Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:09, реферат
Одним из подходов к определению значения термина «организационное развитие» является рассмотрение этого понятия как «естественного процесса качественных изменений в организации, производных от ее возраста… или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации» [3]. Эмпирическим путем было выяснено, что любые компании проходят определенные стадии в своем развитии, универсальные для организаций любых размеров и форм. Причем переход от одной стадии к другой является предсказуемым, а не случайным.
ВВЕДЕНИЕ
Субъектами мировой
Каждый день образуется множество
новых фирм. Далеко не все из них
способны успешно развиваться, добиваться
успехов и достигать
Одним из подходов к определению значения термина «организационное развитие» является рассмотрение этого понятия как «естественного процесса качественных изменений в организации, производных от ее возраста… или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации» [3]. Эмпирическим путем было выяснено, что любые компании проходят определенные стадии в своем развитии, универсальные для организаций любых размеров и форм. Причем переход от одной стадии к другой является предсказуемым, а не случайным.
Объектом исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании; исследования современных ученых, посвященных данной проблеме. Также в работе будет затронута проблема адаптации теории жизненного цикла организации к российской действительности.
Актуальность данной работы обусловлена
необходимостью руководителей уделять
должное внимание теоретическим
основам функционирования организации.
Это важно для того, чтобы методы
развития, внедряемые менеджерами, соответствовали
уровню естественного развития организации.
Использование графических, визуальных
моделей при определении
ГЛАВА 1
1.1 Понятие жизненного цикла организации
Учитывая зависимость любой
организации от многих внешних и
внутренних факторов, можно предполагать,
что компании развиваются индивидуально,
по особому, отличному от других, пути.
Отчасти это утверждение верно.
Однако еще в 60-х годах XX века было
предложено провести аналогию между
развитием организации и
Выявленная закономерность нашла
свое отражение в теории жизненного
цикла организации. Периоды, в которые
организация принципиально
Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками» [3].
Можно утверждать, что психологический возраст организации нередко отличается от физического, в чем и проявляется индивидуальность развития организаций.
Модель жизненного цикла была создана
для прогнозирования изменений,
ожидаемых в организации, находящейся
в той или иной стадии развития.
Получив информацию о пребывании
организации на определенном этапе,
руководитель может с большей
долей уверенности оценить
1.2 Модели жизненного цикла
На сегодняшний день известно не
менее десяти моделей развития организаций,
созданных в разное время. Примечателен
тот факт, что большинство моделей
появились в США за период с 1967
по 1983г.г. В основе каждой из них предполагаются
различные основания для
1.1.1 А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967).
Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:
o первая стадия («борьба за автономию») возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»;
o вторая стадия («стремительного роста») включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность;
o третья стадия («замедления») характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.
В целом эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, а впоследствии к формализации и контролю.
1.1.2 Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967).
Эти исследователи разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе.
Они предложили три стадии развития корпораций:
o рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;
o юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;
o зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.
Данная модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются при переходе компании из одной стадии в другую.
1.1.3 Л.Грейнер: «Проблемы
При создании данной модели автор
опирается на теорию европейских
психологов о том, что поведение
определяется предыдущими событиями,
а не будущим. Перенося эту аналогию
на развитие организации, он предполагает,
что будущее организации
Таким образом, жизнь организации
состоит в продвижении компании
через стадии, где каждый эволюционный
период создает его собственную
революцию. Революция – бурный период
в развитии организации, требующий
серьезного пересмотра методов управления.
Путь организации из одной стадии
своего развития к следующей лежит
через преодоление
1.1.4 У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974).
В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие организации осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и разрозненности групп к чувству принадлежности к коллективу. Механизмы развития при этом не уточняются.
1.1.5 Ф.Лиден: «Функциональные
На различных стадиях своего развития организации имеют проблемы, мешающие нормальному функционированию компании: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения.
Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций.
На втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур.
Третья стадия характеризуется приданием особого значения постановке целей и получению прибыли.
На четвертой стадии акцент делается
на поддержании поведенческих
1.1.6 Д.Кац и Р.Кан: «Организационная структура» (1978).
Организационная структура, по мнению этих исследователей, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития. Исходя из этого рассматриваются три основные стадии развития организации:
o стадия простых систем;
o устойчивая стадия организации;
o стадия разработки структур.
Представление социальной организации
в качестве открытой системы, активно
взаимодействующей с внешней
средой позволило авторам
1.1.7 Р.Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983).
В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий ранее созданные модели. Выделяя четыре стадии развития, основной акцент они делают на эффективности деятельности организации и определении ее критериев на различных стадиях.
1.1.8 И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979).
В своем исследовании автор проводит
аналогию эволюции организации со схожими
биологическими процессами, происходящими
в развитии живых организмов, что
позволяет характеризовать эту
модель как эволюционно-теологическую
[10,63]. Процесс организационного развития
представляется как естественный, запрограммированный
и заранее предусматривающий
неизбежное и поэтапное прохождение
организацией в ходе развития ряда
обязательных фаз (стадий). В концепции
указывается на невозможность перепрыгивания
через указанные фазы. Однако исследователем
выявлено основное отличие организационного
развития от биологического: в состоянии
расцвета организация может находиться
долгое время при условии обеспечения
верного стратегического и
1.3 Анализ моделей жизненного цикла
Рассмотрев различные модели жизненного цикла организации, видим, что в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании.
Отсутствие единой объективной модели обусловлено тем, что авторами не были произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии (как, например, период рождения) могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты.
Несмотря на то, что различные
авторы спорят о длительности и природе
стадий развития, все они солидарны
в том, что каждая стадия содержит
ее собственную уникальную структуру,
системы и стиль лидерства. Переходы
от одной стадии к другой не происходят
естественно и гладко, независимо
от силы и пожеланий высшего
Еще одна особенность развития, отмеченная Куином и Камероном, состоит в том, что изменения на ранних стадиях происходят более стремительно, чем на поздних стадиях развития. Но эта закономерность нуждается в дополнительных эмпирических исследованиях. [13,114]