Земельные ресурсы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 03:42, реферат

Описание работы

На всех этапах развития человеческого общества земля была, остается и будет важнейшим, ничем не заменимым средством производства. Земля (территория) – это основа, базис, фундамент жизни человека, жизненное пространство, на котором человечество возникло, развивается, осуществляет свою деятельность. Без земли, без территории нет и не может быть взаимодействия людей, составляющих общество, и самой их жизни. Испокон веков захват чужой земли был главной целью войн и других насильственных действий, а известные истории случаи изгнания народов со своей земли имели продолжением истребление людей и гибель наций.

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 42.87 Кб (Скачать файл)

Национальное правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов основывается на законах Республики Беларусь «О растительном мире» (2003 г., в ред. 2009 г.), «О животном мире» (2007 г., в ред. 2009 г.), «Об особо охраняемых природных территориях» (2000 г., в ред. 2008 г.), Лесном кодексе Республики Беларусь (2000 г., в ред. 2008 г.), других нормативно-правовых актах.

Лесное законодательство направлено на обеспечение рационального  использования лесов, повышение  их экологического и ресурсного потенциала, защиту и воспроизводство лесных экосистем, удовлетворение общества в  лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования. Задачами охраны и защиты лесов являются разработка и реализация комплекса организационных, правовых и других мер, обеспечивающих рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, загрязнения, засорения и иных вредных воздействий. Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается на ведущих лесное хозяйство юридических лиц и лесопользователей, органы государственного управления, а также на местные Советы, исполнительные и распорядительные органы.

На государственную лесную охрану возлагаются охрана лесов  от пожаров, незаконных порубок, загрязнения  и повреждения сточными водами, химическими  и радиоактивными и коммунально-бытовыми отходами и отбросами, а также  защита лесов от вредителей и болезней. В составе заповедников, национальных парков, военных лесхозов и других юридических лиц организуется ведомственная  лесная охрана, которая наделяется всеми правами государственной  лесной охраны.

Леса Беларуси в силу особенностей их возрастной и породной структуры весьма уязвимы в пожарном отношении, ежегодно возникает от 1 до 3 тыс. лесных пожаров. В связи с этим необходимо последовательно выполнять комплекс противопожарных мероприятий, обеспечивать все службы государственной лесной охраны транспортом, средствами связи и тушения пожаров. Наиболее эффективна авиационная охрана лесов от пожаров, которая используется, прежде всего, в многолесных и малонаселенных районах с учетом их пожарной опасности.

Важнейшими направлениями охраны леса являются разработка и совершенствование интегрированных систем защиты лесов от вредителей и болезней. В отдельные годы площади, пораженные вредителями и болезнями леса, в республике достигают 190-200 тыс. га. В зависимости от принципа действия и технологии основными мероприятиями по борьбе с вредителями и болезнями леса являются:

- лесохозяйственные, которые носят преимущественно профилактический характер (предупреждают распространение вредных насекомых и болезней, повышают биологическую устойчивость растений). Важное лесохозяйственное мероприятие ухода за лесом – рубка деревьев, свежезаселенных стволовыми вредителями;

- биологические, ежегодно применяемые в стране и территории 19-23 тыс. га. В их основе лежит использование хищников и паразитических насекомых, насекомоядных птиц и зверей, а также патогенных бактерий и вирусов. Эффективно борются с насекомыми-вредителями некоторые виды лесных муравьев;

- химические, основанные на применении ряда ядовитых веществ. В республике защита лесов химическим методом осуществляется на территории 2,4-9,5 тыс. га.

В условиях Беларуси необходимо учитывать специфику хозяйствования в лесах, загрязненных радионуклидами.  Особую значимость приобретает охрана лесов от пожаров в целях как предотвращения их гибели, так и защиты сопредельных регионов от возможного вторичного загрязнения радионуклидами. Планирование лесохозяйственных мероприятий должно строиться с учетом безопасности условий труда и получения чистой лесной продукции.

Актуальна для страны и  проблема сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, которое включает не только совокупность форм жизни, но и сочетание биотических сообществ в наземных, почвенных, водных и других средах обитания. Республика Беларусь в 1992 г. подписала Конференцию о биологическом разнообразии. Во исполнение принятых международных обязательств были разработаны национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия страны (1997 г.).

Биологическое разнообразие в Беларуси имеет большую национальную и международную значимость, что  определяется географическим положением страны на стыке западно- и восточноевропейской  зон, наличием уникальных экосистем, в которых сохраняется ценнейший генетический фонд. Растительный мир  республики включает до 11,5 тыс. видов, в том числе около 1700 видов высших сосудистых растений, более 450 мохообразных и 460 лишайников, 2200 видов, разновидностей и форм водорослей, свыше 700 видов грибов. Многие виды в составе местной флоры перспективны в хозяйственном использовании и составляют часть природных ресурсов. Наибольшее значение имеют лекарственные и эфиромасличные, пищевые (ягодные, плодовые), технические и декоративные, а также кормовые растения.

В сохранении биологического разнообразия главенствующую роль играют особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки земли и части водного пространства (в том числе природные комплексы), которые имеют особое экологическое, научное, культурное, эстетическое, историческое значение и в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Согласно Закону Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» (2000 г., в ред. 2008 г.), систему ООПТ составляет совокупность заповедников, национальных парков, а также заказников и памятников природы республиканского и местного значения.

Заповедники являются исключительно  природоохранными научно-исследовательскими учреждениями государственного значения, на которые возложены следующие задачи: сохранение в натуральном состоянии входящего в них природного комплекса; проведение научных исследований; организация мониторинга окружающей среды; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы; популяризация природоохранных взглядов и охрана природы. В настоящее время функционирует Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологический заповедники (общая площадь – 298,0 тыс. га).

Национальные  парки представляют собой комплексные природо-хозяйственные и научно-исследовательские учреждения, призванные решать задачи сохранения эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы; организации экологического просвещения и воспитания населения; проведение научных исследований; организации рекреационной деятельности; ведения комплексного хозяйства. Национальные парки создаются с целью охраны уникальных, особо типичных и ценных природных комплексов и объектов, культурных ландшафтов, памятников истории и культуры. А также для обеспечения условий приоритетного развития отдыха и туризма. На территории Беларуси действует четыре национальных парка общей площадью 400,0 тыс. га: Беловежская пуща (преобразован из государственного заповедно-охотничьего хозяйства), Припятский (преобразован из ландшафтно- гидрологического заповедника), Браславские озера и Нарочанский.

Заказники – территории, выделенные для сохранения и восстановления одного или нескольких видов природных  ресурсов и поддержания общего экологического баланса. В зависимости от предназначения заказники делятся на: ландшафтные, или комплексные, цель которых –  сохранение и восстановление особо  ценных природных ландшафтов и комплексов; биологические (ботанические, зоологические); палеонтологические, специализирующиеся на сохранении отдельных ископаемых объектов и их комплексов; гидрологические (болотные, озерные, лесные). Хозяйственная деятельность в заказниках осуществляется в такой форме, которая не наносит ущерба охраняемому объекту. Система ООПТ включает 85 заказников республиканского значения (общей площадью 842,9 тыс. га) и 353 заказника местного значения (256,9 тыс. га).

В состав других особо охраняемых объектов входят памятники садово-паркового искусства, ботанические реликвии, геологические памятники природы, ценные насаждения, редкие и вековые деревья. Объекты природно-заповедного фонда Беларуси в целом занимают площадь около 1,6 млн. га (7,7% общей территории страны).

Прогнозируется дальнейшее развитие особо охраняемых природных  территорий в рамках выполнения ряда международных конвенций с целью  создания оптимального территориального соотношения нарушенных и естественных ландшафтов, обеспечения гарантированных  условий для сохранения генофонда  растений и животных, расширения зон  рекреации для населения. Разработана  национальная стратегия развития и  управления системы природоохранных  территорий до 1 января 2015 г. и принята  Государственная программа развития системы особо охраняемых природных  территорий на 2008-2014 годы. Оптимизация  системы управления ООПТ и восстановления природных комплексов и экосистем  на площади около 500 тыс. га, включая  более 25% выявленных мест произрастания  дикорастущих растений и не менее  30% - мест обитания диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. В перспективе площадь природно-заповедного  фонда увеличится до 11-12% территории страны.

Экономический механизм лесопользования охватывает все виды экономического стимулирования рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Финансирование лесного хозяйства осуществляется, прежде всего, за счет средств государственного бюджета. Экономические преобразования в лесном хозяйстве вместе с тем связаны с развитием финансовой самостоятельности лесохозяйственных предприятий.

Выполнение прогнозируемых и планируемых мероприятий по охране и рациональному использованию  лесных ресурсов гарантирует в перспективе  удовлетворение экономики  Беларуси в древесной и недревесной  лесной продукции, сохранение и усиление многообразных функций леса, и существенное увеличение экспортного потенциала страны.


Информация о работе Земельные ресурсы Республики Беларусь