Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:37, реферат
6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия.
Древняя Месопотамия была обширным регионом Ближнего Востока, простиравшимся от современного Персидского залива в Ираке до Турции и севера Сирии. Точные географические границы у него отсутствовали: на северо-западе равнины вторгались в Сирию, на юго-западе они тянулись до Аравийской пустыни, а на востоке этот регион соседствовал с обширными пространствами Персии.
Введение 3стр.
Глава I: Исторические условия развития 4-9стр.
архитектуры в Месопотамии
Глава II: Памятники архитектуры 10-14стр.
Заключение 15стр.
Приложения 16-18стр.
Список литературы 19стр.
Глава II Памятники архитектуры
Архитектура Месопотамии
из-за постоянных войн была архитектурой
крепостей. Укрепленные ворота с
тяжёлым порталом, колоннами укрепленные
рамы и бронзовые двери –
При почти полном отсутствии местного камня и леса основным строительным материалом здесь всегда была глина, преимущественно в виде кирпича-сырца, укладывавшегося на асфальте. С конца IV тысячелетия до н.э. изредка встречается обожжённый кирпич, но его значение росло медленно. Сырцовый кирпич, а затем и обожжённый кирпич – первые искусственные строительные материалы.
Судя по дошедшим до нас изображениям, кирпичи готовили из речного глинистого ила, добываемого вёдрами из Тигра или Евфрата. Добавляли мелкую гальку и рубленую солому для уменьшения усушки при высыхании и для увеличения прочности (первый композитный материал). Полученную смесь, глинобетон, набивали в деревянные формы-рамки, которые затем снимали. Размеры кирпичей – 38×14×11 см. В Ассирии кирпичи клали один на другой в сыром виде и они склеивались в монолит.
Наряду с сырцовым кирпичом в государствах Месопотамии – Шумере, Ассирии и Вавилoнии – был в ходу и обожжённый кирпич, применявшийся не столько благодаря повышенной прочности, сколько ради большей долговечности. Его соединяли с сырцовым кирпичом, а также сочетали сырцовый кирпич с камнем.
Развитие строительства и архитектуры зданий из кирпича-сырца – главный вклад древнейшей Месопотамии в мировую архитектуру. Обмазанный глиной тростниковый плетень широко применялся и в качестве конструктивной основы стен жилого дома. Дерево местной породы (пальма) и привозное (кедр, сосна) ценилось очень высоко и в основном применялось для перекрытий, деталей дверей, окон и для отделки.
При переходе от палеолита к неолиту в предгорьях появляются глинобитные дома, как бы вылепленные из самой почвы. Таковы постройки конца VI или начала V тысячелетия до н.э. Дома состоят уже из четырёх-пяти помещений. В неправильно разбитых стенах видна тенденция к прямоугольному начертанию плана. Эти постройки означают важную фазу в развитии жилища, переход от пещерного к построенному из глины.
Стремление селиться как можно ближе к рекам вызвало массовое строительство из тростника. В начале IV тысячелетия до н.э. по всей долине появляются поселения из хижин, вырубленных в самих зарослях тростника, высота которого достигает здесь 4-5 м.
Срубленный тростник укладывали на землю и, покрывая слоем глины, трамбовали; так получался пол. Крайние, оставшиеся несрубленными стебли связывались над головой и переплетались срубленными стеблями. Получался каркас островерхой хижины круглой или овальной в плане формы; его обмазывали глиной.
Религия стала ведущей формой складывавшейся идеологии. Как в северной, так и в южной Месопотамии храмы и храмовые центры появились ранее зарождения государства. Культовые сооружения обычно возводились из кирпича-сырца, т. е. в технике более передовой, чем глинобитные и тростниковые дома. Очень рано, с первой половины IV тысячелетия, в храмах наблюдается стремление к монументальности и симметрии.
Уже в начале IV тысячелетия
сложилась схема прямоугольного
храма с главным помещением вытянутой
в плане формы, в котором находились
алтарь и жертвенник. Разработанный
по этой схеме тип храма с двумя
рядами меньших помещений по его
сторонам оказался чрезвычайно удачным
и устойчивым; он применялся в различных
вариантах в течение
Вход был на короткой стороне, святилище имело продольную направленность. В дальнейшем, с выделением храма в отдельное здание, вход обычно устраивался в глубокой нише (айвaне) между массивными боковыми выступами.
Храмы выполнялись также из плоских сырцовых кирпичей прямоугольной формы на глиняном растворе; размеры кирпичей росли с совершенствованием техники изготовления. Кирпичи позволяли создать перевязку в чередующихся рядах кладки и образовать на поверхности стен сложную систему отступов и выступов. Необожжённый кирпич применялся редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водоизоляционного материала широко использовался битум (горная смола). Раствор кладки из кирпича-сырца обычно состоял из глины, иногда с примесью золы и битума. Известковый раствор начинает применяться позднее, примерно с середины І тысячелетия до н.э.
К концу IV тысячелетия зародилась
и развилась характерная для
архитектуры Месопотамии
Вот примеры некоторых зиккуратов о которых нам стало известно:
Лёгкая выпуклость (в плане) задней и боковых граней усиливала впечатление несокрушимой мощи. Три лестницы сходятся непрерывными маршами на высоте около 15 м и кажутся бесконечными. Мощный взлёт лестниц подчеркивает нерасчленённость самого массива, выявляя огромный масштаб и мрачное величие зиккурата.
Зиккурат города Чуга-Замбиле (см. рис. 2). Высота этого сооружения - 52,6 м (высота сохранившейся части в настоящее время - 25 м). Крытые сводчатые внутренние лестницы ведут наверх.
Раскопки показали, что зиккурат был построен из обожженных кирпичей.
На кирпичах имеется надпись, что зиккурат строился в честь эламского божества Иншушинаку.
Главный вход был украшен магическими стражами - грифонами, и покрыт цветной глазурью.
Первоначально все храмы строились, по-видимому, на высоких платформах, что отразилось в Шумерском обозначении всякого храма – «э-кур» (буквально «дом горы»).
В IV тысячелетии до н.э. стены
жилых домов и храмов делались
почти глухими, иногда со щелями для
проветривания под самой
Для поселений Двуречья и Месопотамии вообще в III тысячелетии до н.э. характерна сплошная застройка кварталов с общими стенами между отдельными домами и выходящими на улицу глухими фасадами с оконцами под самой крышей. Такая застройка требовала, чтобы в центре дома был либо дворик, либо помещение, стены которого возвышались бы над крышей остальных; тогда свет мог проникать через него в окружающие помещения.
Трудно себе представить
более яркое выражение
Другим типом сооружения был дворец. Царские резиденции, в особенности дворцы ассирийских владык, имели сложную внутреннюю структуру. Дворец Саргона II в Хорсабаде был возведен на укрепленном основании и наряду с городскими стенами служил бастионом. Цитадель двадцатиметровой высоты была пронизана каналами со сводчатыми перекрытиями: по ним сточные воды выводились за пределы города. Сам дворец был одноэтажный, с множеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В одной его части располагались царские апартаменты, в другой – помещения для женщин; во дворце размещались также службы и храм правителя. Большинство помещений представляли собой узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные толстыми стенами. На плане (рисунок 3) распределение помещений нижеследующее: парадные залы составляют массив М; службы (сараи, конюшни, булочные и пр.) группируются вокруг внутреннего двора С и эспланады В (последняя величиной в 1 гектар); фасады дворцовых амбаров обращены на эту эспланаду.
Что касается части комплекса А, то существовало предположение, что она была занята гаремом, главным образом на основании найденной здесь надписи Саргона, в которой он объявляет себя строителем дворца, предназначенного для отдыха и развлечений. Однако текст надписи неясен и возбуждает сомнение тем, что укреплена надпись в таком укромном месте, где посетитель едва ли смог бы ее прочесть. Подобное предположение покажется еще более сомнительным, если вспомнить, что над помещением А господствует башня Т и что доступ в них открывается через входные двери. Гарем вернее всего помещался во внутренней части дворца — на месте, где теперь течет Тигр. Часть А, может быть, была занята помещением для войск охраны, или залами для аудиенций, или, быть может, тут располагались покои для почетных гостей. На плане рисунка особо выделены помещения, на стенах которых как бы развернуты страницы пышной исторической хроники с изображениями подвигов и охот монарха.
Через главный вход S открывается доступ в первый зал; далее, через боковую дверь мы входим в большой центральный зал М, по сторонам которого анфиладой располагалось шесть дверей. Последняя дверь Z открывалась на площадку, где находился трон Н, но проходящий через эту дверь лишь сбоку видел царский павильон и сейчас же терял монарха из виду, так как принужден был продолжать свой путь по анфиладе V, ведшей к выходу.
Стены были украшены каменными барельефами, изображавшими монарха в битвах и на охоте. Камень, доставлявшийся издалека, использовали только для украшения. Многоцветные ткани служили завершающим аккордом в убранстве интерьеров. Крылатые быки и львы с человечьими головами охраняли вход во дворец, а облицовка из цветных глазурованных кирпичей сверкала под солнцем. Жители Вавилона использовали именно этот материал для украшения Ворот Иштар: на ярко-синем фоне представлены барельефные изображения фантастических животных. В эпоху Ахеменидов персы заимствовали этот тип декора вместе с крылатыми чудовищами и некоторыми другими элементами культуры Месопотамии. Характерной чертой внешнего вида ассирийских дворцов было отсутствие окон в первом этаже: внутренность азиатского жилища должна была оставаться недоступной посторонним взорам. Рельефы, если они изображают осветительные отверстия, дают таковые в виде бойниц, помещенных под самым потолком. Пользовались светом, шедшим со дворов, и тем, который проникал через наддверные отверстия. И все же в целом ассирийский дворец поражал более своими размерами и пышностью интерьеров, чем качеством архитектурной формы.
Ассирийские города имели прямые улицы с мостовыми, вымощенными плитами. Обычно углы домов располагаются по направлению стран света для того, чтобы наиболее целесообразно по четырем фасадам дома распределить солнечный свет, а также избежать жары.
Города были обнесены мощными стенами укреплений: Месопотамия — классическая страна крепостей. Город Вавилон был целой небольшой провинцией, обнесенной защитительными стенами, внутри которых были возделанные поля, питающие население во время осады. Хорсабад — лишь комплекс домов, охваченных укрепленной стеной; река его не пересекает, так как опасались, чтобы через нее не проникла неприятельская флотилия. Этой возможной опасности придавали такое значение, что в Вавилоне, где город посередине был перерезан рекой, постарались укрепить оба берега непрерывной линией фортов.
И не только от внешнего врага старались защитить себя, никогда не забывали и о восстаниях внутри страны. Мост соединял обе части Вавилона, но это был раздвижной мост, флигель которого состоял из толстых дубовых досок, раздвигавшихся каждую ночь. Совершенно так же в настоящее время улицы Дамаска разделены друг от друга воротами, которые, будучи закрыты ночью, делят город на несообщающиеся части.
Укрепленные стены Вавилона были тройными. В Хорсабаде, месте второстепенного значения, имеется лишь одна стена, глинобитная, на каменном фундаменте, замкнутая квадратными в плане башнями.
У основания стен не найдено
следов рва. Очевидно, между стеной
и рвом имелась широкая рисберма,
предохранявшая от возможной опасности
сорваться в ров, вполне вероятной
при глинистой почве
В Хорсабаде мы имеем вертикальный
профиль стен. Стены всех крепостей
на рельефах показаны с зубцами; видны
бойницы, такие же, как описанные
нами в египетских укреплениях. Иногда
зубцы стен защищались с внешней
стороны маскировальными
Заключение
Если проанализировать все выше сказанное, то можно сделать следующие выводы.
Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составляющих ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой. Арабской, индийской, а позже и культуры Византии.
Несмотря на ранний период формирования этой культуры, она содержит в себе много удивительных догадок, а иногда и открытий, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие различных областей науки и искусства.
В результате исследования прослеживается связь 2-х цивилизаций. Искусство Месопотамии так же старо, как и египетское. С древнейших времен тесные узы соединяют обе архитектуры - месопотамскую и египетскую. Египет и Месопотамия никогда не были обособленными культурными центрами. Но в особенности это относится к периоду XVIII династии, когда усилилась их взаимная связь. Армии Хатшепсут доходят до пределов Евфрата. По возвращении из этих походов царица пытается вызвать новый расцвет египетского искусства, свидетелем чему является многоэтажный храм в Дейр-эль-Бахри. О взаимном влиянии цивилизаций не приходится спорить, спорным остается лишь вопрос о первостепенности отдельных разработок в каждой из них.