Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:37, курсовая работа
Стремительный рост численности человечества и его научно-технической
вооруженности в корне изменили ситуацию на Земле. Если в недавнем прошлом вся
человеческая деятельность проявлялась отрицательно лишь на ограниченных, хоть
и многочисленных территориях, а сила воздействия была несравненно меньше
мощного круговорота веществ в природе, то теперь масштабы естественных и
антропогенных процессов стали сопоставимыми, а соотношение между ними
продолжает изменяться с ускорением в сторону возрастания мощности
антропогенного влияния на биосферу.
Введение
2
Загрязнение атмосферы
2
Источники загрязнения атмосферы
3
Химическое загрязнение атмосферы
6
Аэрозольное загрязнение атмосферы
8
Фотохимический туман
10
Озоновый слой Земли
10
Загрязнение атмосферы выбросами транспорта 13
Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта 15
Средства защиты атмосферы
17
Способы очистки газовых выбросов в атмосферу
18
Охрана атмосферного воздуха
19
Заключение
20
Список использованной литературы
22
Введение
изменениям с максимумом весной.
Своему существованию озоновый слой обязан деятельности фотосинтезирующих
растений (выделение кислорода) и действию на кислород ультрафиолетовых лучей.
Он защищает все живое на Земле от губительного действия этих лучей.
Предполагается, что глобальное загрязнение атмосферы некоторыми веществами
(фреонами, оксидами азота и др.) может нарушить функционирование озонового
слоя Земли.
Главную опасность для атмосферного озона составляет группа химических
веществ, объединенных термином «хлор-фторуглероды» (ХФУ), называемых также
фреонами. В течение полувека эти химикаты, впервые полученные в 1928 г.,
считались чудо - веществами. Они нетоксичны, инертны, чрезвычайно стабильны,
не горят, не растворяются в воде, удобны в производстве и хранении. И поэтому
сфера применения ХФУ динамично расширялась. В массовых масштабах их начали
использовать в качестве хладагентов при изготовлении холодильников. Затем они
стали применяться в системах кондиционирования воздуха, а с началом
всемирного аэрозольного бума получили самое широкое распространение. Фреоны
оказались очень эффективны при промывке деталей в электронной промышленности,
а также нашли широкое применение в производстве пенополиуретанов. Пик их
мирового производства пришелся на 1987 – 1988 гг. и составил около 1,2 – 1,4
млн., т. в год, из которых на долю США приходилось около 35%.
Механизм действия фреонов следующий. Попадая в верхние слои атмосферы, эти
инертные у поверхности Земли вещества становятся активными. Под воздействием
ультрафиолетового излучения химические связи в их молекулах нарушаются. В
результате выделяется хлор, который при столкновении с молекулой озона
«вышибает» из нее один атом. Озон перестает быть озоном, превращаясь в
кислород. Хлор же, соединившись временно с кислородом, опять оказывается
свободным и «пускается в погоню» за новой «жертвой». Его активности и
агрессивности хватает на то, чтобы разрушить десятки тысяч молекул озона.
Активную роль в образовании и разрушении озона играют также оксиды азота,
тяжелых металлов (меди, железа, марганца), хлор, бром, фтор. Поэтому общий
баланс озона в стратосфере регулируется сложным комплексом процессов, в
которых значительными являются около 100 химических и фотохимических реакций.
С учетом сложившегося в настоящее время газового состава стратосферы в
порядке оценки можно говорить, что около 70 % озона разрушается по азотному
циклу, 17 – по кислородному, 10 – по водородному, около 2 – по хлорному и
другим и около 1,2 % поступает в тропосферу.
В этом балансе азот, хлор, кислород, водород и другие компоненты участвуют
как бы в виде катализаторов, не меняя своего «содержания», поэтому процессы,
приводящие к их накоплению в стратосфере или удалению из нее, существенно
сказываются на содержании озона. В связи с этим попадание в верхние слои
атмосферы даже относительно небольших количеств таких веществ может устойчиво
и долгосрочно влиять на установившийся баланс, связанный с образованием и
разрушением озона.
Нарушить экологический баланс, как показывает жизнь, совсем несложно.
Неизмеримо сложнее восстановить его. Озоноразрушающие вещества на редкость
стойки. Различные виды фреонов, попав в атмосферу, могут существовать в ней и
творить свое разрушительное дело от 75 до 100 лет.
Малозаметные поначалу, но накапливающиеся изменения озонового слоя привели к
тому, что в Северном полушарии в зоне от 30 до 64-го градуса северной широты с
1970 г. общее содержание озона сократилось на 4% зимой и на 1% летом. Над
Антарктидой – а именно здесь впервые была обнаружена «пробоина» в озоновом слое
– каждую полярную весну открывается огромная «дыра», с каждым годом все
увеличивающаяся. Если в 1990 – 1991 гг. размеры озоновой «дыры» не превышали
10,1 млн. км2, то в 1996 г., как сообщает бюллетень Всемирной
метеорологической организации (ВМО), ее площадь уже составляла 22 млн. км2
. Эта площадь в 2 раза больше площади Европы. Количество озона над шестым
континентом было вполовину ниже нормативного.
Более 40 лет ВМО наблюдает за озоновым слоем над Антарктидой. Феномен
регулярного образования «дыр» именно над ней и Арктикой объясняется тем, что
озон особенно легко уничтожается при низких температурах.
Впервые беспрецедентная по своим масштабам озоновая аномалия в Северном
полушарии, «накрывшая» гигантскую площадь от побережья Ледовитого океана до
Крыма, была зафиксирована в 1994 г. Озоновый слой угасал на 10 – 15%, а в
отдельные месяцы – на 20 – 30%. Однако даже эта – исключительная картина не
говорила о том, что вот-вот грянет еще более масштабная катастрофа.
И, тем не менее, уже в феврале 1995 г. ученые Центральной аэрологической
обсерватории (ЦАО) Росгидромета зарегистрировали катастрофическое падение (на
40%) озона над районами Восточной Сибири. К середине марта ситуация еще более
осложнилась. Это означало только одно – над планетой образовалась еще одна
озоновая «дыра». Однако сегодня трудно говорить о периодичности появления
этой «дыры». Будет ли она увеличиваться и какую территорию захватит – это
покажут наблюдения.
В 1985 г. над Антарктидой исчезла почти половина озонового слоя, при этом
появилась «дыра», которая через два года расползлась на десятки миллионов
квадратных километров и вышла за пределы шестого континента. С 1986 г.
истощение озона не только продолжалось, но и резко усиливалось – он
улетучивался в 2 – 3 раза быстрее, чем прогнозировали ученые. В 1992 г.
озоновый слой уменьшился не только над Антарктидой, но и над другими районами
планеты. В 1994 г. была зарегистрирована гигантская аномалия, захватившая
территории Западной и Восточной Европы, Северной Азии и Северной Америки.
Если вникнуть в эту динамику, то складывается впечатление, что атмосферная
система действительно вышла из равновесия и неизвестно, когда
стабилизируется. Возможно, озоновые метаморфозы в какой-то мере есть
отражение длительных циклических процессов, о которых мы мало что знаем. Для
объяснения нынешних озоновых пульсаций нам не хватает данных. Быть может, они
естественного происхождения, и, возможно, со временем все утрясется.
Многие страны мира разрабатывают и осуществляют мероприятия по выполнению
Венских конвенций об охране озонового слоя и Монреальского протокола по
веществам, разрушающим озоновый слой.
В чем заключается конкретность мер по сохранению озонового слоя над Землей?
Согласно международным
соглашениям промышленно
прекращают производство фреонов и тетрахлорида углерода, которые также
разрушают озон, а развивающиеся страны – к 2010 г. Россия из-за тяжелого
финансово-экономического положения попросила отсрочки на 3 – 4 года.
Вторым этапом должен стать запрет на производство метилбромидов и
гидрофреонов. Уровень производства первых в промышленно развитых странах с
1996 г. заморожен,
гидрофреоны полностью
Однако развивающиеся страны до сих пор не взяли на себя обязательств по
контролю над
этими химическими
Восстановить озоновый слой над Антарктидой при помощи запуска специальных
воздушных шаров с установками для производства озона надеется английская
группа защитников окружающей среды, которая называется «Помогите озону». Один
из авторов этого проекта заявил, что озонаторы, работающие от солнечных
батарей, будут установлены на сотнях шаров, наполненных водородом или гелием.
Несколько лет назад была разработана технология замены фреона специально
подготовленным пропаном. Ныне промышленность уже на треть сократила выпуск
аэрозолей с использованием фреонов, В странах ЕЭС намечено полное прекращение
использования фреонов на заводах бытовой химии и т.д.
Разрушение озонового слоя – один из факторов, вызывающих глобальное изменение
климата на нашей планете. Последствия этого явления, названного «парниковым
эффектом», крайне сложно прогнозировать. А ведь ученые с тревогой говорят и
о возможности изменения количества осадков, перераспределении их между зимой
и летом, о перспективе
превращения плодородных
повышении уровня Мирового океана в результате таяния полярных льдов.
Последствия разрушения озонового слоя можно проиллюстрировать примерами. Так,
1%-ное сокращение озонового слоя вызывает 4%-ный скачок в распространении
рака кожи. Вызывая рак кожи и ее старение, ультрафиолетовые лучи одновременно
подавляют иммунную систему, что приводит к возникновению инфекционных,
вирусных, паразитарных и других заболеваний, к которым относятся корь,
ветряная оспа, малярия, лишай, туберкулез, проказа и др. Десятки миллионов
жителей планеты полностью или частично потеряли зрение из-за катаракты –
болезни, которая возникает в результате повышенной солнечной радиации.
Рост губительного воздействия ультрафиолетового излучения вызывает деградацию
экосистем и генофонда флоры и фауны, снижает урожайность сельскохозяйственных
культур и продуктивность Мирового океана.
Загрязнение атмосферы выбросами транспорта
Большую долю в
загрязнении атмосферы
автомобилей. Сейчас на Земле эксплуатируется около 500 млн. автомобилей, а к
2000 г. ожидается увеличение их числа до 900 млн. В 1997 г. в Москве
эксплуатировались 2400 тыс. автомобилей при нормативе 800 тыс. автомобилей на
действующие дороги.
В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится больше
половины всех вредных выбросов в окружающую среду, которые являются главным
источником загрязнения атмосферы, особенно в крупных городах. В среднем при
пробеге 15 тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26 –
30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей
человека. При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного газа
– 700, диоксида азота – 40, несгоревших углеводородов – 230 и твердых веществ
– 2 – 5. Кроме того, выбрасывается много соединений свинца из-за применения в
большинстве своем этилированного бензина.
Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до
10 м), жители болеют раком в 3 – 4 раза чаще, чем в домах, удаленных от
дороги на расстояние 50 м. Транспорт отравляет также водоемы, почву и
растения.
Токсичными выбросами двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются
отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака.
Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами
ДВС. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает
приблизительно 45 % углеводородов от их общего выброса.
Количество
вредных веществ, поступающих в
атмосферу в составе
газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и, особенно, от