Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:42, доклад
Цель проекта: познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в Свердловской области.
Задачи проекта: усвоение правил поведения при общении с птицами;
развитие представлений о действенной заботе о пернатых;
практическое выполнение кормушек;
наблюдение за зимующими птицами.
2. Цели, задачи, эмблема проекта
3. Этапы проекта
4. Приложения
Приложение № 1
"Птицы зимой" (фрагмент урока).
Приложение № 2
Проекты детей
Приложение № 3
Описание эксперимента
Приложение № 4
Наш календарь
Приложение № 5
Электронный вариант отчета о проделанной работе и фотоотчет.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОЕЛ САМ, ПОКОРМИ ПТИЦ!»
Участники:
ученики 2 «а» класса
Лицея № 10
Руководитель:
Герасимова Ольга Юрьевна
классный руководитель 2 «а» класса
Компьютерная обработка:
Красноселова Юлия Павловна
Заместитель директора по ВР
г. Каменск-Уральский
2008 год
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование |
Страницы |
1. Содержание |
|
2. Цели, задачи, эмблема проекта |
|
3. Этапы проекта |
|
4. Приложения |
|
Приложение № 1 "Птицы зимой" (фрагмент урока). |
|
Приложение № 2 Проекты детей |
|
Приложение № 3 Описание эксперимента |
|
Приложение № 4 Наш календарь |
|
Приложение № 5 Электронный вариант отчета о проделанной работе и фотоотчет. |
Цель проекта:
познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в Свердловской области.
Задачи проекта:
Эмблема проекта:
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап
Целеполагание:
В сентябре, на прогулках ГПД дети с интересом наблюдали, как перелетные птицы собираются в стаи, громко кричат, совершают небольшие перелеты. Это заинтересовало ребят. Было прочитано произведение уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Судьба бедной уточки вызвала бурное обсуждение и искреннее сострадание. На одном из уроков «Окружающий мир» (см.Приложение № 1) ребята познакомились с зимующими птицами.
И все это привело к цели: «помочь птицам зимующим в городе». В классе был создан агитотряд «Друзья пернатых».
2 этап
Разработка проекта:
Для осуществления поставленной цели отряд был поделен на команды: «Спасатели», «Умелые руки», «Кормушка». Каждая команда придумала девиз и эмблему. А затем продумывался план деятельности:
Для выполнения плана проводятся следующие мероприятия:
3 этап
Подведение итогов проекта:
На этом этапе, проводится праздник птиц — своеобразный отчет детей перед взрослыми и младшими (первоклассниками) о том, что они сделали для того, чтобы птицы пережили зиму,
Стали думать и гадать, как команду нам назвать.
100 названий перебрали, не подходит ни одно.
Это – сотни раз слыхали,
Это тоже уж старо!
Кто-то крикнул вдруг на сцене:
«Хватит, братцы, нам гадать!
Команду в птичьей викторине
Нужно «синичками» назвать!
Больше загадок в слове нет!
Вам юннатский наш привет! привет! привет!
Приложение № 3
Описание эксперимента
После изучения справочников, энциклопедий, бесед со взрослыми, учителем биологии была выдвинута гипотеза: «если птица голодна, тона будет есть любой корм с любой кормушки, но после проведения эксперимента пришли к выводу, что корм и кормушки нужны разные.
ПТИЦА |
КОРМУШКА |
КОРМ |
СПОСОБ УПОТРЕБЛЕНИЯ |
Голуби, воробьи |
Устойчивая, крепкая |
любой |
Клюют у кормушки |
галки |
Большая – кормушка-домик |
любой |
Клюют у кормушки |
синица |
Маленькая, не доступная голубям |
семечки подсолнечника, тыквы, дыни, сало, геркулесовые хлопья, сырое мясо |
Берет по зернышку, долбит на дереве зажимая лапами. |
снегирь |
Бусы из фруктов, семян, удаленные кормушки. |
Рябина, ясень, просо, овсяная крупа, семена подсолнечника |
Клюет очень аккуратно, не сорит |
свиристели |
Бусы из ягод |
Рябина, боярышник, шиповник, дикие яблоки. |
Близко к человеку не подлетает, ест растрсая пищу. |
ворона |
Площадки на земле |
Остатки пищи |
Ест жадно, никого не боится. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Тема. "Птицы зимой" (фрагмент урока).
Цели.
Обобщить знания детей о зимующих птицах; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Учебник "Окружающий мир", авт. Клепинина; грамзаписи: П.И. Чайковский "Времена года", "Покормите птиц зимой", голоса птиц (дятел), "Танец маленьких утят"; рисунки птиц (для оформления доски); ребусы (ворона, сорока);
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой на работу.
Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.
Учитель включает грамзапись произведения П.И. Чайковского "Декабрь" из музыкального альбома "Времена года".
– Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует.
И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.
Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
Учитель открывает левую половину доски: на переднем плане – ели и березы, вдали еловый лес. На березе висит кормушка. На снегу написано "Зима". Под деревьями следы птиц.
– Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.
Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: "Здесь был такой-то".
Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?
II. Повторение изученного материала
У. Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне?
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом...
У. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
Д. Зимующие.
У. Чем они питаются, где находят себе корм?
Д. Семенами, почками деревьев.
– Насекомыми и личинками насекомых, доставая их из-под коры деревьев.
У. Что птицам страшнее – холод или голод зимой?
Д. Голод.
У. Как человек помогает птицам пережить зиму?
Д. Подкармливает, делает кормушки.
У. Поднимите руку те, у кого есть кормушки на окне или на балконе.
Ответы детей.
У. А кто из вас сегодня подкармливал птиц?
Ответы детей.
– Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку.
Д. Воробьи, синицы, голуби.
У. Об одной из этих птиц вы сейчас услышите рассказ. Угадайте, о какой?
Подготовленный ученик описывает птицу.
Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.
У. Угадали, ребята, кто прилетает на кормушку?
Д. Синица.
Фигурку птички ученик прикрепляет на кормушку на доске и читает стихотворение про птиц.
– А моих птиц вы узнаете, послушав стихотворение.
Голодно, холодно,
Прилетайте в гости,
Галки, воробьи!
Полны мои горсти.
Голодно, голуби,
Клюйте, гостюйте,
Гуленьки мои!
Не пугайтесь, клюйте!
У. Какие птицы перечислены в стихотворении?
Д. Галки, воробьи, голуби.
Дети прикрепляют на доску фигурки птичек.
У. Ребята, после посещения моей кормушки птицы оставили свои "визитные карточки". Прочитайте, кто же прилетал ко мне в гости.
Разгадывание ребусов.
(Ворона.)
(Сорока.)
Фигурки птичек прикрепляются на доску.
Д. А мою птичку вы узнаете по ее тени, в названии этой птички спряталось "снежное слово".
Фигурка снегиря прикрепляется на ветку березы сначала в виде черной тени, а затем поворачивается раскрашенной стороной.
У. Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра снег пойдет.
А на мою кормушку часто прилетает поползень.
Фигурку птички ученик прикрепляет на ствол березы.
– Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз. Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на мою кормушку.
Звучит грамзапись: стук дятла.
– Ребята, что это за звуки слышны в лесу?
Д. Так стучит дятел.
У. Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: вредных насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева достает.
Открывается фигурка дятла на березе.
– У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твердыми зазубринками. Им дятел и достает насекомых, они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.
Ребята, а могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу?