Жизненный цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:09, реферат

Описание работы

Одним из подходов к определению значения термина «организационное развитие» является рассмотрение этого понятия как «естественного процесса качественных изменений в организации, производных от ее возраста… или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации» [3]. Эмпирическим путем было выяснено, что любые компании проходят определенные стадии в своем развитии, универсальные для организаций любых размеров и форм. Причем переход от одной стадии к другой является предсказуемым, а не случайным.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 49.18 Кб (Скачать файл)

Стоит отметить также следующую  особенность описанных выше моделей: как правило, стадии раннего развития и распада, или смерти, игнорируются исследователями. Это обусловлено  сложностью получения информации о  состоянии организации на указанных  этапах. Пребывая на стадии зарождения, т.е.  до формального существования, организация существует лишь в виде образа, созданного основателями компании. Очевидно, что отсутствие полного объема фиксированной информации затрудняет исследования. Между тем этап, предваряющий рождение организации, не менее важен, чем остальные. Важность его заключается в том, что основатели компании закладывают «теоретический» фундамент будущей организации, планируют главные направления ее деятельности и от правильности планирования во многом зависит успешная реализация стратегии на практике.

С другой стороны, кроме И.Адизеса, никто из исследователей не уделил должного внимания стадии распада и  смерти. Данный этап по некоторым естественным причинам игнорируется в исследованиях. Желание работать с «умирающими» организациями возникает далеко не у всех, в то же время архивные исследования лишены субъективного  отражения фактов, интересующего  исследователей и консультантов  по управлению.

Таким образом, мы провели краткий  анализ созданных в разное время  моделей жизненного цикла организаций, выявили основные их особенности, отметили  имеющиеся недостатки.

В настоящее время в теории организации  чаще всего встречается модель, предложенная Д.Миллером и П.Фризеном, которые, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и  организационной стратегии, выделили пять стадий развития: рождение, развитие, зрелость, расцвет, упадок.

В приведенной ниже таблице отражены основные критерии, по которым можно  определить (по их мнению) стадию, на которой  находится исследуемая организация [3].

Таблица 1.  Критерии определения стадии развития организации

Фазы развития

Критерии

Рождение

Возраст фирмы младше 10 лет, имеет  неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник

Развитие

Уровень продаж возрастает более чем  на 15%, функционально организованная структура, политика формализована

Зрелость

Уровень продаж растет, но прирост  составляет менее 15%, более бюрократическая  организация

Расцвет

Уровень продаж снова возрастает более  чем на 15%, используются сложные системы  контроля и планирования

Спад

Ограничение выпуска продукции, прибыль  падает


Основные фазы развития и критерии их определения схожи для многих моделей, описанных выше. Однако ввиду  того, что лишь  И.Адизес подробно рассматривает полный цикл жизни организации с рождения до смерти, выделяя отдельные подстадии развития, предложенная им модель наиболее оптимальна для рассмотрения в данной работе. Именно эта модель будет рассмотрена ниже с описанием отдельных этапов жизненного цикла организации.

ГЛАВА 2

2.1 Графическая модель жизненного  цикла организации

И.Адизес разработал модель жизненного цикла организации, состоящую из 10 этапов, которые можно разделить  на 2 группы: стадии роста и стадии старения. Рост начинается с момента  зарождения организации и продолжается вплоть до расцвета компании, после  чего наступает неизбежное старение организации. Старение происходит с  этапа стабилизации и заканчивается  смертью (ликвидацией) фирмы.

На рис.1 изображена графическая  модель жизненного цикла организации  по И.Адизесу, на которой видна кривая, отражающая все этапы, проходимые компанией  за время существования.[10,63]                                                                                                                     

 

 

                                                                                                                                           

 

 

                          

  Рис.  SEQ Рисунок * ARABIC 1. Кривая жизненного цикла организации по И.Адизесу

В дальнейшем будут рассмотрены  все отраженные на графике стадии, с описанием возможных трудностей и проблем, возникающих, по мнению автора, на каждой из них. Исследователь акцентирует  внимание на том факте, что непреодоленные вовремя «болезни роста» (т.е. трудности, появление которых обусловлено  незрелостью компании) могут стать  организационными патологиями. Иными  словами подобные явления могут  спровоцировать возникновение таких  проблем, которые компания своими силами решить  уже не в состоянии [10,64]. Задачей руководителя на любом этапе является выявление подобных проблем и своевременное их решение. Однако для каждой стадии развития необходимы свои тактические приемы и способы принятия управленческих решений. Далее для некоторых этапов жизненного цикла будут приведены примеры возможных действий руководителя при наличии тех или иных проблем, присущих определенным этапам.

2.2 Основные этапы жизненного  цикла организации

2.2.1 Выхаживание (Courtship)

 

            Выхаживание  - это этап зарождения организации.  Она еще не возникла физически  и формально, однако энтузиазм  и бизнес-идея относительно ее  существования уже возникли. В  этот период происходят, в основном, обсуждения по поводу будущего  организации, в ходе которого  основатели закладывают «теоретический»  фундамент новой компании. Происходит  попытка «продать» идею о ее  будущем успехе. Но организация  рождается только тогда, когда  идея получила положительную  оценку в среде единомышленников  основателя, сформулированы определенные  внутренние обязательства в отношении  ее реализации и имеется готовность  взять на себя риск основания  нового дела.        

 Необходимый уровень обязательств  измеряется уровнем риска, который  организация берет на себя  при рождении. Создание высокого  уровня обязательств –  это ключ к успеху, поскольку без него новая организация просто не выживет.        

  Для создания успешной компании необходима не только хорошая идея, но и финансовая поддержка и готовность рынка. Главным мотивационным фактором для создания организации должно быть удовлетворение потребностей рынка, создание нового качества либо в производстве какого-либо продукта, либо в предоставлении услуг.

Фундамент для создания организации  у основателя будет в том случае, если он имеет четкие ответы на такие  вопросы, как:

o   Что мы реально собираемся делать?

o   Как это будет сделано?

o   Когда это может быть сделано?

o   Кто собирается это делать и почему?

Основатель должен быть ориентирован на потенциального потребителя, реально  смотреть на мир, быть гибким в своих  решениях. При выполнении указанных  условий организация имеет шанс успешно начать свое функционирование на  рынке.

2.2.2 Младенчество (Infancy)           

 На данной стадии внимание  перемещается от идей и возможностей  к результатам производства –  удовлетворению потребностей, ради  которых компания создавалась.

Компания в младенчестве обладает нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практически  отсутствуют. Организация очень  персонифицирована. Все называют друг друга по именам, субординация слаба, отсутствует система приема на работу и контроля выполнения заданий.              Для осуществления перехода организации от предвидения к действию необходимо, чтобы  во главе компании стоял лидер, ориентированный на результат.  Он должен учитывать, что чем выше риск, который компания на себя берет, тем более высокий фундамент необходим         

 Для нормальной жизнедеятельности  организации необходим реальный  бизнес-план, в котором был бы  проанализирован поток денежных  средств. Если на этом этапе  не будет происходить периодического  вливания денежных средств, организация  может погибнуть.        

 Поскольку организация борется  за выживание, решения должны  приниматься и исполняться быстро. Однако отсутствие правил, стабильности  и опыта, на который можно  было бы положиться при принятии  решений, превращает каждое решение  в новый прецедент. Управление  осуществляется от кризиса к  кризису. Младенческая организация  не может подготовить долгосрочные  планы или выработать стратегию,  поскольку у нее нет реального  опыта относительно эффективности  тех или иных механизмов ведения  бизнеса. На этом этапе рынок  формирует планы и определяет  долговечность продукта.        

 На данной стадии развития  необходимо соблюдать определенные  условия, чтобы избежать гибели. Одно из них – это обеспечение  постоянного притока денежных  средств, а второе – преданность  основателя идее построения устойчивой  организации.

Руководителю необходимо рационально  организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему  мотивации и стимулов, а также  принять необходимые меры по привлечению  дополнительных ресурсов за счет внешних  и внутренних источников.

Когда денежные потоки и деятельность организации стабилизируются, начинается следующий этап ее развития.

2.2.3 «Давай-давай» - стадия быстрого  роста (Go-go)           

 

При зарождении организации имеется  идея, в младенчестве она закладывается  в основу деятельности. Как только достигается стадия, когда идея начинает работать, т.е. преодолевается нехватка денежных средств и уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает. Нередко это делает основателя и организацию излишне  самонадеянными.

При переходе от младенчества к быстрому росту видение будущего компании изменяется от очень узкого взгляда  на бизнес до панорамы почти бескрайних возможностей. Каждая вновь появившаяся  возможность - это очередной приоритет. Одним из видов патологии на данной стадии развития может быть желание  основателя охватить необъятное, т.е. диверсификация может включать даже те сферы бизнеса, о которых он не имеет представления. Во избежание негативных последствий  подобных явлений руководитель должен четко определять приоритеты и осознавать, чем заниматься не следует.

Вследствие нечеткого закрепления  должностных обязанностей разные функции  нередко выполняются одним сотрудником. Это обуславливает то, что компания организована вокруг людей, а не задач. И хотя основателем организации  делаются попытки делегировать властные полномочия, принятие всех существенных решений не происходит без его  непосредственного участия. Причиной тому является боязнь руководителя потерять контроль.

На данном этапе компания только реагирует на возможности, предоставляемые  внешней средой, но пока не может  их предвидеть, следствием чего является действие методом проб и ошибок. Однако серьезные ошибки могут повлечь  за собой существенные потери: доли рынка, важных клиентов, крупных денежных средств. Для выхода из сложившейся  ситуации организации необходимо четко  формализовать свою деятельность, т.е. перейти от интуитивного управления к профессиональным действиям.

При успешном переходе организация  вступает в следующую стадию своего развития – юность.

2.2.4 Юность (Adolescence)        

 

На этом этапе компания получает свое второе рождение, при котором  коренные изменения претерпевают фундаментальные  основы организации. Данный процесс  протекает более длительно и  проблематично, нежели предшествующие.

Характерными становятся конфликты, прежде всего между сотрудниками, стоящими у истоков компании и  недавно начавшими свою деятельность в увеличившейся организации. Цели компании становятся противоречивыми, система вознаграждения и стимулирования не соответствует потребностям компании.

Трудность перехода определяется необходимостью одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.

Смена целей происходит путем перехода от экстенсивного развития к повышению  качества деятельности. Для этого  необходимо вовлечение всего персонала  в происходящие изменения, поскольку  сотрудники по-прежнему находятся на стадии быстрого роста, и они хотят, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался  тот же темп роста. Но эти два требования взаимоисключают друг друга.

Проблема руководителя состоит  в том, что он самостоятельно уже  не справляется с руководством компанией  и для решения своих проблем  либо децентрализует полномочия, либо нанимает профессионального менеджера, что в любом случае приводит к  изменению системы руководства  организацией. Под руководством в  данном случае подразумевается процесс  изменения организационной культуры. В действительности происходит переход  организации от одного набора проблем  к другому. Задача руководства состоит  в решении текущих вопросов и  подготовке ее к столкновению с новыми проблемами. Для нормального функционирования организации новым руководителям  необходимо создать систему вознаграждений, перераспределить роли и обязанности, а также установить четкие правила  и нормы поведения сотрудников.

Информация о работе Жизненный цикл организации