и локальном уровнях недостаток прямого и не прямого эффекта охраны окружающей среды от (экономического и социального) “глобальных прибылей “ ;
- инфляция, экономический кризис и нестабильность экономики мешают осуществлению долговременных проектов, к числу которых относится большинство экологических проектов;
- естественно-ресурсные свойства экспорта;
- существование действительно большого стимула к получению значительных и быстрых прибылей от продажи природных ресурсов ( лес, руды );
- отсутствие экологического мышления, экологического сознания.
Для решения этих вопросов 12 мая 1997 года Кабинет Министров Украины постановлением N 439 утвердил Концепцию (стратегию) сохранения биологического многообразия Украины, для воплощения которой разрабатывается Национальная программа действий на 1998-2015 годы. Основными заданиями деятельности в этой сфере являются:
- сохранение, улучшение состояния и возобновления естественных и нарушенных экосистем, сред существования отдельных биологических видов и компонентов ландшафтов;
- содействие перехода к сбалансированному использованию природных ресурсов; минимизация прямого и непрямого негативного влияния на экосистемы, их компоненты и комплексы;
- повышение уровня информированности населения по вопросам биологического многообразия, а также активизация участия граждан в деятельности относительно его сохранения; усиление ответственности предприятий, организаций, учреждений и граждан, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей среды, за сохранение биологического многообразия.
В отмеченных целях предусматривается применять и развивать соответствующие правовые, финансовые, организационные, научно-методические и информационно-образовательные средства. При этом основными направлениями деятельности относительно сохранения биологического многообразия являются: достижение экономико-экологической сбалансированности, структурная перестройка экономики, углубление усовершенствования законодательства и культуры природопользования, сохранения и возобновления экосистем, а именно:
- сохранение и возобновление прибрежно-морских и морских, речных и пойменных, озерных и болотных, луговых и степных, лесных и горных экосистем ;
- сохранение видов и популяций; экологическое оздоровление урболандшафтов и других территорий интенсивного ведения хозяйственной деятельности;
- экологизация агроландшафтов и агротехнологий, методов деятельности в лесном, рыбном, охотничьем, водном и земельном хозяйствах;
- создание национальной экологической сети (системы «зеленых» коридоров) как составной части европейской экологической сети.
Финансовыми ресурсами для программы будут средства от платы за использования природных ресурсов, средства предприятий, учреждений и организаций, государственный бюджет Украины, местные бюджетные фонды, международные программы и другие источники. Организационной основой относительно реализации Концепции и выполнения мероприятий, планов действий есть система органов Министерства охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины, другие министерства и ведомства, деятельность которых связана с охраной и использованием природных ресурсов. Разветвленная сеть научных учреждений, естественных и биосферных заповедников, национальных парков, ботанических садов, факультетов и кафедр экологического профиля в учебных заведениях и школы формируют научные и образовательные предпосылки воплощения программы.
Выполнение намеченных мероприятий даст возможность остановить разрушительную тенденцию к уничтожению живой компоненты окружающей среды и будет способствовать практическому воплощению принципов сбалансированного развития и неизнурительного природопользования, а также реформирование экономической системы и переход к рынку должен не только повысить эффективность национальной экономики, но и способствовать ликвидации субсидий на использование таких природных ресурсов как энергия, полезные ископаемые и вода и улучшению состояния окружающей среды благодаря применению жестких мероприятий по ответственности за массовое нерациональное использование природных ресурсов.
Для обеспечения стабильного поступления средств для осуществления природоохранных мероприятий приоритетное значение должно предоставляться развитию экономического механизма природопользования. Главными составными элементами экономического механизма природопользования должны быть:
- плата за специальное использование природных ресурсов;
- плата за загрязнения окружающей естественной среды и другие виды вредного влияния на окружающую среду;
- система финансирования и кредитования природоохранных мероприятий (государственный и местные бюджеты, природоохранные фонды, банки, средства предприятий, иностранные поступления и инвестиции и тому подобное);
- экологизация налоговой и ценовой систем;
- поддержка становления и развития экоиндустрии.
Привлечению иностранных инвестиций для осуществления природоохранных программ и проектов в Украине должно способствовать:
- активная интеграция Украины в европейские и мировые природоохранные процессы;
- формирование благоприятных условий и эффективной системы привлечения иностранных инвестиций как в экономику Украины в целом, так и в охрану окружающей среды и использования природных ресурсов.
Важное значение для осуществления механизма привлечения иностранных инвестиций имеет ежегодный сбор Европейского банка реконструкции и развития на котором Украина имеет действительную возможность получить статус полноценного партнера, принимать участие в глобальных проектах, а также реализовать свои возможности. На этом сборе будет представленное большое количество социально экономических проектов, значительную часть которых будут составлять экологические. Самым важным и первоочередным среди них является проект финансирования ликвидации следствий катастрофы на ЧАЭС и дальнейшее прекращение ее функционирования.
В третьем тысячелетие экологическую ситуацию на Украине можно рассматривать как кризисную. Для ее решения нужные очень значительные финансовые, квалификационные ресурсы, значительный отрезок времени. Все это должно ускоряться эффективными государственными механизмами. Но все эти свойства присущие экономически развитым странам, которой Украина не является.
В Украине планомерно реализуются мероприятия по охране водных ресурсов от загрязнения. Соответствующие средства расходуются на создание условий, способствующих чистоте рек, озер, водохранилищ. Специфика природоохранных мероприятий заключается в том, что они не вызывают появление товарной продукции, результат такой деятельности не масс стоимостной оценки. Для отдельного предприятия расходы по созданию технических и технологических условий, направленных на сохранение воды, негативно сказываются на экономических показателях. Эти расходы формируют только социально-экономический результат, поскольку направлены на выполнение важнейшей функции: улучшение качества воды.
Особенности природо-и водоохранных мероприятий существенно влияют на формирование методики определения эффективности затрат на охрану водных ресурсов. Конечный итог общественного производства проявляется в достижении определенных социально-экономических целей общественного развития, экологических условий существования общества. Исходя из этого, при решении плановых задач использования и охраны водных ресурсов и оценки их влияния на социально-экономической эффективности общественного производства, на НТП, целесообразно использовать обобщающий критерий социально-экономической эффективности. Применение такого критерия должно способствовать интенсификации общественного производства.
Критерии оценки социально-экологической эффективности водохозяйственных мероприятий являются качественными, а не количественными, так что не поддаются прямому счету. Это затрудняет оптимизацию процесса общественного развития и оценке влияния состояния водных ресурсов на нее, но каждый раз становится неизвестным тот уровень качественных показателей, который характеризует невосприимчивость рассматриваемого варианта использования водных ресурсов в народном хозяйстве. При таких условиях возрастает роль специальной экспертизы и квалифицированных экспертов при рассмотрении проектов строительства водохозяйственных систем, сооружений, комплексов.
В конечном итоге при рассмотрении социально-экономической и экологической эффективности водохозяйственных решений проявляется сущность и приоритетность мер, обеспечивающих социальную эффективность и экологическую безопасность по сравнению с мерами, гарантирующими исключительно экономическую безопасность по сравнению с мерами, гарантирующими исключительно экономической эффективности. По сути, этот критерий отражает многоцелевой подход к обоснованию плана использования и охраны водных ресурсов. Его применение связано с формированием различных целей народнохозяйственного развития, сопоставлением их и выявлением важнейших, наиболее подходящий на отдельных этапах развития общества, обоснованием очередности их достижения, а также эффективности каждого варианта при реализации целей такого рода.