Архитектура древней Греции эпоха эллинизма автор Блаватский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:30, доклад

Описание работы

Эпоха эллинизма — конец IV — I вв. до н. э.— была временем новых больших задач, вставших перед искусством вообще и архитектурой в частности. Эпоха эллинизма — время самой широкой экспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Центры экономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии в Малую Азию, Сирию, Египет. В этих странах основывается и строится ряд новых городов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачи планировки. Все новообразовавшиеся греко-восточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей.

Файлы: 1 файл

Архитектура древней Греции доклад.docx

— 161.17 Кб (Скачать файл)

Архитектура древней Греции

Архитектура эпохи эллинизма

Эпоха эллинизма — конец IV — I вв. до н. э.— была временем новых больших задач, вставших перед искусством вообще и архитектурой в частности. Эпоха эллинизма — время самой широкой экспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Центры экономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии в Малую Азию, Сирию, Египет. В этих странах основывается и строится ряд новых городов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачи планировки. Все новообразовавшиеся греко-восточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей.

Создание больших государственных  объединений, масштабы которых значительно  превосходили небольшие общины эллинских  полисов, дало несравненно больший  размах строительству эпохи эллинизма. Со времени же походов Александра Македонского и основания им десятков новых городов перед строителями открылись самые широкие возможности.

Планировка города, неведомая  архитектору в эпоху стихийного роста города, становится одной из главных проблем, стоящих перед  зодчим в период эллинизма.

О том, какой смелости и  размаха достигали проекты зодчих данной эпохи, наглядно свидетельствует  фантастический план, составленный Стасикратом, превращения горы Афон в статую Александра, причем на одной руке царя должен был помещаться город с десятью тысячами жителей.

Одним из главнейших городов  в эллинистическую эпоху была Александрия, основанная в 332—331 гг. в устье Нила. Строителем этого города был родосский архитектор Дейнократ. Александрия была разбита по строго определенному плану; широкие прямые улицы пересекались под прямыми углами. Значительную часть города занимал царский дворец с прилегавшими к нему садами, театром, арсеналом, музеем и гробницей Александра.

Гавань Александрии была создана искусственно, посредством мола в 1 200 м длиной, соединившего берег с островом Фарос и образовавшего два порта. При входе в восточный порт стоял грандиозный маяк, построенный около 279 г. до н. э. Состратом из Книда и просуществовавший до XIV в. Согласно современным реконструкциям, базирующимся в значительной мере на изображениях на монетах, маяк представлял собой высокую и узкую башню более 100 м в вышину. Имевшая крутые стены нижняя часть здания по углам была украшена фигурами тритонов, над ней поднималась меньшая по размерам, восьмиугольная в плане, средняя часть маяка, над которой в свою очередь возвышалась небольшая увенчанная статуей ротонда.

 

 

 

Рис. 1. Макет Александрийского маяка

 

Египетские элементы имели  место и в парадной палатке  Птолемея II (283—247), представлявшей собой  легкий павильон грандиозных размеров, состоявший из навеса, поддерживаемого  колоннами в виде пальм и фирсов, с трех сторон обрамленного двухъярусной колоннадой. Это сооружение имело очень стройные, высокие, широко расставленные деревянные колонны, дававшие возможность довести до крайности то стремление к изысканию легких пропорций, которое намечалось еще в эпоху классики. Такого рода сооружения послужили образцами для помпейских росписей эпохи империи.

Объединение в зодчестве  эллинских элементов с туземными, помимо Египта, может быть нами отмечено и в Передней Азии. Так, в находящемся  в Арак-иль-Эмире (недалеко от Мертвого моря), сооруженном около 180 г. дворце Антиоха Эпифана наружное оформление портика представляет собой любопытные сочетания самых разнородных элементов. Двухъярусная колоннада, состоящая из двух гладкоствольных коринфских колонн, в каждом этаже обрамлена с боков антами, причем над большими колоннами нижнего яруса тянется дорийский триглифный антаблемент.

Этот выдержанный в  духе античной архитектуры вход резко  контрастирует с гладью прилегающих  к нему стен, в верхних частях украшенных рельефными изображениями  львов, которые представлены в геральдической схеме идущими навстречу друг другу. При этом следует отметить нарушающую архитектоничность целого, неудачную в компоновку крайних фигур львов, крупы которых находят на большие, замыкающие всю композицию коринфские пилястры.

Приведенные примеры ясно свидетельствуют о новом явлении  в эпоху эллинизма, не наблюдавшемся  в классический период: сочетании  в архитектуре эллинских и  варварских (иноземных) элементов. Это  явление распространяется и на другие виды искусства; так, в скульптуре мы находим ряд памятников, несущих  одновременно черты двух стилей —  эллинского и восточного (переднеазиатского  или египетского). Примерами могут  служить колоссальный рельеф Нем-руд-Дага с изображением Антиоха I и бога солнца или голова царицы из дома Птолемеев. Параллель этому явлению в философии мы находим в учении стоиков, выдвинувших космополитизм в противовес национализму политики Аристотеля.

Еще более скудными, чем  об Александрии, сведениями располагаем  мы о столице Сирии — Антиохии на Оронте, основанной Селевком I Никатором после победы при Ипсе (301 г. до н. э.). Под городом находился грандиозный увеселительный царский парк в Дафне. Такие парки, украшавшиеся павильонами и соединявшиеся с виллами в одно целое, в высшей степени характерны для эпохи эллинизма. Ни один из таких ансамблей до нас не дошел; получить о них некоторое представление мы можем лишь по изображению на помпейских фресках.

К несколько более раннему  времени относится храм Афины Полиады в Приене, датой которому служит сохранившаяся надпись Александра Македонского 334 г. Он был сооружен строителем Мавзолея, архитектором Пифеем, и знаменовал собой попытку возвращения к более простым формам в архитектуре.

Сооруженный из мрамора ионийский  периптер имел по шести колонн с  фасадных и по одиннадцати — с  длинных сторон. Размеры его были невелики: длина около 22 м, ширина 12 м. Внутреннее помещение храма состояло из пронаоса, целлы и описфодома. Антаблемент был облегченного типа, между архитравом и карнизом фриз отсутствовал, во фронтонах скульптур не было, но зато весьма богатыми рельефными орнаментами были украшены другие части здания (карнизы, желоба, кассеты потолка и пр.).

Из других общественных сооружений в Приене упомянем новый гимнасий, сооруженный после 200 г. Главной частью этой постройки был большой, почти квадратный (34x35 м) перистильный, т. е. окруженный со всех сторон колоннадой, открытый двор, предназначенный для гимнастических упражнении. К этому двору примыкал ряд подсобных помещений (комнаты для занятий, умывальная и т. д.).

В Приене сохранилось значительное количество частных домов, дающих наглядное представление о жилищах эллинистического времени.

Для этих домов характерным  является следующее: глухая стена отделяет жилище от соседних владений и улицы; окон наружу нет, и через единственную дверь ведет проход с улицы  в центральную часть жилища —  открытый мощеный дворик. Вокруг двора  группируются все помещения: прежде всего главная комната, которая  отделяется от двора колоннадой портика (простада). Через двор проникает свет во все помещения дома.

 

В эллинистическую эпоху  снова расцвел заглохший под  персидским владычеством Милет. В конце IV в. заново начинает отстраиваться храм Аполлона Филесия в Дидимах, некогда разрушенный персами. Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета были строителями нового храма. Постройка Дидимейона сильно затянулась, и еще в середине II в. храм не был закончен. Новый храм был грандиозных размеров — 109 м в длину и 51 м в ширину; вышина колонны равнялась почти 20 м. Он стоял на постаменте в виде большой семиступенной лестницы.

Храм представлял собой  ионийский диптер, по фасадным сторонам которого было по десяти, а по длинным  — по двадцати одной колонне. Большое  внутреннее помещение храма отстояло от обрамлявших его колоннад на один интерколюмний и имело глухую стену с задней стороны. В передней части храма за колоннадой находился обрамленный антами глубокий пронаос, потолок которого поддерживали двенадцать расположенных в три ряда колонн. За пронаосом был небольшой аванзал с двумя колоннами, по обеим сторонам которого находились ведшие наверх лестницы. Пол аванзала был на 1,5 м выше пола пронаоса. Три двери из аванзала вели в гипефральную целлу, 58 м длиной, куда нужно было опуститься по большой лестнице, так как пол ее был ниже на 4,5 м. Стены целлы с задней и боковых сторон были расчленены столбами. Целла, как мы уже упоминали, не имела крыши, в ней находились священный лавр и источник.

Наружное убранство храма  отличалось исключительным богатством. Базы колонн были украшены роскошным  орнаментом. На капителях колонн, помимо обычных орнаментов, были вкомпонованы в волюты головы Зевса и Аполлона, а также букрании. Фриз был обильно украшен рельефными масками медус и орнаментами.

Помимо Дидимейона в Милете возникает в эллинистическую эпоху ряд общественных зданий. В некоторых из них мы находим весьма характерные для зодчества рассматриваемого периода открытые дворы, обнесенные галереями колоннад. Таков был обширный (50x60 м) двор при святилище Аполлона Дельфиния, служившем вместе с тем городским архивом.

Наконец, следует упомянуть  начатый постройкой в эллинистическую  эпоху, но законченный уже в римское  время, театр в Милете, представлявший собой самый большой из театров в Малой Азии. Он был сооружен из мрамора. Вместимость театра достигала 25 000 зрителей.

Столица небольшого, но довольно богатого, могущественного и культурного  эллинистического государства, Пергам, дает нам представление о распланировке эллинистического акрополя.

 
Этот город, сильно разросшийся в  эпоху эллинизма, первоначально  сосредоточивался на довольно высоком  холме. Уже с середины III в. город  начал увеличиваться, примерно через  столетие он уже раскинулся по склонам  холма, очистив вершину его для  общественных зданий акрополя и дворца царя.

К северу и северо-востоку  от галереи храма Афины находились два дворца (старый и новый) пергамских царей. Оба эти дворца ни в чем, кроме размеров, существенно не отличаются от эллинистических домов. Так, больший по размерам новый дворец, сооруженный Евменом II (197—159), имеет в центре квадратный перистильный двор, обрамленный тридцатью девятью колоннами дорийского ордера. Размеры двора — около 22 м в квадрате. По сторонам двора располагаются главный зал, небольшая капелла с мраморными стенами и мозаичным полом и ряд других помещений. Перистильный двор, только не квадратной, а прямоугольной формы, также лежит в центре другого, более старого дворца.

Расположенный на юг от храма  Афины Полиады алтарь Зевса в Пергаме, представлявший собой самую грандиозную из построек этого рода, был воздвигнут около 180 г. Четыре ступени служили постаментом данного сооружения, почти квадратного в плане (34 х 36 м). Над ступенями возвышался небольшой цоколь, над которым проходил грандиозный горельефный фриз, представлявший битву богов с гигантами (длина фриза достигала 130 л/, высота 2,3 м). Фриз был увенчан карнизом, верхний край которого находился на уровне пола площадки жертвенника. Над карнизом, по краю площадки, проходила колоннада ионийского ордера, за которой с северной, южной и восточной сторон стояли глухие стены, с внутренней стороны украшенные рельефным фризом (сцены из жизни Тельфа). С западной стороны большой фриз прерывался широкой лестницей, ведущей к алтарю. Доступ к площадке, на которой стоял жертвенник, открывался с лестницы через тринадцать интерколюмниев.

Обрамленные колоннадами галереи  находили самое широкое применение в Пергаме. Такими галереями была обнесена расположенная к югу  от алтаря Зевса рыночная площадь. Сооружены  они были, по-видимому, во времена  Евмена II.

                                                                                                                        

Это широкое распространение  окруженных колоннадами дворов и  площадей знаменует новые устремления  в эллинистической архитектуре, не имевшие еще места в предшествующие эпохи.

С особенностью эллинистического искусства может быть поставлено в связь широкое распространение в данную эпоху садов и парков, с которыми компоновались в единый художественный ансамбль виллы и другие архитектурные сооружения. С тем же своеобразным устремлением к природе была связана буколическая поэзия того времени.

Из архитектурных памятников эллинистической эпохи, сооруженных  в Паптикапее (ныне Керчь), наибольшего внимания заслуживают монументальные подкурганные склепы, перекрытые коробовыми или ступенчатыми сводами.

Особенно грандиозными размерами  отличается находящийся под Керчью так называемый Царский курган, датируемый III в. до н. э. Высота этого кургана, насыпанного из земли и камня, достигает 17 м, окружность 260 м. Выложенный рустованными квадрами дромос ведет в погребальную камеру. Нижние восемь рядов камней стоят отвесно; лежащие над ними четырнадцать рядов постепенно нависают над дромосом, образуя ступенчатый псевдосвод. Длина дромоса достигает 36 м, высота его около 7 м. Квадратная в плане погребальная камера имеет высокий (свыше 10 м) стрельчатый потолок. Стены камеры до четвертого ряда камней — отвесные, затем по углам начинают свисать плиты, придавая верхней части камеры сначала полигональную, а затем круглую форму. Конусообразный псевдосвод закрывается сверху большой плитой.

То время характерно тем, что перерабатываются созданные в предшествующие эпохи типы построек и вместе с тем появляются новые; к числу их относятся Фарос в Александрии, экклесиастерий в Приене, булевтерий в Милете, стой и алтарь в Пергаме, Горологий в Афинах.

Особое значение приобретает  в архитектуре проблема дворца, виллы  и частного дома; архитектурно оформляются  царские корабли и палатки. Светские постройки заметно выдвигаются, хотя немало в это время продолжает строиться и культовых сооружений. Все эти постройки, при всей широте размаха их строителей, уже не заключают  в себе тех героических масштабов, которые имели место в зодчестве V в. Зодчество, как и все искусство  и культура, становится еще более  антропизированным, чем в IV в.

Информация о работе Архитектура древней Греции эпоха эллинизма автор Блаватский