Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:07, реферат
Романский стиль сложился в средневековой западноевропейской архитектуре X—XII вв. в условиях господства феодального строя на основе совмещения византийских и местных строительных форм.
Архитектура замков выражала идею могущества феодала, аристократии в широком смысле и имела развитую оборонную функцию. Архитектура сооружений была суровой, имела крепостной характер. Замки возводили на возвышенных местах, занимая господствующее положение среди природного ландшафта.
Монастыри и соборы строили по заказу христианских орденов, католической церкви. Храмы украшались росписями, рельефами, выражая идею могущества Господа — Творца всего сущего.
В начале XX в. утвердился неорусский стиль. Его основу составляло обращение к лучшим произведениям средневекового русского зодчества (архитектор В. B. Суслов), в частности, московской архитектуры середины XVII в. Лучшее здание в духе древнерусского романтизма — Казанский вокзал в Москве (1914—1917 гг., архитектор А. В. Щусев).
В русле историзма в конце XIX и начале XX вв. получил распространение неоклассицизм. Архитекторы обращались к классической традиции как античной, так и эпохи Возрождения, классицизма, стремились выявить общий художественный характер архитектуры, свойственные ей общие композиционные и пластические особенности. Классическая традиция противопоставлялась индивидуалистичности произведений модерна.
Архитекторы: О. Перре (Франция), П. Беренс (Германия), И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. Щуко (Россия).
Эклектика (эклектизм) (греч. eklektikos — выбирающий) как направление сформировалось с середины XIX в. Суть стиля заключается в механическом соединении разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов в одном произведении.
Все элементы предыдущих направлений и стилей рассматривались как самостоятельно существующие. При этом условием творчества была свобода архитектора и заказчика в выборе того или иного элемента либо мотива. Именно «умный выбор» самых разнообразных средств выразительности был провозглашен творческим кредо эклектиков. Это приводило к поверхностному пониманию архитектуры и декоративному украшательству зданий.
Заказчиком и основным потребителем архитектуры стали первые поколения предпринимателей, выросших из низов, нувориши.
В архитектуре зданий сочетались разнородные (принадлежащие к разным культурам и оторванные от исторического контекста) стилевые элементы или произвольный (в отрыве от целостности художественной системы, откуда выбран элемент) выбор стилистического оформления для фасадов и интерьеров зданий, имеющих качественно иные смысл и назначение. Как замечает Е. А. Борисова: «понятие „эклектика“ может быть распространено не только и не столько на смешение в одном здании декоративных форм различных стилей, сколько на сочетание композиционных приемов одного стиля с декоративными формами другого и на рождение в результате этого чего-то третьего, качественно отличного от того и другого».
Архитекторы: А. И. Штакеншнейдер, В. А. Шретер, И. С. Китнер, Л. Н. Бенуа (Россия).
Модерн (фр. moderne — новейший, современный), ар нуво, югендстиль, сецессион — распространился в Европе и Америке в конце XIX-начале XX вв. как реакция на эклектику.
К этому времени архитектура накопила достаточный опыт применения стилей прошлого, что позволило создать оригинальную современную архитектуру. Это была попытка передовых художников и просвещенной буржуазии преодолеть противоречия и хаос окружающего мира на основе идеалов красоты и гармонии в преддверии грядущей мировой войны.
Модерн вернулся к органичности структуры здания, его эстетика опиралась на новые строительные материалы и конструкции (бетон, металл, стекло, керамика), красота форм отражала гармонию функции, конструкции и эстетики.
Архитекторы использовали
новые технико-конструктивные средства
(каркас) и облицовочные материалы,
свободную планировку, своеобразный
архитектурный декор для
Модерн отвергал исторические формы, искал новую орнаментику. Наибольшего расцвета достиг в тех странах, где раньше блистал стиль барокко. Это связывают со скульптурно-пластическим восприятием форм народами этих стран.
В стиле модерн строили доходные дама, городские особняки и загородные виллы.
Основные черты построек: декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор, извивающийся рисунок на основе плавно текущей линии, изобилие эркеров, веранд, лоджий и балконов, усложняющих форму, керамика, витражи, кованый металл.
Свойства построек: асимметричность и динамичность объемов, свободная планировка, поэтика символизма и абстрактность форм, причудливый живописный орнамент на основе линии, принципиальное отсутствие ордера.
Архитекторы: X. Ван де Вельде, В. Орта (Бельгия), Й. Ольбрих и О. Вагнер (Австрия), А. Гауди (Испания), Ч. Р. Макинтош (Шотландия), Ф. О. Шехтель (Россия).