Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им
доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной
и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать
основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и
значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое
самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении
ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой
норм здорового образа жизни.

Файлы: 1 файл

здоровый образ жизни.docx

— 29.95 Кб (Скачать файл)

   Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего

общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им

доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие  и залог полноценной

и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать

основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и

значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое  и укрепляемое

самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют  о то, что у большинства людей  при соблюдении

ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и  более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой

норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности

(гиподинамии), вызывающей  преждевременное старение. Другие  излишествуют в

еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых  –

сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и

бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в

конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди,

поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно  укорачивают свою

жизнь.

     Здоровье - это  первая и важнейшая потребность  человека,

определяющая способность  его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие

личности. Оно является важнейшей  предпосылкой к познанию окружающего  мира, к

самоутверждению и счастью  человека. Активная долгая жизнь - это  важное

слагаемое человеческого  фактора.

     Здоровый образ  жизни - это образ жизни, основанный  на принципах

нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым,

закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий  окружающей среды,

позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и

физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность  каждого,

человек  не вправе перекладывать  ее на окружающих. Ведь нередко бывает и

так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам  доводит себя

до катастрофического  состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех

болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С

раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться,

заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила  личной гигиены, -

словом, добиваться разумными  путями подлинной гармонии здоровья.

Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

 

Существует много определений  этого понятия, смысл которых  определяется

профессиональной точкой зрения авторов.   По определению  Всемирной

Организации Здравоохранения  принятому в 1948 г.:  «здоровье - это  состояние

физического, духовного и  социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физических дефектов».

С физиологической точки  зрения определяющими являются следующие  формулировки:

- индивидуальное здоровье  человека - естественное состояние  организма на фоне

отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой,

согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

- здоровье представляет  собой гармоничную совокупность  структурно-

функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих

организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую

жизнедеятельность;

- индивидуальное здоровье  человека - это гармоническое единство  всевозможных

обменных процессов в  организме, что создает условия  для оптимальной

жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

- здоровье - это процесс  сохранения и развития биологических,

физиологических, психологических  функций, трудоспособности и социальной

активности человека при  максимальной продолжительности его  активной жизни (В.

П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о  трех видах здоровья: о здоровье физическом,

психическом и нравственном (социальном).

·        Физическое здоровье - это естественное состояние

организма, обусловленное  нормальным функционированием всех его органов и

систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека

(система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

·        Психическое  здоровье зависит от состояния

головного мозга, оно характеризуется  уровнем и качеством мышления, развитием

внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием  волевых

качеств.

·        Нравственное здоровье определяется теми моральными

принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в

определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного

здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение  к труду,

овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек,

противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый

человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали.

Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого  здоровья.

Здоровый и духовно  развитый человек счастлив - он отлично  себя чувствует,

получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию,

достигает, тем самым, неувядающей  молодости духа и внутренней красоты.

     От чего зависит  здоровье.

 

Здоровье человека - результат  сложного взаимодействия социальных, средовых и

биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний  в состояние

здоровья следующий:

     наследственность - 20%;      

 окружающая среда - 20%;     

  уровень медицинской      помощи - 10%;

  образ жизни - 50%.

 

В развернутом варианте эти  цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

·   человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое

здоровье - 15%);

·   экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

·   социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия

труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

·   медицинский фактор - 10%.

     Составляющие здорового образа жизни студента.

Здоровый образ жизни  включает в себя следующие основные элементы:

рациональный режим труда  и отдыха, искоренение вредных  привычек, оптимальный

двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание  и т.п.

     РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Рациональный режим труда  и отдыха - необходимый элемент  здорового образа

жизни любого человека. При  правильном и строго соблюдаемом  режиме

вырабатывается четкий и  необходимый ритм функционирования организма, что

создает оптимальные условия  для работы и отдыха и тем самым  способствует

укреплению здоровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало

процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие

операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости  «включения»

дополнительных импульсов.

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно  в

течение 10 минут  планирует  свой рабочий день, сможет ежедневно  сэкономить 2

часа, а также вернее и  лучше справиться с важными делами. Надо взять за

правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого  часа никто и

ничто не может помешать. Таким образом,  студент получает время – возможно,

самое важное для человека – личное время. Его можно потратить  по своему

усмотрению по-разному: дополнительно  на отдых, на самообразование, хобби  либо

для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется

уже составленным расписанием  занятий. Необходимо взять за правило  приходить в

аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию  после звонка,

производит впечатление  несобранного, необязательного и проявляет неуважение к

преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение

(например, библиотеку, аудиторию,  кабинет и пр.), чтобы там не  было громких

разговоров и других отвлекающих  факторов. Организуй такие условия  и в комнате

общежития. В период занятий  не рекомендуется включать радио, магнитофон,

телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это

тренирует и укрепляет  волю. Не позволяет откладывать трудные  дела с утра на

вечер, с вечера на утро, с  сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или

слева, чтобы книга, тетрадь  не закрывались тенью от головы. Правильное

освещение рабочего места  уменьшает утомление зрительных центров и

способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или  тетрадь

располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс  умственного труда

чрезвычайно благотворно  влияет на нервную систему, сердце и  сосуды, костно-

мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в

процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо

работает в течение  всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости

мускулатуры,  нарушению  обмена веществ, ожирению и преждевременному

одряхлению.

Студент должен правильно  чередовать труд и отдых. После занятий  в

университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после

работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при  очень большом

утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер

отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный»  принцип

построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во

время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда  отдыхать 10 минут

(сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись  по коридору, не

мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления  и однообразного труда. Например,

нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами

труда: чтением, расчетными или  графическими работами, конспектированием.

Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для  здоровья.

Человек, много времени  проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени

отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне

помещений - на прогулках  по городу и за городом, в парках, на стадионах, в

турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

     Профилактика вредных привычек.

Следующим звеном здорового  образа жизни является искоренение  вредных

привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются

причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность  жизни, снижают

работоспособность, пагубно  отражаются на здоровье подрастающего  поколения и

на здоровье их будущих  детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения,

которое считается одной  из самых опасных привычек современного человека.

Недаром медики считают, что  с курением непосредственно связаны  самые серьезные

болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и

забирает силы в самом  прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9

минут после выкуривания  одной только сигареты мускульная сила снижается на

15%, спортсмены знают это  по опыту и потому, как правило,  не курят. Отнюдь не

стимулирует курение и  умственную деятельность. Наоборот, эксперимент  показал,

что только из-за курения  снижается восприятие учебного материала. Курильщик

вдыхает не все вредные  вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины

достается  тем, кто находится  рядом с ними. Не случайно, что  в семьях

курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем  в

семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения

опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное

курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей

кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность  ку­рильщика

(желтоватый оттенок белков  глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение

слизистых оболочек дыхательных  путей влияет на его голос (утрата звонкости,

сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность,

старческий возраст, когда  даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную

регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению

слабых, с низким весом  детей, и кормящим женщинам, так как  по­вышает

заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено,

что алкоголизм действует  разрушающе на все системы и органы человека. В

результате систематического потребления алкоголя развивается  пристрастие к

нему:

- потеря чувства меры  и контроля над количеством  потребляемого алкоголя;

Информация о работе Здоровый образ жизни