Зимующие птицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:42, доклад

Описание работы

Цель проекта: познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в Свердловской области.
Задачи проекта: усвоение правил поведения при общении с птицами;
развитие представлений о действенной заботе о пернатых;
практическое выполнение кормушек;
наблюдение за зимующими птицами.

Содержание работы

2. Цели, задачи, эмблема проекта

3. Этапы проекта

4. Приложения

Приложение № 1
"Птицы зимой" (фрагмент урока).

Приложение № 2
Проекты детей

Приложение № 3
Описание эксперимента

Приложение № 4
Наш календарь

Приложение № 5
Электронный вариант отчета о проделанной работе и фотоотчет.

Файлы: 1 файл

экологический проект.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПОЕЛ САМ, ПОКОРМИ ПТИЦ!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники:

ученики 2 «а» класса

Лицея № 10

Руководитель:

Герасимова  Ольга Юрьевна

классный  руководитель 2 «а» класса

Компьютерная обработка:

Красноселова  Юлия Павловна

Заместитель директора по ВР

 

 

 

г. Каменск-Уральский

2008 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование

Страницы

1. Содержание

 

2. Цели, задачи, эмблема проекта

 

3. Этапы проекта

 

4. Приложения

 

    Приложение № 1

"Птицы зимой" (фрагмент урока).

 

    Приложение № 2

     Проекты  детей

 

    Приложение № 3

     Описание  эксперимента 

 

    Приложение № 4

     Наш  календарь

 

    Приложение № 5

     Электронный вариант отчета о    проделанной работе и фотоотчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель проекта:

познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в  Свердловской области.

Задачи проекта:

  1. усвоение правил поведения при общении с птицами;
  2. развитие представлений о действенной заботе о пернатых;
  3. практическое выполнение кормушек;
  4. наблюдение за зимующими птицами.

 

Эмблема проекта:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

 

1 этап

 

Целеполагание:

В сентябре, на прогулках ГПД дети с интересом  наблюдали, как перелетные птицы  собираются в стаи, громко кричат, совершают  небольшие перелеты. Это заинтересовало ребят. Было прочитано произведение уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Судьба бедной уточки вызвала бурное обсуждение и искреннее сострадание. На одном из уроков «Окружающий мир» (см.Приложение № 1) ребята познакомились с зимующими птицами.

И все это  привело к цели: «помочь птицам зимующим в городе». В классе был создан агитотряд «Друзья пернатых».

 

2 этап

 

Разработка  проекта:

 

Для осуществления поставленной цели отряд был поделен на  команды: «Спасатели», «Умелые руки», «Кормушка». Каждая команда придумала девиз и эмблему. А затем продумывался план деятельности:

  1. Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки).
  2. Изготовить кормушки и развесить их на пришкольном участке, возле домов, где живут дети. Для этого нужно выяснить, какие кормушки нужны для зимующих птиц, как изготовить, какие материалы для этого нужны. Затем  продумать размещение кормушек. Провести ярмарку птичьих кормушек.
  3. Подобрать корм, любимый зимующими птицами.  Собрать его как можно больше. Для этого проводилась акция «Крошки», в которой ребята собирали: семена подсолничника, тыквы, дыни, арбуза, ясеня; плоды рябины, боярышника, сухофрукты; крупы.

Для выполнения плана проводятся следующие мероприятия:

  1. Из художественной литературы, энциклопедий, справочников, из общения с родителями и другими взрослыми дети выясняют, какие птицы зимуют в городе, узнают об их повадках, о предпочтениях в еде и в образе жизни.
  2. Полученные сведения обсуждаются. Так как материала очень много, для памяти составляются альбомы, которые дети иллюстрируют своими рисунками. Затем отдельно изучается литература о кормушках, используемых для кормления разных видов птиц, составляется альбом с образцами изготовления кормушек. Подбираются материал и инструменты для изготовления кормушек (см. Приложение № 2)
  3. Кормушки могут изготавливаться в школе или дома — с помощью родителей, чтобы как можно больше людей имели кормушки и могли развесить их для зимующих птиц возле своего дома, на окнах.
  4. Следующий этап — составление «рецептурной книги» кормов для птиц, собирается коллекция птичьего корма.
  5. В назначенный день кормушки торжественно вывешиваются на улице. Дети наполняют их кормом.
  6. После вывешивания кормушек важно не забывать подкармливать птиц. Заодно за птицами у кормушек можно наблюдать. Свои впечатления и наблюдения дети записывают, зарисовывают или фотографируют (см Приложение № 3 – проведение эксперимента).
  7. Итоговый сюжет — составление проекта, соответствующего заданной командам теме (см Приложение № 4 – электронный вариант).

3 этап

Подведение  итогов проекта:

На  этом этапе, проводится праздник птиц — своеобразный отчет детей перед взрослыми и младшими (первоклассниками) о том, что они сделали для того, чтобы птицы пережили зиму,

 

 

 

Стали думать и гадать, как команду нам назвать.

100 названий перебрали,  не подходит ни одно.

Это – сотни раз  слыхали,

Это тоже уж старо!

Кто-то крикнул вдруг  на сцене:

«Хватит, братцы, нам гадать!

Команду в птичьей  викторине

Нужно «синичками» назвать!

Больше загадок в  слове нет!

Вам юннатский наш  привет! привет! привет!

 

 

 

 

Приложение  № 3

 

Описание эксперимента

 

После изучения справочников, энциклопедий, бесед  со взрослыми, учителем биологии была выдвинута гипотеза: «если птица  голодна, тона будет есть любой корм с любой кормушки, но после проведения эксперимента пришли к выводу, что корм и кормушки нужны разные.

 

ПТИЦА

КОРМУШКА

КОРМ

СПОСОБ  УПОТРЕБЛЕНИЯ

Голуби, воробьи

Устойчивая, крепкая

любой

Клюют у кормушки

галки

Большая – кормушка-домик

любой

Клюют у кормушки

синица

Маленькая, не доступная  голубям

семечки подсолнечника, тыквы, дыни, сало, геркулесовые хлопья, сырое мясо

Берет по зернышку, долбит на дереве зажимая лапами.

снегирь

Бусы из фруктов, семян, удаленные кормушки.

Рябина, ясень, просо, овсяная крупа, семена подсолнечника

Клюет очень аккуратно, не сорит

свиристели

Бусы из ягод

Рябина, боярышник, шиповник, дикие яблоки.

Близко к  человеку не подлетает, ест растрсая пищу.

ворона

Площадки на земле

Остатки пищи

Ест жадно, никого не боится.


 

 













 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 1

 

Тема. "Птицы зимой" (фрагмент урока).

 

Цели.

Обобщить знания детей о зимующих птицах; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой  природой зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

 

Оборудование. Учебник "Окружающий мир", авт. Клепинина; грамзаписи: П.И. Чайковский "Времена года", "Покормите птиц зимой", голоса птиц (дятел), "Танец маленьких утят"; рисунки птиц (для оформления доски); ребусы (ворона, сорока);

ХОД УРОКА

 

I. Организационный  момент

 

Эмоциональный настрой на работу.

 

Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.

 

Учитель включает грамзапись произведения П.И. Чайковского "Декабрь" из музыкального альбома "Времена года".

 

– Сошлись  как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и  заспорили, кто из них лучше рисует.

 

И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

 

Первой  взялась за свою волшебную кисть  Зима.

 

Учитель открывает  левую половину доски: на переднем плане  – ели и березы, вдали еловый лес. На березе висит кормушка. На снегу написано "Зима". Под деревьями следы птиц.

 

– Ходит  она по горам, по долинам, ходит в  больших мягких валенках, ступает  тихо, неслышно.

 

Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: "Здесь был такой-то".

 

Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые  страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Кто  был? Что делал?

 

II. Повторение изученного материала

 

У. Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне?

 

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом...

 

У. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

 

Д. Зимующие.

 

У. Чем они питаются, где находят себе корм?

 

Д. Семенами, почками деревьев.

 

– Насекомыми и личинками насекомых, доставая их из-под коры деревьев.

 

У. Что птицам страшнее – холод или голод зимой?

 

Д. Голод.

 

У. Как человек помогает птицам пережить зиму?

 

Д. Подкармливает, делает кормушки.

 

У. Поднимите руку те, у кого есть кормушки на окне или на балконе.

 

Ответы детей.

 

У. А кто из вас сегодня подкармливал птиц?

 

Ответы детей.

 

– Расскажите, какие птицы прилетают  к вам на кормушку.

 

Д. Воробьи, синицы, голуби.

 

У. Об одной из этих птиц вы сейчас услышите рассказ. Угадайте, о какой?

 

Подготовленный ученик описывает птицу.

 

Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а  грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она  питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.

 

У. Угадали, ребята, кто прилетает на кормушку?

 

Д. Синица.

 

Фигурку птички ученик прикрепляет  на кормушку на доске и читает стихотворение про птиц.

 

– А моих птиц вы узнаете, послушав стихотворение.

 

 

Голодно, холодно,

Прилетайте в гости,

Галки, воробьи!

Полны мои горсти.

Голодно, голуби,

Клюйте, гостюйте,

Гуленьки мои!

Не пугайтесь, клюйте!

 

У. Какие птицы перечислены в стихотворении?

 

Д. Галки, воробьи, голуби.

 

Дети прикрепляют на доску фигурки  птичек.

 

У. Ребята, после посещения моей кормушки птицы оставили свои "визитные карточки". Прочитайте, кто же прилетал ко мне в гости.

 

Разгадывание ребусов.


 

 


 

 

 

 

(Ворона.) 

 

(Сорока.)

 

 

Фигурки птичек прикрепляются на доску.

 

Д. А мою птичку вы узнаете по ее тени, в названии этой птички спряталось "снежное слово".

 

Фигурка снегиря прикрепляется  на ветку березы сначала в виде черной тени, а затем поворачивается раскрашенной стороной.

 

У. Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра снег пойдет.

 

А на мою кормушку часто прилетает  поползень.

 

Фигурку птички ученик прикрепляет  на ствол березы.

 

– Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз. Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на мою кормушку.

 

Звучит грамзапись: стук дятла.

 

– Ребята, что это за звуки слышны в лесу?

 

Д. Так стучит дятел.

 

У. Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: вредных насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева достает.

 

Открывается фигурка дятла на березе.

 

– У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твердыми зазубринками. Им дятел и достает насекомых, они все приклеиваются к его  языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.

 

Ребята, а могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу?

Информация о работе Зимующие птицы